Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наличие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цель обеспечительных мер со стороны налоговой — гарантировать будущие платежи, а не лишить налогоплательщика возможности вести свою профессиональную деятельность. Иногда налоговикам приходится об этом напоминать.
Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?
Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.
То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.
Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» — это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.
В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.
Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, — это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.
Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).
Что относится к первой группе решений о приостановлении?
Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.
Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.
К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).
Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.
Комментарий к ст. 76 НК РФ
Комментируемая статья посвящена такой важной процедуре для всех налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как приостановление операций по счетам в банке.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для трех ситуаций:
— для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа;
— в случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в установленный срок;
— в случае если налогоплательщик-организация не исполнил установленную пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
Приостановление операций организации по счетам в банке является одной из обеспечительных мер, которая применяется на основании решения налогового органа, которое направляется в банк, в котором открыт счет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В статье 848 ГК РФ установлено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
На основании части 1 статьи 849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.
В силу пункта 1 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Согласно пункту 2 статьи 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
На основании пункта 6 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
В силу подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ обеспечительной мерой может быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
В пункте 1 статьи 855 ГК РФ установлено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
На основании пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на возможность исполнения расчетных документов банка, направленных на выплату зарплаты сотрудников, если имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Более того, в рассматриваемой в статье ситуации отсутствует распоряжение налогового органа.
Так, в письме Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13537 разъясняется, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) организации по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Сроки блокировки счета налоговой
Ограничение по счету налоговая снимает после устранения причины блокировки. Продолжительность периода, на который будет заблокирован счет, зависит от того, насколько быстро компания примет меры по устранению причин блокировки.
Срок разблокировки составляет:
- После оплаты налога, других обязательных платежей и штрафов срок разблокировки не должен превышать 3-х рабочих дней. Исчисляется со дня, когда ИФНС получила информацию из банка или от налогоплательщика.
- После сдачи отчетности. Не позднее следующего дня ИФНС должна принять решение об отмене ареста счета и направить его в банк. Срок снятия блокировки – не более трех рабочих дней.
- При устранении нарушений, связанных с электронным документооборотом, срок разблокировки – от одного до трех рабочих дней. Начинается исчисляться в день представления в ИФНС квитанции о получении документов либо дата представления документов, затребованных инспекцией.
Как наказать ИФНС за незаконную блокировку
Незаконную блокировку счета можно обжаловать. Проще всего попробовать решить вопрос на уровне своей инспекции, обратившись с жалобой к руководителю ИФНС или его заместителям. Если это не поможет, то можно подать жалобу в УФНС своего региона, а затем и в суд.
Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.
Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом.
Сумма процентов, причитающихся организации, рассчитывается по формуле:
Проценты = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней незаконной блокировки × Ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) / Количество календарных дней в году
Случается, что решение о блокировке расчётного счёта принимается без реальных на то оснований. Технические сбои или ошибки сотрудников ИФНС могут привести к тому, что организация или ИП, чей счёт был заблокирован, не выполнили свои обязательства. Например, не вовремя перечислен платёж по кредиту или сорваны сроки оплаты поставщику.
Если в результате незаконной блокировки расчётного счёта налогоплательщик понёс убытки, то он вправе взыскать их с ИФНС на основании статьи 103 НК РФ. Причём можно требовать возмещения не только прямых потерь, но и упущенной выгоды.
Например, в деле N А60-46155/2018, который рассматривал Арбитражный суд Свердловской области от 25.01.2019, расчётный счёт организации был заблокирован из-за недоимки в размере 1 копейки! При этом задолженность образовалась по вине самой инспекции, которая отнесла платёж на другой КБК. Организация же планировала перевести с расчётного счёта на депозит 77 млн рублей, что невозможно сделать при блокировке. Недополученные проценты с этой суммы за 7 дней составили 73 835 рублей, которые суд и взыскал с ИФНС.
Кроме того, статья 76 НК РФ обязывает налоговый орган заплатить организации или ИП проценты по ставке рефинансирования ЦБ, если окажется, что решение о блокировке принято незаконно или нарушен срок снятия ареста счёта.
Как минимизировать риски блокировки
Чтобы минимизировать риски блокировки счетов нужно:
- Платить налоги через расчетный счет. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ доля налоговых отчислений должна быть не менее 1% от дебетового оборота.
- Уплачивать все налоги своевременно.
- Оформлять сотрудников в штат. Выплачивать через расчетный счет зарплату, НДФЛ и страховые взносы. При этом суммы уплачиваемых НДФЛ и взносов должны соответствовать среднесписочной численности сотрудников, а ФОТ должен быть установлен из расчета не ниже официального прожиточного минимума.
- Проверяйте контрагентов.
- Указывайте подробно назначение платежа.
- Оформляйте правильно первичную документацию.
- При оплатах физлицам не забывайте удерживать и перечислять НДФЛ.
- Предоставляйте в банк и ФНС документы по запросу.
- При розничной торговле или другой деятельности с получением наличной выручки, вносите наличные на счет.
Когда инспекция не вправе блокировать счет
Проанализировав разъяснения контролирующих органов и судебные решения, можно обобщить информацию касательно случаев, когда инспекция не вправе блокировать счета.
Итак, блокировка счета может быть признана неправомерной в следующих ситуациях:
- непредставление в срок бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25590);
- непредставление в срок налоговым агентом расчетов, предусмотренных ч. II НК РФ (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);
- наличие в представленной налоговой декларации ошибки, если она не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неправильно указанный КПП) (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25589);
- непредставление в срок сведений о среднесписочной численности (Постановление ФАС МО от 27.02.2009 № КА-А40/644-09);
- неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора телекоммуникационной сети (Постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10);
- подписание декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС УО от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12, от 19.10.2011 № Ф09-6635/11).
Приостановить операции налоговый орган вправе только по тем счетам, которые открыты по договору банковского счета. Он не вправе приостанавливать операции по транзитным, ссудным, депозитным счетам, а также счетам, открытым для осуществления совместной деятельности.
Если на счете денег больше, чем указано в решении о приостановлении операций, сверх этой суммы операции можно осуществлять. Однако если не представлена налоговая декларация, счет блокируется полностью. Также приостановление операций по счетам не распространяется на платежи очереди более ранней, чем списание налогов.
Блокировка счета создает проблемы в текущей деятельности предприятия, и, чтобы избежать этого, рекомендуется не откладывать отправку деклараций по почте или телекоммуникационным каналам связи на последний день, а также не тянуть с уплатой налогов, сборов. Если все же приостановление произошло, то в силах предприятия ускорить его отмену, устранив причину блокировки счета и максимально быстро уведомив об этом инспекцию.
Порядок блокирования счета
Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.
Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:
- прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
- сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
- если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
- освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.
Частичное блокирование счета налоговыми органами
Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:
- Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).
Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).
- В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
- запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию
Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.
То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:
- Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
- Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).
Комментарий к Ст. 76 Налогового кодекса
Приостановление операций по счетам представляет собой согласно п. 1 ст. 72 НК РФ один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, который имеет свои специфические признаки и направленность по сравнению с другими способами.
Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика, налогового агента или плательщика сбора в банке допускается по двум основаниям.
Первое основание — это необходимость обеспечения исполнения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств обязанного лица в банках, принимаемого налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Лицом, чьи операции по счету могут быть приостановлены налоговым органом по указанному основанию, может быть только организация, поскольку с физического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя, взыскание производится только в судебном порядке (подробнее см. ст. 48 НК РФ). Под приостановлением операций по счету организации в комментируемой статье понимается прекращение банком всех расходных операций по счету, за исключением тех, на которые приостановление не распространяется, то есть тех платежей, очередность которых предшествует очередности налоговых платежей.
Право приостановить операции по счетам налогоплательщика-организации возникает у налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в сроки, установленные в требовании об уплате налога. Содержащееся в п. 2 ст. 76 НК РФ правило, согласно которому решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога, не означает, что решение о приостановлении операций не может быть принято позднее даты вынесения решения о взыскании налога. Указанное правило следует рассматривать как адресованный налоговому органу запрет приостанавливать операции до вынесения решения о взыскании.
Вторым основанием для приостановления налоговым органом операций по счету налогоплательщика является непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа налогоплательщика от представления налоговой декларации. По указанному основанию возможно приостановление операций по счету как налогоплательщика-организации, так и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя. В этом случае приостановление операций не направлено непосредственно на обеспечение взыскания налоговых платежей, а является мерой оперативного воздействия на налогоплательщика с целью понуждения последнего к скорейшему представлению налоговой декларации. Поэтому приостановление операций по счету должно быть отменено решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Первоначально полномочия по приостановлению операций по счету были также предоставлены органам налоговой полиции. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач было предоставлено право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимал начальник органа налоговой полиции или его заместитель.
———————————
Российская газета. N 134. 15.07.1993.
Органы налоговой полиции осуществляли специфическую правоохранительную деятельность, направленную, в частности, на предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, то есть не выполняли функций налогового контроля. При этом производство по делам о налоговых преступлениях и административных правонарушениях регулировалось и регулируется нормами уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательств .
———————————
См. подробнее: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова. 2004.
В настоящее время полномочия по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков исполняют налоговые органы. Кроме этого, приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций и индивидуальных предпринимателей) в банке вправе предпринимать таможенные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 155 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке принимается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, направившего требование об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в случае неисполнения указанным плательщиком этого требования. Решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке не может быть принято ранее вынесения решения о бесспорном взыскании.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 года по истечении 10 дней с установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика. При этом пресекательный срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, НК РФ не установлен.
———————————
Исходя из изложенного вышеуказанное решение может быть вынесено в том числе в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Формы документов о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, утверждены Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ .
———————————
Российская газета. N 296. 24.12.2012.
Как отмечается в письме ФНС России от 22 октября 2012 года N АС-4-2/17859, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк только в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Какого-либо иного порядка направления указанных документов налоговым органом в банк НК РФ не предусмотрено.
Вместе с тем нередко от банков поступают жалобы на направление налоговыми органами решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решений об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в бумажном виде.
Федеральная налоговая служба неоднократно выступала с требованиями к управлениям ведомства по субъектам Российской Федерации исключить направление данных документов в банки в бумажном виде и обеспечить неукоснительное исполнение положений п. 4 комментируемой статьи.
Как избежать блокировки?
Помимо причин блокировки, описанных выше, существуют и другие, которые помещают клиента в «зону риска». Это общие правила, на которые следует обратить внимание. Рассмотрим причины, по которым могут быть подозрения банка:
- Некорректное назначение платежа (следует указывать счет, договор, по которому производится оплата, а также прописывать наименование товара (услуги));
- Руководитель не выходит на связь с банком (все запросы банка должны выполняться оперативно, желательно лично директором);
- Юридический адрес компании используется большим количеством других фирм;
- Учредитель организации является учредителем нескольких других фирм;
- Организация использует несколько счетов для различных нужд (один- на налоги; другой – для оплаты поставщикам и т.д.).
Также, если банк запрашивает документы, либо проводит подробное анкетирование – не отказывайте ему в этом, а также не затягивайте, т.к. это тоже может стать причиной блокировки и потерей расчетного счета.
Если клиент банка придерживается всех вышеперечисленных правил ведения расчетного счета, а также платит налоги и предоставляет отчетность в ИФНС вовремя, блокировка счета маловероятна. Для предупреждения блокировок и приостановлений по счетам необходимо заранее готовить документы, на основании которых проводится платеж, либо снятие (внесение) денежных средств на счет.
Возможные варианты блокировки счетов
Законодательно разрешено накладывать ограничения на любые счета недобросовестного неплательщика. То есть, можно заблокировать валютный счёт или счёт, открытый в драгметаллах. Исключением являются специальные избирательные и счета для референдумов.
Предусмотрена полная и частичная блокировка. Полная означает, что налогоплательщик не может совершать никаких операций по счёту до того времени, пока не погасит долги. На счёт можно только внести некую сумму, но так, чтобы её хватило на погашение долга, пени и штрафов. Как только платёж будет осуществлён, операции по счёту станут доступны.
Частичная блокировка означает, что на счёте будет заблокирована только определённая сумма, которой хватит на погашение долга, пени и штрафов. Эта сумма неприкосновенна! После погашения долга все операции станут доступны.
Как разблокировать расчетный счет
В большинстве случаев самый простой способ — совершить те действия, невыполнение которых стало причиной «заморозки». Так, если счет заблокирован за непредставление декларации, РСВ или 6-НДФЛ, то следует направить необходимый отчет. А если причина ареста — неуплата налога или взноса, то нужно перечислить платежи (в т.ч. со счетов третьих лиц; см.: « Как заполнить платежку при уплате налога за иное лицо: пояснения ФНС »), и передать в ИФНС соответствующие сведения.
По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).
Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.
Если причина блокировки — обеспечение решения по проверке, налогоплательщик может получить доступ к счету без обжалования соответствующего решения. Для этого надо пополнить баланс счета, чтобы он превысил доначисленные суммы. И тогда инспекция будет обязана «разморозить» счет в части превышения ( п. 9 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина от 16.01.13 № 03-02-07/1-10). После этого можно переходить к обжалованию решения ИФНС, если на то есть причины.
Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.
Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом
Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.
Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.
Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.
Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:
Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.
Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:
Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.
Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.
Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:
Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.
Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.
С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).