Императивные и диспозитивные нормы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Императивные и диспозитивные нормы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нельзя не отметить новый подход к пониманию императивности и диспозитивности норм в Российской Федерации. До недавнего времени российский подход ничем не отличался от белорусского: суды считали, что диспозитивные нормы закона — это те, в которых есть оговорка «если иное не предусмотрено договором»; соответственно, все нормы, которые такой оговорки не имеют, — императивные. Однако постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» (далее — постановление № 16) существенно изменило сложившиеся представления. Центральной стала мысль о том, что при разрешении споров необходимо отходить от формального, ограничительного подхода. Норму следует рассматривать как диспозитивную во всех случаях, когда отсутствует явно выраженный запрет на установление договором иного, не нарушаются интересы третьих лиц, публичные интересы, а не только в тех случаях, когда содержится оговорка «если иное не предусмотрено договором».

Главные правила в гражданском праве

Исполнение правил в гражданском праве даёт гарантию выполнения верного использования нормами, которые установлены законами. Исходя из статьи в 1 Гражданском кодексе РФ, к ним можно отнести:

  • правило равных прав сторон в гражданских правоотношениях;
  • правило на неприкосновенность имущества;
  • правило свободы в договорах;
  • правило невмешательство в дела частных лиц;
  • правило на беспрепятственное осуществление прав граждан;
  • правило обязательного возобновления нарушенного права;
  • правило защиты в суде нарушенных прав;
  • правило дозволительных направленностей в гражданско-правовых регулированиях.

Императивные нормы права обладают своими характерными чертами. В частности, к ним относят:

  • Распространенность. Императивные нормы выступают в качестве признака объективности в целом. В связи с этим они в той либо другой степени присутствуют во всех юридических отраслях.
  • Статус. Императивные нормы обладают особым влиянием на регулирование общественных отношений.
  • Метод внедрения. Императивность вводится в систему посредством установления ограничений.
  • Внешнюю форму. Императивные нормы представляют собой четко обозначенные категории: принципы, предписания, запреты, ограничения.
  • Функции. Императивные нормы исполняют охранительную, обеспечительную, системообразующую, регулятивную задачи. Они также наделяют субъектов юридическими возможностями и обязанностями.

Императивные и диспозитивные нормы

Императивные нормы — жестко формулируют правила поведения сторон, не позволяя субъектам правоотношений самим устанавливать правила, менять или корректировать то, что предусмотрено в нормативном акте.

Например, они не содержат никаких оговорок и звучат примерно так:

«В случае совершения… нарушитель уплачивает штраф в размере…» Это административно-правовая норма. Или же: «Срок исковой давности по данным сделкам составляет три года». Это гражданско-правовая норма. Практически всем нормам Конституции присущ императивный характер. Достаточно привести самую первую: «Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Диспозитивные нормы — дают участникам правоотношений возможность самим скорректировать свои установки.

Такие нормы всегда оканчиваются фразой «…если иное не предусмотрено законом (или договором)». Таким образом, субъекты могут и отступить от требований закона, но только в том случае, если закон сам это им позволяет. Данные нормы могут восполнять то, что не оговорили участники правоотношений. Если же они это сделали, то будут действовать их собственные правила. Приоритетными выступят нормы, содержащиеся в договоре самих участников правоотношений, а не в данном законе.

Концепции международного публичного порядка

В теории выделяют две концепции международного публичного порядка – позитивную и негативную:

  • Сформировавшаяся во французском праве позитивная концепция признана во французском праве. Согласно этой концепции, публичный порядок закреплен в законах (в позитивном праве) и представляет собой систему правовых норм и принципов особой важности, отступление от которых считается нарушением публичного порядка.
  • Традиционно негативную концепцию принято считать германской правовой системой, которая учитывает негативные свойства иностранной нормы, которые вызывают невозможность ее применения, т.е., усматривает негативный аспект за особенностями иностранной нормы.
Читайте также:  Родовые сертификаты в 2023 году что по нему положено приказ

1. соотн. с сущ. императив I, связанный с ним

2. Свойственный императиву [императив I], характерный для него.

1. Не допускающий выбора; повелительный (в юриспруденции).

Не допускающий возражения; требовательный.

ИМПЕРАТИ́ВНЫЙ, императивная, императивное; императивен, императивна, императивно (книжн.).

1. Требующий безусловного подчинения, исполнения.

2. прил. и императив во 2 знач. (грам.).

1. Книжн. Требующий безусловного подчинения, исполнения. И-ое указание. И. тон (требовательный и категорический). Руководить в императивной форме.

2. к Императи́в (2 зн.). И-ое предложение (побудительное предложение).

Императи́вно, нареч. И. требовать ответа. Действовать и.

Требующий безусловного подчинения, исполнения.

Императивное указание. Императивный тон.

императи́вный, императи́вная, императи́вное, императи́вные, императи́вного, императи́вной, императи́вных, императи́вному, императи́вным, императи́вную, императи́вною, императи́вными, императи́вном, императи́вен, императи́вна, императи́вно, императи́вны, императи́внее, поимперати́внее, императи́вней, поимперати́вней

прил., кол-во синонимов: 14

властный, повелительный, начальственный, начальнический, диктаторский, командирский; не допускающий возражений, решительный, настоятельный, не терпящий возражений, побудительный, безапелляционный, категорический, требовательный, категоричный

Syn: властный, повелительный, начальственный, начальнический (разг.), диктаторский, командирский (разг.)

ИМПЕРАТИВНЫЙ ая, ое. impératif,-ve adj.

Когда аналогии невозможно применить

Стратегия аналогии актуальна в ситуациях, когда взаимоотношения между сторонами договорного соглашения невозможно урегулировать действующим законодательством.

Сложности решения проблемных вопросов могут также возникнуть в ситуациях отсутствия норм для внешне идентичных отношений. Практика метода применима с учётом параметров здравого смысла. Невозможно её использовать в ситуациях, когда практическое применение нормативов способствует ограничению прав граждан, в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Актуально применение аналогии в отношении всех субъектов, отношения между которыми формируются за счёт возникновения определённых обязательств, а также прав на их реализацию и потребление.

Когда аналогии невозможно применить

Стратегия аналогии актуальна в ситуациях, когда взаимоотношения между сторонами договорного соглашения невозможно урегулировать действующим законодательством.

Сложности решения проблемных вопросов могут также возникнуть в ситуациях отсутствия норм для внешне идентичных отношений. Практика метода применима с учётом параметров здравого смысла. Невозможно её использовать в ситуациях, когда практическое применение нормативов способствует ограничению прав граждан, в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Актуально применение аналогии в отношении всех субъектов, отношения между которыми формируются за счёт возникновения определённых обязательств, а также прав на их реализацию и потребление.

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Определение 8

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

Пример 7

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон».

Определение 9

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Определение 10

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Определение 11

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Определение 12

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Читайте также:  Можно ли заключить договор задним числом

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Определение 13

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Определение 14

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

Определение 15

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Виды нормативных актов (законные и подзаконные акты) ( 10 класс)

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы (действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации).

По значимости законы принято разделять на четыре группы:

1) Конституция РФ – основной закон государства;

2) Федеральные конституционные законы, регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства;

3) Текущие федеральные законы, регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений;

4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Диспозитивная норма права

Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые нормы:

  • имеющие диспозицию,
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения,
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве,
  • определяющие обязанности,
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Понятие и признаки диспозитивной нормы права

Такова, по мнению Н.М. Коркунова, норма, определяющая, что имущество умершего поступает тому, кого умерший назначил в своем завещании наследником, или, что в случае заключения гражданских договоров подробности отношений между контрагентами определяются их собственным соглашением. Норма тут ограничивается определением, что в таких-то случаях возможное столкновение должно быть урегулировано определенным правилом, но самое установление этого правила предоставляется воле заинтересованных лиц посредством завещания или договора. Однако правило для разграничения могущих прийти в столкновение интересов должно быть установлено, а между тем нет никакой гарантии в том, что заинтересованные частные лица действительно его установят. Опыт показывает, что они очень часто не пользуются предоставленной им властью. Поэтому нормы такого рода, предоставляющие ближайшее определение правила автономии заинтересованных лиц, все-таки и сами устанавливают правило для применения его на случай, если волей заинтересованных лиц такового установлено не будет. Следовательно, заинтересованным лицам представляется самим определить способ разграничения их интересов.

Императивная норма и диспозитивная норма права

Применение закона по аналогии допустимо в ситуациях, когда невозможно урегулирование возникших проблем стандартными нормами права. При совокупном соблюдении всех аналогий, преодолеваются препятствия, регулирующие отношения в случае отсутствия необходимых законодательных норм. Нормативы по аналогии могут применяться ко всем сферам деятельности, отражённым в договоре между сторонами. Их применение исключает повторения в случае наличия совпадений, требующих одноразовой коррекции по регулированию. В некоторых случаях для решения проблем, вызванных пробелами в законодательстве, применяют элементы расширительного толкования, которые рассматривают нормы, касающиеся неоговорённых по факту ситуаций.

Законодательному влиянию подвержены все граждане Российской Федерации, а также субъекты предпринимательской деятельности. В процессе взаимоотношений возможно применение индивидуального правового акта, определяемого арбитражем или договорными отношениями. В такой ситуации реализация права относится к одному участнику мероприятия. Она может быть представлена в виде обязательства, действия полномочия.

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *