Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 вопросов эксперту о космическом праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, несут прежде всего запускающие государства. Иногда в двухсторонних соглашениях государства устанавливают, что какое-либо из них не несет ответственность за запуск космического объекта (например, установлено, что Казахстан по договору об аренде Байконура не является запускающим государством).
Правовой режим космического пространства и небесных тел
Основу регулирования международных отношений, возникающих в связи с освоением космического пространства, составляет Договор о космосе 1967 г. Он устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (по состоянию на конец 2012 г. его участниками являются более 100 государств). Соглашение о Луне 1979 г. развивает и детализирует положения Договора 1967 г. относительно правового режима небесных тел.
Правовой режим космоса определяется общим международным правом и исходит из отнесения космического пространства к международным территориям. Согласно Договору о космосе 1967 г. космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Они свободны для научных исследований; такие исследования осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
Деятельность в космосе должна соответствовать общему международному праву, включая Устав ООН. При ее осуществлении государства обязаны должным образом учитывать соответствующие интересы всех других государств, а также избегать загрязнения космического пространства и небесных тел.
Международное сотрудничество в освоении космоса
Высокая стоимость космических проектов, с одной стороны, и заинтересованность всех стран мира в практических результатах освоения космоса, с другой стороны, обусловили необходимость тесного сотрудничества государств в области космонавтики. Согласно Договору о космосе при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех других государств. Государствам рекомендуется содействовать и поощрять сотрудничество в этой области.
Сотрудничество в освоении и использовании космического пространства осуществляется в двух основных формах: в рамках международных организаций, занимающихся космической деятельностью, и посредством совместных международных космических проектов и программ. Такое сотрудничество регламентируется многосторонними и двусторонними международными договорами.
Среди международных организаций, цели и задачи которых непосредственно связаны с космической деятельностью, можно указать Европейское космическое агентство (ЕКА), Международную организацию морской спутниковой связи, Европейскую организацию по использованию метеорологических спутников, Арабскую корпорацию спутниковой связи и др. Определенные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности специализированных учреждений ООН, в том числе Международного союза электросвязи, Всемирной метеорологической организации, Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации.
Совместные международные космические проекты и программы сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства охватывают самые разные сферы космической деятельности. Это создание образцов космической техники, совместные пилотируемые полеты, проведение научных исследований, использование результатов космической деятельности и др.
Наиболее ярким примером такого сотрудничества является программа создания и использования международной космической станции, осуществляемая в соответствии с Соглашением между правительствами России, США, государств — членов ЕКА, Канады и Японии 1998 г. Заслуживает внимания также Международная программа КОСПАС-САРСАТ, предназначенная для оказания содействия поиску и спасанию людей путем предоставления получаемых с помощью спутников данных о бедствии (и его местоположении) судов или самолетов. Участниками программы являются Канада, Россия, США и Франция, а пользователем может быть любое государство.
Обширное международное сотрудничество по вопросам космоса осуществляется на основе двусторонних соглашений. Россия такие соглашения имеет со многими государствами, в частности, по вопросам запусков космических объектов российскими ракетами-носителями, а также по вопросам использования космодрома Байконур (с Казахстаном).
Развитие международного космического права.
Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.
До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.
Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:
- На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
- Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
- При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
- Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
- Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.
Нормативно-правовые документы в области космического пространства и небесных тел. Особенность правового режима
Режим правового регулирования как космического пространства, так и небесных тел в определенной степени является схожим, но при этом существует некая особенность правового режима небесных тел.
Идентичность особенностей правового режима космического пространства и небесных тел заключается в том, что исследование и пользование для всех стран основано на равенстве и, согласно нормам международного права, они не представляют собой секретный объект, запрещенный для научных исследований. В этой особенности и проявляется различие между космическим и воздушным пространством, поскольку воздушное пространство на национальном уровне разделено на воздушное пространство определенного государства и на пространство всеобщего пользования.
Также в соответствии с нормами международного права использование космическим пространством подразумевает собой то, что на него распространяется действие основных принципов и норм международного права.
Следует заметить тот факт, что космос и небесные тела не могут быть присвоены государству никаким образом – ни оккупацией, ни провозглашением независимости этого пространства, ни путем использования.
Космическое пространство представляет собой частично зону демилитаризации. Это связано с тем, что государства возложили на себя ответственность и запрет на введение на земную орбиту объектов с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, на установление оружия на территории небесных тел и по всей территории космического пространства. Но правовыми нормами исключен из перечня запретов суборбитальный пролет.
Суборбитальный пролет – пролет через космическое пространство объектов, содержащих на борту ядерное или иное оружие массового поражения.
Не является запретом размещение объектов, содержащих на борту обычное оружие.
Согласно Договора о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой 1963 года, в космическом пространстве запрещено проводить испытания ядерного оружия.
Основные правовые документы
Договор о космосе 1967 года является ключевым, и можно сказать, основным в юридических отношениях между государствами.
Так, в 1968 году был державы подписали Договор по спасению. Данный документ координирует все действия по спасению и возвращению космонавтов, а также космических объектов.
Стоит отметить, что при приземлениях или падении космических объектов наносится определенный вред и потери. Их возмещение контролирует Конвенция о международной ответственности, подписанная в 1972 году.
В 1976 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Благодаря этому соглашению и взаимодействии многих государств развиваются многие направления. Такие как космическая биология, медицина, метеорология, космическая связь и изучение самой природы космоса.
Нормативно-правовые документы в области космического пространства и небесных тел. Особенность правового режима
Резолюциями, которые утвердила Генеральная Ассамблея ООН №1721 от 20.12.1961, №1802 от 14.12.1962 и №1884 от 17.10 1963, а также Договором «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства» (1967 год) и Соглашением о деятельности стран на поверхности Луны и иных небесных телах 1979 года зафиксирован правовой режим небесных тел и космического пространства.
Такие международные соглашения, как резолюции ООН, а особенно резолюция 1962 года, которая утвердила Декларацию принципов права, которые координируют деятельность государств в области исследования и использования космического пространства, имеют большое значение, поскольку не все страны являются членами Договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства» 1967 года и Соглашения о деятельности стран на поверхности Луны.
Режим правового регулирования как космического пространства, так и небесных тел в определенной степени является схожим, но при этом существует некая особенность правового режима небесных тел.
Идентичность особенностей правового режима космического пространства и небесных тел заключается в том, что исследование и пользование для всех стран основано на равенстве и, согласно нормам международного права, они не представляют собой секретный объект, запрещенный для научных исследований. В этой особенности и проявляется различие между космическим и воздушным пространством, поскольку воздушное пространство на национальном уровне разделено на воздушное пространство определенного государства и на пространство всеобщего пользования.
Также в соответствии с нормами международного права использование космическим пространством подразумевает собой то, что на него распространяется действие основных принципов и норм международного права.
Следует заметить тот факт, что космос и небесные тела не могут быть присвоены государству никаким образом – ни оккупацией, ни провозглашением независимости этого пространства, ни путем использования.
Космическое пространство представляет собой частично зону демилитаризации. Это связано с тем, что государства возложили на себя ответственность и запрет на введение на земную орбиту объектов с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, на установление оружия на территории небесных тел и по всей территории космического пространства. Но правовыми нормами исключен из перечня запретов суборбитальный пролет.
Суборбитальный пролет – пролет через космическое пространство объектов, содержащих на борту ядерное или иное оружие массового поражения.
Не является запретом размещение объектов, содержащих на борту обычное оружие.
Согласно Договора о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой 1963 года, в космическом пространстве запрещено проводить испытания ядерного оружия.
А — национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
B + недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
C — недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.
54. При избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН учитываются следующие факторы:
А — степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности;
В- величина государственной территории;
С + принцип справедливого географического распределения.
D — статус нейтрального государства.
Развитие международного космического права.
Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.
До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.
А — национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
B + недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
C — недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.
54. При избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН учитываются следующие факторы:
А — степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности;
В- величина государственной территории;
С + принцип справедливого географического распределения.
D — статус нейтрального государства.
Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств — участников Соглашения о Луне и других небесных телах.
Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.
Международно-правовой режим геостационарной орбиты
Составной частью космического пространства, подпадающей под действие международного права , являются орбиты размещения искусственных спутников и других космических аппаратов. Особое значение среди них имеет геостационарная орбита (от греч. γ? — «земля» и лат. stationarius — «недвижимый»). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 36 тыс. км над экватором Земли.
Особенность этой орбиты состоит в том, что размещенные на ней спутники находятся в постоянном положении над определенной точкой земного экватора. При этом каждый из них может покрывать радиоизлучениями треть площади поверхности Земли. Это имеет большое значение для развития таких прикладных видов космической деятельности, как спутниковая связь, связь для целей навигации, дистанционное зондирование Земли, мониторинг окружающей среды и некоторых другие.
Проблема, однако, состоит в том, что количество позиций для одновременного и эффективного функционирования спутников на геостационарной орбите является ограниченным (лимитированным).
Сейчас на этой орбите находится около 650 спутников разных стран (первый американский спутник на эту орбиту был запушен в 1964 г.).
Потребности в этом, однако, возрастают. В этой связи имеют место проблемы, касающиеся справедливого распределения частотно-орбитального ресурса геостационарной орбиты, доступа к этой орбите, рационального и эффективного ее использования и др.
Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке. Этот статус вытекает из общих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права , касающиеся этого пространства.
Особенности данной орбиты и вопросы, связанные с распределением ее радиочастотного спектра, отражены в Уставе Международного союза электросвязи (1992 г.). В нем, в частности, отмечается, что геостационарная орбита является «ограниченным природным ресурсом» (ст. 44). Использование ее частотного спектра должно быть открытым для всех стран независимо от их технического потенциала и географического положения.
Для обеспечения интересов всех стран, справедливого и рационального использования ресурсов геостационарной орбиты установлена специальная процедура в рамках Международного союза электросвязи. Она предполагает постепенное наращивание «загрузки» орбиты с учетом фактических потребностей государств и разработки международных планов для использования орбитальных частот. Эти планы предусматривают закрепление за тем или иным государством как минимум одной позиции на геостационарной орбите и соответствующей зоны покрытия на Земле.
Процедура международной координации включает также метод «обслуживания в порядке поступления», т.е. предварительную публикацию данных о конкретной спутниковой системе, а также регистрацию выделенных частот в специальном Справочном регистре частот Международного союза электросвязи.
После выделения определенной позиции на геостационарной орбите орбитальные ресурсы используются государством в лице его национальных органов связи. Последние передают соответствующие орбитальные ресурсы в пользование другим юридическим лицам , действующим на территории соответствующей страны.
В любом случае геостационарная орбита как часть космического пространства не может быть кем-то присвоена.
В этой связи необоснованными представляются претензии некоторых экваториальных государств на соответствующие участки геостационарной орбиты. Такие претензии в 1976 г. были сформулированы, в частности, рядом экваториальных стран в подписанной в Боготе (Колумбия) декларации. Та же Колумбия, кроме того, свое право на часть данной орбиты, а также на «электромагнитный спектр и место, в котором он действует» зафиксировала в своей Конституции .
Такой подход противоречит нормам и принципам международного космического права. Геостационарная орбита может и должна использоваться на общих принципах международного космического сотрудничества.
А — национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
B + недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;
C — недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.
54. При избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН учитываются следующие факторы:
А — степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности;
В- величина государственной территории;
С + принцип справедливого географического распределения.
D — статус нейтрального государства.