Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ширина проезжей части дороги по ГОСТ. Двухполосная дорога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Ширина полосы движения, м | Тип дороги и описание |
4 | Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы. |
3,75 | Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос. |
3,5 | Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.Второстепенные проезды, 1 полоса. |
3 | Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы. |
2,75 | Основные проезды, 2 полосы. |
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.
Документ содержит
указания по конструированию и расчету
нежестких дорожных одежд автомобильных
дорог общей сети. ОДН применимы для
проектирования вновь сооружаемых
дорожных одежд, новых участков
реконструируемых дорог, разработки
альбомов типовых конструкций, а также
могут использоваться при оценке прочности
и при проектировании усиления дорожных
одежд существующих дорог.
Предназначены
для работников системы дорожного
хозяйства.
Общее редактирование
выполнено д-ром техн. наук. В.Д. Казарновским
и канд. технич. наук В.М. Юмашевым. Список
участников разработки ОДН приведен в
Приложении
9.
1. Разработаны
ФГУП «Союздорнии» с участием
С.-Петербургского филиала «Союздорнии»,
Омского филиала «Союздорнии», МАДИ
(ТУ), ГП «Росдорнии».
Внесены
Управлением инноваций и технического
нормирования в дорожном хозяйстве.
2. Утверждены
и введены в действие
Распоряжением Государственной службы
дорожного хозяйства (Росавтодора)
Министерства транспорта Российской
Федерации от 20.12.00 № ОС-35-Р.
3. Взамен
«Инструкции по проектированию дорожных
одежд нежесткого типа. ВСН
46-83».
Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.
Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:
- 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
- Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
- 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
- Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
- 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
- Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
- Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.
Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер разделительной полосы и другие значимые для движения параметры.
Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.
Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.
Двухполосные и однополосные грунтовые дороги
Грунтовые дороги различаются по количеству полос движения и по их ширине. Последний параметр определяется в зависимости от габаритов автомобилей, которые будут по ним перемещаться. Стандартный вариант — двухполосная грунтовка, в большинстве случаев при этом хватает ширины от 5 до 9 метров. В таком случае два автомобиля всегда смогут разъехаться на ней, а сама трасса будет дольше сохраняться в пригодном для использования состоянии за счет того, что на каждый квадратный метр дорожного полотна будет приходиться меньшая нагрузка.
Однако сооружение такой широкой дороги — дело достаточно затратное. Поэтому часто в случаях, когда не предполагается интенсивное движение автомобилей по трассе, строятся однополосные грунтовки шириной до 7 метров. Также нужно иметь в виду, что в случае, если ширина дороги составляет от 9 до 4 метров, через каждые 300-400 метров на всем протяжении трассы должны быть расположены ровные расширенные площадки — разъезды для встречного транспорта.
Если же вы, к примеру, собираетесь построить дорогу непосредственно до своих ворот, и использовать ее будете только вы, вполне достаточно будет и однополостной грунтовки шириной до двух метров.
В профиле грунтовки любой категории можно выделить три основные части, из которых и складывается полная ширина дорожного полотна:
- ось дороги — располагается по центру дорожного полотна, представляет собой высшую точку дорожного полотна;
- бровка насыпи — участок, который прилегает вплотную к оси дороги и находится на уровне чуть ниже ее;
- откос — самый низкий участок дорожного полотна, расположенный непосредственное перед кюветом.
Для создания профиля необходимо использовать грейдер. Нож в форме дуги позволяет легко создать необходимый уклон. Чем больше ширина трассы, тем меньше должен быть угол этого уклона, узкая трасса, соответственно, в поперечном профиле должна быть должна быть более крутой.
Что делать на судебном слушании при разборе нарушения?
Если вы хотите доказать свою невиновность в предписываемом вам нарушении, к суду придется подготовиться заранее, заручившись поддержкой человека, который в этом процессе имеет какой-нибудь опыт. Адвокат сможет скомпоновать все имеющиеся факты и выстроить защиту таким образом, что вам выпишут штраф по минимальной границе, а также не смогут лишить прав. В лучшем случае из зала суда вы выйдете очищенным от любых обвинений. Специфика нарушений, связанных с шириной полосы дорожного движения, для адвокатов довольно проста. В правилах есть отдельные зацепки, позволяющие выиграть это дело без особых сложностей. Упростят процесс такие факторы:
- уверенность водителя в том, что он не нарушал правила дорожного движения;
- полное осознание всех требований закона в отношении водителя;
- наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие нарушений и раскроют картину случая;
- наличие записей с видеорегистратора и прочих возможных доказательств вашей невиновности;
- упоминание ситуаций, которые вынудили водителя выехать на полосу встречного движения;
- указание особенностей дороги, ее непригодности для движения транспортных средств и так далее.
Следует учитывать, что размер полос может отличаться для разных участков дороги и местностей. Чтобы не ошибиться, и не нарушить ПДД, водитель должен внимательно следить не только за знаками, запрещающими остановку или обгон, но и за линиями, нанесенными на трассе.
Ширина полосы движения по ГОСТ стандарту может зависеть от некоторых факторов:
- Тип трассы по значимости – местная, федеральная или республиканская.
- Количество полос движения.
- Место пролегания – в городе или пригороде.
- Максимально допустимая скорость на участке.
Так, по стандарту, ширина разметки для двухполосной магистрали будет отличаться от восьмиполосной. Тот же параметр, который используется на скоростной трассе, не подойдет для дорожной.
Во избежание совершения водителями нарушения, работники Росавтодора должны следить за тем, чтобы разметка не стиралась, и не утончалась. Если водителю будут начислены штрафы за нарушение норм движения, но линии на трассе не соответствуют нормам, то их можно оспорить.
Необходимо учитывать следующие нормы:
- На не скоростных трассах обычного типа разделительная полоса наносится в соответствие с особенностями проектов по организации дорожного движения.
- Для автомагистралей и скоростных дорог обязательно наличие центральной разделительной полосы, независимо от количества транспортных потоков.
- Обязательно должны быть обозначены пешеходные линии.
Если водитель уверен в том, что он не нарушал правил движения, а скорость была допустимой, то можно обжаловать постановление ГИБДД, но на место будут высланы проверяющие инспектора, которые проведут замеры разметки.
Определение ширины полосы движения в России
Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:
- дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
- улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
- улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
- междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
- дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
- автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
- любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Как определяется ширина дороги
Основным назначением проезжей части является обеспечение передвижения автотранспортных средств в обоих направлениях. Огромное значение для пропускной способности имеет ширина полосы автомобильной дороги. Если раннее в России в основном строились дороги с двумя полосами, то сейчас активно строятся магистрали четырехполосные.
Полоса автодороги представляет собой составляющую проезжей части, движение транспортных средств по которой осуществляется в одну сторону. Для отделения полос используется дорожная разметка. Ширина автодорожных полос в России определяется ГОСТом. Причем максимальная ширина полос российских автодорог составляет 3,75 метра. ГОСТ определяет, какая двухполосной дороги ширина в целом допустима, какой может быть и ширина дороги общего пользования.
Зависит ширина проезжей части дороги от множества факторов, определяющими среди которых являются:
- местоположение дороги (за пределами города или по населенному пункту);
- количество полос;
- допустимая на данной трассе максимальная скорость передвижения;
- разновидность трассы с учетом значения.
В зависимости от значения выделяют трассы местного значения, республиканскую и федеральную.
С шириной полос по ГОСТу 3,75 метров в России строят и эксплуатируют следующие виды автодорог:
- загородные магистральные со скоростью передвижения до 130 километров в час. Количество полос в обе стороны на таких автодорогах может быть от 4 до 8 в обе стороны;
- городские магистральные автодороги, скорость передвижения по которым допустима до 100 километров в час. Количество полос на таких автодорогах может оставлять от 4 до 8 в обе стороны.
Главные особенности полос дорожного движения на дорогах без разметки
Если вы выехали на дорогу, на которой нет никакой разметки, не думайте, что ее так вообще не должно быть. Вполне возможно, что где-то на самом въезде на такую дорогу вас будет поджидать знак движения по полосам или другое свидетельство того, что разметка на дороге должна бы присутствовать. Именно поэтому в большинстве случаев не стоит верить отсутствию разметки, считая, что перед вами всего одна полоса дорожного движения. Впрочем, правила определяют такую ситуацию и дают определенное руководство для водителей в таких непростых вариантах движения. Когда в следующий раз попадете на подобную дорогу, придерживайтесь правил и рекомендаций:
- водитель обязан самостоятельно определить комфортную ширину дорожной полосы при отсутствии разметки;
- двигаться в России необходимо ближе к правому краю дорожного полотна, несмотря на то, какая дорогая перед вами находится;
- необходимо руководствоваться присутствующими на дороге знаками, а также фрагментами дорожной разметки;
- за нарушение в виде выезда на встречную полосу движения вполне может быть наложен штраф даже при отсутствии разметки;
- общение с ГИБДД на таких дорогах приносит больше всего неприятностей и дискомфорта для водителя;
- автомобилисты зачастую теряются в таких ситуациях и совершают необдуманные поступки;
- на перекрестках без разметки и дорожных знаков следует помнить о правиле «помехи справа», а также преимуществе асфальтированной дороги.
Как доказать невиновность в суде
В случае, если водителю был выписан штраф, или отобрано водительское удостоверение, и он желает доказать свою невиновность, то необходимо заблаговременно начать подготовку к суду. При этом будет нелишним получить поддержку специалиста.
Компетентный адвокат сумеет собрать все факты и построить защиту таким образом, что водителю будет назначен минимальный штраф, а повода для отобрания ВУ не найдется. Однако, если нет средств для того, чтобы обратиться за помощью, можно попытаться отстоять свои права самостоятельно.
Процесс может быть упрощен при наличии следующих факторов:
- Убежденность водителя в том, что он не совершал никакого правонарушения.
- Осознание всех требований закона, которые предъявляются к водителю.
- Наличие одного или двух свидетелей, которые могут раскрыть картину произошедшего и подтвердить невиновность конкретного гражданина.
- Наличие записей на видеорегистраторе, которые могут быть использованы как доказательство невиновности человека.
- Припоминание водителем тех ситуаций, когда он был вынужден выехать на встречную полосу.
- Указание в заявлении об обжаловании иска особенностей транспортной магистрали, ее непригодности для движения конкретных ТС, неправильно нанесенной разметки.
Применяя все вышеописанные способы, водитель сможет как минимум, смягчить наказание за то нарушение, которое он совершил. Зачастую водители выигрывают подобные дела, поскольку неправильная разметка — серьезное нарушение норм законодательства.
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Ширина полосы движения, м | Тип дороги и описание |
4 | Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы. |
3,75 | Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос. Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос. |
3,5 | Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос. Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос. Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос. Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос. Второстепенные проезды, 1 полоса. |
3 | Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы. Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы. |
2,75 | Основные проезды, 2 полосы. |
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.