Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как долго ждать выплаты по тотал». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последствия наступления страхового случая могут быть настолько плачевными, что приходится говорить о тотальном уничтожении автомобиля: если повреждено более 65-80%, то восстановление автомобиля признается экспертом экономически нецелесообразным. Так как после такого ущерба машина не может быть восстановлена.
У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.
Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.
Признание полной гибели авто означает превышение стоимости ремонтных работ для восстановления над рыночной стоимостью. Водителю не всегда понятно, как страховщики признают ТС таковым.
Исходя из понятия, собственник представляет себе груду железа, которой место только на пункте приёма металлолома. Но, на практике всё не так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, транспортное средство признаётся страховой компанией полностью погибшим в тех случаях, когда его невозможно восстановить или если расходы на восстановление будут равны или превысят рыночную стоимость аналогичного автомобиля.
Страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если траты на ремонт составляют 70% и больше от рыночной цены машины.
Признание зкономической тотальной гибелью ТС означает отсутствие выгоды для страхователя в ремонте ТС.
Что такое полная гибель автомобиля «тотал»
Полное уничтожение автомобиля без возможности последующего восстановления или проще говоря «тотал» — это ситуации, когда либо стоимость страхового возмещения не способна покрыть все расходы на ремонт, либо заниматься восстановлением в целом нецелесообразно.
Зачастую в страховом деле можно встретить два четких правила, при котором с большой долей вероятности будет признан так называемый «тотал»:
- когда оценочная стоимость восстановительных работ превышает 70-80% от назначенной максимально возможной страховой суммы;
- если технически не представляется возможным произвести ремонт, либо целесообразнее вообще не восстанавливать машину, а сразу же отправить ее на утилизацию.
Эти ситуации можно назвать классическими и самыми распространенными, но вообще у каждой страховой компании могут действовать свои особенности, которые изначально прописываются в заключенном договоре.
Однако не все бывает просто и с подачей документов. Либо страховщик не согласен с мнением владельца, либо владельца не устраивают некоторые пункты соглашения (к примеру, встречаются случаи, когда компании проще признать «тотал», хотя машина на ходу и в целом при желании может быть успешно восстановлена).
Тогда можно воспользоваться правилом абандона. Абандон по КАСКО – это право владельца передать автомобиль в собственность страховой компании, а взамен получить компенсацию, положенную по договору. Нередко это самый простой и быстрый способ получить деньги и забыть о проблеме.
Несомненным плюсом абандона в страховании автомобиля по КАСКО является то, что по закону автовладельцу достаточно просто передать соответствующее заявление страховщику, после чего запускается процесс. Но и минус тоже имеется: страховые компании зачастую все случаи абандона стараются решать через судебное разбирательство, а это требует много времени и сил.
Понятие «тотал в страховании каско» охватывает события, повлекшие за собой значительное (до 70–80%) разрушение конструкции, узлов и агрегатов автомобиля. В таком случае ремонт невозможен или очень затратен, отчего он лишен экономического смысла. Решение признать полную конструктивную гибель ТС принимают специалисты страховой компании после осмотра, оценки и анализа технического заключения экспертов.
Основанием для признания тотала выступают следующие обстоятельства:
- серьезная дорожная авария;
- пожар;
- природные катаклизмы (наводнение, ураган, смерч и др.);
- ущерб от противоправных деяний третьих лиц (поджог, угон с ДТП и др.).
Когда тотал не действует
Тотал автомобиля по каско наряду с другими страховыми продуктами имеет исключения, освобождающие страховщиков от предоставления компенсации.
Если полная гибель машины произошла в результате умышленных действий автовладельца и страховщик располагает доказательствами этого факта, в возмещении вреда будет отказано.
Вероятно отрицательное решение в случае нахождения страхователя во время дорожной аварии в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Проблемы с выплатами возникают при обнаружении технических неисправностей, повлиявших на возникновение страхового случая.
Отказ неминуем при внесении в договор заведомо ложных сведений о транспортном средстве, при управлении автомобилем в момент ДТП лицом, не указанным в документах на право вождения.
Под страховой случай не подпадают стандартные обстоятельства:
- решения органов власти, приведшие к гибели авто;
- конфликт с применением ядерного оружия;
- боевые действия, военные спецоперации;
- забастовки, митинги.
Тотал кредитного авто
Поскольку многие транспортные средства приобретаются в кредит, возникает вполне закономерный вопрос: как происходит по кредитным авто выплата по каско, если машина признана тоталом? При заключении автокредита банк обязывает не только приобретать бланк добровольной защиты, но и назначать финансовую компанию выгодоприобретателем на весь срок действия кредитного договора.
