Кто уплачивает утилизационный сбор собственник или производитель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто уплачивает утилизационный сбор собственник или производитель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Понятие утилизационного сбора

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

  • колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

  • самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

  • об уплате сбора;

  • об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Читайте также:  Какой доход должен быть у малоимущей семьи в 2023 году в Москве

Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.

Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.

Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:

– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.

Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:

  • Когда автомобиль насчитывает 30 лет и более. Почтенный возраст должен дополняться еще двумя обстоятельствами: (автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях; рама, кузов и двигатель, должны быть «родными»).
  • Если ТС принадлежит консульству, дипломатическому представительству на территории РФ, каким-либо международным организациям, сотрудникам или членам их семей.
  • Если автовладелец в рамках соответствующей программы по «добровольному переселению соотечественников из-за рубежа» ввозит в страну машину как своё личное имущество.

Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Получатель Причина уплаты сбора
ФНС России ТС приобретается у собственника-льготника
ФНС России В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности
ФТС России ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

Что такое утилизационный сбор на автомобили

Каждое транспортное средство имеет определенный срок службы. Подразумевается, что когда этот срок истец, автомобиль будет утилизирован, т.е. выведен из обращения. Чтобы заранее оценить и компенсировать негативные последствия для окружающей среды от утилизации, с 2010 года в России взимается специальный сбор. Вот наиболее важные моменты, связанные с расчетом и оплатой утилизационного сбора:

  • в России оплата сбора осуществляется при покупке автомобиля, либо при его ввозе через таможенную границу;
  • в отношении конкретного транспортного средства сбор платится однократно, не подлежит перерасчету или увеличению (если при ввозе машины был уплачен сбор, последующие покупатели его отдельно не оплачивают);
  • по истечении нормативного или фактического срока эксплуатации машины, за которую уплачен сбор, утилизация осуществляется бесплатно.

Так как оплата утилизационного сбора обычно осуществляется при выпуске с производства, либо при перемещении через таможенную границу, его стоимость закладывается в цену автомобиля. Фактически, покупателям приходится оплачивать дополнительный налог, так как освобождение от платежей допускается только в редких случаях.

Понятие утилизационного сбора

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Читайте также:  Как отказаться от доли в квартире купленной на материнский капитал в пользу матери

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Утилизационный сбор – что это?

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

Освобождение от сбора

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

  • автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
  • нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
  • привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

В каких случаях можно вернуть сбор

Существуют ситуации, когда сбор по ошибке взимается дважды на границе. Такие случаи редки, но случаются. Чтобы вернуть потраченные деньги, необходимо обратиться в следующие организации:

  • ФНС России, если выплата произошла за отечественный автомобиль;
  • в органы таможни, если выплата была за автомобиль, ввезённый из-за границы.

Чтобы вернуть заплаченные деньги, заполняем в соответствующей инстанции заявление на возврат средств, которые были взысканы по ошибке. Бланк заполняется на сайте ФНС или Таможни, а также при личном посещении.

Кроме заявления собираем следующий пакет бумаг:

  • документ, подтверждающий повторную оплату сбора: чек, квитанция, кассовый ордер, платёжное поручение;
  • документ, удостоверяющий личность – паспорт;
  • ПТС и копии;
  • документ, который подтверждает факт первой оплаты утильсбора – ПТС с отметкой или чек об оплате.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *