Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действия при агрессивном поведении другого водителя на дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проблема агрессивного поведения за рулем обусловлена самой человеческой природой: люди чувствуют себя в автомобиле, как в танке (а современные технологии безопасности этому способствуют) и начинают наглеть, чувствуя свою безнаказанность — эффект деиндивидуализации.
Почему люди ведут себя агрессивно за рулем
Темп и обстоятельства жизни жителей города, стремление успеть все и сразу, невротизация общества, нетерпимость и отсутствие навыков самоконтроля — благодатная почва для развития агрессивного поведения за рулем.
А еще для человека нашей ментальности агрессивное вождение тесно связано с дорогими мощными автомобилями. И манера вождения, напоминающая скоростные гонки с частыми перестроениями и проезд на «розовый», почему-то считается синонимом мастерства, и ей принято даже гордиться.
Существуют особенности личности, которые говорят о том, что такой человек будет агрессивно вести себя на дороге: нетерпимость и перфекционизм, склонность к риску и нарушению социальных норм, склонность к демонстративному поведению.
Отдельно стоит выделить тип водителей, которые, даже не будучи по своей природе агрессорами, сталкиваясь с конфликтной ситуацией на дороге, просто не способны «отпустить», закрыть ее и ехать дальше. Такие водители будут допекать жертву, преследовать, вынуждать остановиться — пока не дойдет до драки.
Так, исследование Ford 2017 года, посвященное агрессивному поведению водителей, показало, что каждый второй российский водитель просто игнорирует того, кто его подрезал. Но есть 18% водителей, которые будут догонять обидчика и доказывать (хорошо, если не кулаками), как тот неправ.
Важно, что в основном на поведение водителей влияет социальное окружение — то есть, другие водители. Поэтому говорить о серьезных изменениях рано, пока основная часть водителей не станет законопослушными и взаимовежливыми — как обязывают ПДД Беларуси, кстати.
В общем, начать менять ситуацию с агрессией на дороге придется с себя.
Будут ли в России наказывать за агрессивное вождение?
Наказание за скандалы и драки на дорогах хотят ввести уже не первый год. Первый проект подобного закона был внесен в Госдуму еще в 2021 году.
В нем зачинщиков дорожных конфликтов предлагали лишать водительских прав, а также предлагалось внести ряд поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, гарантирующих наказание.
Сегодня о введении подобного законопроекта говорят все отчетливее, скорее всего он появится уже до конца года.
Ускорить принятие данного законопроекта вынужденная мера, спровоцированная ростом количества подобных инцидентов на дорогах. И подобное поведение водителей зачастую становится источником повышенной опасности на дорогах.
Стоит ли хамить и драться?
Многие мужчины привыкли решать имеющиеся сложности силовым путем. Действительно, иногда кажется, что силой можно что-то доказать второму участнику конфликту. Однако вы должны понимать, что у такого хамства и рукоприкладства будут определенные последствия. Что будет в том случае, если вы попросту не рассчитаете свои силы, а после вашего, даже одного удара, у человека будет сотрясение головного мозга или другие опасные для жизни травмы.
После подобного банальный конфликт на дороге переходит уже в уголовное дело, по факту которого вы можете получить реальный тюремный срок, а даже с условным наказанием ваша жизнь в последующем изменится. Подумайте о том, стоит ли тот факт, что вас подрезали на дороге или вклинились перед вами на светофоре, того, чтобы начинать драку с таким хамом, и по ее результатам заплатить солидный штраф, получить условный или реальный срок.
Поэтому если вы видите, что второй участник конфликта проявляет агрессию и вот-вот пуститься в драку, то необходимо сохранять самообладание, попытайтесь как-то погасить конфликт, а еще лучше закройтесь в машине, при возможности уезжайте или вызывайте ДПС и милицию. Действовать необходимо в то же время по ситуации. Если ваш оппонент лезет в драку, то следует действовать в рамках самообороны.
Используйте регистратор
Большой популярностью сегодня пользуются разнообразные приборы регистраторы, которые позволяют записывать видео происходящего около автомобиля. Соответственно, будет записана не только причина спорной ситуации на дороге, но и сам конфликт. В последующем такие записи используются для разбора инспекторами ГИБДД, а в отдельных случаях и в суде в качестве доказательств.
Многие водители считают, что своей агрессией и силой смогут что-то доказать на дороге. Они пытаются надавить на других участников конфликта, вплоть до применения рукоприкладства. Однако наличие регистратора и записи видео действует на них отрезвляюще. Мало кто из агрессивных и некультурных водителей решиться на драку или порчу автомобиля, зная, что все его действия записываются на видео, и в последующем могут использоваться против него.
Поэтому каждому автовладельцу можем порекомендовать приобрести качественный регистратор, который поможет решить различные проблемные ситуации на дороге. Вы будете полностью уверены в своей правоте в тех или иных ситуациях, а агрессивные водители несколько раз подумают перед тем как раздувать конфликт, в особенности зная, что в последующем видео может использоваться против них.
Что делать, если вам просто хамят на дороге?
Крайне сложно сдержать моральное равновесие, когда на вас нападают хамовитые водители с большими претензиями. Отвечать на такие придирки не имеет смысла, пугаться слишком самоуверенных ребят также не стоит. Всегда помните, что есть закон, который рассудит все ситуации. Лучшее, что можно сделать в таком случае, — это спокойно уехать на другую улицу и отвязаться от неприятного собеседника. Но есть и другие методы:
- спокойно объяснить, что вы прекрасно понимаете ситуацию и можете легко доказать свою правоту, для этого вы готовы прямо сейчас вызвать полицию и разобраться в событии;
- не повышать голос, не выходить на провокацию, которую устраивает водитель соседнего автомобиля, не пытаться отвечать тем же тоном, это окончательно выведет собеседника из себя;
- не стоит также закрывать окна и пытаться скрыться от неприятного типа, это часто становится причиной погони, в которой можно нахвататься массы штрафов и предупреждений;
- попытаться свести беседу на шутку или в спокойное русло, не доказывая ничего своему оппоненту, особенно, если обвинения беспочвенны и не имеют никаких оснований;
- порой проще отшутиться и даже извиниться, чем разбираться с последствиями грубого ответа, тем более, если перед вами представитель нынешней элиты со своими немалыми связями.
Причина первая: свои и чужие
Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.
Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.
Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.
Наказание для нарушителя
Доказать агрессивное вождение в подобных ситуациях трудно, но возможно. Достаточно делать подробную видеозапись процесса езды. Тогда при расследовании происшествия в ГИБДД будут все основания обвинить «учителя» в намеренном создании помехи. Тогда им будет заниматься уже уголовный розыск.
Если видеорегистратора нет, то запись можно попросить у других участников движения, которые стали свидетелями ДТП. Есть возможность получить запись у городских служб, обслуживающих камеры наружного наблюдения. Часто такие ДТП попадают в поле их зрения.
Правильная оценка ситуации позволит пострадавшим различать опасное вождение и агрессивное вождение и лучше объяснить ситуацию прибывшим на место происшествия сотрудникам ГИБДД.
Итак, если вам преградил путь агрессивный шофер, сохраняйте максимальное спокойствие. Конечно же, вам хочется отомстить такому человеку, но подобными действиями вы лишь подвергаете себя опасности. Умнее будет дать конфликтному водителю проехать и не спровоцировать его на еще большую агрессию. Постарайтесь не обращать внимание на эту ситуацию и не придавать ей большое значение. Расслабьтесь, включите любимую музыку: не заметите, как через некоторое время вы будете абсолютно спокойны.
Действия нерадивого водителя угрожают вашему здоровью или жизни? Не откладывайте на потом и быстрее обращайтесь в полицию. Таким образом, вы в силах предотвратить возможную аварию. Пусть агрессия может возникать от случая к случаю и быть обоснованной, но конфликтное поведение ни в коем случае не должно отрицательно влиять на других.
«Донос» или спасение жизни?
В ГИБДД считают, что подобные хамские действия лишают других участников движения возможности просчитать действия лихача и адекватно среагировать, а значит, необходимо, чтобы новые штрафы за опасное вождение были больше, чем те, которые выписываются за каждое из указанных нарушений в отдельности. Так, за то, что водитель не уступил дорогу сегодня приходится платить 500 рублей, а за частое перестроение при интенсивном движении – полторы тысячи.
По словам главы Главного управления по обеспечению дорожного движения Виктора Нилова, ведомство будет стремиться, чтобы у водителей была возможность самостоятельно фиксировать «опасное вождение» других участников движения. В прошлом году, например, порядка 56 тысяч административных дел было возбуждено по заявкам граждан. Планируется создать специальный ресурс, куда граждане могли бы выкладывать видео не только с опасным вождением, но и с другими правонарушениями. Они-то и станут доказательной базой при наложении штрафа.
Сообщившему придется регистрироваться на федеральном ресурсе «банка лихачей», но нарушитель к его данным доступа иметь не будет. Так что анонимность тем, кто соблюдает закон и требует того же от других, будет гарантирована. Правда, для создания подобного инструмента необходимо серьезно поработать над законодательством. Как отметил Виктор Нилов в одном из своих интервью, сегодня в прошлом уходят мысли о «стукачестве» и «доносах», ведь разумные люди понимают, что речь идет о сохранении жизни.
Штрафы без доказательств
Сейчас споры поутихли и правоохранительные органы, правительство и законодатели сумели придти к общему консенсусу. Постановлением правительства РФ предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях ст. 12.38, устанавливающую административную ответственность за опасное вождение в виде штрафа в сумме 5000 рублей. А это значит, что борьба с лихачами на дорогах развернется по-новому.
В новом законопроекте возможность штрафовать водителя за «опасное вождение» отдана, в том числе и на личное усмотрение инспекторов ДПС. Наряды ГИБДД при патрулировании улиц могут останавливать нарушителей и выписывать им протоколы без предоставления видеоролика. Но юристы уверены, что эта мера будет очень тяжело реализуема, потому как полицейским придется самим доказывать, что водитель совершил недопустимый маневр.
«Применение нормы об ответственности за опасное вождение представляет определенную сложность, поскольку КоАП РФ установлена презумпция невиновности и «опасное вождение» нужно доказать, а правоприменительная практика не наработана, поскольку понятие «опасного вождения» появилось в ПДД в 2016г, — рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева. — В первую очередь ситуация с предотвращением опасного поведения на дороге во многом будет зависеть от правосознания самих граждан, поскольку именно они подвергаются опасности при агрессивном вождении, если в отношении водителя был совершен опасный маневр, то ему необходимо зафиксировать агрессию на фото или видео, привлечь свидетелей, участников дорожного движения, к примеру, пассажиров. Подтверждением факта опасного вождения будут являться записи с камер видеонаблюдения на проезжей части или протоколы работников ГИБДД».
Частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ установлено общее правило о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Между тем, примечанием к этой же статье законодатель предусмотрел исключительный случай, когда гражданин обязан доказывать свою невиновность — в случае фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи. Тогда можно снимать видео и рассылать квитанции на 5000 рублей бездоказательно.
Собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. Но не всегда подобные дела заканчиваются оправданиями. Все знают, насколько сложно отменить штраф с камер.
Поэтому скорее всего, протоколы без фотографий и видеороликов будут выписываться в совсем очевидных случаях, а для фиксации подавляющего большинства нарушений будут применяться записи стационарных и передвижных комплексов. К примеру, одна камера в полицейской машине может собрать изображения десятков опасных маневров. И тут уже не важно, «тихоход» ли затормозил невпопад или лихач устроил игру в «шашки». Штрафы потекут рекой.
Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД . И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается «закон об опасном вождении «, как избежать наказания за него в 2019 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!
Как избежать агрессии на дороге
Агрессивное вождение стало проблемой на наших дорогах и похоже, — эта ситуация, только ухудшается. Случаи криков, грубых жестов, а иногда даже насилия, можно часто встретить, на наших дорогах. Узнайте, что вызывает гнев на дороге, независимо от того, насколько вы склонны к нему, и как вы можете помочь сохранить наши дороги в безопасности, не поддаваясь ярости.
Так что же, представляет из себя, — дорожная ярость
Что же, определяет дорожную ярость , это то, когда водитель или его пассажир, нарушают правила дорожного движения, чтобы подвергнуть опасности других лиц или их имущество, нападая на них, с использованием автомобиля, или другим опасным способом.
Есть четкое различие, между яростью на дороге и агрессивным вождением, где первая – может стать уголовно-наказуемым деянием, а последнее – административное правонарушение, правил дорожного движения. Это и разграничивает, вину водителя.
Дорожная ярость. Викторина
Вы можете думать, что гнев на дороге — это то, что происходит только с другими людьми, но правда в том, что многие из нас виновны в агрессивном поведении на дороге. Задайте себе эти вопросы и ответьте честно:
· Регулярно ли вы, нарушаете ограничение скорости или пытаетесь проехать на «красный» свет, потому что, спешите?
· Вы сигналите фарами, водителю перед собой, который по вашему мнению, движется слишком медленно?
· Вам часто сигналят, другие водители?
· Вы когда-нибудь использовали непристойные жесты, или иным образом «здоровались», с другим водителем?
Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, возможно, вы восприимчивы к ярости. Много раз, когда происходит инцидент на дороге, это происходит потому, что человек находился в состоянии стресса, связанного с другими областями, своей жизни. Добавление перегруженного трафика может добавить негатива к стрессу, который затем взрывается, когда кто-то другой на дороге, действовал агрессивно или непрофессионально, независимо от того, намерено или нет.
Можете ли вы, вызывать гнев на дороге?
Даже если вы не ответили на вопросы выше, уверены ли вы, что не заставляете других наброситься на вас, на дороге? Задайте себе эти вопросы:
· Вы часто пользуетесь телефоном во время вождения или иным образом отвлекаетесь? · Вы включаете «дальний свет», независимо от встречного движения?
Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, то вы вносите свой вклад в то, чтобы вызвать ярость в других. В то время как, резкое перемещение с одной полосы на другую, без сигнала поворота не оправдано, лучше не ставить себя в ту ситуацию, когда вы можете вызвать неадекватную реакцию, других участников движения.
Статистика дорожной ярости
Следующая статистика, показывает, — что агрессивное вождение и ярость на дороге, вызывают серьезные проблемы.
· 66% дорожно-транспортных происшествий вызвано агрессивным вождением. · 37% агрессивных инцидентов на дороге, связаны с холодным, травматическим и даже огнестрельным оружием. · Мужчины в возрасте до 20 лет, чаще всего, проявляют дорожную агрессию. · Половина водителей, на которых было вызвано агрессивное поведение, сами использовали длительные сигналы, грубые жесты или не соблюдали дистанцию, и признают, что могли бы, также отреагировать на агрессивное поведение. А, самое страшная статистика, говорит, что: · 2% водителей признают, что могут столкнуть, агрессора с дороги.
Как обращаться с дорожной яростью
Если вы обнаружите, что в вашу сторону обращено негативное поведение, другого водителя, независимо от того, действительно ли есть ваша вина или нет, не реагируйте и не отвечайте. Так как ответ, приведет только к эскалации ситуации. Напомните себе, что другой водитель просто плохо справляется со стрессом, избегает контакта с его глазами, и продолжайте практиковать, безопасное вождение.
К сожалению, эта проблема не скоро исчезнет. Все, что вы можете сделать, это быть внимательным и осведомленным водителем, который следует дорожным правилам.
И, хотя это может быть трудно, в разгар обостренных ситуаций, не поддавайтесь чувствам гнева или ярости на дороге. Подумайте дважды, прежде чем вы – нажмете на сигнал или покажите средний палец, потому что вы никогда не знаете, с кем можете столкнуться на дороге.
Потому что, важнее добраться до дома безопасно, чем обучать кого-то, правилам этикета.
Впервые опасное вождение как официальное понятие ввели ещё летом 2016 года. Тогда в ПДД появилось такое понятие или определение как опасное вождение.
Согласно законодательному акту, термин подразумевает многократное осуществление одним из тем же лицом действий, способных спровоцировать и повлечь за собой риски травмирования, ранения и гибели людей, а также нанесение материального ущерба по отношению к частным лицам, организациям и государственному имуществу.
При этом ситуация будет значительно серьёзнее, если такие опасные действия или деяния в виде правонарушений совершаются водителем последовательно друг за другом. Грубо говоря, речь идёт сразу о нескольких нарушениях ПДД, которые входят в один общий эпизод. Водитель мог превысить скорость, при этом вылететь на встречную полосу или тротуар, задеть людей или повредить другие транспортные средства, влететь в здание и пр.
Рассмотренное определение является общим для такого термина. Но в законе предусмотрены конкретные правонарушения, которые могут подпадать под понятие опасной езды или опасного вождения. Они отдельно рассмотрены в соответствующих статьях ПДД. То есть новый термин выступает как объединяющее понятие для ряда нормативных актов и положений.