Это означает, что все выплаты от страховщика первым будет получать банк. В случае признания тотала страховщик:
- делает экспертизу и официальные документы, подтверждающие сумму убытка;
- направляет письменное соглашение в банк, в котором спрашивают, куда перечислять денежные средства;
- получает официальный ответ и делает перевод компенсационной выплаты.
Если долг по кредиту меньше размера страховой выплаты, то компенсация делится между банком и страхователем. В официальном ответе финансовая компания указывает счет заемщика и прописывает точную сумму задолженности по кредитному договору, в пределах которой является выгодоприобретателем.
Также страховщик может сделать перевод в полном объеме на счет банка, когда тот в свою очередь спишет необходимую сумму и пригласит заемщика для получения оставшейся суммы.
Кредитный автомобиль и его полная гибель
При покупке автомобиля в кредит банки выставляют обязательное условие — покупка полиса КАСКО. Это делается не только из прихоти кредитной организации. Посудите сами, при наступлении ДТП выплата по КАСКО кредитной машине причитается банку, ведь именно он является выгодоприобретателем. Банк забирает себе часть денег в счет погашения кредита, а остаток перечисляет водителю.
Возможно полученных финансов и недостаточно для первого взноса на такое же авто, но это намного лучше, чем остаться без средства передвижения и несколько лет выплачивать за него кредит.
Стоит отметить, что на практике возможна ситуация, когда банк просто забирает все деньги себе, а водитель остается ни с чем. Поэтому выгоднее перекрыть кредит и снять обременение с ТС, тогда вся выплата достанется автовладельцу и он сможет закрыть долг и остаться с деньгами. Кроме этого, в соответствии с договором абандона собственник ТС может получить всю сумму без учета износа. Только доказывать свое право в основном приходится в судебном порядке.
«Рыночные» способы расчета тотала
Зачастую СК выгодно установление полного уничтожения автомобиля. Таким способом компания пытается сократить свои финансовые потери на восстановительных работах. При попытке получить выгоду за счёт владельца транспортного средства страховщики проявляют крайнюю изобретательность, вплоть до проведения недействительных торгов, где выставляются годные остатки автомобиля.
1. Гарантированный выкуп
Для оценки ущерба страховщик выставляет битую машину на аукцион и ждет лучшего предложения от заинтересованных лиц. Как это работает? Покупатели с разных концов нашей необъятной Родины устраивают битву ставок и завышают стоимость автомобиля.
Разумеется, выкупать авто по завышенной цене никто не собирается. Цифра нужна только для определения стоимости остатков деталей для ремонта машины, что соответственно влияет на размер выплаты. Чем дороже остатки, тем ниже возмещение. В итоге владелец пострадавшей машины получает выплату намного ниже причитающейся.
2. Манипуляции с доаварийной стоимостью автомобиля
Еще один способ снизить выплаты по страховому случаю — занижение доаварийной стоимости автомобиля. Законодательно утвержденной методики нет, поэтому страховщики действуют по своему усмотрению – оценивают машину по средней «рыночной» стоимости.
Например, в вашем регионе продаются 40 автомобилей вашей марки и вашего года выпуска. Для расчета средней стоимости страховая компания возьмет 15 наиболее дешевых предложений и комплектаций. Если у вас была машина с АКПП, то велика вероятность, что в расчете будут машины с МКПП. При таком подходе рассчитывать на адекватную оценку не приходится.
3. Завышение стоимости годных остатков
Законом «об ОСАГО» установлено, что полная гибель пострадавшего автомобиля должна возмещаться в размере ее рыночной цены, сложившейся на момент аварии, за вычетом из нее стоимости всех годных остатков (статья 12, пункт 18).
Оценка стоимости годных остатков – любимый способ манипуляций со стороны страховой компании.
Единственный законный способ –это расчет по методическим рекомендациям Минюста для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» для судебных экспертов и Закону «Об оценочной деятельности в РФ». Но зачастую страховщики предпочитают применять рыночный способ. Это схема, аналогичная гарантированному выкупу. Стоимость годных остатков определяется по лучшему предложению покупки. То есть страховая компания ищет покупателя, который предложит самую выгодную цену, и на основе этого предложения выносит заключение о стоимости запчастей. Для клиента такая оценка может получиться крайне невыгодной. Например, некий покупатель, живущий в 5 000 км от вас, может предложить за разбитую машину 300 000 рублей, при том, что в вашем регионе ее получится продать от силы за 150 000 тысяч.
Получить выплату по «тоталу» может быть выгодно в случае с недорогим автомобилем, если уцелевших деталей осталось немного. При этом выплаты при гибели дорогостоящих автомобилей с небольшим количеством годных остатков будут не выгодны страхователю. Но выгодны страховщику, если авто останется у него. А страховая выплата, ограниченная 400 тысячами рублей, вряд ли утешит владельца разбитой иномарки.
Как получить выплату по полной гибели автомобиля
При тотальном уничтожении автомобиля для получения компенсации по ОСАГО действия автовладельца не отличаются от стандартных.
Шаг 1
Непосредственно после ДТП вызывают работника страховой и инспектора ГИБДД. До их прибытия проводят подробную фото и видеофиксацию последствий аварии и повреждений на обоих машинах. Обмениваются информацией с водителем второго авто:
- основными данными гражданских паспортов;
- информацией из страхового полиса, номером спецзнака (крепится на лобовом стекле).
Кто проводит экспертизу
При аварии страхователь обязан заявить о наступлении страхового случая по ОСАГО в страховую компанию в течении пяти дней. Страховщик назначает проведение экспертизы по установлению фактического ущерба и наличия годных остатков. У каждой страховой компании есть свои оценщики и эксперты, с которыми они работают.
При этом пострадавший имеет право заказать независимую экспертизу — для этого он должен будет обратиться в специализированную компанию. Для этого требуется оплатить услуги экспертов и предоставить автомобиль для оценки. На независимую экспертизу, проводимую по инициативе страхователя, приглашается виновник ДТП — для этого необходимо направить ему соответствующую телеграмму.
Результатом экспертизы является заключение о состоянии автомобиля. В зависимости от соотношения поврежденных деталей, узлов, механизмов и прочего к уцелевшим, транспортное средство признается полностью погибшим либо подлежащим восстановлению.
Собственнику авто выгоднее заказать независимую экспертизу и сравнить данные с результатами оценки страховщика. Эксперты от страховой компании могут занизить размер выплаты — например, включить в нее износ или слишком дорого оценить годные остатки.
Можно ли потребовать отремонтировать?
Если по расчету по страховому случаю получается полная гибель, в таком случае требовать отремонтировать авто бессмысленно.
Данная норма прямо прописана в Законе об ОСАГО, и выплата должна производиться деньгами.
Но всегда можно пробовать договориться. Например, можно согласиться на использование оригинальных б/у запчастей или новых, но аналогов, которые будут дешевле оригиналов. В таком случае, возможно, страховщик и сервис согласятся отремонтировать ваш автомобиль вместо признания тотала.
Но не стоит забывать об экономической выгоде страховых компаний. Они в первую очередь будут делать так, как им выгоднее по деньгам:
- если целесообразнее платить – заплатят,
- если ремонтировать, тогда отремонтируют.
Благо за клиента им переживать не надо, поскольку страхование ОСАГО для всех обязательно.
Страховая сама расторгла полис – что делать?
Нестыковкой в формулировках успешно пользуются страховщики, когда им выгодно. Они самостоятельно расторгают договор, часто, даже не сообщая об этом страхователю. Они подменяют понятие гибель (утрата) на полную гибель, которое используется только лишь для целей подсчета размера ущерба и ни в коем случае не свидетельствует о том, то ТС нельзя восстановить, или оно не может быть в дальнейшем быть использовано по назначению.
Что делать, если ваша страховая компания расторгла договор ОСАГО? Порядок действий приблизительно такой:
- получите от страховщика письменное подтверждение (ответ) о том, когда и на каком основании был прекращен договор;
- подайте заявление о разногласиях в страховую компанию и потребуйте признать договор действующим – здесь страховщик чаще всего либо не отреагирует на такое письмо, либо пришлёт отказ, мотивировав это тоталом по ОСАГО;
- подайте обращение финансовому уполномоченному по данному спору (но и здесь с вероятностью в 99% финуп ответит, что он не рассматривает нефинансовые требования к страховщику, но такое обращение поможет сэкономить время, если вас развернут в суде и отправят к финупу);
- далее остаётся только обратиться в суд за защитой своих прав – в исковом заявлении необходимо указать о понуждении страховщика признать договор действующим.
Ну и в любом случае страховщик, если признал, что договор прекратил своё действие, обязан был выплатить вам стоимость страховки за неиспользованный период. При этом, датой прекращения договора для расчета дней будет дата ДТП.