Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские правоотношения с участием иностранных лиц и лиц без гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т.е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК.
Комментарий к Статье 165 СК РФ
1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.
Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.
Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.
Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.
Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарии к ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.
2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка — российского гражданина должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений Семейного кодекса РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а, скорее, дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.
В случае, если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются е учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.
Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.
Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.
3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.
С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).
В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).
Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).
4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:
а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;
б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;
в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).
Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства
Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.
Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.
Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).
Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.
Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.
Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.
В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.
Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.
Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:
1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.
При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).
2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.
Процедура усыновления иностранными гражданами
Усыновление детей иностранными гражданами регулируется семейным законодательством Российской Федерации. Процедура усыновления имеет свои особенности и требует соблюдения определенных правил и условий.
Для того чтобы иностранец имел возможность усыновить ребенка в России, необходимо выполнение следующих этапов:
- Подача заявления о намерении усыновить ребенка в международную организацию, аккредитованную в России.
- Получение разрешения на усыновление от компетентного органа иностранного государства, гражданином которого является потенциальный усыновитель.
- Получение отказа от российского семейного ребенка, неприемлемого для усыновления российскими гражданами.
- Подача заявления в суд о признании ребенка приемным, предоставление документов, подтверждающих возможность дать ребенку должные условия воспитания и образования.
- После решения суда о признании ребенка приемным проводится послесудебный контроль за условиями жизни приемной семьи.
В процессе усыновления иностранными гражданами также могут участвовать международные документы и конвенции, регулирующие права ребенка и процедуры усыновления. Все документы должны быть официально переведены на русский язык и заверены нотариально.
Семейный кодекс РФ устанавливает возрастные ограничения для иностранцев, желающих усыновить российского ребенка. Для усыновления ребенка до трех лет иностранный гражданин должен быть старше 18 лет, а разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком должна составлять не менее 16 лет. Для усыновления детей старше трех лет эти ограничения не действуют.
Процедура усыновления иностранными гражданами является длительной и требует предварительной подготовки и соблюдения всех требований закона. Она также может быть усложнена в случае усыновления ребенка с особыми потребностями или в случае, когда указанный ребенок является биологическим ребенком иностранца и не обладает гражданством этого иностранца.
Условия, при которых дети передаются иностранцам
По закону передача российского несовершеннолетнего гражданина на воспитание иностранцам возможна лишь тогда, когда их невозможно передать на воспитание в российскую семью. Это возможно лишь через 12 месяцев после того, как сведения о ребенке попали в банк данных о детях, то есть через год, после утраты несовершеннолетним родительской опеки (ч. 4 ст. 124 СК РФ).
Передача несовершеннолетнего в иностранную семью возможна только в его интересах, с учетом:
- этнической, культурной, языковой и религиозной принадлежности несовершеннолетнего;
- возможности обеспечения преемственности традиций в воспитании и образовании;
- возможности обеспечения духовного, нравственного, физического и иных видов развития ребенка.
Что важно: если иностранный усыновитель – отчим или мачеха усыновляемого несовершеннолетнего, является супругом родителя ребенка, усыновление осуществляется по правилам, предусмотренным для россиян, без учета ограничений для иностранцев (абз. 3 ч. 1 ст. 165 СК РФ).
Усыновление детей иностранными гражданами в Екатеринбурге
Часто сегодня встречаются ситуации, когда происходит усыновление российскими гражданами иностранных граждан. Процедура также длительная, сложная, при этом в приоритет возводится законодательство России (то есть все действия происходят по законам РФ). Наш адвокат поможет Вам на любом этапе, от Вас требуется лишь позвонить, и мы начнем действовать на пути решения Вашей проблемы.
Наш адвокат имеет большую практику по делам данного профиля и отличается высоким уровнем квалификации. Он четко знает о том, что в представленных суду заключениях специализированных зарубежных организаций и органов будет отвергнуто как недопустимое, а что нет. Он окажет юридическую помощь на всех этапах процесса, начиная со сбора необходимых документов и подачи заявления. Его участие позволит убрать на ранних стадиях все препятствия к усыновлению.
Международное усыновление
Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.
Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.
При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.
Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.
Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?
Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.
Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:
- Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
- Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
- Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
- Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
- Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
- Помогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
- Принимать участие в судопроизводстве.
- Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
- Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.
Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.
Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.
Категории иностранцев, которым запрещается брать приемного ребенка в семью
Возможность усыновить российского ребенка имеют не все граждане других государств, запрет на усыновление регламентируется тем же перечнем недопустимых факторов, которые применяются и для граждан России.
Разница состоит лишь в нескольких пунктах, одним из них является действие в стране усыновителя законов, позволяющих однополые браки.
Может быть запрещено усыновление гражданам, в стране которых культура, особенности законодательства или менталитет населения претят духовному, интеллектуальному или личностному развитию ребенка.
Не допускаются к усыновлению граждане, имеющие на своем счету расторжение усыновления, не зависимо с какой стороны принималось решение.
Одним из нововведений законодательства является принятый в 2013 году закон «Димы Яковлева», который запрещает усыновление российских сирот лицами, имеющими гражданство США. Такое решение было принято после установления факта жестокого обращения и халатного отношения американских родителей по отношении к усыновленным детям, последним показателем преступного нарушения стала смерть усыновленного мальчика – Димы Яковлева, имя которого сегодня носит запрещающий закон.
В прошлом году иностранные граждане усыновили российских детей – 3355 малышей-сирот. Отметим, что детей-инвалидов, а также детей, имеющих нарушение здоровья, иностранные лица принимают в семью чаще, чем российские граждане.
Объяснение этому – больные дети, дети-инвалиды требуют на свое лечение немалые средства, а иностранцы могут позволить себе потратить эти деньги на их лечение.
Российские семьи принимают больных детей в свою семью, получают пособия на их оздоровление, однако, при усыновлении никаких пособий не предполагается. Вот поэтому если российские семьи берут детей, имеющих проблемы со здоровьем, то только под опеку, при этом дети имеют право на пособия.
Главным условием передачи российских сирот на воспитание иностранным гражданам является отсутствие возможности их усыновления на территории РФ, что подтверждается документально органами опеки.
Также существует еще несколько условий:
- сироты, оказавшиеся без родительской опеки, должны находиться в базе данных единого федерального реестра не менее 12 мес.;
- по решению суда осуществляется проверка данных о детях-сиротах, потому как часто случалось, что заведомо были внесены недостоверные данные для фактической «продажи» иностранным лицам;
- документальное доказательство органов опеки о том, что их сотрудники пытались устроить сирот на воспитание российским семьям;
- суд должен выяснить причины отказа семей РФ от усыновления, сопоставить данные потенциальных родителей с данными органов опеки.
Запрет на усыновление гражданами США
Депутаты Госдумы добились принятия закона, который запрещает усыновление детей, граждан России, лицами, имеющими гражданство США (ст.4 Закона от 28.12.2012 г.). Этот закон направлен на защиту детей-сирот. Поводом послужили множественные нарушения интересов сирот гражданами США, иногда такие нарушения влекли за собой летальные случаи.
Однако главным моментом для такого решения стала безответственность органов власти США, которые не пытались расследовать и наказывать виновных.
Для отмены действия закона страны должны вести двухсторонние переговоры, где Российской стороне должны быть представлены гарантии защиты интересов их детей на территории США.
Международное усыновление
Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.
Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.
При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.
Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.
Порядок проведения процедуры
Процедура усыновления длится в среднем 1-1,5 года. Начинается она с того, что иностранцы подают заявление в ООП по месту нахождения в РФ и собранный пакет документов (легализованный, переведенный на русский язык, заверенный в консульстве РФ или у российского нотариуса).
Необходимо предоставить:
- заявление с просьбой открыть доступ к ФГБД;
- заполненные анкеты;
- копии паспортов, свидетельства о браке;
- заключение зарубежного аналога ООП о возможности усыновления;
- документ о медицинском обследовании усыновителей.
После получения заключения от ООП принять ребёнка в семью, будет открыт доступ к ФГБД об усыновляемых детях. Если ребенок проживает за рубежом, но имеет российское гражданство, то предварительно нужно получить разрешение на усыновление ООП из России. Рассмотрим детали процедуры.
Для усыновления иностранцами нужно:
- Написать заявление в ООП по месту своего проживания и предоставить документы, подтверждающие соответствие требованиям об усыновлении в РФ.
- Пройти курс приемных родителей у себя в стране либо в России.
- Получить доступ к банку данных детей-сирот и направление в детский дом или другое учреждение, где находится ребенок.
- Выбрать малыша и установить с ним психологический контакт.
- Обратиться в суд с заявлением об усыновлении.
Прохождение бесплатного курса подготовки обязательно для будущих усыновителей. Программа занимает не менее 30 и не более 80 академических часов в группах по 10-15 человек. По результатам слушателей ждет аттестация, после чего выдается свидетельство.
Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением и их правовая природа
С юридической точки зрения отношения между родителями и детьми могут устанавливаться искусственно, путем усыновления, что расширяет союз между родителями и детьми далее естественных пределов.
Усыновление — это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми8.
Тема данного диссертационного исследования рассматривает семейно-правовые отношения усыновления детей-граждан России иностранными гражданами, регулируемые нормами международного частного права, которые «осложняются наличием так называемого иностранного элемента, а именно юридической связи данного отношения с правопорядками нескольких государств: если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств, либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства. Именно в этих случаях применяется понятие «международного»,9 или «иностранного» усыновления».10
Таким образом, основным моментом при определении международного характера правоотношения с участием иностранного элемента является его выход за рамки юрисдикции одного государства, связь с правом двух или более государств, что предполагает выбор надлежащего правопорядка.11 Норма права, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению, называется коллизионной нормой.12
Коллизионные вопросы усыновления детей-граждан России иностранными гражданами решены в п.1 ст. 165 СК РФ, закрепив, что усыновление, в том числе и отмена усыновления, ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.
В отличие от российского законодательства в этом иностранном государстве могут быть установлены другие требования к возрасту усыновителя, к его материальному положению и тому подобное. Они-то и будут применены. В то же время должны быть соблюдены и нормы российского законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаются усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, то есть обеспечивающего интересы усыновляемых детей.
Для дальнейшего рассмотрения вопросов исследования, считаем необходимым дать общую характеристику институту усыновления и отношениям, возникающим в связи с усыновлением, которые не находят однозначной позиции в правовой науке, чтобы в дальнейшем аргументировать свою позицию при характеристике отношений, возникающих по теме данного исследования.