Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минюст России предложил убрать из Уголовного кодекса три экономические статьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авторы поправок отмечают, что законопроектом предлагается признать утратившими силу статьи 170 (регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом), 170.2 (внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план) и 185.1 УК РФ (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах). Санкции этих статей не содержат наказания в виде лишения свободы.
Какие статьи предлагается признать утратившими силу
Кроме этого, с учетом уровня инфляции законопроект предполагает повышение в 1,5 раза пороговых значений значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба и иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.
«Законопроектом предлагается исключить части первые из статей 169 «воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и 185 «незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», а также часть вторую из статьи 180 «злоупотребления при эмиссии ценных бумаг» УК РФ, санкции которых также не содержат наказания в виде лишения свободы», — говорится в документе.
«Принятие законопроекта будет способствовать улучшению делового климата в условиях санкционного давления и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности», — заявили в министерстве.
Что будет, если вовремя не принести справку?
3. Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
4. Трудовой договор с работником, не являющимся гражданином Российской Федерации и имеющим гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, не представившим документ в соответствии с частью 2 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если работник вовремя не предоставил работодателю справку (или две справки), то его должны уволить по причине наличия ограничений, исключающих возможность работы водителем.
Призванные на военные сборы «запасники» будут нести уголовную ответственность за неявку
Депутаты Госдумы единогласно приняли поправки о включении в Уголовный кодекс России понятий «мобилизация», «военное положение» и «военное время».
Кроме того, Госдума одобрила предложение о наказании за добровольную сдачу в плен и мародерство, а также об ужесточении ответственности за нарушение условий контракта государственного оборонного заказа.
Документ опубликован в электронной базе нижней палаты.
«В пункте «л» части первой статьи 63 слова «в условиях вооруженного конфликта или военных действий» заменить словами «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий», — сказано в документе.
Кого первым призовут, если в России объявят мобилизацию?
В августе депутат Ростовской областной Думы и Председатель Правления союза добровольцев в Донбассе Александр Бородай сказал, что необходимо изменить характер СВО: ввести в приграничные регионы Крыма, Брянска, Курской, Белгородской области военное положение и объявить о мобилизации.
При введение мобилизации в стране, скорее всего, под призыв будут попадать мужчины, имеющие военный билет в возрасте 18-50 лет. Во-первых, мобилизуют людей, которым нет 30 лет. Затем 30-45 лет, потом 45-50 лет, а потом 60. Не подлежат мобилизации граждане старше 60 лет.
В состав призывников входят закончившие ВУЗ или военные училища, не служившие до 27 лет, которые были на гражданской службе и уволенные.
Женщины также могут быть призваны — связисты, IT-специалисты, медики, геодезисты, картографы, а также те, кто обладают военно-учетной специальностью.
Добавили новые понятия
Как было раньше. В статье 1 закона «Об оружии» не было отдельных понятий для гладкоствольного и нарезного оружия. В результате имелась лазейка: гладкоствольным с точки зрения закона считалось и оружие, у которого в стволе есть нарезы, но они расположены не по всей длине ствола. А также то, чей ствол имеет изнутри особую форму, придающую вращение пуле.
К тому же не было понятий спускового и ударного механизмов и четкого определения, что означает «переделка оружия».
Как будет. В новой редакции закона гладкоствольным оружием считается только такое, где ствол имеет гладкую и ровную внутреннюю поверхность на всем протяжении.
Еще в закон вводится несколько новых понятий.
- Спусковой механизм оружия — предназначен для управления началом и окончанием стрельбы.
- Ударный механизм оружия — обеспечивает приведение в действие ударного средства инициирования патрона.
Переделкой оружия будет считаться:
- Замена или изменение формы и размеров основных частей оружия — ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки либо деталей ударного и спускового механизмов.
- Замена или изменение частей списанного, пневматического, сигнального, газового или метательного стрелкового оружия, если в результате изменились характеристики, учитываемые при сертификации.
- Уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера, клейма оружия.
Комментарий к ст. 226.1 УК РФ
1. Вопросы, возникающие в судебной практике по делам о контрабанде, разъяснены в Пост. Пленума ВС РФ от 27.04.2017 N 12.
2. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами, входящими согласно ч. 4 ст. 15 Конституции в ее правовую систему, и законодательством РФ о таможенном деле.
В частности, к числу указанных международных договоров относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, который вступил в силу с 01.01.2015, иные международные соглашения, заключенные РФ с государствами — членами ЕАЭС, другими государствами, международными организациями и образованиями (см. Пост. Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18).
В соответствии с п. 1 ст. 101 Договора о ЕАЭС до вступления в силу ТК ЕАЭС юридическая сила также сохраняется за Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 (ТК ТС), который имеет статус действующего для РФ заключенного ею международного договора.
С учетом положений п. 2 ст. 101 Договора о ЕАЭС под используемыми в комментируемой статье терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» и «Государственная граница Российская Федерация с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно таможенную границу ЕАЭС и Государственную границу РФ с государствами — членами ЕАЭС.
3. При определении порядка перемещения через таможенную границу или государственную границу указанных в данной статье предметов, а также при установлении связанных с таким перемещением запретов и ограничений судам надлежит учитывать наряду с законодательством РФ о таможенном деле (напр., Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») также и право ЕАЭС (правовые акты ЕАЭС).
В частности, в рамках ЕАЭС государствами-членами заключены (действуют) соглашения, касающиеся оборота отдельных категорий товаров (Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24.10.2013).
К праву ЕАЭС относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС — Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (напр., решение Коллегии Комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования»), которые признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в РФ как государстве — участнике Союза, на основании ст. ст. 6 и 32 Договора о ЕАЭС.
4. Предметом преступления являются: а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы; г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере; л) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их части (напр., шкуры, лапы, рога, части туловища) и производные (напр., икра рыб, раковины моллюсков, молоко и шерсть животных).
Согласно примеч. к комментируемой статье перечень стратегически важных товаров и ресурсов, а также перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, утв. Правительством РФ .
———————————
См.: Пост. Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»; от 31.10.2013 N 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.
5. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды.
В этих целях необходимо учитывать не только соответствующие положения законодательства РФ, но и нормы права ЕАЭС (ранее — ЕврАзЭС).
Конституционный Суд РФ в Пост. от 16.07.2015 N 22-П признал положение комментируемой статьи, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, не соответствующим Конституции, ее ст. ст. 19 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой данное положение — при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физически��и лицами через Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, — не предполагает возможность учета специфики их перемещения, осуществляемого физическими лицами в целях личного использования, и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия.
6. В тех случаях, когда незаконный экспорт из РФ материалов и оборудования, которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, выразился лишь в их вывозе через Государственную границу РФ любым из способов, предусмотренных в подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС (подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС), содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 226.1 УК РФ.
Экспорт сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, является незаконным, если он осуществляется с нарушением Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и нормативных правовых актов по вопросам, связанным с разработкой, производством продукции военного назначения, а также с лицензированием этой деятельности.
7. При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей надлежит учитывать, что временный вывоз физическими и юридическими лицами и вывоз физическими лицами культурных ценностей из РФ в другие государства, не являющиеся государствами — членами ЕАЭС, осуществляется на основании заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, вывоз юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями культурных ценностей — на основании лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199.
Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории ЕАЭС, установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (раздел 2.20 Приложения N 2).
Разрешительный порядок в отношении перемещения культурных ценностей установлен только при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС.
Изменение Уголовного кодекса РФ с 8 января 2022 года
Сокрытие денежных средств, фактически размещенных физическими лицами или индивидуальными предпринимателями или в пользу указанных лиц на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, путем невнесения в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации сведений о таких денежных средствах в крупном размере.
- штрафа в размере от 3 млн до 5 млн рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет;
- лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За пост в соцсетях оштрафуют на 5 млн рублей: наказания за клевету с 2021 года
В 2021 году в Уголовный кодекс РФ были внесены некоторые поправки. И уже в этом году они вошли в действие. Некоторые корректировки должны были вступить в силу еще ранее, но Министерство юстиции считало, что для этого нужно было привлечение большего количества средств.
В Уголовном кодексе не раз случались изменения, которые касались упрощения наказания для преступлений небольшой тяжести. Это вполне цивилизованное решение, так как из-за случившейся глупости человек может потерять много лет своей жизни в тюрьме.
Н. Филиппова:
Законопроектом УК дополняется новыми статьями, которые предусматривают уголовную ответственность за умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия. Кроме того, ответственность также будет предусмотрена и за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий.
Е. Парамонова:
К слову, за совершение этих действий в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга предусмотрена повышенная ответственность.
Кроме того, предлагается установить ответственность за распространение запрещенной информации владельцами интернет-ресурсов, которые не являются средствами массовой информации, в случае повторного совершения таких действий в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Максимальное наказание – срок до двух лет. Если распространение персональных данных повлекло причинение вреда ему или его семье, то лишение свободы на срок до пяти лет. Разрабатывается также закон о защите персональных данных.
Поправки в УПК РФ носят технический характер. Две новые статьи УК РФ добавлены в статью 31 УПК РФ, которая регулирует подсудность и определяет, что деяния такого рода будут рассматривать мировые судьи. Кроме того, новые статьи добавлены в статью 150 УПК РФ и статью 151 УПК РФ, которые регулируют, соответственно, формы предварительного расследования и подследственность.
Правовые документы
- Федеральный закон от 26.07.2017 N 203-ФЗ
- Статья 171.3 УК РФ. Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Статья 171.4 УК РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
- Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство
- Статья 327.1 УК РФ. Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование
- Статья 31 УПК РФ. Подсудность уголовных дел
- Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования
- Статья 151 УПК РФ. Подследственность
В Уголовном кодексе появятся новые составы хулиганства
Настоящая статья была принята ещё в июне 1996 года. Соответственно, за столь долгий период её действия возникли существенные изменения в общественном развитии государства, повлиявшие на институт уголовного права.
Вам может понравиться => Могут ли магазины продавать энергетик несовершеннолетним в 2021
Закон говорит, что лицо, у которого во время отбытия наказания наступило психическое расстройство, которое лишает его возможности осознавать фактический характер своих действий (бездействия), руководить ими, освобождается от его дальнейшего отбывания. Освобождается от дальнейшего отбывания наказания и лицо, которое во время отбывания наказания заболело иной тяжелой болезнью, препятствующей дальнейшему исполнению и отбыванию наказания (ст. 81 УК РФ).
Уголовный кодекс Российской Федерации(УК РФ)
— основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, подписан президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.
История принятия
Работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом России в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.
В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д.
Статьей 213 УК РФ в новой редакции установлено, что хулиганство с насилием к гражданам либо угрозой его применения наказывается:
- штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет;
- обязательными работами на срок до 480 часов;
- исправительными работами на срок от одного года до двух лет;
- принудительными работами на срок до пяти лет;
- лишением свободы на срок до пяти лет.
За хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо группой лиц, преступника ожидает наказание в виде:
- штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет;
- принудительных работ на срок до пяти лет;
- лишения свободы на срок до семи лет.
Правовые документы
- Статья 128.1 УК РФ. Клевета
- Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
- Статья 213 УК РФ. Хулиганство
Будет ли это судимость?
Опубликовано14 декабря 2018 в 17:37
Если бы назначен судебный штраф как мера уголовно-правового характера (а не штраф как вид уголовного наказания), значит по делу была применена ст. 76.2 УК РФ. Согласно ст. 76.2 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности (не от наказания, а от ответственности) с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, в этом случае прекращается уголовное преследование, а в случае, если по делу больше нет подозреваемых/обвиняемых, то прекращается и уголовное дело.
Судимость же согласно ст. 86 УК РФ возникает только в случае ОСУЖДЕНИЯ за совершение преступления (когда вынесен обвинительный приговор) и когда назначено наказание. Исходя из изложенного в вопросе, лицо не было осуждено (было освобождено от уголовной ответственности) и наказание не было назначено (судебный штраф — это не наказание, а мера уголовно-правового характера (ст. 104.4 УК РФ).
Таким образом, судимость не возникает. Однако, данное основание освобождения от уголовной ответственности не является реабилитирующим (ст. 133 УПК РФ). Согласно Приказу МВД России от 07.11.2011 N 1121 (ред. от 28.06.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», в справке о судимрсти (при необходимости ее получения/представления) будет отражено:
— в графе о судимости делается отметка «не имеются»;
— В графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» бцдет указано о том, что дело было возбуждено по какой статье УК РФ, а также что уголовное преследование было прекращено и на каком основании.
Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 104.4 УК РФ, в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Сроки и порядок взыскания судебных штрафов
Судимость в нашей стране – своего рода приговор на всю жизнь – невозможность устроиться на нормально оплачиваемую работу, критичное и брезгливое отношение со стороны общества, запрет занимать некоторые должности (учитель, правоохранительная деятельность, наёмная служба в ВС и прочие).
Судебный штраф как мера уголовно-правового характера имеет свои особенности взыскания и протяжение длительности.
Исполнительные листы о взимании санкции за незаконное деяние могут быть представлены к выполнению после вступления в правомочность вердикта:
- На протяжении 2 лет, еслисанкция назначена вместо ликвидации свободного перемещенияна то же время.
- Шести лет за опрометчивое правонарушение, в случае предусмотренного способа выполнения обязательств – заключение под стражу больше 2 лет.
- 6 лет, при совершении намеренного правонарушения с осуждением ареста от 2 до 5 лет.
- Десяти лет, при преступлении с умыслом, ответственность за которое не меньше 5 лет, но не больше 10 тюремного заключения.
- Срок давности составляет 15 лет. За совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.
Как видно из представленных сведений, давность предъявления и спроса за совершение варьируется в зависимости от категории правонарушения.
Помимо листа, приставам надобно отправить копию вынесенного вердикта, а также распоряжение по его исполнению. Пристав рассматривает поступившую информацию и в продолжении трёх суток выносит заключение о начале/отказе исполнительного производства.При отрицательном исходе мотивированный отказ отправляется во дворец правосудия.
При возбуждении производства исполнитель обязуется взыскать цену урона на протяжении 60 дней после вступления судейского заключения в законную силу. Даётся промежуток времени для погашения задолженности в 30 дней. При предоставлении рассрочки оплаты об этом информируется пристав. И он уже в постановлении определяет периодичность платежей и размеры оплаты.
Постановление о необходимости уплаты вручается на следующий день после его принятия должнику с обязательным оповещением последствий в случае уклонения от выполнения предписанных обязательств.
Закон прописывает конкретные случаи прерогативы приставов на принудительное взыскание, а именно:
- в предоставленное добровольное время должник не исполнил обязательств, а правосудие отказало в замене финансовой санкции на более строгую;
- в 30-дневный срок представитель несовершеннолетнего не совершил оплаты;
- не была произведена оплата в указанное время санкции как величины дополнительной репрессии.
Итак, не последует негативных последствий для должника при своевременном возврате задолженности государству.Но есть и более благоприятный выход из сложившегося положения для провинившегося лица.
Если следователь при расследовании усмотрит готовность субъекта загладить вину, возместить понесённый ущерб, при совершении криминального проступка впервые и деятельном раскаянии, то возможно назначат досудебный штраф по уголовному делу.
Это избавит человека от совестных мук и необходимости производства в залах тяжебных заседаний.
Виды и размер наказания
Штраф – самая мягкая мера, применяемая по отношению к человеку, совершившему правонарушение. 46 статья УК РФ дает чёткое определение штрафу и определяет круг санкций, применяемых к виновнику.
Штраф – это наказание, выраженное в денежном эквиваленте, устанавливаемое в определённом размере, регламентированном УК РФ, уплачивается в бюджет государства. Величина штрафа устанавливается судом и зависит от степени тяжести совершенного правонарушения, а также от уровня доходов осужденного. Выплата штрафа обязательна к исполнению, согласно ст. 46 ч. 5 УК РФ неуплата приводит к замене наказания на более тяжкое.
Сущность наказания заключается в том, чтобы осуждённый почувствовал ответственность за совершённое преступление.
Штраф бывает двух видов:
- Основной.
- Дополнительный.
Основной вид предусматривает выплату суммы,как единственную санкцию за правонарушение.
Штраф как основное наказание используется в следующих случаях:
- когда статьи УК прямо указывают на возможность денежного взыскания (уголовные правонарушения лёгкой и средней степени тяжести);
- если наказание, назначенное судом, мягче, чем предусмотрено законодательством (ст. 64 УК);
- как замена за не отбытый период лишения свободы (ст. 80 УК);
- для отсрочки наказания беременным и женщинам с детьми (ст. 82 УК).
Если осуждённому, который до судебного заседания был под стражей, штраф выписывается как основная санкция, то суд вправе смягчить или полностью отменить наказание (ч. 5 ст. 72 УК).
Штраф, как дополнение к основному, назначается только при определённых нарушениях, указанных в УК.
К ним относятся:
- экономические правонарушения;
- деяния против безопасности общества;
- уголовные правонарушения против здоровья населения.
За последнее время ожесточились наказания за нарушение ПДД. Изменения были внесены и в уголовное законодательство. По новым правилам ДТП, в которых пострадавшие получили тяжкий вред здоровью и аварии, совершённые лицами в состоянии алкогольного опьянения, если ранее уже была судимость за вождение в нетрезвом виде, попадают под уголовную ответственность.
Транспортное средство изымается и направляется на штрафстоянку. Возврат ТС (транспортного средства) возможен после полного погашения штрафа или по заявлению лица, допущенного к управлению данным ТС.
Правовой порядок действий сотрудников ГИБДД регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. Во время досудебного разбирательства по делу проводится опрос участников происшествия, дача показаний свидетелями, привлекаются эксперты в качестве консультантов для дачи комментариев по делу. После расследования дело передаётся суду для вынесения решения.
Величина штрафа указывается судом в зависимости от тяжести преступления, материального состояния, условий жизни осуждённого, а также от наличия зарплаты или иного дохода. Возможно некоторое уменьшение суммы штрафа, пример, подсудимый является льготником, у него есть иждивенцы, он единственный кормилец.
Величина штрафа может выражаться следующим образом:
- в денежном эквиваленте (минимальный размер выплаты составляет 5 тыс. российских рублей, максимальный – 5 миллионов рублей);
- величина зарплаты осуждённого за период от 14 дней до 5 лет;
- отражается в размере, кратном сумме взятки, незаконно переведённых денег, но не меньше 25 000 рублей.
Для несовершеннолетних величина штрафа меньше и составляет:
- от 1 тысячи до 50 тысяч рублей;
- исчисляется в размере заработной платы осуждённого за срок от 2 недель до полугода.
При назначении штрафа несовершеннолетнему его можно взыскивать не только с осуждённого, но и с родителей либо законных представителей по их согласию.
Наличие коррупционной составляющей в правонарушении разрешает наказывать более крупными штрафами. Регулирование данной проблемы производится согласно ст. 290 и 291 УК РФ. Представителей зарубежных ведомств также можно привлекать к ответственности за взятки. Основным мероприятием, проводимым спецслужбами для установления факта взяточничества, является проведение контрольной закупки.
Что поменялось в новой редакции УК Беларуси
Из УК убрали семь статей: «Нарушение правил охраны недр», «Незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъектов хозяйствования» и другие. Ответственность за эти действия теперь только административная. «Для необходимой защиты интересов общества и государства от таких правонарушений этого достаточно»
, – говорит
Александр Дубов
.
В Уголовно-процессуальном кодексе появилась новая статья. «Бывают случаи
, – рассказывает депутат, –
когда принимая решение о помиловании за человека кто-то поручается. Новая статья предусматривает порядок наложения судом денежных взысканий на поручителя, если осужденный после освобождения совершает новое умышленное преступление»
. Если подопечный провинился, поручитель ответит за это рублем. Кстати, ранее претендовать на помилование могли все лица, осужденные за экономические преступления. В том числе и те, кто совершил менее тяжкие преступления. По новому закону комиссией по помилованию будут рассматриваться только тяжкие и особо тяжкие экономические преступления.
«Данные официальной судебной статистики, а также результаты анализа судебной практики свидетельствуют о том, что количество лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, в том числе лиц, осужденных за эти преступления впервые, по‑прежнему остается значительным», — указывают авторы законопроекта, который также направлен на гуманизацию уголовного законодательства.
«Предлагается отнести к категории уголовного проступка 112 составов преступлений, включая 53 состава преступлений в сфере экономики, ответственность за которые предусмотрена статьями раздела VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (главы 21, 22 и 23). С учетом статистических данных о судимости за 2021 год категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 68 044 лиц, в том числе на 49 657 (72,97 %) лиц, совершивших преступления в сфере экономики», — говорится в пояснительной записке.