Размер пенсии ликвидаторам ЧАЭС 1986 87 в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер пенсии ликвидаторам ЧАЭС 1986 87 в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размер пенсий «чернобыльцев» России в 2022 году следующий: с 01.04 текущего года – 11922 рубля; в случае потери кормильца члену семьи полагается ежемесячная выплата в размере 8961,36 рублей (планируется повышение в 2022 году). По потере кормильца пенсия может быть назначена только в том случае, если претендующий на нее является неработоспособным – пенсионером, инвалидом и так далее.

Как начисляется пенсия ликвидаторам аварии на ЧАЭС

  • близкие родственники погибшего кормильца;
  • добровольно покинувшие загрязненную радионуклидами территорию (зону с правом на отселение);
  • лица, живущие и работающие в зоне радиоактивного заражения;
  • переселенцы (к ним относятся дети, находившиеся в этот момент в утробе матери);
  • люди, работающие в зоне отчуждения;
  • ликвидаторы аварии в 1986—1990 гг.;
  • инвалиды катастрофы на ЧАЭС;
  • люди, перенесшие лучевую болезнь и другие недуги вследствие чернобыльской аварии.
  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Размер компенсаций чернобыльцам

Основное влияние на сумму оказывает статус чернобыльца. В зависимости от места проживания и степени ущерба нанесенного здоровью человека определяется возможность и срок выхода на заслуженный отдых.

Местность, поврежденная при катастрофе, разделена на условные части. Самая загрязненная земля в непосредственной близости с АЭС – зона отчуждения. В полосе отселения люди могут проживать, но соблюдая режим безопасности, при этом население может быть принудительно переселено в более безопасную местность. Третья местность – с правом на отселения, радиоактивный фон в этой местности слабый, но все время контролируется специалистами. Последняя полоса – территория со льготным социально-экономическим статусом, она пострадала меньше всего. Для лиц, проживающей на этой территории, введены особенные правила.

Величина пенсий, согласно действующему законодательству, составляет:

  • Финансовая помощь по инвалидности и по старости составляет 250% от принятой суммы социального пособия.
  • Для проживавших и работавших в зоне аварии людей — 200% от соц. пособия.
  • Единственным кормильцам в семье полагается дополнительная постоянная надбавка;
  • Дети, оставшиеся сиротами, вправе рассчитывать на помощь от государства в размере от 250% социальной.
  • Чернобыльцам, переехавшим на территорию Крайнего Севера, положена и региональная надбавка.

В денежном выражении суммы мат. помощи до апреля 2017 года выглядели так:

  • 9919,7 рублей – чернобыльцам, проживающим на пострадавшей территории;
  • 12399,63 рублей – сиротам, потерявшим родителей при аварии и инвалидам I и II группы;
  • 5469,88 рублей – инвалидам III группы, нетрудоспособным членам семей, потерявшим кормильца;
  • 50% от назначенной мужу пенсии выплачивают вдовам чернобыльцев.

Чернобыльская» пенсия: на каких условиях она назначается

  • Отчуждения – территория вокруг ЧАЭС.
  • Отселения – с этой зоны осуществляется добровольное отселение в другие, более безопасные районы.
  • Права на отселение – зона, менее подверженная влиянию радиации, но постоянно контролируемая специалистами. После выезда с нее граждане также могут рассчитывать на льготы.
  • Социально-экономическая – проживающие на ее территории лица имеют право на льготную пенсию и другие привилегии от государства.
  • Ликвидаторы – лица, которые непосредственно принимали участие в устранении последствий взрыва. Возраст выхода на пенсию для них уменьшается на 10 лет, то есть, мужчины могут уходить на отдых уже в 50 лет, а женщины – в 45. Дополнительно на 3 года может быть уменьшен этот возраст в том случае, если у заявителя имеется стаж (10 лет для мужчин и 7,6 лет для женщин) на работе по списку 1. Граждане должны были работать на ЧАЭС в периоды – с даты аварии до 01.07.1986 любой срок, а также с 01.07.1985 по 31.12.1986 года не меньше 5 дней.
  • Для лиц, отработавших минимум 2 недели за 1987 год, возраст выхода на пенсию уменьшается на 8 лет. Дополнительно он может быть уменьшен при наличии стажа (12,6 лет/10 лет для мужчины/женщины) по списку 2 на 1 год.
  • «Чернобыльцы»-ликвидаторы, работавшие в зоне катастрофы в период 01.071986–31.12.1986 менее 5 дней могут уйти с работы раньше на 5 лет и еще уменьшить этот возраст при наличии стажа 12,6/10 лет на 1 год.
  • Если было отработано менее 1 месяца за 1988 год, выход на пенсию возможен на 5 лет раньше.
  • Работа в течение 2 недель подряд в 1986 году на строительстве и/или непосредственно в пунктах санобработки дает право на уменьшение возраста на 5 лет.

Особенности пенсии чернобыльцам в 2022 году

  • 250 процентов от социальной пенсионной выплаты (до 01.04.2022 года 5034,25 рубля) для получивших заболевания от радиоактивного воздействия; ставших инвалидами во время катастрофы или при устранении последствий аварии; устранявших последствия в зоне отчуждения; детям, потерявшим одинокую мать или обоих родителей;
  • 200 процентов от 5034,25 рублей для работающих или живущих в зоне радиоактивного загрязнения;
  • социальная пенсия + 1208,90 рублей для лиц, которые содержат на иждивении ликвидаторов и их престарелых или получивших инвалидность родителей и супругов;
  • 125 процентов от 5034,25 рублей для каждого из остальных нетрудоспособных иждивенцев умершего.
Читайте также:  Как уехать из России навсегда без денег и знания языка

Происшествие, случившееся в 1986 году в Чернобыле на атомной электростанции, поделило жизнь многих людей на до и после. Очень большому количеству людей, которому удалось выжить, был нанесен непоправимый вред. Не стоит забывать и о семьях погибших людей, оставшихся без кормильцев.

ПЕНСИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отработавших на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому в установленном порядке (мужчины — 12 лет 6 месяцев и более, женщины — 10 лет и более), возраст выхода на пенсию уменьшается дополнительно на один год сверх предусмотренного этой статьей.

Назначение пенсии гражданам, которые являются участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украинской ССР «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (796-12) или им предоставляется право на получение пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом.

Как начисляется пенсия ликвидаторам аварии на ЧАЭС

  • близкие родственники погибшего кормильца;
  • добровольно покинувшие загрязненную радионуклидами территорию (зону с правом на отселение);
  • лица, живущие и работающие в зоне радиоактивного заражения;
  • переселенцы (к ним относятся дети, находившиеся в этот момент в утробе матери);
  • люди, работающие в зоне отчуждения;
  • ликвидаторы аварии в 1986—1990 гг.;
  • инвалиды катастрофы на ЧАЭС;
  • люди, перенесшие лучевую болезнь и другие недуги вследствие чернобыльской аварии.
  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

Чернобыльцы, устранявшие последствия катастрофы либо находящиеся возле пораженной радиацией территорией, имеют определенные преимущества в части получения социальных льгот:

  • прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
  • приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
  • пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
  • внеочередной прием в дома престарелых;
  • помощь социальных работников в первоочередном порядке.

Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.

Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

Помимо ежемесячной помощи, чернобыльцы перед наступлением памятной даты 26 апреля во многих регионах страны получают единовременную компенсацию от государства.

Для оформления ежемесячной выплаты чернобыльцам, проживающим в чернобыльской зоне и другим категориям получателей нужно подготовить комплект необходимых документов. С документами нужно обращаться в территориальное отделение ПФР или в МФЦ.

  • Если гражданин проживает в стационарном учреждении соц. обслуживания, обращаться нужно в ПФР по месту нахождения учреждения.
  • Если выплаты оформляются несовершеннолетнему или недееспособному лицу, документы подают по месту жительства получателя либо его родителя, попечителя, опекуна. При этом, если родители ребенка живут раздельно, документы нужно подавать по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок.
  • Ребенок старше 14 лет может обратиться за назначением самостоятельно.

Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 271,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 210,86 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
      • Ежемесячные денежные выплаты
      • Материнский семейный капитал
      • Государственные социальные пособия
      • Ежемесячные выплаты на детей
      • Государственные стипендии
      • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
      • Социальные пенсии
      • Ежемесячные доплаты к пенсии
      • Ежегодные денежные выплаты
      • Единовременные денежные выплаты
      • Социальные субсидии
      • Компенсационные выплаты
      • Государственная социальная помощь
      • Региональный материнский капитал

      Когда пересмотрят пенсии ликвидаторам ЧАЭС с инвалидностью

      Наименование
      документа (сведений)
      Источник сведений,
      способ получения
      1. Сведения о документе, удостоверяющем личность заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр)
      2. Сведения о гражданстве Российской Федерации заявитель посредством представления подтверждающего документа
      3. Сведения о государственной регистрации смерти ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении
      Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
      4. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (вследствие лучевой болезни и других заболеваний) заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — единая государственная информационная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
      5. Решение суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте
      до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или
      по инвалидности)
      заявитель посредством представления копии решения суда о нахождении на иждивении
      6. Сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности Пенсионный фонд Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
      7. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
      8. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
      9. Сведения о государственной
      регистрации заключения брака
      ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
      10. Сведения о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования — для детей, достигших 18-летнего возраста,
      но не более чем до достижения ими возраста 25 лет
      заявитель посредством представления подтверждающих документов
      11. Сведения об общей сумме заработка умершего кормильца
      за 12 месяцев до его смерти
      Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
      12. Сведения об общей сумме заработка за фактически проработанное умершим кормильцем число месяцев,
      за которые имеются сведения
      о заработке и которые предшествовали месяцу смерти кормильца
      Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия

      Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля

      Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

      Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

      Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

      Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

      Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

      1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

      2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

      3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

      Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

      5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

      из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

      на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

      Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

      зона отчуждения;

      зона отселения;

      зона проживания с правом на отселение;

      зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

      Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

      Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльско�� АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

      Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

      На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

      С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

      В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

      Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

      С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

      Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

      Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
        • инвалидам I группы — 33930,80 руб.
        • инвалидам II группы — 23751,58 руб.
        • инвалидам III группы — 16965,45 руб.

        Основание для назначения:

        • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
      • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
        • семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
        • родителям погибшего — 16695,45 руб.

        Основание для назначения:

        • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

      Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

      Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).

      • получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
      • получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
      • ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
      • трудящие��я в зоне отчуждения;
      • эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
      • живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
      • покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
      • являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
      • пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
      • несовершеннолетних детей;
      • совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
      • супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
      • нетрудоспособного супруга;
      • нетрудоспособных родителей;
      • нетрудоспособных бабушку и дедушку.

      Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.

      Кто имеет право на получение

      Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
      Чтобы узнать, кто имеет право на пенсию чернобыльцам, обратимся к ст. 13 Закона № 1244-1.

      В составе получателей пенсии чернобыльцам указанной нормой выделено 12 категорий, в том числе:

      • субъекты, у которых была диагностирована лучевая болезнь или иные заболевания, непосредственно связанные с воздействием радиации при катастрофе на ЧАЭС либо при выполнении работ по ликвидации последствий аварии;
      • субъекты, получившие инвалидность из-за воздействия радиационных факторов от аварии на ЧАЭС;
      • субъекты, принудительно или добровольно эвакуированные из зон отчуждения или отселения;
      • субъекты, занятые на работах в зоне отчуждения;
      • иные категории льготников, перечисленные в ст. 13 Закона № 1244-1.

      Обратите внимание! Помимо регламентированных зон отселения и отчуждения, законодательство устанавливает перечень районов, проживание в которых дает право на отселение.
      Также отдельные районы, подвергшиеся воздействию радиации, получили статус зон с льготным социально-экономическим статусом.

      Повышение пенсии с 1 февраля 2021 года

      Однако, назначение ежемесячной денежной выплаты с 1 февраля 2021 года осуществляется вне зависимости от того работает пенсионер или нет. То есть, если есть возможность подтвердить специальный статус, то право на выплату можно оформить или в отделении пенсионного фонда, если основания для выплат предусмотрены федеральным законодательством или в отделе соцобеспечения, если выплаты региональные.

      Индексация пенсий, проведённая с 1 января 2021, не коснулась работающих пенсионеров. В пресс-центре Министерства труда пояснили: «Что касается работающих пенсионеров, то у них ежегодно с 1 августа проводится перерасчет размера пенсии, то есть изменение размера страховой пенсии в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого начислены (уплачены) страховые взносы».


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *