Нормативная правовая база системы органов социальной защиты населения в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативная правовая база системы органов социальной защиты населения в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Субъекты и объекты социальной защиты населения.

Различают субъекты и объекты социальной защиты (рис. 5). Меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой — адресованы отдельным социальным группам населения. Социальная защита населения распространяется на всех граждан: при обеспечении каждому человеку возможности применять свои способности, иметь доход; при официальном установлении прожиточного минимума; при защите интересов потребителей; при индексации доходов. Социальная защита адресно затрагивает несколько групп населения: безработных, пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, ветеранов (труда, военной службы), граждан, подвергшихся катастрофам (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и др.), семьи с детьми, детей-сирот.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Читайте также:  Брачный договор в РФ 2023

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Государственные и негосударственные учреждения социальной поддержки населения

Складывающаяся система социальной поддержки в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная поддержка». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». — 2008. — № 3..

Читайте также:  Можно ли по закону снимать на камеру людей без их разрешения

Теоретическое исследование литературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий «социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь».

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: М., 1997. С. 30. .

Понятия социального обеспечения и защиты

Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.

Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.

Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции

Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.

Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.

Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.

Основные принципы соц. защиты:

Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, актив­ных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.

Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.

3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.

Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами

Лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты. С 01.07.2008 г. ее размер составляет 1200 руб.

Читайте также:  Регистрация права собственности на объект незавершенного строительства позволяет

Для назначения компенсационной выплаты необходимо представить:

а) заявление с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии. Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.

В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.

Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.

Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.

Куда обращаться для оформления льгот и пособий

Каждый вид мер социальной защиты предполагает свою процедуру оформления. Узнать, какие документы нужно предоставить, можно при обращении в соответствующее государственное учреждение.

Оформляются разные виды социальной защиты населения в таких учреждениях:

  1. Пенсионный фонд РФ – социальные пенсии, материнский капитал, пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты, федеральная социальная доплата.
  2. Фонд социального страхования – выплата пособий по беременности, родам, уходу за ребенком, обеспечение инвалидов протезами, обеспечение льготных категорий путевками в санатории.
  3. Центр занятости – выплата пособий по безработице, единоразовые выплаты на организацию своего дела;
  4. Местное Управление социальной защиты (или МФЦ) – льготы разным категориям населения на местном уровне, помощь малоимущим, многодетным семьям, ветеранам труда, и многим другим категориям.
  5. Лечебно-профилактические учреждения – диспансеризация.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *