Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация источников загрязнения. Этапы проведения инвентаризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», передвижной источник загрязнения окружающей среды – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. Таким образом, данные понятия не являются напрямую противоположными друг другу, поскольку передвижной источник – это не любой «нестационарный» источник, а только транспортное средство.
Что такое ИЗА (источник загрязнения атмосферы)
Предлагаем начать с самого элементарного – с тех самых ИЗА (и не путайте с индексом загрязнения атмосферы!), которые требуется учитывать в инвентаризации, т.е. антропогенные/промышленные (имеются еще и естественные, вроде различного естественного пыления или газов вулканического извержения, но нам это не надо).
Источник загрязнения атмосферы, как естественный, так и промышленный, представляет собой объект, от которого в воздух поступают загрязняющие вещества (ЗВ), будь то лесной пожар или завод.
В промышленности ИЗА – это трубы и оконные/дверные проемы помещений (строго тех, где осуществляются технологические операции, офисные помещения или туалетные комнаты к ним не относятся, исключение – дровяные камины в некоторых ресторанах, поскольку сжигание топлива является техпроцессом), неплотности оборудования, открытые очистные сооружения (вроде отстойников или иловых карт), а также любое технологическое оборудование, используемое на территории предприятия, но вне помещения (например, сварочный пост или мангал для жарки мяса или рыбы).
Конечно же, в большинстве промышленных цехов в одном помещении (проще говоря, на одну трубу) располагается немалое количество оборудования (например, станки различного назначения, гальванованны, целые технологические линии). Причем это оборудование может обрабатывать различное сырье и материалы, и загрузка у него разная, и время работы, и вещества при этом будут выделяться зачастую совсем не идентичные… а труба-то всего одна! Однако здесь проблем нет, если знать, что каждая отдельная единица оборудования называется источником выделения (ИВ), рассчитывается отдельно и выброс на ИЗА будет обычной суммой выбросов по каждому имеющемуся веществу (это называется «подсуммацией на Источник»).
Требования к инвентаризации ИЗА
Ну что же, разберемся в требованиях и наставлениях Приказа МПР № 352. «Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ)».
Первый же вопрос, который задают ну практически все – а с передвижными что делать, в приказе-то их нет?
Нет, в приказе нет. Но если Вам, как мы говорили выше, предстоит экспертиза этих материалов в Роспотребнадзоре, то передвижные стоит учесть, иначе не видать вам положительного заключения, это по практическому опыту известно. Да, разночтения, да, возникает дилемма, да, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях!) может увеличиться. Зато при появлении официальных изменений в Порядке инвентаризации (а они будут, раз в законе уже это прописано, сами понимаете, это только дело времени), вы уже будете застрахованы от того, что не учли передвижные.
Да и что вам важнее – нормально пройти согласование и получить нужные документы или упираться в приказ, да еще в тот, где планируются изменения?
Будут ли выбросы от передвижных ИЗА учитываться в декларации НВОС – неизвестно, а вот оценить влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗА, как стационарных, так и передвижных, они ведь, как ни крути, влияние на него имеют, причем далеко не всегда им можно пренебречь (мы не говорим о 2-3 легковушках на балансе небольшого офиса). Выбор, конечно, за вами, но в старом мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти» все на бедного козленка обижались, что он их сосчитал, а в итоге этот подсчет спас всем жизнь, так-то вот…
Далее, конечно, последует официальная часть – руководство предприятие должно издать приказ об инвентаризации, установить ее сроки и назначить ответственного, чтобы было с кого спросить, иначе никак, сами понимаете.
После этого вся головная боль по этому вопросу переходит на ответственного – самим делать или нанимать профессионалов-экологов, если самим – то достаточна ли квалификация собственных специалистов, если нанимать – то кого выбрать, поскольку рекламы в сети на проведение этих работ пруд-пруди.
Здесь мы можем посоветовать либо старое доброе «сарафанное радио» (знакомые, кто сталкивался с подобной проблемой, у производственников всегда найдутся, поэтому они могут сказать что-то дельное), либо проводить конкурсы/тендеры/собеседования, выбирая оптимальное соотношение опыта/цены/репутации.
Нумерация передвижных ИЗАВ
Условия нумерации указаны в п.15 Порядка:
- Передвижные ИЗАВ нумеруются отдельно;
- При нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
- Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности;
- При нумерации передвижных ИЗАВ вместе с индексом «п» могут быть использованы дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ, с расшифровкой значений;
- Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ (это позволяет все стоянки нумеровать в одном стиле).
Отчет по инвентаризации выбросов: случай из практики
- Обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов
- Случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов
Минприроды России в письме № 12-47/1354 от 19.01.2022 г. разъяснило про обстоятельства, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, в соответствии с пунктами 2, 45 и 46 Приказа № 871. Необходимость учета выбросов при подготовке разрешительной документации (НДВ, Декларация ДВОС, ПЭК и НМУ) определяется видом и задачами подготовки такой документации, а также особенностями предприятия, поэтому выбросы передвижных источников могут учитываться в составе выбросов стационарных источников, а также в общем объеме выбросов предприятия.
Были сформированы запросы в Минприроды России и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с просьбой разъяснить, необходимо ли производить корректировку инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта ОНВ, в случае, если до вступления в силу Приказа Минприроды России № 871, в инвентаризации был произведен учет передвижных источников выбросов с использованием нумерации в порядке, предусмотренном для стационарных ИЗАВ, а также перечислить конкретные случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в ответном письме в части обстоятельств, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, также сослалась на пункты 45, 46 и 49 Приказа № 871. Основной причиной для корректировки инвентаризации выбросов указывается наличие у хозяйствующего субъекта передвижных источников выбросов, принадлежащие ему на праве собственности либо ином законном основании. Они должны быть учтены в соответствии с требованиями Порядка.
Примеры стационарных источников выбросов в организациях:
- дымовые трубы;
- вентиляционные трубы;
- вентиляционные шахты;
- дефлекторы;
- аэрационные фонари;
- неплотности технологического оборудования (пропуски технологических газов через уплотнения перекачивающего оборудования и запорно-регулирующую арматуру, расположенную вне вентилируемых помещений), в том числе работающего при избыточном давлении;
- факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья; открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.;
- взрывные работы;
- погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов;
- карьеры добычи полезных ископаемых, открытые участки их дробления и рассева на фракции;
- оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.).
- и пр.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – образец
Настоящий отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО ” ****” устанавливает количество источников и уровень загрязнения ими окружающей среды вокруг действующего предприятия в соответствии с требованиями Законов РФ и санитарными нормативами на территории жилой зоны. Инвентаризация проведена на основании следующих нормативных документов :
1. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, М, 2002.
2. Закон РФ от 2I.07.2014 №219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, М, 2007.
3. Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ ” Об охране атмосферного воздуха”, М, 1999.
4. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 ” Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировке ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки.
5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, С-П, 2012.
6. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С-П, 2015.
7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), М, 1998.
8. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей), СПБ, 2015.
9. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 20 Гкал в час”, М, 1999.
10. Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников промышленности строительных материалов, Новороссийск, 1989.
12. Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ (пыли) в атмосферу при складировании и перегрузке сыпучих материалов на предприятиях речного флотa, Белгород, 1992.
13. Приказ МПР РФ от 25.О7.2011г. № 650.
14. СанПиН 2.2.Il2.L1.1200-03. Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий.,сооружений и иных объектов. Новая редакция, М,2007.
Какие источники выбросов нужно учесть в инвентаризации
Примечание: ИЗАВ – источник загрязнения атмосферного воздуха
ЗВ – загрязняющие вещества
При проведении инвентаризации нужно учесть следующие источники:
- ИЗАВ, из которых вещества поступают в атмосферу через специальные устройства отвода выбросов: установки очистки газа (циклон), трубы (например, коаксиальная труба котельной), вентиляционные шахты, газоходы, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (организованные источники выбросов);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (неорганизованные источники выбросов);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (точечные ИЗАВ, вид организованных);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (линейные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (площадные ИЗАВ, вид неорганизованных).
Требования к инвентаризации ИЗА
Ну что же, разберемся в требованиях и наставлениях Приказа МПР № 352. «Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ)».
Первый же вопрос, который задают ну практически все – а с передвижными что делать, в приказе-то их нет?
Нет, в приказе нет. Но если Вам, как мы говорили выше, предстоит экспертиза этих материалов в Роспотребнадзоре, то передвижные стоит учесть, иначе не видать вам положительного заключения, это по практическому опыту известно. Да, разночтения, да, возникает дилемма, да, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях!) может увеличиться. Зато при появлении официальных изменений в Порядке инвентаризации (а они будут, раз в законе уже это прописано, сами понимаете, это только дело времени), вы уже будете застрахованы от того, что не учли передвижные.
Да и что вам важнее – нормально пройти согласование и получить нужные документы или упираться в приказ, да еще в тот, где планируются изменения?
Будут ли выбросы от передвижных ИЗА учитываться в декларации НВОС – неизвестно, а вот оценить влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗА, как стационарных, так и передвижных, они ведь, как ни крути, влияние на него имеют, причем далеко не всегда им можно пренебречь (мы не говорим о 2-3 легковушках на балансе небольшого офиса). Выбор, конечно, за вами, но в старом мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти» все на бедного козленка обижались, что он их сосчитал, а в итоге этот подсчет спас всем жизнь, так-то вот…
Далее, конечно, последует официальная часть – руководство предприятие должно издать приказ об инвентаризации, установить ее сроки и назначить ответственного, чтобы было с кого спросить, иначе никак, сами понимаете.
После этого вся головная боль по этому вопросу переходит на ответственного – самим делать или нанимать профессионалов-экологов, если самим – то достаточна ли квалификация собственных специалистов, если нанимать – то кого выбрать, поскольку рекламы в сети на проведение этих работ пруд-пруди.
Здесь мы можем посоветовать либо старое доброе «сарафанное радио» (знакомые, кто сталкивался с подобной проблемой, у производственников всегда найдутся, поэтому они могут сказать что-то дельное), либо проводить конкурсы/тендеры/собеседования, выбирая оптимальное соотношение опыта/цены/репутации.
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР Ленинградская организация ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Серия — Биотехнология, экология, защита окружающей среды, охрана труда |
Для чего в дальнейшем могут быть использованы данные инвентаризации?
По итогам проведения инвентаризации предприятие получает множественные данные:
- о перечне источников образования вредных веществ,
- их территориальном размещении на территории,
- его технологическое описание, режим работы,
- обоснование всех выбросов предприятия, подтверждённое как расчетным путем, так и на основании проведенных натурных исследований атмосферного воздуха.
Помимо разработки проекта ПДВ и получения разрешений на выбросы, результаты инвентаризации понадобятся предприятию:
- при составлении статистической отчетности по форме 2ТП,
- ведения журналов по охране атмосферного воздуха,
- разработки природоохранных мероприятий,
- при проведении мониторинга качества охраны окружающей среды.
Также по данным инвентаризации могут быть заполнены соответствующие разделы экологического паспорта предприятия и проведен расчет рассеивания для обоснования расчетных границ санитарно-защитной зоны предприятия (СЗЗ).
Также проведение инвентаризации может поспособствовать уменьшению экологических платежей предприятия, и главное – соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ
В соответствии с 30-ой статьей ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разработка нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) основывается на инвентаризации выбросов.
Инвентаризация выбросов загрязняющих (вредных) веществ в окружающее пространство имеет следующие основные этапы:
- Определяются источники выделения (перечень вредных веществ, которые выделяются в результате работы определенного оборудования, а также само оборудование);
- Определяются параметры выбросов газовоздушной смеси (аэродинамические свойства), параметры источников выбросов (диаметр, высота устья), оснащенности источников государственного образовательного учреждения и их характеристики, наносятся организованные источники выбросов на карту-схему предприятия;
- Выявляются неорганизованные источники выбросов, которые затем наносятся на карту-схему предприятия;
- Определяется качественно-количественный состав выбрасываемых в окружающее пространство вредных веществ;
- Составляется отчет о проведенной инвентаризации.
Нарушение: Отходы и объекты их размещения не прошли инвентаризацию.
Нормативный акт: 11-ая статья ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
ст. КоАП: статьей 8.2 предусматривается наложение штрафа.
- размер штрафа для граждан будет составлять от 1 000 до 2 000 рублей,
- для должностных лиц — 10 000-30 000 рублей,
- для лиц, осуществляемых деятельность предпринимательского характера без образования юрлица — 30 000-50 000 рублей;
- для юридических лиц – 100 000-250 000 рублей.
- для юридических лиц и лиц, осуществляемых деятельность предпринимательского характера без образования юрлица, наложение штрафа может быть заменено на административное приостановление их деятельности сроком до 90 суток.
Всю систему инвентаризации можно разделить на соответствующие этапы, которые должны соблюдаться в хронологическом порядке. После того как руководитель подписал приказ о проведении инвентаризации, были выбраны члены комиссии по инвентаризации и указаны сроки, начинается непосредственно сама инвентаризация. Этапы:
- Происходит обследование и изучение территории источника выбросов, виды производства, в результате которого происходит выброс, данные инвентаризации с прошлого раза;
- Определяются все источники выделения выбросов и все объекты, которые осуществляют это выделение;
- Записываются все данные о перемещении выбросов в пространстве;
- Проверяется состояние очистительных сооружений, позволяющих минимизировать выбросы;
- Всем выбросам устанавливают тип, характеристику, вид, объем;
- Определяется состав газов, поступающих в атмосферу, в качественном и количественном выражении. Записываются все показатели газов;
- Все полученные результаты должны быть оформлены документально.
Что такое ИЗА (источник загрязнения атмосферы)
Предлагаем начать с самого элементарного – с тех самых ИЗА (и не путайте с индексом загрязнения атмосферы!), которые требуется учитывать в инвентаризации, т.е. антропогенные/промышленные (имеются еще и естественные, вроде различного естественного пыления или газов вулканического извержения, но нам это не надо).
Источник загрязнения атмосферы,
как естественный, так и промышленный, представляет собой объект, от которого в воздух поступают загрязняющие вещества (ЗВ), будь то лесной пожар или завод.
В промышленности ИЗА – это трубы и оконные/дверные проемы помещений (строго тех, где осуществляются технологические операции, офисные помещения или туалетные комнаты к ним не относятся, исключение – дровяные камины в некоторых ресторанах, поскольку сжигание топлива является техпроцессом), неплотности оборудования, открытые очистные сооружения (вроде отстойников или иловых карт), а также любое технологическое оборудование, используемое на территории предприятия, но вне помещения (например, сварочный пост или мангал для жарки мяса или рыбы).
Конечно же, в большинстве промышленных цехов в одном помещении (проще говоря, на одну трубу) располагается немалое количество оборудования (например, станки различного назначения, гальванованны, целые технологические линии). Причем это оборудование может обрабатывать различное сырье и материалы, и загрузка у него разная, и время работы, и вещества при этом будут выделяться зачастую совсем не идентичные… а труба-то всего одна! Однако здесь проблем нет, если знать, что каждая отдельная единица оборудования называется источником выделения (ИВ), рассчитывается отдельно и выброс на ИЗА будет обычной суммой выбросов по каждому имеющемуся веществу (это называется «подсуммацией на Источник»).