Обжалование результатов служебной проверки МВД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование результатов служебной проверки МВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Внутренняя проверка: случаи нарушения

Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.

Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:

  • Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
  • Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
  • Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
  • Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
  • Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.

Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.

Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.

Наконец, работа по расследованию дисциплинарного проступка считается практически бесполезной, если руководству не предоставлены структурированные выводы о причинах, повлекших проступок.

Что представляет собой служебная проверка?

По общему определению, это мероприятия в пределах дисциплинарного дела в отношении конкретных сотрудников. Назначаются в целях тщательного изучения обстоятельств по факту дисциплинарного правонарушения, совершенного работником МВД. Либо по факту неосуществления им возложенных задач.

Нормативные основы для проведения служебных проверок:

  • Федеральный закона №342 от 30.11.2011г. «О службе в ОВД РФ», а именно ст.52;
  • Федеральный закон №3 от 07.02.2011 «О полиции»;
  • Приказ МВД РФ №161 от 26.03.2013г., утвердивший регламент осуществления должностных расследований;
  • Дисциплинарный устав ОВД №1377 от 14.10.2012г;
  • Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, принятая постановлением Правительства РФ № 3-1 от 05.01.2004г. – по делам, связанным с распространением государственных секретов и охраняемых законом тайн.
Читайте также:  Можно ли подать заявление в ЗАГС за 6 месяцев

Библиографический список

  1. Организация работы с кадрами / Под ред. Л.М. Колодкина. М., 1997.
  2. Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Государство и право. 2008. N 5.
  3. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел / Под ред. В.Л. Кубышко. М., 2008.
  4. Кононов А.М., Камалетдинова А.А. Служебные проверки в органах внутренних дел: сущность, основания и виды // Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Вологда, 2008.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Куракина А.В. «Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы» включена в информационный банк согласно публикации — «Административное и муниципальное право», 2008, N 1.

  1. Костенников М.В., Куракин А.В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010.
  2. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел. Домодедово, 2010.
  3. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы науки административного права / Под ред. Н.А. Овчинникова. М., 2011.
  4. Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. 2005. N 2.
  5. Никоноров Е.А. Институт служебной проверки в административном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  6. Пряников С.В. Криминалистические основы служебных проверок о признаках коррупционных проявлений в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Научные исследования высшей школы. Тюмень, 2006.
  7. Сухинин А.В. Служебная проверка. М., 1997.
  8. Черных С.Б. Правовые и организационные аспекты деятельности служб собственной безопасности ОВД как объект исследования // Актуальные проблемы работы органов внутренних дел. М., 2000.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 24.12.2008

Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 24.12.2008 N 1140 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОРГАНАХ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган мвд рф
Номер документа 1140
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 24.12.2008
Номер регистрации в Минюсте 13293
Дата регистрации в Минюсте 11.02.2009
Статус действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 14, 06.04.2009
  • «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации», N 5, 2009
Навигатор Примечания

Сначала к начальству, потом – в суд: как обжаловать взыскания госслужащим

Рабочий конфликт, который грозил полицейскому лишением работы, он пытался решить через свое руководство. Такой метод ему не помог и привел к увольнению. За это время сотрудник пропустил срок исковой давности для обжалования тех актов служебной проверки, с которых и начались разногласия. Верховный суд объяснил, что в такой ситуации является уважительной причиной пропуска срока исковой давности.

Весной 2021 года в отношении полицейского Андрея Королева* служба собственной безопасности провела проверку, которая обнаружила, что страж порядка выезжал за границу. Проверяющие сочли, что этой поездкой сотрудник нарушил правила хранения гостайны, к которой имел доступ. По итогам проверки Королева лишили доступа к секретным сведениям и временно отстранили от работы.

Полицейский не согласился с таким решением и летом того же года подал рапорт на имя своего руководителя, в котором объяснил, – другие страны он посещал, но обо всех заграничных полетах информировал начальство и правила хранения гостайны не нарушал. Ответа на свое обращение страж порядка так и не получил, зато вместо этого сотруднику предложили перейти на другую должность, где доступ к секретным сведениям не нужен. Королев отказался от такого предложения, и в декабре 2021 года его уволили. Тогда экс-сотрудник обжаловал в судебном порядке не только свое увольнение, но и акт служебной проверки вместе с лишением доступа к гостайне. Первая инстанция ему отказала, сославшись на пропуск трехмесячной исковой давности. Суд пояснил, что заявителю надо было сразу же оспаривать акт проверки и запрет на доступ к секретным сведениям, а не ждать больше полугода.

А вот Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила такое решение. ВС пояснил, что Королев поздно обратился в суд по уважительной причине: работник обжаловал все перечисленные решения своему руководству, но так и не дождался от начальства ответа на эти жалобы. (По материалам апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС).

Читайте также:  Как оформить завещание на квартиру? Завещание на квартиру

*Имена и фамилии участников дела изменены.

С полным текстом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными госслужащими, утвержденным Президиумом ВС 15 ноября 2021 года можно ознакомиться здесь.

  • Трудовое законодательство, Госслужба, Исковая давность, Суды и судьи
  • Полиция
  • Верховный суд РФ
  • Трудовые отношения

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции должностного лица, указанного в пункте 1 настоящих Особенностей, на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление поручения на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится (п. 8 Приложения к Приказу от 29.11.2013 N 555). В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Р. о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД. ММ. ГГГГ является правильным и не подлежит отмене. Проведение служебной проверки назначено ДД. ММ. ГГГГ, то есть по истечении двухнедельного срока.

Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке. Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений. Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения.

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

Читайте также:  Выселение родственников из квартиры социального найма

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Кто подписывает приказ

Приказ о проведении служебного расследования подписывает руководитель организации либо уполномоченное лицо. Сотрудникам, которые упомянуты в документе, объявляют его под роспись. При этом они ставят дату ознакомления.

Если организация использует самостоятельно разработанную форму документа, она вправе включить в него такой реквизит, как печать организации, либо отдела кадров, либо отказаться от него. В результате если самостоятельно разработанная форма приказа по личному составу предусматривает проставление печати организации, либо отдела кадров, то такую печать следует проставлять, если нет – то печать ставить не нужно. Такие выводы следуют из положений статьи 8 Трудового кодекса РФ и статей 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.

Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.

Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.

Понятие служебного расследования

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы.

Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

В каких случаях проводится?

Это достаточно сложная и время затратная процедура, поэтому при выявлении мелких нарушениях чаще всего обходятся без нее. В таком случае обычно хватает разговора с нарушителем, указание на совершенную ошибку и рекомендации более ответственно относиться к трудовой дисциплине и своим обязанностям.

Инициирование служебного расследования происходит в случае, если сотрудник не реагирует на претензии со стороны руководства или же совершенный проступок достаточно сильно затрагивает интересы компании, наносит ей реальный вред.

Обычно в таких случаях речь идет о нарушении трудовой дисциплины, своих непосредственных обязанностей, техники безопасности, действиях, из-за которых был нанесен материальный вред.

Выделяют две основные группы нарушений:

  • Дисциплинарные проступок. К этой категории относятся прогулы, невыполнение непосредственных обязанностей, прописанных в трудовом договоре, отказ от прохождения медицинской комиссии или необходимого для работы обучения. К полной процедуре расследования в этом случае прибегают не часто. В большинстве случаев хватает простой беседы с руководителем. Однако если речь идет о применении серьезных мер воздействия, вплоть до увольнения, в случаях, когда сотрудник не видит за собой вины и отказывается ее признавать, то провести процедуру по всем правилам придется.
  • Причинение ущерба. В ситуациях, когда по вине сотрудника компания понесла прямые или косвенные убытки, при вынесении взыскания должны быть полностью соблюдены закрепленные в локальных актах правила. Назначенная комиссия определяет размер потерь и определяет степень вины сотрудника. Учитываются прямые потери, косвенные, связанные, с нарушением коммерческой тайны и разглашением важной информации конкурентам. В случаях, когда действия работника настолько серьезны, что подпадают под статьи Уголовного кодекса, в организации должны прекратить расследование и передать это дело государственным органам. Даже если в компании есть собственная служба безопасности, заниматься делами подобного уровня она не имеет права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *