Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать неустойку по контракту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ч. 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения».
Споры, связанные с заменой стороны госконтрактов
На заказчика такие требования не распространяются в соответствии с ч. 6 ст. Закона № 44-ФЗ, в которой указано: «В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику».
Однако на практике все же возникают споры относительно возможности заключения договоров уступки части прав требования по госконтрактам в части обязательств и в полном объеме.
Так, в постановлении от 12 сентября 2017 г № Ф04-3115/17 по делу № А03-23167/2015 арбитражный суда Западно-Сибирского округа указал, что договор цессии, которым предусмотрено, что уступается не только право требования оплаты но и возложение обязанности по выполнению работ в рамках исполнения контракта, является недействительным, как нарушающий запрет на перемену исполнителя, установленный законодателем в ч. 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Как было уже указано, одновременная уступка права требования и возложения обязанности по выполнению работ не соответствует законодательству. Возможна ли в таком случае только уступка права требования оплаты? К сегодняшнему дню по данному вопросу сложилась однозначная правоприменительная практика. Так, например, в постановлении арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2021 г. № Ф06-69577/20 по делу № А72-4632/2020 указано следующее:
«Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Введенное указанной нормой права требование недопустимости перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта означает запрет на передачу возникающих из соответствующих договоров прав и обязанностей при выполнении работ, оказании услуг, поставке и получении имущества. Данное правило согласуется с требованиями п. 7 ст. 448 ГК РФ, согласно которому победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (за исключением требований по денежному обязательству).
По смыслу вышеназванных норм устанавливается запрет исключительно на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта, что не препятствуют совершению уступки прав (требований), вытекающих из контракта по денежному обязательству.
В результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора – поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ».
Идентичная позиция приведена также в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2020 г. № Ф04-7386/19 по делу № А27-12656/2019:
«Установив, что работы выполнены, в связи с чем у ответчика возникла задолженность, принимая во внимание произведенную уступку прав требования, факт надлежащего извещения Управления о состоявшейся уступке, апелляционный суд признал оплату, произведенную платежным поручением, исполнением обязательства ненадлежащему кредитору (п. 1 ст. 312, п. 2 ст. 385 ГК РФ), в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что замена исполнителя договором уступки права требования не производилась, уступка состоялась после выполнения работ по контракту и их сдачи заказчику, следовательно, исполнителем уступлен обществу денежный долг по обязательству.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае договор уступки не нарушает принципа адресности и целевого характера бюджетных средств».
Таким образом, уступка прав требований, вытекающих из контракта по денежному обязательству, не нарушает требований законодательства РФ. При этом полная замена стороны исполнителям в госконтракте возможна только в случае, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В судебной практике также встречаются и довольно «странные» по фабуле дела. В рамках дела № А16-642/2016, которое рассматривалось судами трех инстанций, организация-истец предъявила к государственному заказчику требование о взыскании неосновательного обогащения. Однако, как было установлено судами, организация-истец никогда не являлась стороной госконтракта, более того, организация-исполнитель контракта прекратила свою деятельность и было исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем в постановлении от 27 марта 2017 г. № Ф03-694/17 по делу № А16-642/2016 арбитражный суд Дальневосточного округа указал:
«В силу пункта 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта н�� допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Таким образом, ни нормы гражданского законодательства, ни Закона №44-ФЗ не допускают возможности смены подрядчика на стадии исполнения контракта.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО, являвшееся стороной контракта, прекратило деятельность 29.05.2015, о чем внесена в ЕГРЮЛ запись № 2152723058101; сведения о ликвидации данного общества внесены в реестр 06.10.2015, запись № 2152723149478.
Ответчик является органом государственной власти, финансируемым исключительно за счет средств федерального бюджета, а потому, договорные отношения с ним возможны только посредством заключения государственного контракта в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.
С ООО, являющимся истцом по настоящему делу, государственный контракт в установленном законом порядке никогда не заключался.
Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного Закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Следовательно, исходя из пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона № 44-ФЗ (статья 10 ГК РФ).»
Таким образом, фактическое выполнение работ в рамках госконтракта организацией, не являющейся стороной госконтракта, не образует на стороне заказчика неосновательного обогащения.
В рамках исполнения госконтрактов исполнитель в целях выполнения части работ вправе самостоятельно привлекать субподрядчиков, в таком случае исполнитель становится генеральным подрядчиком.
Согласно ч. 3 статьи 706 ГК РФ «Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда».
Споры, связанные с предметом контрактов
Закон № 44-ФЗ не называет в качестве существенных (обязательных) условий госконтрактов их предмет. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о (1) предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, предмет госконтракта по общему правилу является его существенным условием.
Изменение существенных условий регламентируется положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения соответствующих изменений в условия госконтрактов. Однако, на практике нередко предписания статьи 95 Закона ФЗ-44 не соблюдаются, в связи с чем возникают споры.
Споры, связанные с предметом исполнения контракта, особенно часто возникают в связи с выполнением долгосрочных и дорогостоящих госконтрактов, поскольку ввиду перечисленных обстоятельств нередко обнаруживаются «ненужные» заказчику работы, а также возникает потребность по выполнению дополнительных работ.
В указанных ситуациях достаточно велик риск изменить предмет договора. Так, например, в рамках рассмотрения дела № А58-619/2016 было установлено, что сторонами госконтракта было заключено дополнительное соглашение к контракту, которым в определении «Здания/Сооружения» слово «реконструкция» заменили на слово «строительство», определение объекта изложили в следующей редакции: «Объект» – «Строительство аэропорта», в связи с увеличением объёма работ увеличили цену контракта, принято новое задание на проектирование согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, новый график выполнения работ по проектированию объекта согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению, контракт дополнен новым приложением № 4 «Сводный сметный расчёт проектно-изыскательских работ» согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.
В связи с указанным, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 марта 2017 г. № Ф02-518/17 по делу № А58-619/2016 указал:
«Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований [о взыскании задолженности за выполненные работы], обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к контракту заключено с нарушением процедуры размещения заказа, обязательной для участников гражданских правоотношений, а потому ничтожно и не порождает обязанности агентства оплачивать непредусмотренные контрактом работы по проектированию строительства аэропорта. При этом истец не доказал фактическое выполнение работ по реконструкции аэропорта.
Выводы судов соответствуют положениям ст. 8, п. 1 ст. 167, ст. 168, п. 1 ст. 527, п. 1 ст. 711, ст. 720, ст. 758, п. 1 ст. 760, статей 762, 763, 765, 766, 767 ГК РФ, п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ, ч. 2 ст. 34, ст. 54, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Доводы жалобы, касающиеся действительности дополнительного соглашения, возможности увеличения суммы контракта и изменения работ по проектированию реконструкции объекта на работы по проектированию строительства, нельзя признать состоятельными, поскольку указанным соглашением стороны изменили предмет контракта. При этом новой процедуры торгов в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ проведено не было. Кроме того, бюджетом было предусмотрено финансирование как реконструкции, так и строительства, что предполагает заключение отдельных контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.»
Исходя из указанного, можно сделать вывод, что изменение предмета госконтракта путем заключения дополнительных соглашений не правомерно.
В продолжение темы о невозможности изменения госконтракта путем заключения дополнительных соглашений высказался Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 4 марта 2019 г. № Ф03-5962/18 по делу № А73-16810/2016, где указал:
«Как установили суды, в ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение, по условиям которого из состава контракта исключены некоторые виды объема работ с добавлением новых видов работ, не предусмотренных контрактом изначально. Кроме того, в значительной степени, более чем на десять процентов, увеличены или уменьшены объемы отдельных видов работ.
Возможность изменения существенных условий государственного контракта с включением новых работ, не поименованных изначально, а также исключение определенных контрактом работ, не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.»
Таким образом, добавление новых видов работ, не предусмотренных изначально госконтрактом, путем заключения дополнительных соглашений неправомерно. В таком случае необходимо заключить новый госконтракт путем проведения соответствующих закупок.
Вызывает интерес также вопрос о возможности изменения предмета контракта путем принятия нормативного акта.
Ответ на данный вопрос можно найти в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. № Ф04-7595/19 по делу № А03-18916/2018, где у��азано:
«Общество указало, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит положениям Закона № 44-ФЗ.
Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу № А03-18727/2017, установив, что постановление от 09.10.2017, предусматривающее изменение схемы движения маршрута №, принято ответчиком в отсутствие решения транспортной комиссии, суд пришел к выводу, что оснований для изменения условий контракта до истечения его срока действия не имелось, принятие администрацией указанного постановления является сделкой, изменяющей в одностороннем порядке согласованные сторонами условия, что в силу ст. 10 ГК РФ свидетельствует о недобросовестности действий заказчика.
Отклоняя довод администрации о том, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительное соглашение к нему не заключалось, суд первой инстанции указал, что изменение условий контракта без заключения дополнительного соглашения является нарушением положений контракта, являющимся достаточным основанием для обращения истца с настоящим иском.
Кроме того, судом отмечено, что предмет контракта также определен постановлением от 17.08.2017, ответчик, внося изменения в указанное постановление, фактически изменил и предмет контракта.
Суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт совершения администрацией действий, направленных на одностороннее изменение условий заключенного между сторонами контракта путем изменения схемы движения маршрута №, что в силу положений законодательства является недопустимым».
Исходя из приведенной выдержки из решения, можно сделать однозначный вывод о том, что изменение предмета договора путем издания нормативного акта является неправомерным.
Однако не все изменения, относящиеся к предмету контракта, являются неправомерными. Так в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. № Ф08-9587/20 по делу № А63-16776/2019 указано:
«Суды установили, что предметом государственного контракта являлось выполнение работ по созданию, ведению в эксплуатацию в Ставропольском крае системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с чем суды исходили из того, что государственный контракт фактически является договором подряда.
Порядок действий при нарушении срока поставки
На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.
Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.
На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.
Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:
- Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
- Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
- После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
- При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.
Что признается неисполнением обязательств по договору по ГК РФ?
Понятие обязательства указано в ст. 307 ГК РФ.
Это соглашение между двумя или несколькими участниками, в силу которого один из них должен совершить в пользу другого различные действия, либо наоборот, не совершать их.
Характер действий (бездействия) зависит от предмета соглашения. Например, по договору купли-продажи, продавец должен передать товар покупателю, а по договору оказания услуг, исполнитель должен оказать услуги заказчику.
В любом обязательстве есть как минимум две стороны – должник и кредитор, что прямо следует из ст. 308 ГК РФ. Большинство из обязательств можно охарактеризовать как двусторонние, то есть обязанности есть у обеих сторон (по тому же договору купли-продажи, продавец передает товар, а покупатель передает за него деньги, т.е. оба являются обязанными).
Гражданское законодательство предполагает, что стороны должны добросовестно выполнять обязательства, четко следовать условиям договоров, выполнять все предусмотренные соглашением требования. Это следует из положений ст. 307 ГК РФ.
За неисполнение обязательств по договору, кредитор имеет право требования с должника исполнения в натуре, по суду (ст. 308.3 ГК РФ). Наличие такого права вытекает из принципа недопустимости недобросовестного поведения в договорных отношениях.
Если по каким-то причинам исполнение в натуре невозможно, то кредитор имеет право получить денежную компенсацию. Кроме того, в силу п. 2 ст. 308.3 ГК РФ должник привлекается к ответственности за нарушение обязательства.
Подробно о мерах такой ответственности указано в главе 25 ГК РФ.
Почему заказчик несет ответственность за нарушение условий контракта?
Согласно ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках в контракт обязательно должен быть включен пункт, предусматривающий ответственность и для заказчика, и для исполнителя. Ответственность наступает, если стороны контракта нарушили свои обязательства по контракту.
Обратите внимание! Должностное лицо заказчика может быть привлечено к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, если в проекте контракта будет отсутствовать условие об ответственности заказчика за нарушение его условий. В этом случае с должностного лица взыскивается штраф в размер 3000 рублей.
Закон о госзакупках (ч. 5 ст. 34) предусматривает право исполнителя требовать уплаты неустойки или штрафа, если заказчик:
- просрочит исполнение своих обязательств;
- исполнит их ненадлежащим образом;
- не исполнит их совсем.
В каких случаях заказчик может быть освобожден от ответственности?
Заказчик может быть освобожден от ответственности, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было вызвано непреодолимой силой или произошло по вине исполнителя.
Сам закон 44-ФЗ не содержит разъяснений относительно того, что стоит понимать под непреодолимой силой. Но судебная практика характеризует данные обстоятельства как чрезвычайные и непредотвратимые явления, которые влияют на отношения контрагентов извне и не могут зависеть от субъективных факторов. К таким обстоятельствам можно отнести, в том числе:
- наводнения;
- стихийные бедствия;
- землетрясения;
- ураганы;
- и другие подобные обстоятельства.
Для того чтобы неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта в связи с данными обстоятельствами считалось правомерным, необходимо соблюсти следующие условия:
- неисполнение контракта должно быть вызвано именно обстоятельствами непреодолимой силы, то есть должна быть причинно-следственная связь между нарушением условий контракта и возникшими обстоятельствами;
- документальное подтверждение данного обстоятельства неопределимой силы.
Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
- дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
- мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.
В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.
Статья в новом КоАП |
Ответственность (за что предусмотрен штраф) |
28.1 | За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика |
28.2 | За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок |
28.3 | За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ |
28.4 | За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки |
28.5 | За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры |
28.6 | За нарушение порядка заключения, изменения контракта |
28.7 | За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ |
28.8 | За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц |
28.10 | За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ |
28.11 | За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа |
28.12 | За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ |
28.13 | За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ |
28.14 | За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
28.15 | За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ |
28.16 | За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу |
28.17 | За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ |
28.18 | За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу |
28.19 | За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении |
28.20 | За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере |
Что произойдет, если не выполнить условия договора?
Договором является согласие между двумя и более людьми, связанное возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей в гражданском праве. Сущностью договора являются условия, на которых соглашение вступает в силу.
- Правовые нормы, регулирующие условие договора
- Ответственность за невыполнение положений договора
- Шаги при невыполнении условий договора
Существует три вида юридических условий:
- Существенные – самые важные, то есть те, которые являются незаменимыми для одной стороны, а для другой достаточны, чтобы заключить договор.
- Обычные – положения, которые предусматриваются законами, правовыми актами. Они не нуждаются в согласовании, изначально прописаны в законодательстве.
- Случайные – включаются по усмотрению сторон (обычно дополняют или изменяют условия).
Если одно из требований не согласовано, договор не заключается.
Документ должен содержать:
- Положения о предмете договора.
- Положения, необходимые данному договору.
- Положения, являющиеся существенными в законодательстве.
- Положения, являющиеся существенными для одной из стороны договора.
Основания для неисполнения договора
Основанием для неисполнения договора могут быть вышеуказанные выше причины, так и другие обстоятельства. В зависимости от того с кем заключается договор ( с физ. лицом или организацией) и по поводу чего заключается, могут возникнуть различные обстоятельства. В ходе исполнения договора стороны могут выявить какие-либо недостатки в самом договоре либо в положении лица (организации). Между сторонами могут возникнуть разногласия по поводу пунктов договора, в последствии чего одна из сторон может требовать его расторжения. Стороны также могут узнать обстоятельства, которые стали известны после заключения договора, например (уголовное преследование, либо в отношении лица вынесли приговор, что имеет значение по исполнению договора, либо организация прекратила свою деятельность о чём внесена отметка в ЕГРЮЛ и т. д.).
Оснований может быть несколько в зависимости от ситуации, но просто взять и не исполнить обязательства по договору нельзя, на это должны быть весомые причины. Основания неисполнения должны быть все подтверждены как уважительные, так и не уважительные. В ходе невыполнения договора могут и возникнуть ситуации когда потребует помощь в суде и придётся подтверждать основания и причины неисполнения договора для успешного выигрыша.
Страхование ответственности за неисполнение договора
В период тесной взаимосвязи между лицами и организациями приходится пользоваться и оказывать различные услуги, работы. Взаимоотношения между сторонами закрепляются различными договорами, чтобы получать качественные услуги, то есть наступают договорные отношения. В последствии заключения и исполнения договора, стороны часто не доверяют друг другу и не уверенны в гарантиях при наступлении каких-либо событий. Пункты, которые стороны пытаются изложить в договоре, для них бывает недостаточно, либо они неуверенны в их правильности. С наступлением договорных отношений между сторонами, для каждого из них лежит ответственность за исполнение договора и выполнение обязательств. Сейчас, если сторона не уверенна в другой стороне, можно договор застраховать, то есть застраховать свою ответственность перед лицом, в случае, если будет невозможность исполнения договора.
Страхование ответственности по договору предусмотрено самим гражданским законодательством. Важным условием при страховании ответственности является то, что застрахован может быть только риск страхователя, в ином случае, страхование будет признано ничтожным. При страховании ответственности объектом выступают имущественные интересы лиц, которые заключали договор. Ответственность, по своему роду является личной, так как при наступлении неисполнения договора лицо, должно будет возместить убытки или неустойку стороне, которой должна была исполнить обязательства.
За неисполнение обязательств по государственному контракту придется отвечать
Чем больше цена контракта, тем меньше процент штрафа. Этот принцип, который был закреплен в Правилах из постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, сохранился. Штраф за нарушение обязательств контрагентом – фиксированная сумма.
В спорной ситуации, которая была рассмотрена ФАС ВВО в Постановлении от 21.02.2012 по делу N А29-1312/2011, предметом одного из государственных контрактов являлись услуги по хранению лекарственных средств. Была выявлена недостача принятого на хранение товара, при этом исполнитель услуг отказался возмещать ущерб, причиненный государственному заказчику.
В соответствии с условиями договора подрядчик выполняет работы в соответствии со сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 1.1. контракта), в срок до 30 сентября 2015 года (п.3.1. контракта). Сроки поэтапного выполнения работ предусмотрены календарным планом выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью договора ( п.3.2.
Заказчик начисляет поставщику пени за каждый день просрочки последним обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства.
Неисполнение обязательств по договору согласно гк рф
Заключать государственный контракт с государственным учреждением выгодно. Это не только гарантия получения постоянного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для дальнейшего развития организации, но и поступление своевременной оплаты.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст.
Вместе с тем конвенция учитывает и другой подход к вопросу об основаниях ответственности, а именно ответственность на основе виновного поведения стороны контракта, не выполнившей свое обязательство. Компромисс в применении этих двух концепций достигается введением положений об освобождении от ответственности за убытки в связи с невыполнением обязательства.
КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 18 статьи 34 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 18.
Что такое ограничение ответственности по договору
Статья 400 ГК РФ определяет понятие ограничения ответственности по договору по определенным видам обязанностей, связанных с частными видами деятельности. Ограничения сумм возможных расчетов, описанные в заключенном контракте, не имеют значения, если в этой сфере деятельности имеются лимиты, установленные законодательными актами.
То есть, в определенных ситуациях истец не сможет взыскать с ответчика убытки и неустойку в большей сумме, чем это установлено на законодательном уровне. Пример — ограничение, установленное Федеральным законом № 230-ФЗ для микрофинансовых организаций: если гражданин не исполнил свои обязательства по выплате долга МФО, то сумма процентов по долгу не может превышать трехкратный размер задолженности независимо от условий договора кредитования.
Претензии по муниципальному контракту: пути решения.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, определим, имело ли место нарушение условий контракта со стороны заказчика.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации по условиям контракта уплата 30% стоимости производится после подписания договора, однако конкретная дата платежа не указывается. Также по условиям контракта срок поставки определен конкретной датой – 20.08.2010 – и не зависит от даты первого платежа, следовательно, заказчиком условия контракта не нарушены.
Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В связи с отсутствием оплаты от заказчика поставщик мог направить последнему претензию о расторжении контракта и расторгнуть данный контракт по соглашению сторон либо в судебном порядке, ссылаясь на невозможность его своевременного исполнения. Но так как этого сделано не было, у поставщика осталась обязанность по поставке товара в срок до 20.08.2010 в соответствии с контрактом независимо от наличия или отсутствия оплаты от заказчика.
Далее рассмотрим вопрос о выборе варианта поведения заказчика в случае неисполнения контракта поставщиком.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении данного договора.Так как муниципальный контракт заключен на поставку, на данный контракт распространяются положения п. 2 ст. 523 ГК РФ, в соответствии с которыми неоднократное нарушение срока поставки товара является нарушением существенного условия договора.
Как было указано выше, в силу п. 8 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ расторгнуть муниципальный контракт можно по соглашению сторон или в судебном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ заказчик имеет право заявить требование об изменении или о расторжении договора в суд только после получения отказа поставщика на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
В силу п. 8.1 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ в случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа.
В муниципальный контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом (п. 10 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ).
Виды ответственности за невыполнение обязательств по договору
Ответственность в рамках ГК РФ носит имущественный характер. Ее главной отличительной чертой является обязание стороны, нарушившей обязательство или причинившей вред, уплатить определенные суммы.
Ответственность за невыполнение условий договора может наступить при наличии:
- Противоправности действий.
- Вины стороны.
- Убытков у одной из сторон договора.
- Установленной причинной связи между действиями виновной стороны и возникшими у другой стороны убытками.
В рамках договорной ответственности стоит отметить:
- солидарную, когда право выбора, с кого из нескольких должников по одному долгу этот долг взыскивать, принадлежит кредитору;
- субсидиарную, которая подразумевает право кредитора на обращение к субсидиарному должнику при невозможности взыскать долг с основного.