Списание продуктов питания в бюджетных учреждениях здравоохранения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание продуктов питания в бюджетных учреждениях здравоохранения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. Во многих бюджетных учреждениях, таких как больницы, организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание. При этом должен составляться «План-Меню» на две (или даже четыре) недели. В этом двухнедельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания. Организуя питание за счет бюджетных средств, необходимо вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях — персональный.

Заполнение справочников

Начало учета питания следует начать с заполнения необходимых справочников.

Для начала обратимся к справочнику «Номенклатура». Для полного удобства рекомендуется создать отдельную папку для «Продуктов питания». Тогда для всех новых элементов этой группы тип номенклатуры будет присваиваться автоматически. По мере поступления продуктов в учреждение можно заносить новые элементы номенклатуры в справочник. Также в этот справочник необходимо внести еще одну новую папку, присвоив ей тип номенклатуры «Готовое блюдо». Для каждого блюда необходимо указать наименование, тип номенклатуры «Готовое блюдо» и единицу измерения (складскую). После записи данного элемента становится доступной закладка «Спецификация». В данном случае под спецификацией понимается состав продуктов питания, которые используются для приготовления данного блюда, с указанием количества расхода. Для каждой номенклатуры можно вводить несколько спецификаций. Спецификация представляет собой «рецепт» блюда. При заполнении спецификации необходимо указать наименование, номенклатуру (готовое блюдо, для которого вводится данная спецификация), количество/выход (в данном параметре указывается вес блюда, для которого указывается спецификация). Значение данного реквизита указывается в единицах измерения, заданных в карточке «Готовое блюдо». На закладке «Состав» указываются продукты, из которых готовится блюдо, причем в количестве, необходимом для приготовления одной порции блюда. Обратите внимание, что спецификация готового блюда не всегда точно соответствует составу блюда, и при вводе в программу имеет следующие особенности:

  • расход продуктов в спецификации следует указывать в тех единицах измерения, в которых ведется учет продуктов питания;
  • если для приготовления готового блюда согласно составу требуется использовать продукты-полуфабрикаты, то в спецификации блюда необходимо точно описывать все продукты и количество их расхода для изготовления данного блюда;
  • расход продуктов следует указывать с учетом отходов.

Унифицированные формы учетных документов по учету продуктов питания

N формы
Код формы
 Наименование формы 
44-МЗ
 - 
Меню-раскладка 
23-МЗ
 - 
Раздаточная ведомость на отпуск отделениям рационов 
питания
1-85
 - 
Карточка-раскладка 
ОП-5
 0330505 
Закупочный акт 
М-7
 0315004 
Акт о приемке материалов 
 - 
 - 
Книга учета материальных ценностей 
 - 
0504202
Меню-требование на выдачу продуктов питания 
 - 
0315006
Требование-накладная 

Списание естественной убыли продуктов питания

В процессе приготовления пищи (готовой продукции) могут иметь место потери продуктов питания. Списание естественной убыли готовой продукции производится на основании оправдательных документов (актов) только по результатам проведенной инвентаризации.

Бюджетными учреждениями — получателями бюджетных средств естественная убыль списывается с кредита счета 0 105 37 440 в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от того, где имело место применение готовой продукции (п. 27 Инструкции N 162н) [5]:

  • 0 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
  • 0 109 81 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов».

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают естественную убыль готовой продукции с кредита счетов 0 105 27 440, 0 105 37 440 также исходя из смысла операции в дебет следующих счетов (п. 43 Инструкции N 174н) [6]:

  • 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
  • 0 109 80 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;
  • 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов».

Размещение заказов на поставку продуктов питания

Поставка продуктов питания в учреждения здравоохранения осуществляется посредством заключения с их поставщиками договоров. Порядок заключения договоров зависит от суммы поставки. Так, если сумма поставки по договору превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, то учреждению здравоохранения следует заключить договор в порядке, регламентируемом Федеральным законом N 94-ФЗ . Заметим, что согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в РФ составляет 60000 руб.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение государственного заказа (заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров) может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Выдача продуктов питания со склада (из кладовой) на пищеблок

Отпуск продуктов питания со склада (из кладовой) на пищеблок производится через шеф-повара (повара) на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) (далее — Меню-требование), которое составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц. Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из Меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания. Согласно п. 19 Приказа N 530 Меню-требование составляется на основании сведений о наличии больных по состоянию на 9 часов утра текущего дня. Практически в учреждениях здравоохранения Меню-требование составляется накануне, а данные о количестве довольствующихся лиц собираются на определенное приказом руководителя время, например на 15 часов текущего дня.

Необходимо отметить, что в случае изменения количества больных по сравнению с данными на начало дня, указанными в Меню-требовании, свыше трех человек диетсестра пищеблока составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания на склад выписывается Требование-накладная (ф. 0315006), а при уменьшении потребности в продуктах питания излишки сдаются на склад согласно Требованию-накладной этой же формы с пометкой «Возврат».

Меню-требование и Требование-накладная прилагаются к реестру сдачи документов (расходов) и сдаются в бухгалтерию. Сотрудники бухгалтерии систематически проверяют полноту и правильность записей прихода и расхода продуктов питания в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), заверяя их своей подписью (п. 17 Приказа N 530).

Глава 1. Задачи учета продуктов питания

Основными задачами учета продуктов питания в бюджетных учреждениях являются:

обеспечение сохранности и контроля за движением и использованием всех продуктов;

соблюдение установленных норм запасов и расходов продуктов;

своевременное выявление неиспользуемых продуктов, подлежащих реализации в установленном порядке;

получение своевременных и точных сведений об их остатках, находящихся на складах и в кладовых учреждений.

В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета продуктов питания необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета.

Продукты питания принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости, которая складывается как сумма затрат:

на оплату поставщику в соответствии с договором поставки,

на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с приобретением продуктов питания,

таможенные пошлины и иные платежи,

транспортные расходы, включая страхование доставки,

иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Инструкция №25 предусматривает включение транспортных расходов по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного, для лечебно — профилактических, детских и других социально — культурных учреждений в фактическую стоимость запасов. По этому, при доставке различных видов продуктов единовременно у бухгалтера возникает необходимость распределения транспортных расходов. Чаще всего применяется способ распределения пропорционально стоимости доставленных продуктов, поскольку это самый простой и нетрудоемкий способ. Выбранный учреждением способ распределения транспортных расходов должен быть оговорен в приказе по учетной политике

Читайте также:  Дачная амнистия 2023 года

При формировании фактической стоимости продуктов, приобретаемых за счет внебюджетных средств бюджетного учреждения в сумму включается налог на добавленную стоимость, следует обратить внимание на порядок отражения его в учете:

Налог на добавленную стоимость включается в фактическую стоимость продуктов в случае приобретения их:

за счет бюджетных средств;

за счет целевых средств;

за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, если эти продукты используются в бюджетной деятельности.

за счет внебюджетных средств

Если продукты приобретены за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, и использованы в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, налог на добавленную стоимость отражается на отдельном счете 02 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Если бюджетное учреждение получает продукты безвозмездно или по договору дарения, тогда эти продукты отражаются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету, с учетом сумм уплачиваемых за доставку.

Организация лечебного питания. Выполнение требований

Организация лечебного питания в нашей стране происходит по установленным законодательством требованиям, каждое из которых должно быть выполнено. Нарушение требований нормативно-правовых документов означает отсутствие организации системы лечебного питания.

Основным нормативным документом по организации лечебного питания, определяющим основополагающие требования к лечебному питанию, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статье 39 «Лечебное питание» закона указаны основные определения и направления, которые должны быть приняты и выполнены:

  1. Лечебное питание — питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
  2. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
  3. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
  4. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Поступление материальных запасов: типовые проводки

Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.

Операция

Дебет

Кредит

Приобретение за плату

Приняты к учету

0 105 ХХ 340

0 302 34 730

Произведена оплата поставщику

0 302 34 830

0 201 11 610

Оборот по забалансовому счету 18

Безвозмездное получение

МЗ приняты к учету от головного учреждения

0 105 ХХ 340

0 304 04 340

МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления

0 105 ХХ 340

0 401 10 194

Изготовление готовой продукции

Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости

0 105 Х7 340

0 109 60 2ХХ

Письма с обоснованием:

Скачать Письмо МЧС от 06.11.2012 года № 14-8-4766 об аптечке АИ-4

Скачать Письмо Минздрава от 28.07.2014 г. № 01И-1108/14 о применении аптечек индивидуальных типа АИ-2, АИ-4

Приказы по теме:

Скачать Приказ Минздрава России от 15.02.2013 г. № 70н (ред. от 09.02.2016) «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи»

Скачать Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 (ред. от 30.06.2014) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»

На вопрос ответила моя помощница Светлана Подберезина.

Автоматизация учета продуктов питания в медицинских учреждениях

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

  • воспитанников дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13[4];

  • обучающихся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08[5];

  • обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

  • обучающихся, получающих высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15[6].

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08 (п. 14 Рекомендаций).

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Читайте также:  С кокого числа действует льгота проезда в электричке для пенсионеров 2023 году

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

  • учет продуктов питания;

  • учет готовых блюд;

  • учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление материалов от поставщика

Испорченные продукты – обычное явление для предприятий торговли и общественного питания. Списывают их в зависимости от условий хранения, транспортировки и срока реализации, используя специальные акты. В некоторых случаях для списания испорченного товара компании потребуется создание специальных комиссий и участие санитарного контроля.

Испорченные продукты питания могут появиться на предприятии торговли, общественного питания, на складах хранения по ряду причин. В их числе:

  • нарушение условий хранения и реализации,
  • нарушение условий транспортировки или продукция загружалась ненадлежащего качества,
  • закончился срок реализации (срок годности).

Рассмотрим эти случаи.

Аналитический учет продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, иных средств и безвозмездных поступлений, ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф.

Разумеется, в учреждении и самой столовой должен быть организован раздельный учет продуктов, приобретаемых за счет бюджетных ассигнований, иных средств, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Учет продуктов на складе (в кладовой) ведется материально ответственным лицом в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504043) только по наименованиям, сортам и количеству.

Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием продовольствия, находящегося на складе, а также производит сверку данных по учету продуктов питания с записями, ведущимися на складе (кладовой).

Продукты питания должны быть оприходованы в регистрах бухгалтерского учета в день фактического получения. Тем самым достигается исполнение принципа своевременности бухгалтерского учета.

В первичных учетных документах помимо обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны быть указаны следующие данные:

  • от кого поступили продукты питания;
  • наименование;
  • сорт;
  • количество (вес);
  • цена;
  • сумма;
  • дата поступления на склад;
  • расписка материально ответственного лица, принявшего эти ценности.

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004). Акт составляется приемочной комиссией в двух экземплярах с обязательным участием заведующего складом и представителя от поставщика или незаинтересованной организации. Один экземпляр Акта используется для учета принятых продуктов питания, другой — для направления письма поставщику.

В Инструкции N 25н сформулированы основные требования по организации учета материальных запасов, в том числе и продуктов питания.

Как уже отмечалось, учет поступления продуктов питания ведется в Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037). Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно с указанием поставщиков, по наименованиям и при необходимости по кодам продуктов питания.

Записи в Ведомости производятся на основании первичных учетных документов в количественном и денежном выражении. По окончании месяца в Ведомости подсчитываются итоги.

Общая схема поступления продуктов питания в бюджетное учреждение довольно проста:

  • на сумму стоимости продуктов питания, приобретенных у поставщиков

Дебет

10502 340

«Увеличение стоимости продуктов питания»

Кредит

30222 730

«Увеличение кредиторской задолженности по

приобретению материальных запасов»

Акт списания продуктов питания – образец, бланк 2021 года

19. Ежедневно старшие медицинские сестры отделений представляют диетсестре пищеблока учреждения здравоохранения «Сведения о наличии больных, состоящих на питании» по состоянию на 9 часов утра текущего дня по форме N 22-МЗ. В форме указывается распределение больных по диетическим столам лечебного питания в соответствии с установленными дифференцированными нормами питания.

«Сведения о наличии больных, состоящих на питании» заполняются в одном экземпляре. Распределение больных по диетическим столам производится в соответствии с записями в истории болезней. Количество больных в отделении сверяется с данными приемного отделения. Форма N 22-МЗ подписывается заведующим отделением. На оборотной стороне выписывается индивидуальное питание, назначенное больным лечащим врачом.

В детских лечебных учреждениях здравоохранения в число лиц, состоящих на питании, включаются также матери, помещенные в больницы вместе с больными грудными детьми.

20. После получения сведений о наличии больных, состоящих на питании (на 9 часов утра), диет-сестра пищеблока составляет сводные «Сведения о наличии больных, состоящих на питании», в целом по больнице с разбивкой по диет-столам по форме N 22-МЗ и производит сверку с данными медицинской статистики и приемного отделения.

21. На основании сводных сведений о наличии больных, состоящих на питании, диетсестра при участии шеф-повара (повара) и работник бухгалтерии составляют под руководством диетолога меню-раскладку форму N 44-MЗ на питание больных на следующий день. В учреждениях при незначительном количестве диетстолов составляется меню-требование форма N 299 (N 299-мех).

В меню-раскладке форма N 44-МФ диетсестра числителем проставляет количество продуктов питания для приготовления одной порции каждого блюда, а знаменателем работник бухгалтерии показывает количество продуктов, необходимое для приготовления всех порций данного блюда.

На основании итоговых данных формы N 44-МЗ выписывается «Требование на выдачу продуктов питания со склада (кладовой)» по форме N 45-МЗ в двух экземплярах.

Получение продуктов питания со склада (из кладовой) производится по «Требованию на выдачу продуктов питания со склада (кладовой)» формы N 45-МЗ или меню-требованию формы N 299 (форма N 299-мех).

До передачи меню-раскладки формы N 44-МЗ для подсчета в бухгалтерию диетсестра обязана сделать примерную прикидку дневной стоимости питания, руководствуясь ориентировочной стоимостью блюд и устранить возможные резкие несоответствия с установленной нормой.
(Пункт в редакции приказа Минздрава СССР от 17 мая 1984 года N 557.

22. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладка и требование составляются по каждой денежной норме отдельно.

23. Дневная стоимость питания больного должна соответствовать утвержденным нормам питания.

При оформлении меню-требований, меню-раскладки диет-сестра должна осуществлять контроль за соблюдением утвержденных норм питания на одного больного.

Шеф-повар, получив сведения о движении больных, производит соответствующие изменения в «Ведомости на отпуск отделениям рационов питания для больных» ф. N 23-МЗ. Внесенные изменения шеф-повар подтверждает своей подписью.

25. Закладка продуктов питания в котел производится в присутствии диетсестры или диетврача, периодически (внезапно) закладка продуктов питания в котел контролируется администрацией совместно с представителями общественных организаций (местного комитета, народного контроля, совета сестер и др.), перед закладкой в котел продукты питания взвешиваются независимо от того, что они были получены по весу со склада (кладовой).

Вес порций готовых блюд должен соответствовать нормам выхода готовой продукции. Не менее 3-х раз в месяц представителями общественных организаций выборочно проверяется вес порций готовых блюд и одновременно производится органолептическая проба пищевых продуктов. О результатах проверки составляется акт.

Проверка качества приготовленных блюд проводится в соответствии с Инструкцией по контролю за качеством готовой пищи в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Главной медицинской инспекцией Министерства здравоохранения СССР.
(Пункт в редакции приказа Минздрава СССР от 17 мая 1984 года N 557.

26. Выдача отделениям рационов питания производится по форме N 23-МЗ «Ведомости на отпуск отделениям рационов питания для больных». Ведомость заполняется диет-сестрой в одном экземпляре. При выдаче завтраков, обедов и ужинов работники отделений расписываются в их получении. Ведомость подписывается диет-сестрой и шеф-поваром.

27. Для ознакомления больных ежедневно на видном месте в отделениях вывешивается меню. На основании меню и сведений отделений о наличии больных, состоящих на питании, работники отделений раздают полагающимся больным готовые блюда и другие продукты по режимам питания, разложив все на порции.

28. Не реже одного раза в месяц (внезапно) администрацией совместно с представителем общественных организаций и диет-сестрой проверяется вес и количество готовых блюд в отделениях.

Нормы естественной убыли продуктов питания

Для каждого вида продуктов питания установлены свои нормы естественной убыли. Именно ими следует руководствоваться при списании недостач того или иного продукта. Обратим внимание читателей на некоторые нормативные акты, регламентирующие данный вопрос. К ним относятся:

  • Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814;
  • Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95 (далее — Приказ N 95);
  • Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304 (далее — Приказ N 304).

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей понимается потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

При хранении продуктов питания норма естественной убыли является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которая определяется за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятого на хранение.

При этом к нормам естественной убыли не относятся потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды аварийных потерь (Приказ N 95).

Приведем некоторые Нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей при их кратковременном хранении на складах в заготовительных пунктах. (Данная таблица представлена для районов, расположенных в первой климатической группе: Ханты-Мансийского автономного округа, Магаданской, Амурской областей, Хабаровского края.)

Наименование товара Тип складов Нормы естественной
убыли, %, время года
осень зима весна лето
Картофель поздний Охлаждаемые 0,6 0,2 0,2 0,4
Неохлаждаемые 0,8 0,3 0,3 0,6
Картофель ранний Охлаждаемые 0,5
Неохлаждаемые 0,6
Капуста белокочанная, краснокочанная,
савойская — средние и поздние сорта
Охлаждаемые 0,9 0,5 0,8
Неохлаждаемые 1,1 0,8 1,0
Капуста цветная и брюссельская Охлаждаемые 1,2 0,9 1,1 2,1
Неохлаждаемые 1,5 1,1 1,4 2,5
Корнеплоды обрезные (свекла, морковь,
репа, редька, брюква, петрушка,
сельдерей, пастернак, хрен и др.)
Охлаждаемые 0,7 0,5 0,6 1,0
Неохлаждаемые 1,2 0,7 0,8 1,9
Лук репчатый Охлаждаемые 0,6 0,3 0,5 0,5
Неохлаждаемые 0,7 0,4 0,6 0,6
Чеснок Охлаждаемые 0,5 0,4 0,5 0,7
Неохлаждаемые 0,5 0,5 0,6 0,9
Огурцы открытого и закрытого грунта Охлаждаемые 0,7 0,4 0,4 0,9
Неохлаждаемые 0,9 0,5 0,5 1,2
Томаты (красные, розовые и бурые) Охлаждаемые 0,7 0,2 0,2 0,6
Неохлаждаемые 0,9 0,3 0,3 0,8
Баклажаны, кабачки, перец сладкий и
горький стручковый, патиссоны
Охлаждаемые 0,8 0,5 0,5 0,7
Неохлаждаемые 1,0 0,6 0,6 1,0

Приведем пример списания продуктов питания в пределах норм естественной убыли.

Пример 3. В январе школьная столовая за счет субсидий произвела закупку картофеля (1000 кг) на сумму 12 000 руб. по цене 12 руб/кг. В феврале в связи со сменой материально ответственного лица была проведена инвентаризация на складе и выявлена недостача картофеля в пределах Норм естественной убыли — 2 кг (применяются зимние нормы естественной убыли). При этом расход картофеля за месяц составил 400 кг.

В соответствии с Приложением 47 к Приказу N 304 норма естественной убыли для картофеля при кратковременном хранении зимой составляет 0,2%.

Бюджетный учет продуктов питания

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2022 N 162н.

Пример 4. Учреждение (получатель) в рамках централизованного снабжения от учреждения, уполномоченного на осуществление таких закупок (государственный заказчик), 29 февраля 2022 г. получило продукты питания на сумму 150 000 руб. Извещение (ф. 0504805) получено только 12 марта 2022 г. Оба учреждения являются подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.

Порядок организации ПКУ в аптечных организациях

Локальным приказом (распоряжением) руководителя, следует утвердить порядок организации предметно-количественного учета перечня лекарственных средств, подлежащих ПКУ в аптеке, в соответствии с правилами, установленными законодательными и нормативно-правовыми актами. Это может быть приказ, распоряжение или СОП по учету медикаментов в аптеке. В любом случае там должна быть представлена следующая информация:

  • Перечень препаратов, подлежащих ПКУ
  • Структурные подразделения, в которых ведется ПКУ ЛП
  • Ответственные за ведение и хранение журналов учета (регистрации) операций с ЛП, подлежащими ПКУ
  • Места хранения и сроки хранения журналов и документов, подтверждающих приходные и расходные операции
  • Ответственные за контроль соблюдения порядка ПКУ в организации

Что касается перечня предметно-количественного учета лекарственных средств: не стоит просто копировать все возможные препараты из приказов, лучше составить список групп ЛС в аптеке. Из тех препаратов, с которыми действительно придется работать. Так будет гораздо удобнее и поможет избежать путаницы и лишней работы.

По поводу ответственных лиц: это не должен быть (!!!) один человек. Иначе получится такая ситуация, что записи сможет вести только один сотрудник. Если препараты, к примеру, в аптеке отпускают первостольники, то лучше вписать их. Чтобы не было путаницы и лучше был организован контроль учета хранения и применения лекарственных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *