Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО-полный конспект лекций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Данная процесс исполняется в целях обеспечения сохранности собственности должника, выполнение разбора его экономического капитала, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Этот процесс исполняется в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внедрение такого рода операции дает возможность, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.
Процесс исследования включиться согласно итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Длительность исследования — семь месяцев.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Из числа подобных результатов Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств[4]
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
4) запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников;
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым.[9]Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения».[10]
Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве 2002 г. воспринял концепцию внешнего управления.
Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.3 ст.178, п.4 ст.219 Закона о банкротстве 2002 г.).
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.
В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]
Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.
Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.
В настоящее время одной из самых типичных особенностей становления экономики Российской Федерации является рост числа предприятий, подпадающих под условия и признаки банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.
Известно, что возбудить процедуру банкротства против любого субъекта экономических отношений, вне зависимости от суммы долгов и активов предприятия, не составляет ни малейшего труда.
Повальное использование инструмента банкротства в отношении предприятий должников губительно сказывается на инвестиционном климате и экономической ситуации в РФ.
Параллельно с этим будет нецелесообразно отказаться от использования процедур банкротства в тех случаях, когда продолжение деятельности предприятий-должников обусловлено увеличением долгов перед кредиторами.
Банкротство выступает как неизбежный и объективно детерминированный итог формирования рыночных отношений. Причин для выдвижения такого тезиса достаточно много и среди них, прежде всего, неспособность и неумение хозяйствующего субъекта установить эффективное производство пользующейся спросом продукции по причине отсутствия должного опыта и знаний.
Таким образом, целью данной статьи является изучение особенностей и проблем правового регулирования банкротства субъектов предпринимательства.
Таким образом, банкротство субъектов предпринимательской деятельности представляет собой неизбежное условие в условиях рыночной экономики.
Хозяйствующий субъект постоянно вступает в различные гражданско-правовые отношения с другими предпринимателями.
В дальнейшем же партнеры могут оказаться несостоятельными. В такую ситуацию может попасть даже самый осторожный субъект предпринимательской деятельности, пополнив списки несостоятельных предпринимателей.
Причины банкротства действуют во всех государствах, даже тех, где рыночная экономика развита достаточно хорошо. Вместе с тем ликвидация отрицательных последствий в большей мере обусловлена развитостью законодательства о банкротстве соответствующего государства.
Вот почему процесс формирования законодательства РФ о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности необходимо продолжать и сегодня.
В связи с этим, в данной статье были выявлены некоторые проблемы правового регулирования банкротства субъектов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем это далеко не все проблемы, характерные для института банкротства. Потому, в настоящее время существует необходимость в дальнейшем выявлении и определении проблем, связанных с данным институтом.
Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:
А) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);
Б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);
В) федеральные законы (законы РФ) определяющие:
– состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
– правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
– регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
– содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
– иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
Г) подзаконные нормативно-правовые акты:
– указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
– постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
– акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).
2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):
А) акты органов законодательной власти;
Б) акты органов исполнительной власти.
3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).
В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.
Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).
Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).
Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Имущество является средством для осуществления предпринимательской деятельности.
Обладание имуществом – необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью. Обладание обособленным имуществом является одним из условий признания организации юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ). Правовое значение имеет сам факт наличия у организации обособленного имущества в определенном размере. Отсутствие имущества может стать препятствием для регистрации юридического лица или для получения лицензии. Термин «имущество» используется для обозначения вещей, в том числе денег и ценных бумаг, а также имущественных прав (ст. 128 ГК РФ). Имущественное право – право лица требовать передачи имущества или иных имущественных благ. Имущественные права могут быть предметом сделок, в том числе купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).
Правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на употреблении понятия имущества в различных значениях исходя из специфики правового регулирования.
Отдельные виды имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежат классификации на основании экономических и юридических признаков.
Юридические основания классификации позволяют выделить различные виды имущества, наиболее важными из которых являются:
– движимое и недвижимое имущество;
– оборотоспособное, ограниченнооборотоспособное и изъятое из оборота.
Исходя из экономических критериев используемое в предпринимательской деятельности имущество подразделяется:
– на основные и оборотные средства – исходя из степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования;
– имущество производственного и непроизводственного назначения – исходя из возможности использования имущества в процессе производства продукции;
– материальные и нематериальные активы – исходя из наличия или отсутствия овеществленной формы имущества;
– фонды различного назначения – исходя из целевой направленности имущества.
Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности обозначает совокупность прав и обязанностей лица в отношении принадлежащего ему имущества. Использование имущества в предпринимательской деятельности предполагает обязательный учет имущества в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определение его стоимости с соблюдением правил оценки и переоценки, а также правил реализации (выбытия) имущества.
Распоряжение имуществом в процессе осуществления предпринимательской деятельности имеет определенные законодательные ограничения, в том числе:
– соблюдение особой процедуры совершения сделки в отношении «крупных сделок» (ст. 79 Закона об акционерных обществах);
– соблюдение антимонопольных ограничений при отчуждении имущества большой стоимости или определенного размера (ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках);
– реализация имущества по определенным (рыночным) ценам (ст. 40 НК РФ).
Объем правомочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит прежде всего от вида прав на это имущество.
Формирование конкурсной массы
Решение о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом как по результатам процедуры наблюдения, так и внешнего управления. И в том, и в другом случае на рассмотрение арбитражного суда представляется ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Закон устанавливает, что срок конкурсного производства не может превышать один год, в то же время арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев, а при необходимости и более (п. 2, 3 ст. 97 ФЗ). Конкретные основания для продления срока Законом не предусмотрены. На практике срок конкурсного производства продляется арбитражным судом достаточно часто. Так, Арбитражным судом Саратовской области в 1999 г. срок продлялся на шесть месяцев по 43 делам, свыше шести месяцев — по 4, в 2000 г. соответственно — по 95 делам и 21 делу1. Представляется, что подобную практику нельзя считать позитивной. Затягивание процедуры конкурсного производства не способствует осуществлению ее цели — непосредственного удовлетворения требований кредиторов. По нашему мнению, обоснованным является предложение С.Зинченко, С.Казачанского и О.Зинченко об установлении в Законе пресекательного срока конкурсного производства аналогично срокам наблюдения и внешнего управления . Кроме того, на наш взгляд, в Законе должны быть обозначены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства до шести месяцев и более. Введение указанных положений будет стимулировать участников процедуры к надлежащему осуществлению своих полномочий.
Введение конкурсного производства влечет следующие правовые последствия: срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер либо являться коммерческой тайной; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом; устанавливаются специальные правила совершения сделок, связанных с отчуждением имущества и исполнения обязательств должника. В свою очередь, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 ФЗ). Последнее положение, по мнению Я.В. Номофиловой, означает, что предъявление каких-либо требований к должнику в порядке искового производства исключается1. Судебная практика исходит из иного толкования абз. 7 п. 1 ст. 98 ФЗ.
Так, Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному коммерческому банку «Алтайкредитпромбанк» и ОАО «Шинремстрой» о применении последствий недействительности ничтожной сделки — договора аренды с правом выкупа арендатором находящегося на балансе арендодателя встроенного нежилого помещения и возврате указанного помещения Комитету.
Определением от 09.09.98 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оба ответчика признаны судом банкротами и в отношении них было открыто конкурсное производство. Принимая определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что согласно ст. 98 ФЗ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Президиум ВАС РФ отменил вынесенное определение, указав, что в данном случае исковые требования Комитета не вытекают из денежных обязательств. Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 89 ФЗ следует иметь в виду требования по денежным обязательствам и обязательным платежам1.
Таким образом, кредиторы по неденежным обязательствам вправе предъявить требования к должнику, находящемуся в процедуре конкурсного производства в порядке искового производства. Такой вывод сложился в судебной практике и поддерживается в научной литературе .
Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:
- должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
- иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Порядок рассмотрения дела
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.
Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.
Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.
Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:
- Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
- Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
- В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
- В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.
Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.
Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.
При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:
- Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
- Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.
В каком случае требования могут считаться необоснованными:
- Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
- Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
- На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.
Порядок рассмотрения дела
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.
Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.
Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.
Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:
- Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
- Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
- В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
- В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.
Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.
Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.
При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:
- Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
- Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.
В каком случае требования могут считаться необоснованными:
- Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
- Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
- На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.
Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:
- должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
- иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Порядок рассмотрения дела
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.
Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.
Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.
Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:
- Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
- Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
- В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
- В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.
Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.
Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.
При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:
- Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
- Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.
В каком случае требования могут считаться необоснованными:
- Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
- Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
- На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.