Регулярные платежи за пользование недрами 2023 сроки сдачи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулярные платежи за пользование недрами 2023 сроки сдачи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Электронная отчетность в государственные органы характеризуется тем, что:

  • обеспечивает прием-передачу отчетной документации в виде файлов, заверенных ЭЦП;
  • приравнивается к бумажной отчетности юридически;
  • позволяет автоматизировать формально-логический контроль (ФЛК), т.е. проверку соотношения показателей в различных частях отчета;
  • предполагает автоматическое получение подтверждения о приеме от государственного органа.

К числу неоспоримых преимуществ электронной отчетности относятся:

  • оперативность доставки документов и получения уведомлений об их приеме либо иной реакции со стороны государственного органа;
  • оперативность подготовки документации, в т.ч. проверки ее на ошибки с помощью средств ФЛК;
  • возможность быстрой корректировки уже сданных документов;
  • отсутствие расходов на ведение учета и организацию хранения отчетов, которые характерны для бумажного документооборота.

Преимущества для пользователей клиентов

  • Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
  • В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
  • Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
  • Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
  • Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
  • Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание

Уплата регулярных платежей

В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год (уплата производится по месту нахождения участка недр). (Например, регулярные платежи за II квартал 2013 г. пользователи недр должны уплатить не позднее 31.07.2013.) Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона о недрах, зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты согласно бюджетному законодательству РФ .

Например, 40% регулярных платежей за пользование недрами (ренталс) на территории РФ (КБК 182 1 12 02030 01 1000 120) зачисляются в федеральный бюджет, а 60% — в бюджеты субъектов РФ (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Кстати, порядок и условия взимания регулярных платежей с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 N 249. В нем определены такие же сроки и размеры ежеквартальных платежей, но регулярные платежи (роялти) зачисляются только в федеральный бюджет и уплачиваются по месту государственной регистрации пользователя недр (юридического или физического лица).

Минфин России в Письме от 14.03.2013 N 03-06-05-01/7648 подчеркнул: иного порядка расчета регулярных платежей за пользование недрами Законом о недрах не установлено. Имеется в виду, что из буквального прочтения указанной нормы следует: за каждый квартал пользователи недр вносят регулярный платеж в размере 1/4 годовой суммы. Означает ли это, что за квартал, в течение которого у пользователя недр в первый раз возникает обязанность по уплате регулярного платежа, его сумма также должна составить 1/4 годовой суммы? Однако, к примеру, вспомним, что согласно ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а в случае предоставления права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

Финансисты обратили внимание на то, что у арбитражных судов по обозначенному вопросу отсутствует единообразный подход. Сложились две позиции. Первая ориентирована на 1/4 годовой суммы. Определение размера регулярного платежа за пользование недрами только за конкретный период квартала (начиная с даты государственной регистрации лицензии) противоречит буквальному толкованию п. 4 ст. 43 Закона о недрах (Постановление ФАС СЗО от 13.10.2006 по делу N А05-5144/2006-29).

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.
Читайте также:  Госпошлина постановка на учет мотоцикла в 2023 году

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет .

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта ( размера участка недр ).

Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

  • Размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
    • экономико-географических условий.
    • размера участка недр.
    • вида полезного ископаемого.
    • продолжительности работ.
    • степени геологической изученности территории.
    • степени риска.
  • Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного пользователю недр, за вычетом площади возвращенной части участка недр.
  • Приложение № 1. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  • Приложение № 2. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Приказ Минприроды РФ от 30.03.2021 N 214

Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений)
=
Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов

Площадь горных отводов

Площадь возвращенной части участка

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами нужно:

за I квартал — до 30 апреля включительно;

за II квартал — до 31 июля включительно;

за III квартал — до 31 октября включительно;

за IV квартал — до 31 января включительно.

Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Скачать бланк расчета

Скачать образец

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

Мы остановимся на регулярных платежах за пользование недрами. В каких случаях компания обязана их производить?

Читайте также:  Надбавки пенсионерам за стаж более 40 лет

Для этого обратимся к части 1 пункта 1 статьи 43 Закона о недрах. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на выполнение следующих видов работ:

  • поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведку полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по целевому назначению).

При этом согласно части 2 пункта 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых:

  • в Российской Федерации;
  • на континентальном шельфе России;
  • в исключительной экономической зоне РФ;
  • за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

К территориям за пределами России в этом смысле относятся и земли, арендуемые у иностранных государств, а также используемые на основании международного договора.

Что касается территорий, используемых в соответствии с международным договором, то регулярные платежи за пользование недрами на них уплачиваются в том случае, если иное не установлено данным международным договором.

Уточним, что для целей статьи 43 Закона о недрах, к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

В какой момент возникает у компании обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами? В Законе о недрах это не проп��сано.

Однако в части 7 статьи 9 Закона о недрах прописано, что права и обязанности пользователей недр возникают со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Так как уплата регулярных платежей за пользование недрами является обязанностью недропользователя, то вопрос отпадает сам собой. Начало уплаты платежей совпадает с днем регистрации соответствующей лицензии.

При этом на основании статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, в том числе связанные с платежами за пользование недрами, оговоренные в лицензии, сохраняют свою силу либо в течение сроков, прописанных в лицензии, либо в течение срока действия самой лицензии.

Согласно приказу Минприроды России от 30.03.2021 № 214 «Об утверждении Порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами» размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории, степени риска.
Настоящий Приказ действует по 28 февраля 2028 г

  • Статья 39. Система платежей при пользовании недрами
  • Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
  • Статья 41. Плата за геологическую информацию о недрах
  • Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий
  • Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. плата за геологическую информацию о недрах;
  4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  5. сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
Читайте также:  Как признать ничтожным брачный договор

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м3, тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.

Как учитывать регулярные платежи

Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:

  • установленный лицензией для разового платежа;
  • в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.

Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.

Бухгалтерская пресса и публикации

«Расчет», N 10, 2002

РАСЧЕТ РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

МНС России Приказом от 19 августа 2002 г. N БГ-3-21/448 утвердило новую форму расчета регулярных платежей и порядок ее заполнения. Предыдущая форма, утвержденная Приказом от 22 апреля 2002 г. N БГ-3-21/220, отменена. Теперь пользователи недр избавлены от необходимости переплачивать деньги бюджету.

Новая форма связана с последними изменениями в Законе «О недрах», внесенными Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ (в ред. от 24 июля 2002 г.). Этих изменений недропользователи ждали полгода. Прежде Закон о недрах был сформулирован так, что допускались различные толкования относительно ежеквартальной суммы регулярных платежей. Теперь этот недостаток устранен.

Но обо всем по порядку.

Во-первых, ставки регулярных платежей установлены законом, а не постановлением Правительства, как раньше. Отметим, что размер их остался прежним.

Внимание! Во-вторых, наконец прояснилось, что ставка регулярного платежа установлена за 1 квадратный километр площади участка недр в год. Платежи вносятся равными долями в размере 1/4 от годовой суммы платежа. Прежняя редакция Закона вынуждала недропользователей применять соответствующую ставку ежеквартально, что увеличивало сумму регулярного платежа в 4 раза. Поэтому регулярные платежи, которые организации и индивидуальные предприниматели перечислили в полной сумме в I квартале 2002 г., приравниваются к плате за весь календарный год.

В-третьих, установлено, что сумму регулярных платежей организации включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Платежи относятся на расходы в течение года равными долями.

Все эти изменения введены в действие с 1 июля 2002 г., но распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Кроме того, с 1 июля 2002 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения регулярных платежей возложен на налоговые органы. Напомним, что регулярные платежи не относятся к налоговым. Поэтому к ним не может применяться ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом.

Регулярные платежи за пользование недрами подлежат уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Пользователи недр уплачивают их ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В эти же сроки нужно представить расчет регулярных платежей за пользование недрами.

Что нового в расчете

Новая форма не очень отличается от предыдущей. Нововведением можно назвать, пожалуй, только появление новой строки «Сумма регулярных платежей, подлежащая уплате ежеквартально». Кроме того, есть отдельные технические отличия.

Как и прежде, расчет состоит из титульного листа и Приложений «А» — «Д». Приложение «А» является сводным и относится ко всем остальным Приложениям. В нем приводятся сведения по участкам недр, с которых взимается плата. Приложения «Б» — «Д» посвящены непосредственно расчету регулярных платежей.

Напомним, что платежи взимаются за предоставление исключительных прав:

— на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

— на разведку полезных ископаемых;

— на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (исключение составляют инженерные сооружения неглубокого залегания — до 5 м);

— на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Регулярные платежи взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ. Перечисленным видам работ и соответствуют Приложения «Б», «В», «Г» и «Д».

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие недра, в любом случае представляют титульный лист и Приложение «А». Остальные Приложения представляются в зависимости от вида работ, которые проводились в соответствии с лицензией.

Приложение «А»

В этом Приложении приводится характеристика каждого из участков недр, по которым представлены Приложения «Б» — «Д»: реквизиты лицензии на право пользования недрами, код вида полезного ископаемого или вида деятельности, сумма платежей по каждому Приложению.

Приложения «Б» и «В»

Виды работ, по которым заполняются Приложения «Б» и «В», связаны с месторождениями полезных ископаемых. В первом случае это их поиск и оценка, а во втором — разведка.

Между двумя Приложениями много общего. Ставка в рублях за 1 квадратный километр площади установлена в зависимости от вида полезного ископаемого. Ее определяет региональный орган власти в пределах, которые установлены Законом о недрах. Вид полезного ископаемого отражается в строке 8, рядом же указывается его код, который выбирается из соответствующего Перечня (Приложение 2 к комментируемому Приказу).

Рассмотрим порядок заполнения только одного из двух похожих Приложений.

Пример. Организация ведет поиск и оценку месторождений драгоценных металлов на участке 70 кв. км. Для этого вида работ и этой категории полезных ископаемых Закон установил ставку от 90 до 270 руб. за 1 кв. км. В рассматриваемом регионе ставка равна 200 руб. (условно). Размер регулярного годового платежа составит:

70 кв. км x 200 руб. = 14 000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *