Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия такси для самозанятых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Второй вариант получения легальной работы в такси для гражданина, если он не является ИП и не может оформить лицензию на себя в установленном порядке — заключение договора с таксомоторной компанией. Он может работать на нее по трудовому договору как обычный наемный сотрудник (уплачивая 13% НДФЛ с заработка), или как самозанятый — но только по гражданско-правовому соглашению. В обоих случаях возможна работа на машине, принадлежащей самому физлицу. Но, поскольку лицензию на такси человек, не имея статуса ИП, оформить не сможет, он «делегирует» право на ее оформление работодателю, предоставляя (по отдельному договору) свою машину ему в аренду.
Как самозанятому работать в такси в 2021 году?
У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.
-
Работа в таксопарке
По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
-
Сотрудничество напрямую с агрегатором
При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
-
Поиск заказов самостоятельно
Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.
Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)
К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:
-
Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.
-
Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.
-
Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.
-
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.
-
Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.
-
Доступ к автокредиту от банков-партнеров.
Как и где получить лицензию на такси самозанятому
Получить этот важный документ можно двумя способами: самостоятельно и посредством профильных фирм. Преимущества первого варианта очевидны: водителю не придется беспокоиться о том, что какие-то нюансы будут упущены. Кроме того, в специализированных сервисах всегда работает бесплатная служба консультирования.
Опытные менеджеры готовы ответить на самые актуальные вопросы:
- нужна ли лицензия для самозанятых в Яндекс.такси?
- какие требования предъявляются к оснащению автомобиля?
- каков средний месячный доход в этом бизнесе?
Пошаговая инструкция для получения лицензии на такси для самозанятых граждан РФ:
- подать заявление от ИП;
- подготовить: удостоверение личности, документы на автомобиль;
- провести необходимые мероприятия с машиной, чтобы она соответствовала требованиям конкретного региона.
Лицензия дается на достаточно большой срок — на 5 лет. Однако в случае нареканий или жалоб, поступающих от клиентов, ее в любой момент могут приостановить. При повторном нарушении лицензия аннулируется.
После одобрения разрешения ИП имеет право перейти в статус самозанятого.
Для этого надо выполнить следующие действия:
- пройти регистрацию в ФНС в качестве самозанятого;
- в течение 30 дней (не позже!) отправить налоговикам уведомление о том, что налоговый режим изменен.
- дождаться одобрения и подтверждения нового статуса.
Наконец, есть проверенный способ получения лицензии через официальный сайт Госуслуг. Это достаточно комфортный вариант, исключающий хождение по инстанциям и стояние в очередях. Однако следует заблаговременно загрузить на Госуслуги все свои документы с подтверждением их подлинности.
Дальнейшая работа выполняется строго по шаблонам — пользователю останется только заполнять соответствующие поля в раскрывающихся окнах.
Могут ли самозанятые получить лицензию на такси
При изучении ФЗ № 69, выясняется, что согласно той же статье 9 разрешение на перевозку пассажиров и багажа могут получить:
- ИП;
- юрлица.
Возможность выдачи лицензий гражданам, работающим «на себя», этим актом не предусмотрена, и разрешение на такси без открытия ИП получить невозможно. Законодательство в этом случае требуется доработать.
На практике существует легальный путь решения вопроса совмещения самозанятости и такси. Получить лицензию и платить налог на профессиональную деятельность можно так:
- оформить статус индивидуального предпринимателя в установленном порядке;
- получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке;
- подать в ИФНС заявление на применение системы налогообложения НПД (при условии соответствия требованиям ФЗ №422).
При этом гражданин не утрачивает статус ИП, но пользуется всеми другими преимуществами самозанятого. Такой порядок лишен одного из самых привлекательных достоинств, предлагаемых государством микробизнесменам – простоты регистрации. Но на сегодняшний день другого законного способа стать самозанятым водителем такси не существует.
Картина следующая: по закону, НПД и легальное занятие пассажирскими перевозками друг с другом не монтируются, на практике же, как суслик из анекдота — «а они есть». То есть агрегаторы в открытую предлагают сотрудничество самозанятым гражданам, однозначно понимая, что это нарушение. Но по общему молчаливому согласию закрывают глаза, причем все: и водители, и сервисы, и государство.
Пока система работает и дает заработать другим; отзывы о самозанятых в Яндекс.Такси и у других посредников разные: кто-то доволен сотрудничеством, кто-то — нет. Но и тем, и другим важно понимать: это очень условная, ситуативная легализация. И если завтра государство решит навести в ней порядок, останется только гадать, как это наведение будет выглядеть.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Как работают самозанятые в Яндекс.Такси
Агрегатор Яндекс.Такси предлагает самозанятым множество возможностей и ставит выгодные условия сотрудничества на арендуемой машине. Благодаря удобному мобильному приложению автолюбитель может моментально получать заказы от пассажиров.
Чтобы официально устроиться на работу, нужно:
- установить на смартфон мобильное приложение «Таксометр»;
- пройти регистрацию, указать номер мобильного;
- выбрать в приложении пункт «Стать водителем-партнером»;
- скачать на смартфон приложение «Мой налог», верифицироваться;
- синхронизировать приложения «Мой налог» и «Таксометр»;
- в приложении «Таксометр» изучить правила, подтвердить согласие на работу.
Что понадобится приобрести для работы:
- Смартфон, поддерживающий установку специальных приложений;
- Желтую пленку, которой оклеивается автомобиль;
- Шахматную разметку.
Сама лицензия обойдется в 3-5 тысяч рублей. На изготовление разрешения уходит до 10 дней. Существует ряд причин, по которым Департамент транспорты вправе ликвидировать ранее выданную лицензию, в частности, если:
- внешний вид автомобиля не отвечает установленным требованиям;
- по видеофиксации были выявлены нарушения;
- имеет место нарушение норм оборудования автомобиля. К примеру, отсутствует функция выдачи чека или не пройден техосмотр.
Отказаться от самозанятости можно через приложение «Мой налог».
Преимущества и недостатки
Для самозанятых таксистов существуют следующие плюсы:
- самозанятые предприниматели освобождены от уплаты НДС;
- в течение времени, когда гражданин применяет самозанятость, он не платит за себя страховые взносы;
- низкая ставка НДС в размере 4% или 6%, которая зависит от статуса клиентов, которым оказываются услуги.
Минусы состоят в следующем:
- ИП, которые применяют упрощенку, в течение первых 2 лет после регистрации вправе воспользоваться такой возможностью как налоговые каникулы, введенные в некоторых регионах. Самозанятым также предоставляются определенные бонусы, но полностью от налогов они не освобождаются;
- Предприниматели, которые не являются самозанятыми, вынуждены платить за себя страховые взносы, чтобы получить требуемый для выхода на пенсию стаж. В общем случае период самозанятости не засчитывается в пенсионный стаж.
Кто может перейти на спецрежим
Получить статус самозанятости может практически любое физлицо и даже ИП. Но при этом нужно обязательно соответствовать ряду условий.
Ключевое требование – работать самостоятельно, без команды. У самозанятого не должно быть наемных сотрудников. Максимально допустимый годовой доход от личной профдеятельности на этой системе – 2,4 миллиона рублей. Ежемесячные суммы не контролируют.
Как только превышается годовая планка, лицо теряет право на применение спецрежима. В данном случае необходимо оформлять ИП или ООО и перебираться на другую систему. Например, на общую, упрощенную или патентную.
Самозанятость – привилегия не только для РФ. Возможность оформить статус с аналогичными условиями дается и жителям ЕАЭС – армянам, белорусам, киргизам, казахам. Регистрация для иностранцев выполняется по ИНН, который выдается местными органами.
С 2020 года регистрироваться разрешили с 16 лет. Вероятно, лицам младше 18 лет, которые оформят самозанятость в 2022, предложат вычет в объеме 12 130 рублей в дополнение к стандартным 10 000. Сейчас этот вопрос рассматривается на уровне правительства.
Поначалу эксперимент со спецрежимом проводился только в нескольких регионах страны. Сейчас оформить самозанятость можно без проблем в любой точке России. Местом ведения деятельности считается регион, в котором находится налогоплательщик или же его клиент. Данную информацию указывают во время регистрации. Регион может не совпадать с местом регистрации и фактическим проживанием самозанятого. При необходимости его корректируют, но не чаще раза в год.
Единственный налог, который нужно уплачивать пользователям режима – НПД. 4% или 6% – в зависимости от того, кто перевел оплату. Если в течение расчетного месяца пользователю не поступают средства, то и платить не придется. Все сделки фиксируются в сервисе «Мой налог», где и рассчитывается сумма обязательного платежа. Через эту программу пользователь взаимодействует с ФНС. Все просто и удобно.
Путевые листы и другая документация
При выходе на линию у самозанятого водителя должны при себе быть все предусмотренные законом документы:
- водительское удостоверение, разрешающее управлять той категорией транспорта, к которой относится его автомобиль;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- если автомобиль в аренде, то договор;
- полиса ОСАГО, в котором внесен разрешенный вид использования «в такси»;
- талон техосмотра авто (срок годности для такси – 6 месяцев);
- лицензия на перевозку пассажиров и их багажа;
- путевой лист.
В соответствии с Уставом автомобильного транспорта №259-ФЗ, путевой лист такси для самозанятых водителей выпускается ими самостоятельно. Форма документа есть в приложении «Мой налог».
Распечатать документ на мелованной бумаге. Заполнять в обязательно порядке следующие поля:
- название организации, передающей заказы пассажиров (таксопарк или диспетчерская служба);
- ФИО таксиста и его паспортные данные;
- сведения о прохождении им предрейсового медицинского осмотра (необходима печать медицинского работника);
- сведение о технической исправности автомобиля;
- маршрут следования (указывается фактическая территории, на которой осуществляет свою деятельность водитель).
При выявлении факта отсутствия путевого листа у таксиста он наказывается штрафом в размере 500 рублей. Функция проверки путевого листа возложена на инспектора ГИБДД РФ.
Сколько можно заработать водителем в Яндекс Такси?
Чтобы понять, сколько может заработать самозанятый водитель Яндекс.Такси, надо определиться с его доходами и расходами и высчитать чистую прибыль.
Итак, доходы водителя Яндекс.Такси:
- наличные, которыми некоторые клиенты оплачивают поездки;
- деньги, поступающие на баланс в Яндекс.PRO (их самозанятым перечисляют на карту или счет в течение 2-7 дней);
- бонусы (за оценки от пассажиров и за заказы до 100 рублей или при выполнении определенного числа заказов от Яндекса).
Размер часового заработка самозанятого водителя Яндекс.Такси может быть разным, в зависимости от города (региона), дня недели и времени суток, загруженности районов заказами (больше нужен водитель – больше оплата, если мало заказов – дешевле ехать и дольше ждать заказ).
Кроме перечисленного, оплата за заказ может варьироваться в зависимости от класса, в котором осуществляется поездка:
- «Эконом» (минимальная, от 10 рублей за км., в большом городе в среднем 100-150 рублей за заказ, в маленьком до 100 рублей);
- «Комфорт» (от 150 рублей за заказ даже в среднем городке, но – повышенные требования к комфортности автомобиля, не каждый подходит);
- «Бизнес» (от 300 рублей и больше за один небольшой заказ, высокие требования к авто и водителю, например, классический костюм для представительного внешнего вида).
За детское кресло при выборе детского тарифа +50 рублей к оплате.