Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое трудовая деятельность определение с автором». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Труд — не единственный ресурс, необходимый, чтобы удовлетворять общественные потребности, а его количество и качество — не единственный фактор экономического роста. Производство невозможно без земли, точнее, веществ и сил, которые человек заимствует у природы, без «материального капитала», т. е. всего накопленного запаса вещественных средств, используемых для создания продуктов и услуг, наконец, без технологии. Увеличивается предложение всех этих ресурсов — большими становятся возможности экономического роста.
Особенности и функции трудовой деятельности
Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.
Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.
Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.
Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.
Трудовая деятельность человека
Трудовая деятельность – это осознанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе производство тех или иных товаров или оказание услуг.
Основой трудовой деятельности является простой процесс труда, осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и орудий труда в продукт труда.
Простой процесс труда настолько полно, ярко и наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком, что его часто называют просто трудом.
Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется существенным преобладанием физической нагрузки человека над психической. Трудясь физически, человек использует мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда и частично «управляет» этим «действием».
Физический труд может потребовать значительных физических усилий (подъем и перемещение тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, если определенное действие надо производить длительное время.
Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки человека над физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Умственный труд также может быть репродуктивным, шаблонным, рутинным, монотонным и неинтересным.
Технический прогресс уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие.
Ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т. д.), быстрота смены ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.
Характер организации труда существенно меняется, когда вместо одного человека совместно трудятся несколько человек. Все хорошо знают, что организация труда одного, двух, трех и более человек – совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда.
Однако труд большого количества людей, труд в обществе значительно отличается от труда одного человека не только своей организацией, но и наличием связанных с простым процессом труда социально-трудовых отношений.
Эти отношения отражают формы и методы привлечения к труду, распределения трудовых функций между людьми, распределения продукта труда и участия работников в управлении организациями; методы поддержания дисциплины труда; способы создания здоровых и безопасных условий в процессе трудовой деятельности и т. п.
Человек – существо социальное, да и труд – источник всякого богатства, а потому носит двойственный характер. Он не только выступает как простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и как социальное отношение (часто говорят социально–трудовое отношение) участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.
Социальный (или социально-экономический) характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственник или арендатор) и наемный труд.
Частный труд – это труд собственника средств производства либо их арендатора на самого себя (и на свой страх и риск). При этом социальный характер труда остается неизменным независимо от того, предназначен ли продукт труда на продажу (товарное производство) или для личного потребления (натуральное хозяйство). Занимающийся этим трудом человек является одновременно собственником средств производства, его организатором и исполнителем (тружеником).
Наемный труд – это труд наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства. Такой труд осуществляется за какое-либо вознаграждение (чаще всего заработная плата). При этом отношения работника и работодателя можно рассматривать как сделку по купле-продаже рабочей силы (найм) на рынке труда. Для работника наемный труд служит источником средств к существованию, а для работодателя – источником извлечения прибыли, источником богатства.
Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным трудом, т. е. трудом по той или иной профессии.
Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Чтобы им противостоять, нужно знать особенности строения и функционирования организма человека.
Потенциальная опасность и риск. Любая деятельность, как производственная, так и бытовая, потенциально опасны.
Совокупность условий взаимодействия человека и производственной среды, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные, называются обстоятельствами, а непосредственные события, следствием которых стал несчастный случай или авария, — причинами несчастных случаев и аварий.
Здоровье человека в значительной степени зависит от тяжести и напряженности трудового процесса.
Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда не проведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.
В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер заработной платы, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.
Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.
Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негативных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека негативных факторов практически невозможно как с технической, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесообразно, так как даже в естественной природной среде человек подвергается их воздействию — на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источниками и т. д.
В рабочей зоне необходимо обеспечить такие уровни негативных факторов, которые не вызывают ухудшения состояния здоровья человека, заболеваний. Для исключения необратимых изменений в организме человека медики-гигиенисты ограничивают воздействие негативных факторов предельно допустимыми уровнями.
Данные принципы делятся на следующие группы:
· ориентирующие — основополагающие принципы, направляющие технологов, конструкторов, проектировщиков и организаторов производства на определение области поиска и методологии решения задач безопасности производственной деятельности персонала;
· управленческие — предоставляющие возможность руководству предприятия на основе законодательных и нормативных актов построить организационную структуру и систему управления безопасностью с четким распределением обязанностей, контролем, обратной связью и ответственностью должностных лиц за работу по обеспечению безопасности производственной деятельности персонала предприятия;
· организационные — включающие подбор и обучение кадров, нормирование труда и отдыха, организацию рабочих мест с учетом эргономики;
· технические — предусматривающие комплекс типовых технических решений обеспечения максимальной безопасности функционирования оборудования и технологических процессов.
Способы повышения эффективности работы
Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.
Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:
- рабочей смены (перерыв);
- суток (нормированный рабочий день);
- недели (выходные);
- года (отпуск).
Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы.
Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику;
2) возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, введение новшеств и инноваций в трудовой процесс, реализации своих идей;
3) приобретение определенного статуса – возможности карьерного роста, финансового положения, профессионального авторитета;
4) возможность приобретения новых навыков и знаний, профессионализации – опыт работы по определенной специальности, специализация в какой-либо области;
5) удовлетворение потребности в самоидентификации с определенной группой – идентификация с определенной группой, определение себя как ее члена;
6) возможность приобрести новый круг общения – приобретение новых знакомств, возможностей общения на новом уровне, новый круг общения.
Работа как источник неприятностей:
1) утомление – постоянная активность на протяжении установленного рабочего дня, и, как следствие, – физическая и моральная усталость;
2) вред для здоровья – влияние факторов рабочей среды на организм человека;
3) потеря времени – затрата временных ресурсов личности на выполнение трудовых заданий;
4) стрессы – наличие множества стрессогенных факторов на рабочем месте;
5) неудовлетворенность – невозможность реализовать потенциал в силу различных причин – недостаточности заработной платы, жестких рамок трудового процесса и т. п.;
6) отсутствие перспектив роста – ограничения в карьерном плане, вызванные определенными причинами, особенностями работы, отсутствием должной подготовки работника для работы на более высоком трудовом посту и др.;
7) плохой коллектив – несоответствие интересов, норм ценностей работника и большинства членов рабочего коллектива.
Отношение к работе во многом зависит от степени заинтересованности в ней и удовлетворенности трудом. Работу, трудовые процессы, мотивацию труда и трудовую удовлетворенность изучает психология труда, или организационная психология.
Определенный уровень эффективности трудовой деятельности индивида, основан на психофизиологических особенностях, трудовой мотивации и склонностях к определенным профессиональным видам труда.
Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.
На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.
Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.
Основными целями психологии труда являются:
1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.
Историческое становление человека неразрывно связано с трудовой деятельностью. Труд способствовал формированию и развитию материальной культуры. О роли труда, философы рассуждали со времен античности. Его значение, как предначертанного «свыше» пути содержалось в традициях и мифологии многих народов. Через труд, люди, проявляли себя, добывали пропитание, благоустраивали жилище. Во многом понятие эволюции человека рассматривается через призму трудовой деятельности. Созидательное качество труда сохранилось вплоть до наших дней. И вероятно, так будет и впредь.
Впервые труд, как решающий фактор развития, был рассмотрен Ф. Энгельсом. По его словам – «труд – первое и основное условие всей человеческой жизни». Данные современной антропологии полностью подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. Роль труда в становлении человечества также были рассмотрены в трудах О. Конта и Г. Спенсера. Современная наука достаточно широко исследует трудовую деятельность, как исторический, так и современный этапы. К слову, современная трудовая деятельность изучается такими дисциплинами, как экономика труда, физиология труда, психология труда, управление персоналом, социология труда, эргономика, трудовое право, безопасность труда и др. Труд составляет необходимое и естественное условие нашего существования. Он является тем качественно новым признаком, который отличает человеческое общество от животных.
Палеонтологическая летопись человеческого рода богата артефактами. Раскопки стоянок древнего человека помогли воссоздать хронологию его физиологического и социокультурного развития. Хотя еще остаются не отвеченными вопросы о первичности развития материальной культуры, физиологических особенностей, разумной деятельности древних людей. Факт остается фактом, разные временны периоды били по-разному организованы. Развитие этих трех аспектов прослеживается в постепенном усложнении и совершенствовании. Скорее всего, говорить о первичности или главенстве одного из них, несколько некорректно. Можно предположить, что они со-зависимы и их эволюция стала возможной при взаимном дополнении друг друга.
В свою очередь процесс труда претерпел длительную и сложную эволюцию. Постепенно формировались новые навыки, человек овладел искусством использования огня и организации жилищ. Огонь согревал, оберегал от крупных хищников, способствовал улучшению качества пищи. Огонь вошел в повседневную жизнь человека, значительно улучшив качество его быта. Особенно велико значение огня было при расселении первобытного человека: огонь позволял сохранять и поддерживать жизнь общины в ранее недоступных районах с холодным климатом. Вместе с этим усложнялись и социальные отношения. Взаимодействие людей во время совместной охоты, изготовления орудий труда, организации быта, привело к возникновению членораздельной речи. К этому времени, совершенствуются физическая природа человека, усложняется нервная система, преображаются умственные способности. Представления об окружающем мире обобщаются в абстрактные понятия и передаются между собой. В итоге, совокупность многих факторов выразилась в усложнении трудовой деятельности. Воздействуя на внешнюю среду, человек изменял ее в соответствии с личными потребностями и целями. Началось познание законов природы. Власть человека над окружающей средой увеличивалась, человек за счет своих навыков и способностей научился адаптироваться к условиям внешней среды. Тысячелетия непрерывных стараний изменили не только облик, но и суть человека. Человек вышел за пределы естественной эволюции и начал разумную жизнедеятельность. «Природа, – писал К. Маркс, – не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д. Все это – продукты человеческой деятельности; природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания».
С тех пор как люди освоили сельское хозяйство и животноводство, труд вошел в новую эволюционную стадию. Изменения затронули не только характер добычи пропитания, изменился образ жизни. Охота и собирательство постепенно замещались разведением животных и культивированием растений. Высвободилось дополнительное время, которое раньше использовалось на поиски дичи и съедобной растительности. Высвобождение времени, и оседлый образ жизни, способствовали трансформации социальных отношений в сторону активных коммуникаций. В результате это выразилось в совокупность многосторонних связей и отношений между людьми. К тому же, совершенные органы чувств, развитая физиология, разум, позволили не только воспринимать информацию из окружающего мира, но привносить в него «недостающие» – с точки зрения человека – элементы. Привнесение новых предметов и вещей в природу оказало на нее характерное влияние. Искусственные условия «разбавляют» естественные, и постепенно вымещают их. Антропогенная среда по уровню и качеству жизни во многом превосходит биологическую среду. Искусственный мир обеспечивает больше защиты и стабильности.
Благоприятная климатическая среда Ближнего Востока, Северной Африки и Азии создала все необходимые условия для планомерного производства. Наиболее прогрессивные племена осваивали новые территории, засеивали новые поля, стада их животных многократно превосходили потребность в пропитании. Прослеживается динамика увеличения числа членов общин и их продолжительности ��изни. Общины приобретают новую форму – сообществ. Оно отличается более организованной системой социальных и экономических отношений. Появляется необходимость в управлении динамикой развития сообщества, контроле, соблюдении прав и обязанностей людей, их защите от других племен. Для управления территориями, поддержания хозяйства и обрабатывания земли семьи и группы людей отделяются с сохранением экономических, оборонных, культурных и политических связей. Формируется понятие этноса – группы людей, объединенных общими признаками: объективными либо субъективными. К таким признакам относятся: происхождение, язык, культура, территория проживания, самосознание. На базе этносов формируются первые локальные цивилизации – древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская и китайская. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем. Если прежде объединение в семью и общину основывалось на врожденных инстинктах совместного добывания пищи, совместного выращивания потомства, защиты от хищников и т. п., то теперь основой связи людей все более становится труд и совместная деятельность.
В период ранних цивилизаций, эволюция труда достигает стадии становления трудовых отношений. Труд приобрел свойство добровольного (наем), вынужденного (служба) и принудительного (рабство). Тенденции развития трудовой деятельности определялись адаптацией к внешним факторам. Но если ранее требовалось адаптироваться к естественным условиям природы, то развитие общества требовало от человека нового умения – социальной адаптации. В добровольном найме учитывались потребности всех сторон производства. Служба монарху, купцу или помещику носила символический характер оплаты труда. Рабство делало раба предметом собственности его хозяина, как лошадь или перчатки. Все результаты труда рабов присваивались рабовладельцами.
Классификация потребности
Принято считать, что у потребностей есть множество классификаций. Самой распространённой является классификация, которая была предложена американским психологом А. Маслоу, которая состоит из пяти групп потребностей, весьма условно разделённая на первичные и вторичные, где к первым причисляются физиологические потребности и потребность в безопасности и защищённости, а к вторичным – потребность в причастности, социальному взаимодействию, а также потребность в уважении и самореализации.
Важно понимать, что осознанная человеком потребность приобретает форму интереса, когда она выражается через стремление каким-то путём стремления каким-то образом удовлетворить свои потребности. Именно это стремление является побудителем к активности и деятельности. Которая направляется на удовлетворение потребностей, носит название мотива, а процесс формирования таких побуждений, соответственно, — мотивацией.
Примечательно, что побуждение к активности и конкретной деятельности может иметь и внешний характер по отношению к субъекту. В такой ситуации он называется стимулом, а процесс, в ходе которого создаются побуждающие условия индивидов к деятельности – стимулированием.
В качестве индикатора цели человеческой деятельности выступает стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности. Представление человека, коллектива и общества в целом о ключевых и важных целях деятельности, в том числе об главных средствам достижения данных целей носит название ценностей, а саму направленность на какие-либо ценности называю ценностной ориентацией.
Трудовая деятельность человека так или иначе связана с удовлетворением большинства потребностей, и даже более того, именно она оказывает прямое влияние на качество и эффективность труда.
Функции труда стоит отличать от функций, которые выполняются людьми в процессе труда. Сюда включены все действия, операции и обязанности, которые выполняют люди в ходе трудовой деятельности. Примечательно, что в отношении данного вопроса среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию данных функций. Самыми регулярно используемыми функциями в процессе труда являются следующие:
- Логическая, которая заключается в установлении цели и подготовке системы необходимых трудовых операций.
- Исполнительская, которая подразумевает приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил, а также непосредственное воздействие на предметы труда.
- Контрольно-регулирующая, устанавливающая наблюдение за технологическим процессом, в том числе ходом выполнения намеченной программы, а также её уточнение и корректировка.
- Управленческая, посредством которой происходит подготовка, организация производства и руководство над исполняющими сотрудниками.
Все перечисленные функции в разной степени могут присутствовать в труде отдельного работника, но при этом свойственна совокупному труду.
Первое разделение — физическая и умственная работа. В физическом труде задействовано тело, например, сюда можно отнести обязанности грузчика или строителя. В умственном, напротив, на первом месте интеллект, как в журналистике или преподавании. Но есть профессии, в которых тело и ум равны, как дизайн одежды или хореография.
Работа бывает квалифицированная и неквалифицированная. Для первой необходимы определенные навыки, знания, опыт. Часто требуется получить образование, как в медицине или юриспруденции. Неквалифицированная работа не требует опыта. Для нее не нужно учиться. К примеру, на официант или продавца.
Еще одна классификация — производительный и непроизводительный труд. Первый создает долгосрочные материальные блага, считается эффективным. Например, строительство дома. Второй делает «скоропортящиеся» продукты или услуги, как стрижка у парикмахера или еда.
Работа бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуальная трудовая деятельность рассчитана на одного человека – помощь других не требуется. В коллективной группа людей действует сообща – у каждого своя роль, обязанности, зона ответственности.
Как уже говорилось выше, труд превратил обезьяну в человека. Уже с давних времен человек в трудовом процессе играет ключевую роль. Он способен креативно мыслить, решать проблемы не «по шаблону», вносить коррективы и обеспечивать работу каждого механизма. Именно человек организует любое производство. Дом, в котором вы живете, никогда не приобрел такой вид без людского вмешательства. Проектировка здания, создание материалов, постройка – за всем этим стоит человек.
Человеческий фактор производства – это не только потребление благ, но и их создание. Каждый стремится улучшить качество продуктов. Исследования подтвердили, что даже в период понижений зарплат, безработицы и прочих проблем – человек был всегда готов ответственно подойти к своему делу.
Существует три метода нормирования труда:
- Аналитический. Изучает и анализирует конкретный процесс труда, разделяет его на составляющие, определяет возможности оборудования и работников. На основании анализа рассчитываются затраты времени и труда работников.
- Микроэлементный. Направлен на упрощение трудовых действий. Например, если машина делает 15 действий, а человек 3, то, скорее всего, человеческие руки будут заменены механическими. То есть вместо необходимых 3 будет выполняться только одно.
- Суммарный. Берет во внимание личный опыт нормировщика предприятия, анализирует деятельность прошлых лет, но не учитывает производственные возможности фирмы.