Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем сущность политики просвещенного абсолютизма в Европе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распространение просвещенного абсолютизма привело к ограничению старых феодальных прав не только лишь для дворянства, но и для духовенства, что в свою очередь привело к ряду конфликтов между королевской властью и католической церковью в ряде европейских стран. Светские правители вообще стали пытаться выйти из-под контроля папской курии. К тому же развитие просвещения тормозилось старыми католическими догмами, а многие талантливые ученые того времени и вовсе были преследованы инквизицией.
Наиболее радикально тут поступил уже упомянутый нами английский король Генрих VIII, он просто порвал отношение с католической церковью, создав в Англии англиканскую церковь во главе с английским же королем (то есть с собой во главе). В других европейских странах также влияние католической церкви было постепенно ограничено, много где четко определился курс на отделение государства от церкви и школы от церкви, происходила стремительная секуляризация общества, которая сопровождалась такими изменениями:
- Папские буллы больше не обладали юридической силой. Пожалуй, за исключением лишь тех булл, которые были заверены королями.
- Повсеместно была запрещена инквизиция, как и инквизиторские трибуналы.
- Для духовенства были введены налоги.
- Во многих европейских странах был изгнан или запрещен орден иезуитов. Связано это с тем, что иезуиты особенно активно противились антиклерикальных настроениям в обществе, за что и поплатились своим запретом.
Просвещенный абсолютизм в Российской империи начался с правления царя Петра I, который всячески стремился перенять опыт прогрессивных европейских стран, куда он активно «рубал окна». Петр I провел широкий ряд реформ направленных на развитие просвещения, образования и искоренения старых порядков:
- насильственное пострижение бороды боярам,
- приказ пользоваться столовыми приборами, а не есть руками,
- упразднение стрельцов, место которых заняли солдаты одетые и оснащенные по европейскому (а именно прусскому) образцу,
- отправка всех «лучших дворянских сынов» для обучения заграницу и открытие школ и университетов в стране.
Это и многие другие вещи были сделаны прогрессивным царем с целью привнести в Россию не только просвещенный абсолютизм, но и в целом европейскую культуру. К слову и само название «Россия» тоже детище Петра, до этого эту страну называли Московией.
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
- повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
- движение по пути технологического прогресса;
- развитие общественного образования и просвещения;
- введение выборности судей и других должностных лиц;
- снижение налогов;
- установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.
Таблица «Представители просвещённого абсолютизма»
Страна | Деятель | Описание и характеристика |
---|---|---|
Россия | Екатерина II | Российская императрица, проводившая часть своих реформ в соответствии с идеями просвещённого абсолютизма. |
Португалия | Себастьян Жозе де Карвалью Помбал | Влиятельный политик, который фактически сам управлял Португалией в эпоху правления короля Жозе I. |
Неаполь | Бернардо Тануччи | Глава правительства при неаполитанских королях Карле VII и Фердинанде I. |
Тоскана | Леопольд II | Король, ставший первым в мире монархом, отменившим смертную казнь в стране. |
Испания | Педро Аранда | |
Дания | Иоганн Струэнзе | Государственный деятель, проводивший в Дании просветительские реформы при душевнобольном короле Кристиане VII, который сам не вмешивался в управление государством. |
Швеция | Густав III | Шведский король, двоюродный брат Екатерины II. Отстранил от власти прежний парламент в результате государственного переворота и принял конституцию. |
Речь Посполитая | Станислав Понятовский | Последний король польский и великий князь литовский. |
Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.
- Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
- Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
- Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
- Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
- Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.
Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.
Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.
Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась «охота на ведьм».
«Просвещенный абсолютизм» в России
Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.
Настольной книгой императрицы было сочинение «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить самодержавие так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.
К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Просвещенный абсолютизм в России
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путём совершенствования политической надстройки.
Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в РРРоРролопрлоплпРРООЛДОРРОЛОРРЛДОРРостов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке о Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. « Вот я и в Азии», — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил её пестротой населения. «Это – особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения ещё не успели сложиться в целый преобразовательский план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определённое представление о том, что необходимо делать для процветания государства. « Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привёл, — писала он ещё до воцарения, — слава страны – моя собственная слава».
Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
В самом конце 1761 г. на российский престол вступилПетр III, правление которого продлилось всего 6 месяцев (январь – июнь 1762 г). Общий курс правительства оставался продворянским. При новом императоре в феврале 1762 г. была уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Внесудебный произвол заменялся отныне нормальным судебным разбирательством по делам политического обвинения. Началась секуляризация церковных имений, монастырские крестьяне наделялись землей и переводились в ведение государства. Это была мера, отвечавшая традиционной политике подчинения церкви абсолютистскому государству. Петровскими указами запрещалось преследовать раскольников за их веру, а тем, кто в свое время бежал из России из-за этих преследований, разрешалось вернуться назад. При Петре III был принят важнейший государственный акт – Манифест о даровании свободы и вольности всему российскому дворянству, провозгласивший освобождение дворян от обязательной государственной службы. Однако среди, дворянской гвардии, государственных чиновников, в дела которых вмешивался Петр, церковнослужителей, для которых равнодушное отношение императора к церкви стало основанием подозревать Петра III в стремлении насадить лютеранство, зрело недовольство. Этим воспользовалась его жена Екатерина II(1762–1796), совершив 28 июня 1762 г. при поддержке дворянской гвардии очередной переворот. «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца», – писал В. О. Ключевский. Не случайно Екатерина проводит ряд мер с целью подчеркнуть отличие своей политики от политики Петра III. Она приостановила секуляризацию церковных земель, отменила мирный договор с Пруссией, согласно указу от 11 февраля 1763 г., служба дворян вновь объявлялась обязательной.
Правление Екатерины II условно делится на три периода: «просвещенного абсолютизма», когда Екатерина увлеклась идеями просвещения, реформами с целью заботы об «общественном благе»; реформ, прошедших под знаком борьбы с причинами и последствиями крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, решения охранительных задач и укрепления собственной социальной опоры; изменений в политике императрицы под влиянием Великой французской революции, имевших консервативный характер.
Мнения историков о политике «просвещенного абсолютизма»:
Первое. Эта политика носила показной характер, прикрывавший усиление угнетения крестьянства и нерусских народов.
Второе. «Просвещенной» императрицей Екатерину вынудили стать обстоятельства – захват власти и необходимость его оправдать, необходимость усилить царистские настроения крестьянства, создавая образ милосердной и справедливой императрицы.
Третье. Попытка приспособить существующий порядок к новым развивающимся капиталистическим отношениям. Четвертое. Современные историки сходятся во мнении, что «просвещенный абсолютизм» Екатерины II – это попытка власти проводить гибкий курс, приспосабливаться в целях самосохранения к новым условиям общественного развития.
Екатериной проводились изменения в системе управления, цель которых оставалась прежней – усиление абсолютизма. В 1764 г. была проведена сенатская реформа. Сенат был разделен на 6 департаментов, что значительно ослабляло его. Одновременно возросла роль личной канцелярии императрицы, а с 1768 г. вся работа по подготовке новых законов сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе. Екатерина попыталась начать борьбу против взяточничества в чиновничьем аппарате. В качестве демонстрации решительности властей в этом вопросе обер-секретарь Сената был поставлен у позорного столба с надписью «мздоимец и преступник законов».
Следующим шагом Екатерины II стало завершение начинаний Петра I по приведению церкви в полную зависимость от трона. Подчинив ее государству учреждением Синода, т. е. в политическом отношении, следовало решить вопрос о церковном землевладении. Секуляризация монастырских земель в 1764 г. сразу же подорвала основу благополучия духовенства.
Понимание кризисности развития России, с одной стороны, честолюбивое желание прослыть просвещенной правительницей, продолжательницей дела Петра I, с другой, привели Екатерину II к теориям европейского Просвещения. В молодости Екатерина увлекалась некоторыми идеями французских просветителей Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро.
Одной из таких теорий стала теория «естественного права», согласно которой все люди от рождения равны и свободны, они имеют равные естественные права, данные им от природы, эти права неотъемлемы. Только просвещенное общество может установить справедливые и гуманные законы. Однако если темным людям дать свободу, то она обернется анархией. Следовательно, народные массы следует просветить. Одним из путей достижения этой цели может стать правление мудрого монарха, который, пользуясь своей властью, добьется просвещения общества и справедливости. Благополучие государства, по мнению просветителей, зависит от главенства законов в обществе. Эти идеи оказали определенное воздействие на формирование взглядов и практическую политику Екатерины И.
В течение двух лет Екатерина трудилась над составлением программы своего царствования, которую изложила в виде «Наказа» созванной в 1767 г. Комиссии о сочинении нового Уложения (Уложенная комиссия). В «Наказе» объявлялось, что задача государства и власти – не отнимать у людей «естественную их вольность», а улучшать жизнь подданных. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть монарха, так как в условиях громадных размеров империи и своеобразия ее частей только такая форма правления сможет обеспечить порядок и благосостояние подданных. Она отмечала недопустимость перерождения монархической власти в деспотическое правление, что было связано с утверждением в стране принципа строгой законности, установлением равенства всех подданных перед законом. Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности, высказывалась против крепостного права. Созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Она была задумана как сословно-представительное совещание, в работе которого должны были принять участие все сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правительственные учреждения в комиссии представляли 5% депутатов, дворянство – 30%, города – 39%, сельские обыватели – 14%, остальные классы – 12%. Каждый депутат привез с собой наказы, которых в итоге набралось свыше 1500. Однако комиссия не решила своих задач – новое Уложение создать не удалось, и под предлогом начавшейся русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Уложенная комиссия была распущена.
Процессы, происходившие в социально-экономической сфере, в политической и духовной жизни общества, находили отражение в движениях социального протеста. Народные движения XVIII в., особенно второй его половины, отличались массовостью, охватом огромных территорий, антифеодальной направленностью и организованностью, ожесточенным характером вооруженных столкновений, вовлечением в движение разных групп населения, в том числе и представителей многих народов России. В 50-60-х годах на Урале развернулось движение приписных крестьян, в 1771 г. в Москве происходил «чумной бунт», где основными участниками были работные люди. Крупнейшим же событием XVIII в. стала крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Ее причины: рост эксплуатации крестьянства помещиками, бунты посессионных (приписных) крестьян на мануфактурах, наступление власти на вольности казачества, захват национальных районов, распространение крепостнических порядков на новые территории. В 1773 г. на р. Яик появился самозванный Петр III – казак из Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Войско Пугачева состояло из разнородных социальных сил. Так, казаки шли в него, недовольные ограничениями казацких привилегий, ущемлением хозяйственных интересов; крестьянство, недовольное тем, что слухи о скорой вольности оказались иллюзией. Казацко-крестьянское движение разворачивалось в районах мануфактурного производства, и рабочие, задавленные каторжным трудом, присоединялись к восставшим. Главным требованием этой части восставших была отмена заводской барщины и возвращение им статуса государственных крестьян.
Таблица 8– Крестьянская война 1773–1775 гг.
Этап | Период | Основные события |
I | сентябрь 1773 – март 1774 | Начало восстания – снятие осады Оренбурга. Цель – взять крупный центр Урала Оренбург, однако и штурм, и осада оказались безрезультатны. Значительная часть повстанцев была разбита под Татищевой крепостью |
II | март – июль | Сражения на Урале и в Башкирии. Поражение под Троицкой крепостью. Взятие Казани (за исключением кремля). Поражение восставших и бегство Пугачева с небольшим отрядом на правый берег Волги |
III | июль – сентябрь | От поражения под Казанью до выдачи Пугачева властям. Восставшие пытались продолжать военные действия на правобережье Волги, продвигаясь к Царицыну |
Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс – одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»; Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.
Идеи просветителей стали широко распространены в России в середине XVIII века.
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, так как ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.
И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.
Верхний земский суд — суд. разбирающий основную массу уголовных и гражданских дел.
Жалованная грамота дворянству — нормативный акт, изданный императрицей в 1785 г., освободивший от обязательной службы это сословие.
Жалованная грамота городам 1785 г. — законодательный акт, изданный императрицей в 1785 г., регламентирующий правовой статус городского населения.
Манифест — особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.
Наказ — концепция просвещенного абсолютизма, в виде наставления для депутатов Уложенной комиссии, разработанная императрицей.
Палата уголовного суда — палата, рассматривающая но первой инстанции дела о должностных преступлениях и по второй инстанции дела о тяжких преступлениях, рассмотренных по первой инстанции другими судами губернии.
Конец абсолютизма в Европе
Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии — ничто не могло остановить хода истории.
Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.
Политика просвещенного абсолютизма
Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.
Томас Джефферсон
Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.
Российский просвещенный абсолютизм
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е.
Актуальность работы. Во второй половине XVIII века происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли эпохи «просвещенного абсолютизма». Выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, а в политическом − поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией.
Цель работы состоит в изучении политики «просвещенного» абсолютизма в период царствования Екатерины II.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть идеологию просвещенного абсолютизма;
2) описать политические и общественные проекты Екатерины II;
3) охарактеризовать реализацию политики просвещенного абсолютизма.
С позиции XVIII века монархическая форма правления и идеи просвещения вовсе не содержали в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье и др.) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и просветительства, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Это относится, в частности, к попытке выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения.