Рабочее место соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рабочее место соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.

Общие требования к организации рабочего места.

При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков. В связи с этим к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

К сведению:

Одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных, комфортных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Следует отметить, что работодателю необходимо организовать рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но и индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочих мест регулируются Трудовым кодексом, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), а также другими правовыми документами.

В настоящее время действуют СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81 (предназначены для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Этим документом установлены санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

К сведению:

В Письме от 10.02.2017 № 09-2438-17-16 Роспотребнадзор указал, что с 1 января 2017 года ранее действовавшие СанПиН 2.2.4.548-96 «2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.2.4.3359-16.

В отношении офисных работников действуют также следующие санитарные нормы и правила:

СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32);

СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313);

СанПиН 2.2.4.1294-03 «2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003).

При работе с ПЭВМ дополнительно нужно руководствоваться следующими документами[1].

Наименование документа

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118)

Устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда

СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменение № 1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 № 22)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения

СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменения № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 48)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части проведения инструментального контроля и оценки уровней электромагнитных полей (ЭМП) от ПЭВМ

СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 116)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части допуска использования многоламповых светильников с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами

СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 107)

Устанавливают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и существующим производствам, цехам, участкам, отдельным помещениям с постоянными и непостоянными рабочими местами, в том числе с единичным составом копировально-множительного оборудования.

Предназначены для организаций, имеющих вышеперечисленные производства, а также для проектных, строительных и других организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации учреждений, где используется копировально-множительная техника

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

  • Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
  • Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
  • По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
  • Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

VI. Требования охраны труда при разборке (разрушении) зданий и сооружений при их реконструкции или сносе

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.

Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.

Санитарно-гигиенические требования

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и т. п. (ст. 223) .

Для обеспечения нормальных условий деятельности человека параметры микроклимата нормируются. Нормы производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005-88 ССПТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым микроклиматическим условиям.

Уровень температуры, влажности и скорости движения воздуха регламентируется с учетом тяжести физического труда: «легкая», «средняя» и «тяжелая» работа. Помимо этого, учитывается сезон года: холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха ниже +10°С) и теплый период (температура +10°С и выше).

Не меньше внимания должно быть уделено и системе вентиляции. Во-первых, необходимо обеспечить равенство объема приточного и вытяжного воздуха; потоки воздуха не должны поднимать пыль и вызывать переохлаждение работников. Во-вторых, нужно свести к минимуму и шум, исходящий от вентиляторов.

Освещение, в соответствии со «Строительными нормами и правилами» СНиП 23-05-95, должно обеспечить равномерную яркость в поле зрения, отсутствие резких теней и блескости, постоянство по времени и правильность направления светового потока. Обратите внимание, контролировать освещенность на рабочих местах и в производственных помещениях нужно не реже одного раза в год.

Читайте также:  Отчет подтверждение основного вида деятельности в ФСС в 2023 году

Кстати, затраты на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством, организация может учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК). Ведь постановление главного государственного санитарного врача от 22 апреля 2003 г. № 64, которым и предусмотрены санитарные правила и нормативы – СанПиН 2.2.4.1294-03, утверждено на основании Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).

Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.

Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.

Дополнительные льготы в целях повышения охраны труда несовершеннолетних устанавливаются как законодательством (глава 42 ТК РФ), так и в процессе заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан знать, что на отдельных работах применение труда лиц до восемнадцати лет запрещено.

Так, постановлением № 163 от 25 февраля 2000 г. Правительством РФ утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Перечень профессии и работ, на которых недопустим труд несовершеннолетних, составлен по отраслям экономики. Например, второй раздел Перечня: горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения. Для несовершеннолетних запрещены подземные работы, выполняемые рабочими всех профессии. На иных работах этой отрасли предусмотрен перечень работ по профессиям, на которые не допускается труд лиц, не достигших 18 лет.

Применение труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.

Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом, по совместительству, связанным с игорным бизнесом и работой в ночных клубах, с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.

Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Предельно допустимые нагрузки на лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 года.

Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, и выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ст.268 ТК РФ).

Для повышения стабильности трудовых отношений работников до восемнадцати лет предусмотрено, что расторжение трудового договора работником моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труд и инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Обеспечение прав работников на охрану труда

В ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Данное право состоит из совокупности перечисленных в названной статье прав, которым корреспондируют обязанности полномочных представителей работодателя и государства.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Реализацию данного права должны обеспечить работодатель, а также органы государственного надзора за соблюдением правил охраны труда. За невыполнение данной обязанности представители работодателя могут быть привлечены к установленным законодательством мерам ответственности. Работник может отказаться от выполнения трудовой функции, если условия труда на его рабочем месте не соответствуют требованиям охраны труда, что создает угрозу для его жизни и здоровья. Данный отказ является самозащитой трудовых прав, поэтому у работодателя возникает обязанность по сохранению за работником среднего заработка за весь период до устранения нарушений требований охраны труда на рабочем месте.

Работник имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по страхованию работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, органа Фонда социального страхования РФ — по обеспечению работника страхованием этого вида. Невыполнение обязанностей по страхованию работников работодателем, органом Фонда социального страхования РФ не может служить законным основанием для лишения работника права на указанное страхование. В подобной ситуации работодатель, орган Фонда социального страхования РФ обязаны выполнить законодательство о страховании работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При выполнении указанных обязательств орган Фонда социального страхования РФ может предъявить соответствующие требования к работодателю, уклонившемуся от страхования работников.

В частности, работодатель обязан выплатить страховые взносы за весь период работы работника, а также установленные законодательством штрафные санкции.

Комплексная оценка условий труда на рабочих местах работников

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н, комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

  1. класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  2. класса условий труда по травмоопасности;
  3. обеспеченности работников СИЗ.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Если на рабочем месте установлен вредный класс условий труда хотя бы по одному из производственных факторов, рабочее место считается аттестованным с комплексной оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Если на рабочем месте установлен допустимый класс условий труда по всем производственным факторам, но имеютя нарушения в выполнении требований охраны труда, т.е. по травмоопасности установлен 3-опасный класс, то рабочее место аттестовывается с комплексной оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». 3-опасный класс по травмоопасности установливается в если на рабочем месте выявлено одно или более несоответсвий требованиям охраны труда. К нарушениям требований охраны труда относятся даже такие незначительные несоответствия как:

  • отсутствие подписей работников в журналах о прохождении инструктажей;
  • инструкция по охране труда на рабочем месте просрочена или не содержит требуемых разделов;
  • отсутсвие пломбы или таблички о проверке на огнетушителях, и т.п.

Вопросы по применению положений ст. 219 ТК

Какие статьи ТК гарантируют выполнение прав, перечисленных в данной статье?

Прежде всего она опирается на ст. 212, посвящённую описанию обязанностей любого нанимателя по созданию безопасных параметров трудовой деятельности. Она перечисляет 23 обязанности нанимателя по обеспечению безопасности работы, многие из которых повторяют положения ст. 219. Так, в ст. 212 указаны следующие обязанности нанимателя:

  • использовать надлежащие средства, имеющие соответствующие сертификаты, для защиты сотрудников;
  • гарантировать условия для работы, отвечающие положенным критериям безопасности труда;
  • обеспечить проведение за свой счёт (в ситуациях, прописанных в законодательстве) медосмотров сотрудников с предоставлением им положенных льгот и т.д.

Гарантии соцстрахования сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев на работе более подробно описаны в ст. 184. В ст. 213 перечислены гарантии, положенные сотрудникам, проходящим медосмотры.

Гарантии оплаты простоя по вине нанимателя разобраны в ст. 157. Аспекты обучения безопасным способам трудовой деятельности разобраны в ст. 225. Гарантии по получению от нанимателя соответствующих средств защиты оговорены в ст. 221.

В более общем плане можно упомянуть и ст. 220, которая как раз посвящена аспектам соблюдения разнообразных гарантий, описанных в рассматриваемой статье. В частности, там в императивном порядке перечислены гарантии для сотрудника при его отказе от работы из-за нарушений нанимателем правил безопасности труда.

Санитарно-гигиенические требования

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и т. п. (ст. 223) .

Для обеспечения нормальных условий деятельности человека параметры микроклимата нормируются. Нормы производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005-88 ССПТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым микроклиматическим условиям.

Уровень температуры, влажности и скорости движения воздуха регламентируется с учетом тяжести физического труда: «легкая», «средняя» и «тяжелая» работа. Помимо этого, учитывается сезон года: холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха ниже +10°С) и теплый период (температура +10°С и выше).

Не меньше внимания должно быть уделено и системе вентиляции. Во-первых, необходимо обеспечить равенство объема приточного и вытяжного воздуха; потоки воздуха не должны поднимать пыль и вызывать переохлаждение работников. Во-вторых, нужно свести к минимуму и шум, исходящий от вентиляторов.

Освещение, в соответствии со «Строительными нормами и правилами» СНиП 23-05-95, должно обеспечить равномерную яркость в поле зрения, отсутствие резких теней и блескости, постоянство по времени и правильность направления светового потока. Обратите внимание, контролировать освещенность на рабочих местах и в производственных помещениях нужно не реже одного раза в год.

Кстати, затраты на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством, организация может учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК). Ведь постановление главного государственного санитарного врача от 22 апреля 2003 г. № 64, которым и предусмотрены санитарные правила и нормативы – СанПиН 2.2.4.1294-03, утверждено на основании Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Читайте также:  Как сменить судью в гражданском процессе

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Основные принципы обеспечения охраны труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.10 № 205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (с изменениями и дополнениями).

Что такое охрана труда

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • реабилитационные;
  • иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Назначение охраны труда – свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда. Следовательно, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает систему практических мероприятий, направленных на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основная цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работающего населения в процессе трудовой деятельности.

Основной принцип достижения цели – системность и всеобщность, строгое выполнение всех мероприятий, составляющих понятие «охрана труда».

Социальная сущность охраны труда – поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономическая сущность охраны труда – мимимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

В ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные (принципиальные) направления государственной политики в области охраны труда.

Практическая реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями:

  • органов государственной власти Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • работодателей;
  • объединений работодателей;
  • профессиональных союзов;
  • объединений профессиональных союзов;
  • иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:
— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
— создание и функционирование системы управления охраной труда;
— соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
— систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
— реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— приобретение за счет собственных средств и выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
— оснащение средствами коллективной защиты;
— обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
— организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
— предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
— беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
— выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
— разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
— ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
— соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
— приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
— при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

Читайте также:  Размер пособия за опекунство над ребенком которому 15 лет в 2023 году

При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязанности работника в области охраны труда

В соответствии со статьей 215 ТК РФ работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
    незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 настоящего Кодекса, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Управление охраной труда

Управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих ра��отникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразовал структуру власти.

Структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:

  • министерство;
  • федеральная служба;
  • федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Организация охраны труда

Государственное управление охраной труда

Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства. Основная структура государственной системы управления охраной труда определена статьей 216 ТК РФ, которая предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется:

  • Правительством Российской Федерации непосредственно;
  • непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда;
  • другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы условий и охраны труда, в настоящее время, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
  • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда, организует международное сотрудничество и многое др.

В целях обеспечения государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивает контроль за их выполнением;
  • организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации и др.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1. ТК РФ).

Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда изложены в статье 216.1. ТК РФ.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или подразделения при выявлении нарушении требований охраны труда

Функции Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты, включая вопросы:

  • уровня жизни и доходов населения;
  • труда;
  • оплаты труда;
  • демографии;
  • пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение);
  • социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования);
  • условий и охраны труда;
  • социального партнёрства и трудовых отношений;
  • занятости населения и безработицы;
  • трудовой миграции;
  • альтернативной гражданской служба;
  • государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда);
  • социального развития;
  • социальной защиты населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций) и социального обслуживания населения;
  • опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • оказания протезно-ортопедической помощи;
  • реабилитации инвалидов;
  • проведения медико-социальной экспертизы.

Служба охраны труда в организации

Порядок создания службы охраны труда определяется статьей 217 ТК РФ.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
  • руководитель организации (лично),
  • другой уполномоченный работодателем работник,
  • организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осущесвляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В целях оказания помощи работодателям в организации службы охраны труда постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, раскрывающие основные задачи, функции и полномочия службы.

На основании данных Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику предприятия.

Службу рекомендуется организовать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда по главе с руководителем Службы.

Комитеты (комиссии) по охране труда

В соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации и Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413, в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Обеспечение прав работников на охрану труда

Каждый работник, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний **;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на производстве **;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда **;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку ** в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте **;
  • участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями **;
  • гарантии и компенсации ** , если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Одной из значительных гарантий права работников на охрану труда является государственный надзор и контроль за охраной труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Гарантии (ст. 220 ТК РФ):

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

На время приостановления работ
При отказе работника от выполнения работ в случае опасности
При приостановлении работ по объективным причинам
В случае необеспечения средствами защиты


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *