Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора и соглашения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Как работодатель может обманывать работника

Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.

Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:

  • работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
  • вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
  • незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
  • незаконное удержание части заработной платы;
  • несоответствующая организация трудового процесса;
  • противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
  • отказ от предоставления отпусков;
  • отказ от оплаты часов сверхурочной работы.

Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.

Другой комментарий к статье 51 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

Часть 1 комментируемой статьи определяет субъекты контроля за выполнением коллективного договора, соглашения, которыми являются:
— стороны социального партнерства (работники, работодатели, органы государственной власти, органы местного самоуправления);
— представители сторон социального партнерства;
— соответствующие органы по труду.

Стороны социального партнерства и их представители могут осуществлять контроль за выполнением коллективного договора, соглашения путем направления различных запросов, периодического проведения мероприятий в рамках полномочий, которые им предоставлены коллективным договором или соглашением.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет обязанности сторон, связанные с проведением такого контроля. Эти обязанности заключаются в предоставлении друг другу необходимой информации для проведения контроля. Это, например, может быть информация о начислении заработной платы, о направлении отдельных категорий работников в оздоровительные местности и курорты и т.д. Такая информация предоставляется на основании соответствующих запросов, которые юридически, по нашему мнению, могут быть оформлены произвольно, но в письменной форме. Такая информация, исходя из ч.1 комментируемой статьи, может быть предоставлена в срок до 1 месяца. Безусловно, возникает вопрос о порядке исчисления данного месяца. Полагаем, что в целях такого исчисления сторона, получившая запрос, должна поставить на нем отметку о дате принятия, а на следующий день после этой даты, учитывая положения ст.191 ГК РФ, начнется течение месячного срока.

Порядок составления коллективного договора

Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры. Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.

Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:

  • работодатель;
  • работник.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Для чего нужен колдоговор на предприятии

Цель этого локального нормативного документа – утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.

Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:

  • равноправие двух сторон;
  • соответствие государственному законодательству;
  • прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
  • возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
  • ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
  • контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.

Основные понятия социального партнерства и его принципы

Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Читайте также:  Сколько часов должна работать беременная женщина в день по закону 2023 году в России

Что еще должен знать работодатель?

1. В коллективный договор могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если иной порядок коллективным договором не предусмотрен, придется вносить их путем коллективных переговоров.

2. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Срок действия договора может продлеваться сторонами не более чем на три года (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).

3. В течение семи дней со дня подписания коллективного договора работодатель должен направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом документ вступает в силу независимо от факта уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации (п. 4, 6 ст. 43 ТК РФ).

5. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ч. 7 ст. 43).

6. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43).

7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

8. При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с коллективным договором до подписания трудового договора и под роспись (ст. 68 ТК РФ).

9. Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Например, если в силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере (плюс 20% часовой тарифной ставки оклада), то коллективным договором не может быть установлена доплата менее 20% от часовой тарифной ставки оклада.

10. Работодатель несет административную ответственность за:

— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП РФ);

— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП РФ);

— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ).

За данные нарушения предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Комментарий к статье 51 ТК РФ:

1. В статье 51 ТК РФ указано, что контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют прежде всего представители социальных партнеров.

2. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.ч. могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзной конференции и т.п.

3. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.д.

Ст 51 ТК РФ с комментариями содержит правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.

4. В отличие от ранее действовавшей редакции ч. 2 ст 51 ТК РФ предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.

5. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют также органы по труду (территориальные органы Роструда). Они проводят плановые проверки и выявляют случаи невыполнения (нарушения) условий коллективных договоров, соглашений. Однако правовые последствия такого рода проверок законодателем не установлены. Очевидно, соответствующий орган по труду может известить представителей сторон о допущенных нарушениях. Возможность каких-либо иных действий органа по труду в связи с невыполнением договорных актов нормативными актами не предусматривается.

6. Контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений осуществляют и профсоюзные правовые инспекции (Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, утв. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2).

Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании

В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.

Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).

Читайте также:  Выписка из ЕГРЮЛ на бумажном носителе как получить в налоговой 2023 46 налоговая

В 1984 году Р. Фриман сформулировал теорию стейкхолдеров (Freeman R.E. 1984, Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.) и эта теория стала одной из концепций в современной этике бизнеса. Теория стейкхолдеров, после 2000 года активно изучаемая и развиваемая российскими исследователями, легла в основу идеологической базы концепции корпоративной социальной ответственности, активно пропагандируемой в России, а потому способной серьезно повлиять на поведение отечественного бизнеса, а принятый в 2002 году Трудовой кодекс Российской Федерации в своих законоположениях облачил в правовую форму некоторые позиции этой теории.

В Российском законодательстве не применяется термин стейкхолдер, но стороны социального партнерства в терминологии российского трудового законодательства очевидно являются заинтересованными, причастными сторонами из теории стейкхолдеров. Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. Высшее руководство компании, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. Акционеры (или участники общества), как люди, которые вложили в компанию деньги, ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Государство полагает, что бизнес должен быть социально ответственным и нести часть расходов по поддержанию установленных государственных гарантий, но понимает, что без государственной поддержки бизнес не сможет выполнять финансовые обязательства.

Трудовой кодекс РФ назвал правовое регулирование отношений по социальному партнерству, создание правовых возможностей индивидуального и коллективного регулирования трудовых отношений с использованием механизма социального партнерства, установление правовых гарантий для сторон этих отношений одной из основных задач трудового законодательства (ч.2 ст.1, ст.2 ТК РФ), а также выделил участие работников (их представителей) в управлении организацией в отдельную форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Реализуя указанный принцип, законодатель включил названное право в круг основных прав работников (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), а создание условий по его обеспечению — в основные обязанности работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.

  1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором.
  2. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.
  3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
  4. Обсуждение вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию.
  5. Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
  6. Участие в разработке и заключении коллективных договоров.
  7. Иные способы участия работников и их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 53 ТК РФ).

Коллективный договор является одним из самых эффективных способов решения этой задачи, но зачастую предоставленная законодателем возможность недооценивается как работниками, так и работодателями.

Уже не первый год в своих отчетах (в части «Оценка проверенных коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, выявленным нарушениям в сфере действия коллективных договоров) Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, отмечает, что: «Зачастую коллективные договоры и соглашения не содержат в себе норм улучшающих положение работников (стимулирующих их трудовую активность), дублируют минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Формализованный подход сторон социального партнерства к заключению коллективного договора влечет за собой переписывание правовых норм Трудового кодекса, определяющих основные условия труда, в результате чего это затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

  • Контроль
    за выполнением коллективного договора,
    соглашения осуществляется сторонами,
    а также государственными органами
    надзора и контроля за исполнением
    законодательства.
  • Стороны
    обязаны:

  • организовывать своевременное выполнение
    всех взаимных обязательств, включенных
    в коллективный договор, соблюдать
    нормативные положения;

  • обеспечивать оперативный контроль за
    ходом реализации коллективного договора.

Коллективный
договор, соглашение предусматривают
порядок и сроки (но не реже 1 раза в
полугодие) информирования работников,
от имени которых заключен коллективный
договор, о ходе его исполнения.

С этой
целью проводятся специальные массовые
проверки исполнения договоров, о
результатах которых стороны отчитываются
от общих собраниях трудовых коллективов.

Выполнение
коллективных договоров контролируют
и сами трудовые
коллективы
:
заслушивают отчеты нанимателей и
профсоюзов, дают оценку их деятельности,
вносят замечания и предложения по
улучшению этого процесса, а в необходимых
случаях ставят вопросы о привлечении
к ответственности лиц, не выполняющих
обязательства по договору.

Систематический
контроль за своевременным выполнением
предусмотренных договорами обязательств,
мероприятий, соблюдением нормативных
положений осуществляют профсоюзы: профсоюзы вправе в случае принятия
нанимателем решения, нарушающего условия
коллективного договора, соглашения,
внести представление об устранении
этих нарушений, которое должно быть
рассмотрено в двухнедельный срок. В
случае отказа удовлетворить эти
требования или недостижении соглашения
в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с
законодательством о разрешении
коллективных трудовых споров.

Профсоюзы
имеют право общественного контроля за
соблюдением нанимателем, собственником
или уполномоченным им органом управления
законодательства о труде и профессиональных
союзах и вправе требовать устранения
выявленных нарушений.

Наниматель,
собственник или уполномоченный ими
орган управления рассматривают
представление профсоюзов об устранении
нарушений законодательства о труде и
профессиональных союзах и в течение 1
месяца сообщают профсоюзу о результатах
рассмотрения.

  1. Надзор
    и контроль за соблюдением законодательства
    о труде, в том числе и коллективного
    договора, со стороны государства
    осуществляет Министерство труда и
    социальной защиты РБ.
  2. Контроль
    за выполнением генерального соглашения
    осуществляет Национальный совет по
    трудовым и социальным вопросам.
  3. Исполнение
    тарифных и местных соглашений
    контролируется постоянно действующими
    местными и региональными советами по
    трудовым и социальным вопросам, которые
    создаются сторонами этих соглашений.
  4. К
    коллективным
    трудовым спорам

    относятся неурегулированные разногласия
    сторон коллективных трудовых отношений
    по поводу установления, изменения
    социально-экономических условий труда
    и быта работников, заключения, изменения,
    исполнения либо прекращения коллективных
    договоров, соглашений.

Если
невыполнение коллективного договора
выразилось в нарушении охраны труда, а
также в несоблюдении нормативной части
коллективного договора, соглашения, то
виновные должностные лица могут быть
подвергнуты административной
ответственности
.
Если неисполнение условий коллективного
договора по охране труда повлекло
несчастный случай с работником или иные
тяжкие последствия, должностные лица
привлекаются к уголовной
ответственности
.

Читайте также:  Скорость превышения в 2023 году

Материальная
ответственность

в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда
неисполнение обязательств по коллективному
договору привело к причинению
имущественного ущерба.

Должностные
лица могут быть привлечены к дисциплинарной
ответственности
.
Дисциплинарные взыскания налагаются
руководителем организации и другими
лицами по подчиненности.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Порядок осуществления контроля

Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.

Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.

Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.

После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Уведомление о недействительности

После того, как сторонами будет получено уведомление о недействительности условий колдоговора, он обязаны известить об этом лиц, на которых распространяются положения договора. Таким образом, стороны колдоговора, и субъекты, по отношению к которым было применено являющееся недействительным условие, имеют право непосредственно в судебной инстанции обжаловать вышеупомянутое уведомления в части признания недействительным тех или иных условий колдоговора.

Как уже упоминалось выше, сообщение о недействительных условиях колдоговора, делается в соответствующую гострудинспекцию. Основываясь на данном сообщении, последняя вправе выдать работодателю предписание о неприменении являющегося недействительным условия колдоговора. Применение же недействительного условия рассматривается как нарушение трудового законодательства и влечёт за собой привлечение работодателя к ответственности.

Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора?

Инфо

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

Контроль за выполнением коллективного договора

На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня. Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *