Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист для грузового автомобиля находящегося у ИП. (ИП за рулем)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.
Зачем нужен путевой лист
Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:
Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.
Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.
Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля
Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.
Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.
Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:
Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.
Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:
В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.
Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.
На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.
Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.
Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:
Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.
Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:
Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.
Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).
Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).
Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.
В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.
Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.
При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.
ПЛ и товарно-транспортные документы должны храниться совместно.
«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.
Нужен ли путевой лист ИП без наемных работников?
Да нужен. Почему:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ так как:
«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»
2. Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152:
«Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.»
Как быть с медосмотром? Предложу вариант заключения договора с поликлиникой или частной медорганизацией. Берут они не дорого, рублей 50 за один осмотр в среднем. С механиком сложнее, искать автоколонну или транспортную компанию и также по договору, тодже не думаю что, будет дорого. Опять же, как правило машины ИП ставятся на стоянках, возможно там есть мастерская с механиком, может быть там можно как-то по договору это делать.
Но путевой нужен однозначно.
Порядок проведения предрейсовых медосмотров регулируется Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Делать его можно только имея лицензию (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 29). Таким образом без привлечения стороннего медработника с лицензией здесь не обойтись.
Не знаю, к сожалению или к счастью, но Сергей экономист прав. Путевой лист, действительно, нужен, со всеми необходимыми отметками. И, если механик может делать предрейсовый осмотр с вечера, то медицинское освидетельствование должно быть проведено непосредственно перед выездом и после прибытия экипажа на базу предприятия.
И решать этот вопрос как-то придется.
Может быть, это и дурдом, если вы честный и непьющий человек, но, мое мнение таково, что наше законодательство обязано по-возможности, ограждать нас от водителей в состоянии АО. А о том, что такие на дороге есть, думаю, спорить никто не будет.
Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.
Бюрократии при совке было не меньше, а по многим вопросам даже больше. Просто в то время не было Индивидуальных предпринимателей, которые сами развозят на личном автомобиле грузы.
Да, были кооперативы, я это помню, но, коммунистическая власть во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. В начале 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось, по словам министра финансов СССР Б. И. Гостева, «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров. Под сверхдоходами министр подразумевал сумму, превышающую «две с половиной средние зарплаты».
Не думаю, что кооператорам жилось легче, чем современным предпринимателям. Мне кажется, они точно также искали лазейки и способы сокрытия доходов. Правда, ничего по поводу путевых листов того периода мне не известно. На крупных предприятиях, они, конечно выписывались, в кооперативах – не знаю.
Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.
Срок действия путевого листа в 2022 году
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.
Продолжительность рейса | Когда оформлять | Срок действия |
В день делается один или несколько рейсов в течение смены |
До старта первого рейса |
В течение дня |
Рейс продолжается больше одной смены |
До начала рейса |
На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена |
Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя
Обновление: 31 июля 2017 г.
На территории Российской Федерации ИП вправе оказывать услуги по перевозке грузовым автотранспортом. Также большегрузные машины могут использоваться для доставки имущества при осуществлении иных видов коммерческой деятельности. Нормы отечественных актов законодательства предусматривают некоторые послабления для граждан, участвующих в хозяйственной деятельности. Отсюда возникает закономерный вопрос о необходимости наличия путевого листа грузового автомобиля индивидуального предпринимателя.
Действующие правила, установленные отечественными законодательными актами, не запрещают предпринимателям применять в своей коммерческой деятельности большегрузные автомобили.
При этом общие принципы использования такого транспорта предусматривают заполнение путевых листов ИП. Данное правило предусмотрено в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и прямо запрещает перевозку пассажиров и груза без составления соответствующих формуляров организациями или предпринимателями.
Из изложенного следует, что в настоящее время ответ на вопрос, нужен или нет путевой лист для ИП, не вызывает сомнений и прямо содержится в отечественных актах нормотворчества, предусматривающих необходимость формирования документа.
Надо подчеркнуть, что индивидуальные предприниматели не могут составить путевой лист в произвольной форме, отразив в нем сведения по своему усмотрению, так как необходимые реквизиты утверждаются законодательно.
Минтранс РФ Приказом от 18.09.2008 N 152 ввел в оборот Обязательные реквизиты и порядок заполнения описываемых формуляров.
Согласно поименованному акту нормотворчества путевые листы должны содержать:
- название документа и его номер;
- срок действия формуляра в диапазоне от одного дня до месяца;
- информацию о владельце машины (обязательно отражается в путевом листе для ИП в виде ФИО, адреса и его телефона);
- сведения о транспорте с указанием типа и модели ТС, госномера, полного километража пробега при выезде и заезде в гараж, а также момента убытия машины с места стоянки;
- ФИО лица, управляющего грузовиком, и время его предрейсовой медицинской проверки завершают оформление документа.
Помимо вышеназванных данных на бланке путевого листа для ИП можно разместить дополнительные реквизиты, не указанные российским Минтрансом.
Важно помнить, что на каждый автомобиль формируется самостоятельный документ. Если же одной машиной управляют два и более лица, то на каждого водителя следует заполнить отдельный формуляр.
Аналогичные правила применяются и в случае оформления индивидуальным предпринимателем путевого листа такси или на иные транспортные средства.
Ошибка при использовании путевого листа
Часто водители считают, что достаточно путевого листа, но при перевозке разных грузов требуются дополнительные документы при таких перевозках:
- грузов для организаций обязательно наличие товарно-транспортной накладной утвержденной формы, где описан груз с приложением документов.
- грузов граждан к путевому листу нужно приложить квитанцию об оплате услуг по перевозке.
- крупногабаритных и тяжеловесных грузов необходимо специальное разрешение и специальный пропуск, выдаваемые Госавтоинспекцией, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
- опасных грузов – путевой лист, где указан маршрут и отметкой «Опасный груз» (красным цветом) в верхнем левом углу и в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН, бланк маршрута, допуск водителя к такой перевозке, аварийную карточку, товарно-транспортную накладную, адреса и телефоны должностных лиц компании-перевозчика, отправителя и получателя груза, ответственных за перевозку подразделений Госавтоинспекции МВД по маршруту.
Необходимость оформления путевого листа при использовании автомобилей в коммерческих целях, регламентирована Приказом Министерства транспорта РФ № 152 от 18.09.2008 г. Указанный нормативный документ закрепляет обязанность использования листа и правила его заполнения.
ИП, при осуществлении грузовых перевозок, может использовать форму ПГ-1, которая как раз ориентирована на тех предпринимателей, которые не используют наемный труд. Допускается разработка собственного бланка, главное, наличие в нем утвержденных Приказом Минтранса реквизитов.
Особенности путевого листа:
- в документе обязательно проставляются штампы о медосмотре водителя перед отправкой в рейс и техническом обслуживании авто;
- если производится транспортировка товара, то к листу прикладывается накладная на груз;
- составляться путевой документ может бухгалтерий, диспетчером или непосредственно самим предпринимателем;
- выписанный лист подлежит фиксации в книге учета и заверяется ИП;
- путевой лист содержит информацию о времени в пути транспортного средства, периодах простоя, случившихся ДТП, остановках технического плана.
Путевой лист в первую очередь необходим для ведения бухгалтерии и сотрудников налоговых служб, так как именно он позволяет уменьшить размер уплачиваемых налогов.
Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя помогает соблюдать правила дорожного движения, так как в него вносятся сведения о медицинских осмотрах и показатели технического плана авто.
Индивидуальный предприниматель, использующий в работе транспортные средства, обязуются проводить оформление путевых листов. Данный вид документа является первичным и служит для учета работы водителя, управляющего транспортным средством.
Для чего нужен бланк путевого листа грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (ИП):
- с бухгалтерской точки зрения, такого рода бумага служит средством учета израсходования ГСМ и правильного начисления заработной платы водителю;
- для самого индивидуального предпринимателя такой лист необходим для контроля над работой водителя и передвижением транспортного средства;
- лист важен для соблюдения правил дорожного движения, так как от правильности его заполнения зависит составление инспектором ГИБДД протокола о правонарушении.
Форма путевого листа грузового автомобиля для ИП
На текущий момент действующее российское законодательство не устанавливает строгой формы путевого листа грузового автомобиля, принадлежащего индивидуальному предпринимателю. До 2013 года действовали формы 4-С и 4-П для грузовиков, принадлежащих юридическим лицам, но по информации Минфина России № ПЗ-10/2012 они упразднены вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закрепленная приказом Минтранса РФ № 68 от 30.06.2000 форма ПГ-1 бланка путевого листа, предназначавшегося непосредственно для ИП, прекратила свое действие с изданием Приказа Минтранса России N 152 от 18.09.2008.
Таким образом индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно выбрать форму путевого листа для грузовых автомобилей, принадлежащих ему и осуществляющих коммерческую деятельность по перевозке грузов. При этом за основу индивидуальный предприниматель перевозчик может взять устаревшие формы 4-С, 4-П или ПГ-1 и сформировать собственную форму путевых листов для своего грузового транспорта.
Система штрафов в 2021 году за путевой лист для ИП и юридических лиц
По статье ст. 12.31.1. КоАП РФ, юридические лица и ИП несут одинаковую ответственность даже с учётом возможного несоответствия доходов крупных транспортных компаний и небольших индивидуальных предприятий. Малый бизнес больше всего страдает от штрафов за отсутствие путевых листов, поэтому, чтобы избежать штрафных взысканий, важно тщательно выполнять требования действующей нормативно-правовой базы.
Для юридических лиц возможность следовать нормам законодательства шире по следующим причинам:
- В организации работают только сотрудники с необходимой квалификацией;
- Отработана система бухгалтерии по путевым листам;
- Зафиксированы расходы на ГСМ;
- Контролируется график работы сотрудников;
- Присутствует собственный медицинский персонал;
- Есть свой кабинет для проведения предрейсовых осмотров или организация сотрудничает со специализированной компанией для осуществления проверок специалистами перед рейсом.
Даже с учётом всех преимуществ, крупные организации всё равно получают немаленькие штрафы и терпят убытки. Неправильное оформление путевок приводит к большим денежным потерям: увеличению налогооблагаемой суммы или взысканиям за отсутствие прохождения предрейсовых осмотров для каждого водителя.
Обязательные реквизиты путевого листа для ИП
Несмотря на то что приложение к приказу № 152 с 01.03.2019 обновлено, на реестре обязательных для путевого листа сведений эти изменения не отразились, если не считать отмены требования о проставлении штампов рядом с подписями ответственных лиц. Поэтому их перечень для путевого листа грузового автомобиля индивидуального предпринимателя 2019 года остается тем же, что и для путевого листа грузового автомобиля индивидуального предпринимателя 2018 года.
В путевом листе должна быть информация (пп. 3–7 приложения к приказу № 152):
- о самом документе (номер, дата, срок применения);
- лице — владельце транспорта (для ИП это Ф. И. О., адрес, номер телефона, ОГРН);
- авто (тип, модель, госномер, дата и время отъезда с парковки и возврата на нее, показания, снятые с одометра до и после рейса, дата и время осуществления контроля техсостояния);
- водителе (Ф. И. О., дата и время выполнения медосмотра до и после поездки).
Показания, снятые с одометра, следует заверять подписями с расшифровкой отвечающих за такую операцию лиц. Но когда ИП выполняет обязанности водителя сам, делать это не нужно (пп. 13, 14 приложения к приказу № 152).
Необходимо наличие расшифрованных подписей лиц, проводивших тех- и медосмотры.
На сегодняшний день унифицированной формы путевого листа для индивидуальных предпринимателей нет. Так что ИП могут использовать либо унифицированные формы, дополняя их необходимыми реквизитами, либо разработать свою собственную. Однако в любом случае применяемый бланк должен соответствовать обязательным требованиям приказа № 368.
Особое внимание необходимо уделить порядку заполнения путевых листов, ведь это один из основных документов, позволяющих индивидуальному предпринимателю включить затраты на ГСМ в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли или УСН-налогу.
Источники:
- Приказ Минтранса России от 11.09.2020 N 368
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В КоАП РФ указано, какой полагается штраф за отсутствие путевого листа. Сумма взыскания начинается от 500 рублей. Иногда сотрудник ГИБДД может ограничиться простым взысканием. При этом наказание может последовать не только за отсутствие документа, но и за ошибки в его оформлении.
Законодательством четко определено, какой штраф за отсутствие путевого листа может быть наложен:
- Если ответственность за транспортное средство несет водитель, то ему может быть выписано предписание исправить недочеты либо выпишут штраф в сумме 500 рублей.
- Если же ответственность за автомобиль наложена на должностное лицо фирмы, то наказание за несоблюдение норм законодательства будет намного строже. В этом случае полагается штраф в сумме 20 тыс. рублей.
- Если у водителей машин, принадлежащих юридическому лицу, отсутствует путевой лист, штраф на организацию может достигать 100 тыс. рублей.
Частный предпринимать, который оформил ИП, несет полную ответственность. Даже не являясь юридическим лицом, он может быть наказан по всей строгости закона.
Штраф за отсутствие путевого листа у таксиста
Строгого соблюдения всех законов требуют перевозки пассажиров. Без грамотно заполненного путевого листа предприниматель или его нанятый сотрудник не может выходить на линию. Если же перевозки все же осуществлялись, то сложно потом подтвердить объем выполненной работы. Бумага должна выписываться в начале рабочего дня диспетчером. Далее водитель самостоятельно заполняет документ. Именно на основе таких записей рассчитывается зарплата и сверяется выручка.
Строгих требований к бланку для путевого листа у таксистов нет. Можно использовать собственную разработку или воспользоваться типовой. Главное, чтобы реквизиты соответствовали всем нормам.
Штраф за отсутствие путевого листа у таксиста налагается на ответственное лицо. Поэтому чаще всего сумма составляет 20 тыс. рублей. Диспетчеры не имеют права выпускать на линию автомобили без этого документа. При этом срок путевки никак не регламентируется. Обычно бумага выдается на одну смену. Но документ выписывается на конкретного человека, а не на машину. Это связано с тем, что автомобилем в течение дня могут пользоваться несколько сотрудников, а учет следует вести по каждому водителю.
Путевой лист ИП на грузовой автомобиль – обязательные реквизиты
Форма должна содержать все необходимые сведения, без которых документ не будет считаться действительным. Выдача допускается на срок не более 1 месяца. При этом обязательны к отражению следующие данные:
- Информация о предпринимателе – адрес регистрации, ФИО ИП, контактный телефон.
- Информация о водителе транспортного средства – указывается ФИО гражданина, номер его водительского удостоверения, данные лицензионной карточки при наличии. Если ИП работает один и сам же является водителем, вносятся данные на предпринимателя.
- Информация о транспортном средстве – марка, регистрационные номера, показания спидометра при выезде из гаража/возвращении в гараж.
- Отметка о пригодности автомобиля – проставляется уполномоченным сотрудником.
- Отметка о состоянии здоровья водителя – также проставляется ответственным уполномоченным лицом.
- Информация о работе транспорта и водителя – раздел 1 предназначен для отражения данных о маршруте движения, заказчиках услуг, характере грузов. Отдельно формируются сведения по результатам работы водителя с указанием общих данных пробега, перевезенной массы груза и времени работы.
После выполнения услуг путевые листы сдаются предпринимателю, который самостоятельно или с помощью бухгалтера выполняет начисление зарплаты водителю, списывает ГСМ на основании данных о расходе топлива, приходует ТМЦ, выставляет акты транспортных услуг заказчикам.
Важно! Дополнительно проводится регистрация путевых листов в специальном журнале. Хранение бланков следует обеспечить в течение 5 лет, как подтверждающих первичных документов деятельности ИП.
Новый контроль — предсменный
С 21 декабря 2018 года отметки об осмотре транспортных средств будут проставляться по новым правилам. С этой даты вступают в силу новые правила предрейсового контроля ТС (приказ Минтранса от 08.08.2018 № 296). А прежние, из приказа Минтранса от 06.04.2017 № 141, утратят силу. Расскажем о нововведениях.
Новыми правилами предусмотрены два вида контроля: предрейсовый и предсменный.
Предрейсовый контроль проводится перед рейсом, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс либо рейс длится дольше одной смены (рабочего дня) водителя.
Предсменный — перед сменой, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает больше одного рейса.
При сменной работе водителей на одном ТС контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.
На путевых листах это скажется следующим образом. Ранее в письме от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС Минтранс указывал, что отметки о проведении предрейсового контроля ТС должны проставляться в путевом листе перед каждым выездом в рейс. То есть если рейсов за смену было несколько, требовалось и несколько отметок в ПЛ. Введение предсменного контроля эту проблему снимает. С 21.12.2018 достаточно будет одной отметки — перед сменой.