Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «как узнать крупнейший налогоплательщик или нет по инн». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.
Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»
Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.
Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.
При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:
§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.
Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.
ФНС в своем письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
Организации регионального уровня
Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.
Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;
-
активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.
Очень интимные отношения
Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.
Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.
Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».
Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.
Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.
В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика
В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).
То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:
-
уведомления о контролируемых сделках;
-
уведомления об участии в иностранных организациях;
-
уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
-
заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
-
заявления о проведении налогового мониторинга.
Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.
Девятизначная структура КПП крупнейшего налогоплательщика, формируется четырьмя информационными блоками:
- блок 1
- первые два цифровых символа – неизменное значение «99», демонстрируют что идентификатор присвоен именно крупнейшему налогоплательщику, а компания поставлена на налоговый учет в Межрегиональной инспекции в данном статусе;
- блок 2
- третья и четвертая цифры – указывают на конкретный налоговый орган, в котором произведена регистрация. Третий в значении кода символ – «7», неизменный. Указывает на то, что регистрацию провел межрегиональный налоговый орган. Четвертый символ – изменяемый, и демонстрирует номер, присвоенный межрегиональной НИ. Т.е.: значение «71» в блоке 2 читается следующим образом: крупнейший налогоплательщик прошел регистрацию в Межрегиональной ИФНС № 1;
- блок 3
- цифровые символы на пятой и шестой позиции определяют признак отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков. В коде-индентификаторе это статичное значение «50»;
- блок 4
- с седьмой по девятую цифру кода. Изменяемое значение, встречающееся в таких вариантах:
- «001» – указывает на то, что плательщик поставлен на налоговый учет по месту дислокации;
- «006 – 008» – присваиваются налогоплательщикам, поставленным на учет по месту регистрации находящихся в ее собственности недвижимого имущества, или ТС;
- «002 – 005», «031» и «032» – указывают на регистрацию субъекта по месту региональной принадлежности его обособленных объектов.
Используя приведенную структуру, приведем пример дешифрации наиболее распространенного кода 997650001 КПП крупнейшего налогоплательщика:
- Субъект предпринимательства зарегистрирован в качестве крупнейшего налогоплательщика межрегиональной ИФНС № 5, отнесен к данной группе в соответствии со справочником ФНС, и поставлен на учет в данном статусе по месту своего расположения.
Что такое кпп, для чего он нужен, и есть ли он у ип
Вместо него они используют в реквизитах личный ИНН и этой информации бывает достаточно для любых документов. Однако случаются ситуации, когда партнеры проявляют настойчивость и, невзирая на закон, настоятельно требуют указать в реквизитах договоров код причины постановки на учет. В этом случае, если все разумные доводы уже исчерпаны, некоторые предприниматели навострились составлять КПП самостоятельно.
Эта небольшая хитрость позволяет им заключать нужные сделки, однако не дает права вписывать КПП в официальные бумаги, требуемые для предоставления в государственные службы – здесь в этой графе ИП всегда обязаны ставить прочерк.
Для самостоятельного составления комбинации КПП предприниматели берут следующие данные:
- числовое обозначение региона, где зарегистрирован ИП;
- код налоговой службы, где происходила постановка ИП на учет (по месту проживания);
- наиболее распространенный номер кода, который обычно используется для юридических лиц при постановке на учет в налоговой: 001.
Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности
Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).
Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.
Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).
К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):
- НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд рублей.
- При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
- Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
- Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.
КПП крупнейших налогоплательщиков
Особенность постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков в том, что они получают КПП при регистрации юридического лица, а также еще один КПП при регистрации как крупнейший налогоплательщик.
На практике возникает путаница, какой из этих КПП указывать в той или иной ситуации. Письмо ФНС РФ от 13 августа 2015 года № АС-4-2/14242 «О порядке представления налоговых деклараций» разъяснило:
«При заполнении титульного листа налоговых деклараций по налогам, администрируемым Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9, необходимо указывать реквизиты (КПП, наименование и код налогового органа) в соответствии с Уведомлением.
По остальным налогам в налоговых декларациях (по налогу на имущество, по земельному налогу, по транспортному налогу и т.д.), представляемых крупнейшими налогоплательщиками по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, указываются реквизиты (ИНН, КПП, наименование и код налогового органа) по месту нахождения объекта, подлежащего налогообложению (т.е. код налогового органа, который администрирует данный объект недвижимого имущества).
Учитывая изложенное, Акционерное общество представляет все налоговые декларации, обязанность по представлению которых предусмотрена соответствующими главами части второй Кодекса, в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9.
В платежных поручениях на уплату налогов, администрируемых Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, указывается значение КПП согласно выданному Уведомлению о постановке на учет юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика.
К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?
Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.
Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений — более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).
В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.
То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.
Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.
Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).
«Региональные» изменения
Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:
Наименование показателя |
Региональный уровень |
|
Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) |
Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483) |
|
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности. |
Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей |
|
Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»). |
От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей |
От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей |
Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»). |
Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей |
|
Среднесписочная численность работников. |
Критерий отсутствовал |
Превышает 50 человек |
Вам будет интересно:Со скольки лет можно получить банковскую карту? Требования, особенности, опыт других стран
Крупнейшие налогоплательщики России администрируются ФНС на федеральном уровне. Это организации, которые соответствуют ряду обязательных условий, что связаны с экономическими и финансовыми маркерами их деятельности:
- Налоговые отчисления такой компании в своей совокупности превышают 1 млрд рублей. Если же организация функционирует в области связи и транспорта, то она будет считаться КН, когда сумма уплаченных ею налогов превысит 300 млн рублей.
- Общие суммы доходов компании за отчетный год превышают 20 млрд рублей. Они подсчитываются по отчетной форме № 2. Имеются в виду коды 2340, 2320, 2310, 2110.
- Общий объем активов компании превышает порог в 20 млрд рублей.
Это универсальные условия для администрирования федеральным уровнем ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В определенных экономических сферах могут предъявляться специфические условия для присвоения статуса КН.
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
Пишу с приветом, жду ответа
Попадание в ряды неблагонадежных из-за долгов по налогам или за не сдачу отчетности вполне понятно и предсказуемо. Гораздо интереснее ситуация с неблагонадежностью из-за прописки, на которую раньше особого внимания никто не обращал.
Федеральный закон 67-ФЗ внес изменения в 9-ю статью 129-ФЗ о порядке предоставления документов при госрегистрации, вышел приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@, утвердивший условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно законодательным новшествам, с 1 сентября 2017 года юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через шесть месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ без судебного разбирательства — по решению ФНС.
Пострадать может и руководство. Руководитель, а также участник ООО, владеющий долей не менее 50%, в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не может стать участником или руководителем другого предприятия (статья 23 129-ФЗ).
Напомним, при регистрации юрлица его адрес вносится в ЕГРЮЛ. Для регистрации по выбранному адресу необходимо предъявить в ФНС договор аренды или гарантийное письмо от собственника помещения. При переезде данные нового адреса должны быть переданы в ФНС и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
Как осуществляется контроль за выполнением этого требования закона? Налоговая получает от собственников офисных центров списки компаний-арендаторов. Также с помощью системы автоматического контроля НДС налоговики видят книги продаж арендодателей и самостоятельно формируют базы юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
На следующем этапе контроля налоговики шлют письма плательщикам по адресу регистрации. В случае отсутствия реакции адресата на письмо, ФНС размещает на своем официальном сайте соответствующую информацию. Именно поэтому так важно реагировать на послания ФНС!
Все вопросы по формальной и неформальной переписке решит СБИС Электронный документооборот. СБИС наладит обмен документами, организует электронный архив, проведет сверку.
А СБИС Проверка контрагентов предоставит всю интересующую вас информацию относительно адресов регистрации будущих и настоящих партнеров. И не только: СБИС проведет финансовый анализ, предоставит отчет о благонадежности, покажет положение вашего бизнеса и бизнеса вашего потенциального партнера.
Неоднозначная ситуация и с данными об адресах массовой регистрации компаний. Реестр адресов массовой регистрации включает в себя большое количество офисных зданий, у которых обозначен номер дома, но нет номеров офисов. Если ваш потенциальный контрагент попал в такой список, приложите усилия, чтобы перепроверить информацию. Вполне возможно, что он использует, например, современный формат коворкига.