Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по нвос в 2023 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с абсолютной новизной и беспрецедентностью данной природоохранной документации спрогнозировать срок составления ДВОС сложно. Так как декларация состоит из трех разделов («воздух», «вода», «отходы»), соответственно, можно отталкиваться от сроков проведения инвентаризации источников выбросов и проведения расчета рассеивания и определение НДВ (достигает 3 месяцев), прибавив к этому получение разрешения на пользование водным объектом (до 40 календарных дней) и определение НДС (около 1 месяца).
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 66,17 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Срок подачи Декларации о плате за НВОС
Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.
Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.
Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Правила зачета (возврата) переплаты за НВОС
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за НВОС подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату этому лицу. Здесь же отмечено, что зачет (возврат) данной суммы осуществляется в заявительном порядке, то есть на основании заявления лица, обязанного вносить плату, не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретную процедуру зачета (возврата) эти правила не определяют.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334) и действует с 07.09.2019. Он введен в соответствии с п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ.
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
С марта 2020 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.
А в целом Правительство РФ на 2020 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.
Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.
Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2019 года.
Согласно письму Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду», с 01.01.2020 при исчислении платы за НВОС к ставкам применяют:
- коэффициент 1 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов;
- коэффициент 25 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов.
Контроль за правильностью исчисления платы, проверку деклараций о ней осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение – организации, ведущие деятельность только на объектах, оказывающих негативное воздействие IV категории.
Категорию объекта, оказывающего негативное воздействие, подтверждает свидетельство о его постановке на государственный учет.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:
- юрлица и ИП, от хозяйственной и/или иной деятельности которых образовались отходы (кроме твердых коммунальных отходов);
- региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Изменения с 2020 года:
Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую с��еду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Заполнение декларации НВОС: образец заполнения (карточки объекта)
Далее необходимо заполнить карточки объекта негативного воздействия на окружающую среду (по каждому источнику загрязнения). В первую очередь следует выбрать тип объекта (это может быть производственная территория, участок / цех / источник выбросов, выпуск, объект размещения отходов). После того, как тип объекта будет выбран, отобразится форма карточки, на которой потребуется уточнить сведения о выбранном объекте НВОС. Чтобы добавить информацию о новом объекте, нажмите кнопку «Добавить карточку объекта» в самом низу страницы.
Вкладка «Разрешения и лимиты» должна заполняться, только если у предприятия имеются какие-либо из перечисленных ниже документов:
- Лицензия на осуществление деятельности, связанной с отходами.
- Лимиты на размещение отходов.
- Разрешение на осуществление сбросов отходов в водный объект.
- Разрешение на выбросы в воздух.
Если разрешений несколько, оформляется отдельный лист для каждого документа (кнопка «Добавить лимиты и разрешения»). Поля «Загрязняющее вещество» заполняется с использованием справочника.
Приказ Минприроды России № 1043 от 10.12.2020 внес изменения в действующий порядок отчетности: утверждена новая форма декларации платы за НВОС в 2021 году и инструкция по ее заполнению.
Предоставляют документ те, кто обязан платить по требованиям ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001. Перед Росприроднадзором отчитываются:
- юрлица;
- ИП.
Такие субъекты ведут хоздеятельность (или другого вида), которая негативно влияет на среду окружения. Видами негативных влияний на окружающую среду являются:
- выбросы в воздух;
- сброс загрязняющих веществ;
- хранение, захоронение, размещение производственных отходов и отходов потребления.
Отчет формируют юридические лица и ИП при условии, что их деятельность отрицательно сказывается на состоянии природы. То есть теми организациями, которые должны обеспечивать оплату взносов за негативное влияние.
ВАЖНО!
Приказ Минприроды России № 1043 от 10.12.2020 внес изменения в действующий порядок отчетности: утверждена новая форма декларации платы за НВОС в 2021 году и инструкция по ее заполнению.
Предоставляют документ те, кто обязан платить по требованиям ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001. Перед Росприроднадзором отчитываются:
- юрлица;
- ИП.
Такие субъекты ведут хоздеятельность (или другого вида), которая негативно влияет на среду окружения. Видами негативных влияний на окружающую среду являются:
- выбросы в воздух;
- сброс загрязняющих веществ;
- хранение, захоронение, размещение производственных отходов и отходов потребления.
Отчет формируют юридические лица и ИП при условии, что их деятельность отрицательно сказывается на состоянии природы. То есть теми организациями, которые должны обеспечивать оплату взносов за негативное влияние.
ВАЖНО!
Декларация сдается в Росприроднадзор
Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году направить в территориальное отделение Росприроднадзора по местонахождению объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов. Если же источников загрязнения несколько в разных субъектах РФ, то по каждому субъекту нужно сдать отдельную декларацию. При эксплуатации на территории одного субъекта РФ нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в одной декларации.
ВЫВОД: ДЕКЛАРАЦИИ О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЗА 2017 ГОД СДАВАЙТЕ В СООТВЕТСТВЮЩЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО МЕСТОНАХОЖДЕНИЮ ОБЪЕКТА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ. |
Разработка Декларации о плате за НВОС осуществляется на основании:
- ФЗ №219 от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
- ФЗ №7 от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 31.2, п. 1)
- Приказ Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
- Приказ Минприроды России № 1028 от 08 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами».
- Приказ Минприроды России № 509 от 11 октября 2018 г. «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду».
Заказать разработку Декларации НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
- Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
- Размещение отходов.
Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
— наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
— вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
— информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
— декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
— информация о программе производственного экологического контроля.пункт 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.пункт 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
пункт 8 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Отчёт по экологии сдают юр. лица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора.
В отчётность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении. Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, — до 1 апреля 2021 года.
Декларация сдаётся в Росприроднадзор по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417.
Основание для включения товаров в декларацию – первичная учётная или таможенная документация.
Отчёт о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции — до 1 апреля 2021 года.
Форму должны заполнить и сдать в Росприроднадзор производители продукции и её импортёры. Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчётности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.
Отчёт об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора — до 1 апреля 2021 года.
Порядок регулируется постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1520. Информацию обязаны предоставлять в Росприроднадзор юр. лица и ИП, ведущие работу в области обращения с отходами от использования товаров.
Кто сдает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 в 2021?
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 года все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Категория присваивается каждому объекту в зависимости от уровня негативного воздействия:
- первая категория. Размер платы для предприятий, эксплуатирующих объекты, которым она присвоена, оказывается самым большим, так как происходит значительное негативное воздействие на окружающую среду и/или на объекте применяются наилучшие доступные технологии;
- вторая категория. Размер платы меньше, так как объекты оказывают умеренное воздействие на экологическую ситуацию;
- третья категория. Это объекты, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Расчет осуществляется с применением наименьших коэффициентов;
- четвертая категория. Присваивается объектам, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.
Экоплатежи должны совершать предприятия и ИП, если выявляется любой из факторов загрязнения:
- размещение отходов;
- выбросы в атмосферу вредных, токсичных и загрязняющих веществ стационарными источниками;
- загрязнение подземных вод различными источниками;
- попадание загрязняющих веществ в поверхностные водоемы;
- сброс различных отходов на прилегающие территории.
В настоящее время платежи за загрязнение атмосферного воздуха, сбросы в водные объекты и размещение отходов (образовавшихся в ходе производства и/или потребления) должны вносить все ИП и юридические лица (и российские, и иностранные оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением организаций , осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории НВОС.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.