Как формируется пенсия по выслуге лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как формируется пенсия по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Кому положена пенсия за выслугу лет

Эта пенсия устанавливается при особых условиях труда:

  1. Длительная подземная работа.
  2. Работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
  3. Работа, связанная с возможным риском преждевременным профессиональным старением.

Возраст и трудоспособность пенсионера при назначении пенсии не учитываются. Вычисление выслуги лет зависит от особенностей и условий труда работы. Стаж должен быть определенной продолжительности (кроме работников гражданской авиации, если работу пришлось оставить по состоянию работы летной работы)

Пенсия за выслугу лет положена:

  • работникам просвещения и здравоохранения;

  • летно-подъемному составу гражданской авиации;

  • работникам театров, кино и иных коллективов;

  • военным и МВД;

  • прокурорам, судьям;

  • работникам ФНС, полиции и таможни;

  • другим.

Как проводится расчет пенсии?

В расчете используется следующая формула:

СП = ФВ * К + ПК * С * К, где:

  • ФВ – фиксированная пенсия (та часть, которая будет гарантированно выплачена);
  • К – премиальный коэффициент;
  • ПК – годовой индивидуальный коэффициент;
  • С – стоимость одного балла.

Индивидуальный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

ИПК = СВ / СВmax х 10, где:

  • СВ – страховые взносы, которые выплачивает работодатель;
  • СВmax – максимальный объем страховых взносов по тарифу 16%.

Расчет льготной пенсии осуществляется в стандартном порядке. Однако существуют исключения. Размер пенсии для военнослужащих рассчитывается особым образом:

(ОВД + ОВЗ + НВЛ) * 0,55 + 0,03, где:

  • 3% — коэффициент, который начисляется за каждый год службы сверх стажа;
  • ОВД – оклад;
  • ОВЗ – выплаты за звание;
  • НВЛ – надбавка, определяемая выслугой;
  • 0,55 – % от стабильных выплат.

В данной формуле учтены дополнительные значения, которые актуальны именно для военнослужащих.

Назначение пенсии за выслугу лет

Многих граждан интересуют вопросы о том, каким образом осуществляется назначение установленной государством пенсии по выслуге лет. Сразу следует отметить, что данная процедура носит заявительный характер. То есть заинтересованному лицу самому придется обращаться в уполномоченную инстанцию. Такой инстанцией является местное отделение пенсионной службы.

Следующей задачей заинтересованного лица станет предоставление уполномоченному сотруднику всех необходимых документов. Подобные бумаги должны официально подтвердить тот факт, что у гражданина действительно имеется законное право на получение пенсионного обеспечения на основании выслуги лет. В зависимости от конкретной профессии, которая имеется у гражданина, необходимый стаж может составлять от 15 до 25 лет.

На первом же приеме в пенсионной инстанции гражданину необходимо будет составить личное заявление. В нем он выражает свои намерения относительно раннего ухода на отдых. Как правило, заявление формируется в свободном порядке. Образец всегда можно попросить у представителя уполномоченной организации.

После того, как заявление будет готово, оно, вместе с дополнительными документами, отправляется на проверку пенсионной организации. Если никаких ошибок или расхождений с реальным положением вещей выявлено не будет – специалистом принимается положительное решение об удовлетворении требований посетителя. Далее, со следующего месяца, денежные средства будут в первый раз переведены на счет получателя.

Экономическая функция и ее подфункции

Экономическая функция включает в себя обеспечительные и производственные подфункции. Обеспечительные подфункции пенсии по выслуге лет проявляются в качестве основного источника дохода для пенсионеров, средств для того, чтобы удовлетворять их потребности и поддерживать жизнедеятельность.

Замечание 1

Реализацией данной подфункции является регулирование максимальной и минимальной пенсии за выслугу лет и других видов выплат.

Производственная подфункция является положительным воздействием на процессы, связанные с экономикой, которые протекают в обществе и на рынке труда. В данную подфункцию включены несколько, относительно самостоятельных компонентов:

  • стимулирующий – содержит мотивационные механизмы, поощряющие людей в работе, при наличии особых условий труда к тому, чтобы получать высокие зарплаты и после выхода на пенсию владеть льготами в случае ее назначения, получать более высокую пенсию;
  • также существует компонент смены трудовых поколений, выявляющий роль выплат за выслугу лет при том, что гражданин выводится из трудового процесса, чтобы заменить его на более молодого сотрудника;
  • пенсия за выслугу лет, которую назначают для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, включает себя очень важный мотивационный компонент за счет того, что данная работа связана с постоянным риском для жизни здоровья служащих и членов их семей. Целью государства является заинтересовывание высококвалифицированных кадров, чтобы они поступали на службу государству, а в качестве стимула предлагается пенсия за выслугу лет.

Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:

Год, когда работник достигнет пенсионного возраста

Минимальный стаж

Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно

2018 16 56 лет / 61 год
2019 16,5 56,5 лет /61,5 год
2020 17 57 лет/ 62 года
2021 17,5 57,5 лет / 62,5 года
2022 18 58 лет / 63 года
2023 18,5 58,5 лет / 63,5 года
2024 19 59 лет / 64 года
2025 19,5 59,5 лет / 64,5 года
2026 и более 20 60 лет/ 65лет

Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.

Как формируется пенсия госслужащих

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Рекомендуем прочесть: Как Узнать Свою Очередь На Квартиру В Москве Онлайн

Условия и порядок назначения пенсий по инвалидности государственным служащим

Порядком назначения заработной платы при начислении пенсии государственным служащим (утвержденным постановлением Кабмина № 865 от 31.05.2000 г.) определено, что в случае смены структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судей и других органов выплаты, получены лицом за период до изменения структуры заработной платы, включаются в заработок для начисления пенсии без корректировки.

— В соответствии со ст. 37 Закона Украины « О государственной службе», пенсия по инвалидности государственному служащему назначается при условии, что у него имеется страховой стаж, установленный для назначения пенсии по инвалидности по Закону Украины « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», стаж государственной службы — не менее 10 лет, а также инвалидность

Читайте также:  Единовременное пособие при рождении 2 ребенка в 2023 году в Башкирии

Рекомендуем прочесть: На беговой прием крови

Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)

с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%

с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%

с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.

с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.

Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).

Заключение

В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.

Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».

Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.

На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.

Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).

Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.

Порядок исчисления и размеры пенсии по выслуге лет

установлен в ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с этим законом формула расчета размера государственной пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих имеет следующий вид:

П — размер государственной пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет;

СЗ — среднемесячный заработок федерального государственного гражданского служащего, определяемый в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

СП — страховая пенсия по старости (по инвалидности), фиксированная выплата к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленные в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ;

Ст — число полных лет стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет.

Минимальная выслуга для пенсии

В последние годы в СМИ все чаще обсуждается вопрос о возможном увеличении минимальной выслуги лет военнослужащих для назначения им пенсии за выслугу (ПВЛ). Особенно эта тема обострилась в 2018 г. при разработке новой Пенсионной реформы, стартовавшей 01.01.2019 г. Однако инициативы Министерства финансов РФ повысить минимальную ВЛ начиная с 2019 г., не были поддержаны В. В. Путиным, поэтому в 2022 г., согласно ст. 13 ФЗ № 4468-I от 12.02.1993 г., военнослужащие (сотрудники иных силовых ведомств РФ) могут рассчитывать на назначение:

  • чистой ПВЛ (исключительно за стаж военной службы) — при минимальной выслуге в 20 лет;
  • смешанной ПВЛ (за общий стаж — «военный» и «гражданский») — при наличии у них ВЛ в 12,5 лет (общий стаж при этом должен достичь 25 лет).

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

Читайте также:  ИП продал машину как физическое лицо должен ли платить налоги в 2023 году

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.

В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:

1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.

2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при вы��луге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.

В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.

4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.

5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.

Читайте также:  Расчет финансового результата инвестиционного товарищества расчета по страховым взносам

6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).

7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.

Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, – в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Для начисления пенсии по каждой категории граждан в российском законодательстве приняты постановления об определении круга должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии, а также правила ее начисления. Так, например, для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 установлены список работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, с учетом которых досрочно устанавливается пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Список выглядит следующим образом.

Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств:

1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше);

2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *