Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы круче, запретов больше: важные изменения для водителей 2022–2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Действующие наказания (актуально на 11.2022 года)
Итак, как уже указано выше, мы ежедневно отслеживаем любые изменения в законодательстве. А потому приводим действующие на сегодняшний день актуальные санкции за превышение скоростного режима.
Величина превышения? | Какой актуальный штраф? | Действует ли скидка? |
---|---|---|
0-20 км/ч | Нет наказания | — |
20-40 км/ч | 500 | Да |
40-60 км/ч | 1000-1500 | Да |
60-80 км/ч | 2000-2500 или лишение на 4-6 месяцев | Да |
Более 80 км/час | 5 000 или лишение на полгода | Да |
Повторное превышение на 40-60 км | 2000-2500 | Нет |
Повторное превышение более чем на 60 км | Штраф 5 000 на камеру или лишение на 1 год | Нет |
На сегодняшний день всё ещё практикуется наложение административного наказания путём вычисления средней скорости водителя на участке дороги. Делается это с помощью специальных пар камер – Автодорий.
Несмотря на то, что Верховный суд не так давно указал на незаконность вынесения таких штрафов за скорость, так как право в нашей стране не прецедентное, то и такие камеры не признали автоматически незаконными. Но обжаловать и попытаться отменить вынесенное наказание за превышение скорости, высчитанное в среднем промежутке, можно и нужно.
Почему важно нововведение
Ограничение в 20 км/ч установлено отнюдь не для расслабления водителей. Просто ранее автоматические системы, осуществляющие контроль на дорогах, не могли уловить меньшее превышение. Сейчас ситуация кардинально поменялась: камеры лучше “чувствуют” нарушителей, погрешность незначительна. Радары улавливают превышение скорости на 3 км/ч. Подобной информацией поделился Максим Ликсутов.
Но безопасность на дорогах очень важна. Поэтому с появлением технической возможности правила для водителей нужно пересмотреть, если есть хоть малейшая вероятность уменьшения числа ДТП. Инициатива положительно принята в Госдуме, в феврале пройдут первые слушания общественных комитетов. Возможно новый законопроект, содержащий ограничения по скорости движения, представят депутатам уже в 2020 году. Повлечет ли это изменение наказаний за превышения иных размеров — неизвестно.
Предельно допустимая скорость передвижения, которая не повлечет за собой штрафов
Скорость движения не должна превышать разрешенную на определенном участке дороги более чем на 20 км/ч, при этом стоит учитывать погрешность прибора измерения на 1-2 км/ч.
Естественно, даже такое превышение скорости может повлечь наказание, но только в том случае, если подобное нарушение ПДД будет фактором, способствующим возникновению аварийной ситуации на дороге.
Помимо штрафов, получаемых за превышение скорости впервые, существуют также такие, которые выдаются при повторном нарушении скоростного режима на участке дороги.
Применяется данная процедура к водителям, получившим штраф за идентичное нарушение правил в течение года, причем год начинает отсчет с момента вступления в силу постановления и действует еще в течение года после полного погашения штрафа либо истечения срока лишения прав.
Таким образом, повторных нарушений следует избегать всеми силами, соблюдать ПДД, поскольку размер наказания в этом случае существенно увеличивается, вплоть до лишения прав.
Зачем закон хотят ужесточить?
По мнению депутатов, которые вынесли инициативу на рассмотрение, действующий ныне лимит скорости создает угрозу безопасности движения. Можно доказать справедливость этого утверждения на следующем примере. Возьмем ограничение в 40 км/ч, действующее перед пешеходными переходами, расположенными вблизи образовательных учреждений. Добавим к ним допустимые 20 км/ч и погрешность камеры на 2-4 км/ч. Отсюда мы получим ТС, движущееся на небезопасной скорости в 64 км/ч по дороге, на которой внезапно может оказаться ребенок. С другой стороны, нет никаких оснований предполагать, что скорость в 54 км/ч принесет меньший вред потенциальной жертве ДТП. Опыт Европы показывает, что для снижения числа инцидентов следовало бы ввести штраф за любое превышение скорости в черте города свыше 50 км/ч.
Говоря объективно, новый закон – это еще один легкий способ пополнить бюджет, ведь пункт о соблюдении скорости является одним из наиболее нарушаемых ПДД.
Ответственность за повторное нарушение
Более серьезные наказания в законодательстве РФ практически во всех сферах предусматриваются, если нарушения были повторными. Дорожное движение не является исключением, и в Правилах для тех, кто систематически нарушает ту же норму, предусмотрено ужесточение ответственности. Часто речь идет о повышении суммы.
В случае до 60 км/ч она составляет до 2500 тысяч рублей, при превышении больше чем на 6 км/ч стоимость будет 5000 рублей. При этом есть возможность лишения прав за повторное нарушение. В случае с камерой ответственность будет только лишь денежной, сам инспектор чаще всего направляет дело в суд, где принимают решение о лишении, ведь такой водитель является серьезной угрозой для безопасности движения в целом.
Выше отмечено, что если после повторного нарушения и более жесткого наказания водитель продолжает ездить без прав и на повышенной скорости, то деяние уже становится уголовным. Это означает, что штрафуют до 300 тысяч рублей, а также нередко наказание доходит до реального лишения свободы, может быть до 3 лет максимум.
Столь жесткие методы обусловлены частым нарушением этих норм, а также большой угрозой для безопасности не только водителя, но и всех участников движения, без ограничений.
Таблица скоростного режима на дорогах России 2022 года
Тип транспортного средства | Тип дороги и разрешенная скорость в км/ч | ||
В границах населенного пункта | Автомагистраль | Другие дороги вне населенного пункта | |
Мотоцикл | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль с прицепом | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль до 3,5 т | 60 | 110 | 90 |
Грузовой автомобиль свыше 3,5 т | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль с пассажирами в кузове | 60 | 60 | 60 |
Автобус междугороднего сообщения | 60 | 90 | 90 |
Маломестный автобус | 60 | 90 | 90 |
Другие типы автобусов | 60 | 90 | 70 |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку детей | 60 | 60 | 60 |
При буксировке транспортного средства | 50 | 50 | 50 |
Слухи об отмене ненаказуемого превышения до 20 км/ч
На протяжении всего 2019 года ходили слухи о том, что Государственная Дума РФ может отменить разрешение превышать без штрафов рекомендуемую скорость на 20 км/ч. Известно, что руководство МВД положительно относится к идее заменить существующий ненаказуемый предел превышения скорости с 20 на 10 км/ч.
Эта информация была предана гласности в эфире «Авторадио». Заявление озвучено заместителем начальника ГИБДД. Норму пропишут в КоАП, который будет исправлен и переиздан в ближайшем будущем.
Ожидается, что новый скоростной порог будет работать для езды по автомагистралям и на территории городских, сельских поселений. Правительство поручило МВД и Минтрансу разработать штрафные санкции за нарушение скоростного режима на 10–20 км/ч. Мера стала необходимой из-за большого количества аварий с человеческими жертвами, происходящих в городах и поселках.
Надежда на то, что инспектор не узнает, что это нарушение уже второе по счету, всплывает в головах водителей с каждой новой остановкой. Не хочется разочаровывать гонщиков, но вся информация о ваших проказах на дорожной части хранится в едином реестре ГИБДД.
Поэтому перед тем, как составить протокол, сотрудник ДПС через дежурную часть выясняет, не происходило ли подобных нарушений ранее. Если такие ситуации уже случались в указанном периоде (то есть за последний год), инспектор протокол всё равно пишет, но не выдерживает из него постановление о наложении штрафа. Документы относятся в дежурную часть для дальнейшего решения по сути дела. Иногда подготовленный протокол отправляется не в дежурную часть, а сразу на судебное рассмотрение.
Бывает, что на месте инспектор ДПС не может проследить историю ваших правонарушений. Тогда все обстоятельства выяснятся после подачи протокола в дежурную часть. А нарушитель узнает об этом, когда получит заказное письмо, или же информация о штрафе появится в одном из приложений (например, Яндекс.Деньги) либо на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Опустив ответ на данный вопрос в виде такого ответа, как элементарное пополнение бюджета за счёт самого нарушаемого пункта ПДД и пополнения дорог России камерами автофиксации, взглянем вопрос со стороны безопасности. И комментарии тут даёт само правительство.
Не будем в рамках статьи приводить все возможные обоснования уменьшения ненаказуемого превышения, но отметим основные тезисы, на которые указывает правительство (и ни в коем случае не автор данного материала):
- возможность превышать скорость на 20 км/ч создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения – при разрешённой на участке дороги скорости 40 км/ч, к примеру, водители могут ехать 60, и многие так и делают; прибавить к этому учитываемую погрешность камер автоматической фиксации в плюс 2-3 км/ч, получаем, что фактически скорость 63 км никак нельзя назвать безопасной;
- согласно утверждениям главы ГИБДД (без отсылок на официальную статистику или проведённые исследования/испытания), при наезде автомобиля на пешехода на скорости 59 км/ч у последнего есть много шансов выжить, а на скорости выше – шансов нет; странное утверждение без ссылок на «пруфы» и разделения на модели машин с учётом их конструктивных особенностей, но, тем не менее, это вывод ведомства, имеющего законодательную власть;
- пример Европы, где ни в одной стране нет такого допустимого превышения скорости без штрафа (и это, впрочем, правда).
В то же время законодатели предлагают увеличить разрешённую скорость с введением нового штрафа на таких участках дорог, где реально безопасно ехать быстро. Речь идёт о трассах внутри городов более чем с 4 полосами для движения в одну сторону.
Обжалование штрафа ГИБДД
Обжаловать можно наказание:
- выписанное инспектором;
- зарегистрированное камерой.
И в том, и в другом случае потребуется представить доказательства. Если проступок зафиксирован камерой, то доказательствами могут быть:
- изображение в постановлении другого авто;
- нахождение водителя в другом месте в момент запечатления нарушения;
- заявление другого водителя о том, что он находился за рулем и т.д.
Если проступок зарегистрирован сотрудником ГИБДД, то разновидностью доказательств могут выступать:
- запись видеорегистратора/камеры;
- аудиозапись на телефон;
- показания свидетелей.
Обжаловать наказание можно:
- в письменной форме;
- через интернет-сервисы.
Таким образом, санкции за нарушение ПДД, бывают ошибочно сформированными. В таких случаях, необходимо отстаивать свои права.
Можно ли и как оспорить наказание за превышение скорости?
Автоматизация процесса выявления нарушений скоростного режима вызывает со стороны автомобилистов естественные опасения невозможности отменить ошибочно принятые решения («с камерой не поспоришь»).
А причины ошибок могут быть самыми разнообразными: от фиксации дорожной ситуации в сложных погодных условиях до дублирования квитанций об оплате за одно и то же нарушение. При этом помимо ошибок самой аппаратуры (неверное распознание номера или определение скорости, которую технически не может развить данная модель автомобиля) может присутствовать и человеческий фактор: ошибка сотрудника, проверяющего технические материалы.
Центр фиксации нарушений лишь готовит материалы, а постановление о наказании выносит по-прежнему инспектор ГИБДД и такое постановление можно оспорить.
Постановление о нарушении можно оспорить в течение 10 дней с момента получения на руки или по почте (в случае фиксации камерой). Если водитель по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.д.) не успевает подать жалобу, допускается продление этого срока, но тогда нужно будет представлять соответствующие подтверждающие документы.
Оспорить постановление можно как в ГИБДД, так и в суде. При этом следует помнить, что на наложение штрафов или лишение прав за превышение скорости презумпция невиновности не распространяется и водителю самому придётся представлять доказательства своей правоты.
Тонкость превышения на 20 км/ч
Указанные выше ограничения носят условный характер, не правда ли?! И правда, многие автовладельцы считают, что их скорость по простой формуле [действующее ограничение]+20 км/ч – это ненаказуемое превышение.
Но это не совсем так. Действительно, в статье 12.9 КоАП РФ, отвечающей за штрафы и сроки лишения прав за превышение скорости, вы не найдёте ответственности за езду быстрее установленноё на данном участке скорости на 20 км/ч.
Это не значит, что вы можете безнаказанно превышать. Дело в том, что в законодательстве есть не только административная ответственность, но и гражданская. Говоря проще, каждое нарушение всех участников ДТП может являться причиной аварии и, соответственно, указывать на определённую степень вины. Так предписывает судебная практика 2021 года. То есть, если, к примеру, вам не уступили дорогу на перекрёстке, а вы превышали на 19 км/ч, то виновность в ДТП могут признать обоюдной, и часть вины могут возложить на вас.
Ещё хуже будет при полностью вашей вине. В таком случае превышение скорости будет отягчающим фактором при назначении ответственности. Особенно это актуально при назначении уголовного наказания, например, по статье 264 УК РФ, если водитель сбивает пешехода как минимум с тяжким вредом здоровью.