Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Администрирование страховых взносов: плюсы минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.
Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки
Достоинства | Недостатки |
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменов | Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов |
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте | Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки |
Упрощение отчетности для плательщиков взносов | Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения |
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования | Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов |
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов | Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам |
Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС
Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
- повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
- уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
- сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.
Минусы:
- сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
- необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
- нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.
Виды страховых взносов
Различают следующие виды страховых взносов ():
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- страховые взносы на травматизм (страхование от несчастных случаев).
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику.
К иным выплатам, по которым необходимо начислить и уплатить страховые взносы относятся ():
- премии;
- отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск;
- материальная помощь свыше 4000 руб. на одного сотрудника за год.
Что понимают под администрированием страховых взносов
Под администрированием страховых взносов, включая те, что предназначены для ПФР, понимают процедуру контроля полноты и своевременности их перечисления. Это относится к выплатам пенсионного и социального назначения.
Администрирование отчислений в ПФР предполагает выполнение следующих операций:
- учета граждан и организаций, входящих в число плательщиков;
- приема расчетной документации, информирующей о порядке начисления плательщиками указанных перечислений;
- контроля своевременности отчислений в ПФР;
- взыскания задолженностей по платежам в этот фонд для начисления пенсионных пособий;
- вычисления чрезмерно уплаченных сумм;
- взаимодействия с государственными и прочими инстанциями в рамках управления перечисленными взносами.
Все указанные действия входят в общую процедуру администрирования взносов в ПФР.
Что понимают под администрированием страховых взносов
Под администрированием страховых взносов, включая те, что предназначены для ПФР, понимают процедуру контроля полноты и своевременности их перечисления. Это относится к выплатам пенсионного и социального назначения.
Администрирование отчислений в ПФР предполагает выполнение следующих операций:
- учета граждан и организаций, входящих в число плательщиков;
- приема расчетной документации, информирующей о порядке начисления плательщиками указанных перечислений;
- контроля своевременности отчислений в ПФР;
- взыскания задолженностей по платежам в этот фонд для начисления пенсионных пособий;
- вычисления чрезмерно уплаченных сумм;
- взаимодействия с государственными и прочими инстанциями в рамках управления перечисленными взносами.
Обособленные подразделения
Важным изменением стало то, что с 1 января 2020 г. все обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), которые начисляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать страховые взносы, а также представлять в ИФНС расчеты по ним.
Поэтому головные организации обязаны уведомить ИФНС по месту своего нахождения о том, что их обособленные подразделения начиная с 1 января 2020 г. получили право по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам или лишились полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Это правило действует для созданных обособленных подразделений только с 01.01.2017 г. (подп. 7 п.3.4 ст.23 НК РФ). Передавать данные об обособленных подразделениях, которые начисляли выплаты и вознаграждения до 1 января 2020 г. не нужно. Эти данные внебюджетные фонды передадут самостоятельно в органы ИФНС.
Тарифы страховых взносов в 2020 г. не претерпели изменений. Были лишь увеличены пределы взносооблагаемой базы:
- На ОПС: 22% в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2020 г. – 796 000 руб., в 2020 г. – 876 000 руб.); 10% сверх предельной величины;
- На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 2,9% с сумм выплат в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2020 г. – 718 000 руб., в 2020 г. – 755 000 руб.); 1,8% с выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, в пределах взносооблагаемой базы;
- На ОМС: 5,1% со всех выплат в год независимо от их размера.
Администрирование страховых взносов: последние новости
В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2020 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.
Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.
Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.
Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2020 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.
В связи с нововведениями с 1 января 2020 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.
Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.
Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.
Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:
- в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
- производится проверка полученной документации;
- при необходимости запрашиваются уточнения;
- плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.
Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.
Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:
- Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
- Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
- Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
- Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.
Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.
Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.
Что поменялось в НК РФ?
Страховые взносы вводятся в законодательство о налогах и сборах, а оно требует четкого определения всех элементов обложения. К ним относятся: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления взносов; порядок и сроки уплаты взносов. Вводится также в ч. II НК РФ новая гл. 34 «Страховые взносы», которая фактически скопирована из действующей редакции Закона о страховых взносах.[1]
Причем в НК РФ прописаны только основные элементы «страхового» обложения. Все иные положения, связанные с администрированием взносов, указаны в НК РФ по отношению к налогам и будут распространяться и на взносы. В частности, мероприятия по контролю за уплатой налогов (камеральная и выездная проверки) детально описаны в ч. I НК РФ. Причем приняты и действуют различные подзаконные акты, которые регулируют порядок проведения этих мероприятий налогового контроля и которые еще предстоит подправить в связи с контролем налоговиками уплаты страховых взносов.
Далее отметим, что плательщики страховых взносов стали участниками налоговых правоотношений наравне с налогоплательщиками и плательщиками сборов (п. 1 ст. 9 НК РФ). В этом есть и плюс, так как при разрешении спорных вопросов плательщики взносов могут смело ссылаться на обновленную редакцию п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налоговых агентов). Похожей нормы в Законе о страховых взносах не было, что лишало плательщика данных взносов дополнительной защиты, согласующейся с презумпцией невиновности налогоплательщика.
Кстати, поправлен один важный нормативный акт – Закон о налоговых органах[2]. В силу Федерального закона № 250 ФЗ налоговики вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых агентов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество данных лиц. Таким образом, у налоговиков есть рычаги воздействия на плательщиков страховых взносов, равно как и на недобросовестных налогоплательщиков. То есть передача контроля за уплатой страховых взносов налоговикам скорее будет в пользу бюджета, чем в пользу организаций, которые являются плательщиками и налогов, и взносов.
Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.
На основании ФЗ №243 и №250 с 2021 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.
На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:
- постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
- прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
- контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
- взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
- определение излишне уплаченных взносов;
- взаимодействие с другими фондами и инстанциями.
Справка! Представители ФНС обязаны применять разные меры администрирования, направленные на информирование застрахованных лиц, а также на своевременную уплату ими страховых взносов.
На кого возложена обязанность
С 2021 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.
Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:
- компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
- адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.
Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.
Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.
Внимание! Так как в 2021 году ухудшилась эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавируса, то срок сдачи расчетов продлен за первый квартал до 15 мая.
Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»
Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).
Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.
И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.
Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.
Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.
Что такое администрирование страховых взносов?
До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:
- Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
- Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
- Проведение камеральных проверок страхователей.
- Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
- Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
- Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
Тарифы страховых взносов в 2021 г. не претерпели изменений. Были лишь увеличены пределы взносооблагаемой базы:
- На ОПС: 22% в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2021 г. – 796 000 руб., в 2021 г. – 876 000 руб.); 10% сверх предельной величины;
- На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 2,9% с сумм выплат в пределах установленной величины взносооблагаемой базы (в 2021 г. – 718 000 руб., в 2021 г. – 755 000 руб.); 1,8% с выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, в пределах взносооблагаемой базы;
- На ОМС: 5,1% со всех выплат в год независимо от их размера.
Администрирование страховых взносов: последние новости
В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2021 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.
Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.
Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.
Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2021 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.
В связи с нововведениями с 1 января 2021 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.
Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.
Виды страховых взносов
Различают следующие виды страховых взносов (ст. 8 НК РФ):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- страховые взносы на травматизм (страхование от несчастных случаев).
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику.
К иным выплатам, по которым необходимо начислить и уплатить страховые взносы относятся (ст. 420 НК РФ):
- премии;
- отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск;
- материальная помощь свыше 4000 руб. на одного сотрудника за год.