Кака часто организации проверяются госпожнадзором. Порядок проведения гпн проверок по пожарной безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кака часто организации проверяются госпожнадзором. Порядок проведения гпн проверок по пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Сроки проведения проверок

Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.

Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год.

В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.

На что имеет право пожарный инспектор

Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:

  • запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
  • беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
  • выдавать предписания об устранении нарушений;
  • составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
  • Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
  • проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
  • осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.

За что предусмотрена административная ответственность

Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:

  • 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
  • 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
  • частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
  • частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
  • 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
  • 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
  • 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
  • частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
  • частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
  • 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
  • 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
  • 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
  • частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Читайте также:  Льготы ветеранов труда федерального значения в Башкирии

Плановые и внеплановые пожарные проверки

Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.

Категории риска объекта

Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  1. Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
  2. Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
  3. Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
  4. Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
  5. Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
  6. Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.

Сроки и периодичность проведения проверки

Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.

ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.

Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  • один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
  • один раз в 2 года (высокий риск),
  • один в течение 3 лет (значительный риск),
  • один раз в 5 лет (средний риск),
  • один раз в течение 6 лет (умеренный риск).

В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.

Что необходимо знать об организации и проведении проверок?

1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.

Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для поведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление заявлений о фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внимание!

Документы для проверки МЧС

Помимо закупки огнетушителей, обязательно наличие документов, подтверждающих выполнение установленных требований.

Читайте также:  Обязательные журналы отдела кадров в 2023 году

Приказом МЧС № 644 предусмотрены документы, которые проверяют сотрудники надзорного органа. Так, организация должна предоставить:

  • учредительную документацию;
  • документы, подтверждающие право на объекты;
  • декларацию по пожарной безопасности (для объектов, по которым проводится экспертиза проектной документации);
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности;
  • приказ о назначении ответственного за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные инструкции;
  • договоры на установку систем защиты, лицензию устанавливающей организации;
  • документы по энергоснабжению, водоснабжению, установке систем предотвращения и защиты от пожара;
  • сертификаты соответствия на продукцию.

Кроме указанного выше, могут попросить журналы учета огнетушителей, инструктажей персонала, удостоверение ответственного лица, журнал учета противопожарных тренировок, документы на обслуживание систем защиты.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах — не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах — не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте — Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, —

На что обращают внимание

— в 50-й статье 123-ФЗ

Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:

  • по какой схеме будут эвакуировать людей;
  • какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
  • как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
  • где курить;
  • как вызывать пожарную охрану;
  • как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.
Читайте также:  Как узнать выделенную мощность на квартиру с газовой плитой

Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.

Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.

Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.

Еще инспектор проверяет:

  • есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
  • свободны ли двери на пути выхода из здания;
  • работают ли огнетушители;
  • свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.

Инспектор проверит всё это и даст заключение.

В каких случаях и когда проводятся проверки

Периодичность проверок по пожарной безопасности зависит от ряда факторов. Мероприятия, проводимые по плану, проходят согласование с прокуратурой. После согласования плана на сайте Генеральной прокуратуры РФ появляется соответствующая информация. Размещение сведений происходит после 1 января текущего года.

В документе содержатся данные о мероприятиях, проводимых:

  • После 3 лет принятия сооружения в эксплуатацию либо смены вида деятельности.
  • После истечения 3 лет со дня проведения последней проверки органами МЧС. В этом случае имеются в виду последние плановые мероприятия.
  • Спустя 1 год после окончания, проверки осуществленной в плановом порядке. В этом случае речь идет о предприятиях, принадлежащих Министерствам здравоохранения, образования, социальной сферы.

На что стоит обратить внимание при проверке?

Перед проверкой проводят ознакомление руководства с распоряжением о проверке, полномочиями органа ГПН, задачами и целями проверки, объемом и длительностью мероприятий, количеством экспертов. Распоряжение заверяет руководитель органа ГПН (его заместитель), с точным указанием фамилии и данных проверяющего лица, которое предъявляет служебное удостоверение. При проведении плановой проверки привлекают в случае необходимости экспертов из соответствующих учреждений и организаций, аккредитованных в различных сферах (они не находятся в трудовых и правовых отношениях с объектом проверки или проверяющим органом).

По окончании проверки составляют акт (два экземпляра), к которому присоединяются приложения – экспертные заключения, протоколы образцов продукции, объяснения сотрудников, предписания об ликвидации нарушений. Если руководителя или полномочного представителя нет на рабочем месте, или они отказываются принять документы, акт отправляют заказным письмом.

При проверке инспектор может проверять выполнения только тех требований, которые находятся в сфере его компетенции (нельзя требовать документов и их копий, образцов продукции, не относящихся к объекту проверки или увеличивать их количество вопреки нормам отбора). Проверка при отсутствии руководителя или его представителя запрещена, кроме случаев, когда она обусловлена законодательными решениями РФ. Запрещено увеличивать сроки проверки и оглашать служебную, коммерческую и прочую секретную информацию, выполнять оплачиваемые предприятием мероприятия по проверке безопасности.

В перечень документации входят сведения о правоустановлении статуса объекта, распорядительные документы, техническая и технологическая документация, декларация пожарной безопасности, арендные договоры, сертификаты выпускаемой продукции, предписания органов ГПН о нарушениях. Оценивают направление деятельности руководителей хозяйственного субъекта, проводят визуальный осмотр объекта и экспертизу (расследование) при нарушении пожарной безопасности. Эти действия проводятся в присутствии руководителя (уполномоченного лица) проверяемого предприятия.

Распоряжение прокурора также является юридическим основанием проведения целевой проверки (в случае поступления обращений и жалоб в орган прокуратуры, информации в СМИ). Следует заметить, что плановая проверка не проводится в случаях заключения собственником договора страхования о возмещении ущерба в отношении третьих лиц.

Проверка выполняется только инспекторами ГПН (ст. 6 Закона № 69 – Ф3), которые относятся к федеральным органам власти (к примеру, начальники пожарных отрядов это делать не имеют права). Должностное лицо органа Государственной противопожарной службы МЧС России, уполномоченное на осуществление надзора в области пожарной безопасности.

«>Инспектор ГПН проверяет приказы о соблюдении требований пожарной безопасности, планы эвакуации, средства оповещения, наличие противопожарной сигнализации, средств пожаротушения, пожарных кранов и их комплектов, технические показатели электросетей, эвакуационные выходы (которые обозначают светящимися табло), состояние путей эвакуации.

Зная «подводные камни» проверки, легко пройти через них. При выполнении пожарного аудита проверка не проводится, поэтому об этом стоит задуматься руководителям часто проверяемых организаций и фирм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *