Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные стандарты аудита (МСА)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Особенности международного стандарта аудита
26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официальное русское издание Международных стандартов аудита (англ. — International Standarts of Auditing — ISAs) и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.
МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита.
МСА содержат:
- основные принципы;
- необходимые процедуры;
- рекомендации по применению принципов и процедур.
Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:
- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
- разделы, излагающие суть стандарта;
- приложения (для некоторых стандартов).
Аудит финансовой отчетности — это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:
- Международными стандартами финансовой отчетности;
- национальными стандартами финансовой отчетности;
- другими нормативными актами, указанными в отчетности.
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).
- Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости).
- Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
- Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
- Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
- Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
- Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
- Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).
Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.
Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.
На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.
Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
Особенности двусторонней коммуникации
В новом стандарте МСА 600 уделяется особое внимание важности эффективного информационного обмена между аудиторской командой и аудиторами компонентов. Зачем именно — полагаем, уже понятно и так, с учетом роли аудиторов компонентов в новом, основанном на риске подходе. По этой причине информационный обмен между двумя сторонами должен, согласно новым требованиям, осуществляться в определенные моменты времени по ходу аудиторского процесса, в зависимости от характера участия аудитора компонентов в данном процессе.
Те требования, которые действовали до сих пор, недостаточно точны, на что указывали комментаторы в ходе предварительных обсуждений. Поэтому двусторонние коммуникации с новым подходом будут учитывать ожидания аудиторской команды, от которых зависит ответственность аудитора компонентов. На том они и будут строиться.
Руководство по применению в новом стандарте МСА 600 основано на пересмотренном МСА 260 “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”, но отличается своей спецификой, поскольку более явно учитывает факторы, определяющие выбор формы коммуникаций, обстоятельства, способствующие повышению эффективности коммуникаций, а также выбор подходящего для коммуникаций момента времени. Также руководство было дополнено материалами по коммуникациям в ситуации, когда имеет место (или есть подозрение, что имеет место) нарушение закона и/или правил регулирования.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Применение критерия уверенности — основа МСА
Международные стандарты аудита — это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения или необеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность — это тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.
До 2005 г. международные стандарты аудита открывал вводный раздел, в который входили МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность», а также МСА 120 «Основные принципы МСА». В последние годы система международных стандартов аудита серьезно реформируется. В результате с 2005 г. изменился внутренний состав документов, формирующих систему МСА. Эта структура с изменениями представлена в табл. 1. Из таблицы видно, что сам раздел «Вводные аспекты» сохранился, хотя МСА 100 в нем отсутствует, а МСА 120 отменен в 2004 г. Данные изменения нуждаются в следующих комментариях. Во-первых, уровни уверенности по-прежнему остались той основой, которая определяет тип проверки, и этот критерий пронизывает всю систему МСА. Во-вторых, Минфин России пока не признает данный вариант МСА в качестве официального, поскольку в России до сих пор отсутствует официальный перевод новой редакции сборника МСА. Это означает, что анализ проблемы формирования уровней уверенности на базе МСА 100 и МСА 120, который предлагается в этой статье, вполне правомерен.
Таблица 1
Характеристика целей и элементов задания, обеспечивающего уверенность
Первая часть МСА 100 подробно рассматривает цели задания, обеспечивающего уверенность и элементы этого задания. Выше были рассмотрены цели задания, обеспечивающего уверенность, основные виды таких заданий, а также виды заданий, которые не могут в силу своей специфики обеспечивать аудитору необходимый уровень уверенности.
Далее в стандарте представлены и подробно рассматриваются все основные элементы задания, обеспечивающего уверенность. К ним относятся:
- наличие трехсторонних отношений;
- наличие конкретного предмета или объекта проверки;
- наличие критериев;
- наличие методологии, позволяющей описать процесс проверки;
- наличие выводов.
Перечисленные элементы, несмотря на их различные комбинации и варианты, должны быть представлены в полном составе при идентификации задания, обеспечивающего уверенность.
Наличие трехсторонних отношений предполагает отношения между профессиональным бухгалтером, ответственной стороной и предполагаемым пользователем. Предполагаемые пользователи — например, акционеры. Ответственная сторона — это руководство компании. Как правило, ответственная сторона и предполагаемый пользователь представляют разные организации. Аудитор выражает свою уверенность об объекте проверки предполагаемому пользователю. Ответственность же несет ответственная сторона. Но бывают ситуации, когда предполагаемый пользователь и ответственная сторона являются одним и тем же лицом.
Характеристика критериев, используемых при выражении высокого уровня уверенности
Выбор критериев является важнейшим этапом выполнения задания. С этой целью аудитор должен собрать необходимую информацию о предмете проверки, получить необходимые для этого дополнительные знания.
Аудитор должен оценить, насколько подходящими являются выбранные им критерии для выполнения задания. Для этого он должен высказывать свое профессиональное суждение о предмете проверки.
Аудитор имеет право и возможность в зависимости от ситуации устанавливать или разрабатывать критерии проверки. Основой разработки установленных критериев могут быть действующие законы и нормативные акты. Если аудитор должен разрабатывать специальные критерии, то они должны обязательно согласовываться со всеми участниками трехсторонних отношений.
В качестве характеристики годности выбранных критериев могут выступать важнейшие качественные характеристики финансовой информации, содержащиеся в МСФО. К ним относятся:
- уместность.
Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. Прогнозирующая и подтверждающая функции информации взаимосвязаны. Например, информация о современном уровне и структуре имеющихся активов представляет ценность для пользователей, когда они стараются предсказать способность компании воспользоваться благоприятными возможностями и правильно отреагировать на неблагоприятную ситуацию. Эта же информация играет подтверждающую роль в отношении прошлых прогнозов, например касающихся возможной организационной структуры компании или результата запланированных операций. Уместность связана с существенностью. При этом информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономическое решение потенциальных пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, которые оцениваются в конкретных условиях пропуска или искажения.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
Понимание бизнеса предприятия и его среды и оценка рисков существенного искажения
ISA 315 «Understanding the entity and its environment and assessing the risks of material misstatement»
Аудитор должен обладать знаниями о деятельности предприятия и его среде, включая внутренний контроль, достаточными для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой отчетности, которые являются результатом мошенничества или ошибок, а также для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
Полученное представление о деятельности предприятия и его среде является основой, в рамках которой планируется аудит и выражается профессиональное суждение в отношении оценки риска существенных искажений финансовой отчетности и ответных действий на оцененные риски.
На всех стадиях аудиторской проверки аудитор выражает профессиональное суждение по тем вопросам, для решения которых важно знание бизнеса, а именно таким, как:
- определение уровня существенности и оценка того, насколько выбранный уровень существенности остается адекватным в течение всей аудиторской проверки;
- анализ соответствия выбора и применения учетной политики и адекватности сведений, раскрываемых в финансовой отчетности;
- определение областей, где может потребоваться специальное аудиторское рассмотрение;
- разработка прогнозных значений, используемых при выполнении аналитических процедур;
- разработка и выполнение дальнейших аудиторских процедур, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
- оценка достаточности и уместности полученных аудиторских доказательств.
Новое в аудиторском законодательстве
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации.
Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:
повышение качества аудиторских услуг;
повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
укрепление престижа аудиторской профессии.
Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:
развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);
совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);
консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);
повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);
совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);
повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).
Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.
Приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. N 265н утверждена новая редакция Административного регламента по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ранее — Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н).
Основными новациями Административного регламента стали:
1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;
2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);
4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).
Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.
Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.
Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.
Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.
Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых у��ловий по итогам года, предшествующего отчетному году.
Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.
Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):
строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.
Стандарты и правила аудита
В 2020 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
Важно! МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
Обратите внимание! МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Обратите внимание! Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.