Преступность по данным Росстат

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступность по данным Росстат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

До принятия законопроекта органы следствия могли начать уголовное преследование, не дожидаясь материалов из Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС). На практике это приводило к необъективному расследованию: как в части оценки фактов дела, так и определения сумм недоимки по налогу.

Каковы плюсы от изменений?

  • Наиболее значимый эффект от принятых в УПК РФ законов — повышение объективности при расследовании дел.

Органы следствия в первую очередь должны руководствоваться материалами, которые были подготовлены именно налоговой службой. Только она может контролировать, соблюдается ли законодательство о налогах и сборах.

Основанная с учетом мнения налогового органа позиция следствия — это гарант соблюдения законности при расследовании уголовного дела.

  • Новый порядок начала уголовного преследования должен исключить ситуации, при которых следственными органами и ИФНС допускается разная оценка одних и тех же фактов хозяйственной жизни налогоплательщика.

На практике не редкие случаи, когда в отношении налогоплательщика имеет место как решение о привлечении его к налоговой ответственности, так и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Нововведения должны сгладить подобные противоречия в правоприменении.

  • Принятое по итогам налоговой проверки решение ИФНС должно учитывать позицию налогоплательщика, который имеет право представить возражения на акт налоговой проверки.

В случае направления ИФНС материалов в адрес следственных органов, последние будут иметь возможность всесторонней правовой оценки доводов не только фискального ведомства, но и самого налогоплательщика, что также повышает качество расследования уголовного дела.

  • Нововведение с высокой степенью вероятности приведет к уменьшению количества уголовных дел (как это было в период 2011-2014 годов). Результатом этого станет снижение нагрузки не только на бизнес, но и на правоохранительные органы.

Можно ли убрать информацию базы данных МВД

Убрать или удалить сведения о судимости нельзя. Удаление информации о том, что человек находился на скамье подсудимых, будет храниться практически вечно. На это не влияет тот факт, что человек отбыл наказание, и судимость была погашена. Таким образом, государство пытается отслеживать факт рецидивов – когда один и тот же человек повторно совершает преступление. Поскольку ГИАЦ имеет общую базу данных, сотрудники МВД могут узнать о судимости гражданина вне зависимости от территориальной привязанности.

Хотя есть лазейка, как убрать сведения о судимости. Это возможно только если судимость человеку приписали ошибочно или по делу вынесли оправдательный приговор. То есть, по сути, подсудимый был невиновен.

Не стоит путать понятия «снятие судимости» и «удаление» сведений о ней. Под снятием судимости подразумевается тот факт, что с человека снимаются все ограничения, которые он должен был соблюдать в период их действия. Но, несмотря на прекращение правовых последствий, все ещё остается проблема – сам факт наличия судимости является доступным. Никто из системы его удалять не будет. Правда, получить доступ к этим сведениям сможет только ограниченное количество лиц. В основном, сотрудники правоохранительных органов.

Если же в деле человека оправдали, никаких действий чтобы убрали отметку, предпринимать не понадобится. Процедура удаления всех сведений из базы МВД, пройдет автоматически и не потребует от него никаких дополнительных действий. Предложения некоторых компаний или отдельных лиц – убирать информацию о судимости за отдельную плату, являются разводом.

В некоторых ситуациях возможно обращение к суду, чтобы база данных очистилась от позорной метки. Иногда придется нанять хорошего юриста и иметь основания для удаления метки (например, незаконное разглашение). Иначе убрать её не получится.

Получить юридическую помощь по вопросам снятия судимости можно на нашем сайте.

Прогноз криминальной ситуации

Министр внутренних дел на коллегии МВД РФ 2016 г. указал: в ближайшей перспективе можно прогнозировать дальнейший рост общего количества регистрируемых преступлений.

В связи с инициативой Верховного Суда перевести ряд составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений , есть основания прогноза некоторого снижения уровня насильственных преступлений. Хотя бытовое насилие, сопровождающее человечество на протяжении всей его истории, сходить на нет не будет.

Проект Федерального закона N 953398-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // СПС «КонсультантПлюс».

Экономическая преступность в целом развивается, трансформируется, на фоне решения стратегических задач государства, — с одной стороны, поддержка предпринимательства, тех, кто честно ведет свой бизнес в условиях санкций, создание рабочих мест, а с другой — защита от беловоротничковых преступлений.

Мужчины становятся жертвами краж в два раза чаще, чем женщины

В 2021 году признаны потерпевшими 645 тыс. женщин и 687 тыс. мужчин. В сравнении с прошлым годом число потерпевших как мужчин, так и женщин незначительно снизилось (на 3-4% меньше).

Мужчины чаще женщин становятся потерпевшими. Число пострадавших мужчин на 100 тыс. мужского населения в 2021 году — 1014 человек; женщин — 824 человек на 100 тыс. женщин.

Чаще всего и мужчины, и женщины становятся жертвами краж и мошенничества. Однако жертвами именно краж мужчины становятся почти в два раза чаще, чем женщины. В случае мошенничеств ситуация примерно одинаковая: 204 женщины и 265 мужчин на 100 тыс. соответствующего населения.

Исключение составляют угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также неуплата алиментов: в этих преступлениях потерпевшими чаще становятся женщины.

Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.

  1. Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
  2. По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
  3. Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
    • ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
    • оперативно-розыскных мероприятий.

Преступность по умолчанию

«По самым оптимистичным подсчетам, реальные цифры преступности выше официальных в три раза, – считает старший советник юстиции Виктор Меркурьев, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму Университета прокуратуры Российской Федерации. – По самым пессимистичным – примерно в десять. Но эти цифры оценочные, а органы государственной власти ориентируются исключительно на официальные данные. И в этом серьезная проблема: незнание реальной обстановки заставляет принимать неправильные законодательные, управленческие и кадровые решения».

По оценкам экспертов, сегодня на учет ставится не более четверти совершаемых преступлений. То есть реальная цифра преступности (официально это чуть больше трех миллионов) колеблется в промежутке от 10 до 12 миллионов.

Достаточно обратить внимание на «ножницы», которые образуются между количеством заявлений в правоохранительные органы и числом возбужденных уголовных дел. Разрыв этот год от года растет.

«Многолетние наблюдения показывают, что из каждых четырех-пяти заявлений в органы МВД только по одному возбуждается уголовное дело, – говорит Виктор Меркурьев. – Формулировка простая: дескать, состава преступления при доследственной проверке не выявлялось. Ну или был откровенный оговор. Классическая схема: мужчина зарплату пропил, а жене сказал, что его обокрали. Такая тенденция сохранялась десятилетиями. Все поменялось в середине нулевых годов XXI века».

Динамика наркопреступлений за последние 7 лет

Два основных типа наказаний за преступления, связанные с наркотиками — это лишение свободы и условное осуждение к лишению свободы. За последние 7 лет они составляют примерно 80% всех основных наказаний по статьям 228–234 УК РФ. Оставшиеся 20% приходятся на уголовный штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и другие виды наказаний. В среднем в год осуждается около 100 тысяч человек, из них 43 тысячи наказываются лишением свободы.

Примерно с 2011 года количество осужденных по наркостатьям растёт, за 4 года увеличившись почти на 10% (с 103 тысяч до 114 тысяч). В 2016 году произошёл спад, связанный, по всей видимости, с расформированием Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Порядок возбуждения уголовного дела и основания для возбуждения

Это истоки сведений, связанных с преступлением, принимаемые законодательством в качестве юридических фактов. В рамках ст. 140 УПК фигурирует всего 4 таких повода:

  • поступление заявительной бумаги о преступлении – это наиболее частый повод (при этом роли не играет, является ли заявитель пострадавшей стороной, или нет), бумага может носить письменный или устный характер;
  • появление преступника с повинной, эта явка должна отвечать определенному набору требований, в частности – быть добровольной и включать указания о преступных деяниях;
  • поступление сообщения, которое включает в себя различные материалы о совершенном деянии, основанием для формирования УД в данном случае выступает ст. 143 УПК;
  • прокурорское постановление о направлении материалов в соответствующие инстанции: если в процессе ведения прокурорско-надзорной деятельности специалист выявит факт нарушения, он также может завести УД.
Читайте также:  Системная ошибка, или наказание за несколько нарушений

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.

Орган дознания в процессе рассмотрения сообщения должен руководствоваться принципом срочности и соблюдать лимиты по временным рамкам. Статья 144 УПК РФ предусматривает, что решение принимается на протяжении трех суток с момента поступления заявительной бумаги. Руководящее звено следственного органа вправе продлить этот временной период до 10 суток и более.

Если требуется осуществление вспомогательных документальных проверок и ревизий, экспертиз и исследований, этот временной интервал может быть продлен до 30 суток с обязательным указанием на фактические обстоятельства. Если по итогам рассмотрения следует отказ, копия постановления отправляется в прокуратуру на протяжении 24 часов с момента вынесения.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК. Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.

Да, это возможно, но лишь в редких ситуациях. Уголовное дело возбуждено не будет, если в процессе следствия не обнаружатся признаки противозаконного деяния, или оно не будет носить уголовный характер. Также можно предотвратить возбуждение УД, предупредив сообщение о преступлении, или доказав невиновность.

Во всех случаях необходимо опираться на нормы действующего законодательства, в частности – УПК. В ст. 24 есть несколько оснований для отказа:

  • отсутствие состава преступной деятельности;
  • неимение такого факта;
  • истечение срока давности;
  • отсутствие поданной заявительной бумаги от потерпевшей стороны;
  • нет заключения судебного специалиста о присутствии признаков преступного деяния;
  • смерть обвиняемого или подозреваемого лица.

Таким образом, следственные действия могут прекратиться или не повлечь за собой возбуждение УД при наличии перечисленных обстоятельств.

Детальный разбор экономических преступлений

Введение

Глава 1. Основные понятия стадии возбуждения уголовного дела в контексте борьбы с экономической преступностью

§ 1. Информационные, материальные и социальнополитические аспекты экономических преступлений, влияющие на процессуальную специфику первоначального этапа производства по уголовным делам

§ 2. Особенности понимания и формирования поводов к возбуждению уголовного дела

§ 3. Особенности понимания и формирования основания к возбуждению уголовного дела

Глава 2. Особенности предварительной проверки информации о признаках экономического преступления

§ 1. Система проверочных действий

§ 2. Оперативно-розыскной способ первоначальной проверки

§ 3. Создание предпосылок для полного возмещения ущерба

Другая часть преступлений в сфере экономической деятельности представлена материальными составами. К ним относятся: лжепредпринимательство (ст. 173), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), преднамеренное и фиктивное банкротство (ст. 196 и ст. 197) и другие.

При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о таких преступлениях требуется установить не только само деяние, но и наступившие последствия в виде, как правило, крупного ущерба, а также причинную связь между деянием и последствиями.

Проверка сообщения о преступлении — (доследственная проверка), это рассмотрение заявления о преступлении, которое может быть адресовано против Вас или написано в отношении неопределенного круга лиц, в случае если не установлено кем было похищено имущество или право на него.

Имеется достаточная информация о лице, совершившем мошенничество, но мошеннические действия замаскированы под законную сделку. Для этой ситуации характерна последовательность следственных действий, аналогичная предыдущей.

При этом значительно расширяется круг лиц, в том числе должностных, которых необходимо проверить на причастность к преступным действиям, и возрастает количество документов, подлежащих изъятию и изучению с точки зрения их соответствия нормативным правовым актам, правильности отражения хозяйственной деятельности предприятия и т. д.

Мошеннические схемы, совершенные организованной группой, и вовсе не предусматривают отдельного наказания в форме штрафа, так как в этом случае наступает уголовная ответственность с лишением свободы (до десяти лет), сопряженная со штрафом до 1 млн. рублей или без него. При поступлении материалов документальной и ревизионной проверок сотрудник правоохранительного органа, инициировавшего их производство, обязан проанализировать их с целью определения наличия либо отсутствия признаков совершения преступления в сфере экономической деятельности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Владимир Путин запретил возбуждать уголовные дела о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности без заявления потерпевшего. По этой статье возбуждается 50% «экономических дел, так что такой закон очень нужен, главное, чтобы он действительно работал, говорят эксперты.

Недопустимо также перекладывать обязанность по предоставлению необходимых документов, в том числе финансово-хозяйственных, на заявителя. Представляется, что целесообразнее всего оказываются следующие мероприятия: Основной задачей документальной ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций по следующим направлениям: Зачастую возбуждению уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности предшествует проведение предварительных проверок, которые условно можно подразделить на две группы.

5 Корухов Ю. Г. Понятие и составы преступлений в сфере экономической деятельности? Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: Науч-практ. пособ. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1998. С. 251.

Распространенной ошибкой на практике является получение заявления от одного из учредителей, в случаях, когда его правам и законным интересам вред не причинен, а является опосредованным. Лицом же, в отношении которого подано заявление, является руководитель предприятия.

14 Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. Р. С.

Кроме того, Суд пояснил, что если перечисленные в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ преступления совершены ИП или членом органа управления коммерческой организации в соучастии с лицами, которые не являются предпринимателями, то последние также не могут быть арестованы (п. 8 Постановления № 48).

Условием освобождения от ответственности за неуплату налогов или сборов (ст. 198-199.1 УК РФ) является возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ. Это значит, что до назначения судебного заседания по соответствующему делу должны быть уплачены все недоимки, пени и штрафы (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Особое внимание ВС РФ обратил на мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5 ст. 159 УК РФ).

Читайте также:  Ручная кладь ютэйр 2023 габариты и вес

Напомним, такой специальный состав был возвращен в УК РФ летом текущего года (существовавшая ранее ст. 159.4 УК РФ утратила силу с 11 июля 2015 года в связи с признанием ее неконституционной). Данное деяние заключается в преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, повлекшем причинение значительного ущерба – более 10 тыс. руб. Виды преступлений в сфере экономической деятельности их структура? Речь идет только о договорах, сторонами которых являются ИП и (или) коммерческие организации (примечание 4 к ст. 159 УК РФ). Если же в совершении какого-либо из указанных преступлений обвиняется сам руководитель коммерческой организации, дело может быть возбуждено по заявлению органа управления, который, согласно уставу, назначает руководителя и прекращает его полномочия (к примеру, совета директоров). Данный орган может уполномочить иное лицо на обращение с заявлением о возбуждении дела в отношении руководителя. В декабре 2011 года Уголовный кодекс был дополнен положением, предусматривающим специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших определенные экономические преступления (ст. 76.1 УК РФ).

Таковыми признаются лица, не имеющие неснятой или непогашенной судимости по тем же статьям на момент решения судом вопроса о возможности такого освобождения (п. 11 Постановления № 48).

Методика расследования экономических преступлений

Уголовными делами экономической направленности в рамках правоохранительной системы занимаются сотрудники ОБЭП МВД, а при вероятности нанесения особо крупного ущерба интересам государства и государственности – сотрудники ФСБ. Последние годы ознаменовались определёнными успехами этих ведомств по выявлению и пресечению преступной деятельности во властных и коммерческих структурах. Диалог с преступниками может вестись языком неотвратимости наказания.

Пониманию возможных ошибок в предпринимательстве поможет условная классификация, включающая в себя следующее:

  • налоговые риски ─ результат невольных (преднамеренных) ошибок при ведении финансовой документации, не исключают вероятность некорректной проверки представителями налоговых органов;
  • договорные ─ суть их заключена в рисках невыполнения контрагентом договора, взятых обязательств, проявляются в возникновении необходимости выяснения отношений в судах или мировом порядке;
  • кадровые риски возникают в том случае, если предприниматель привлекает к работе наёмных рабочих, следствие ─ споры трудового характера, невыполнение ими возложенных обязанностей, выявление фактов преступных действий (воровство, разные формы вредительства);
  • нарушения законов и норм права, заключающиеся в игнорировании или невыполнении лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических норм, мер пожарного надзора и прочего, а проявляются предъявлением претензий со стороны контролирующих государственных органов;
  • деяния третьих лиц, связанные с мошенническими действиями в отношении предпринимателя и его бизнеса, проявляются в явной и латентной форме.

Таким образом, многие риски возникают как следствие ошибок организации бизнеса, построения взаимоотношений с партнёрами и отклонения от рамок действующего законодательства.

Преступления в сфере экономической деятельности — это предусмотренные нормами главы 22 УК РФ общественно-опасные деяния, посягающие на определенные экономические отношения в обществе, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и иных благ.

Общественная опасность этих преступлений состоит в нарушении основных принципов экономической деятельности: принципа законности, свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочности субъектов экономической деятельности. Эти принципы составляют ядро экономических отношений в обществе. Посягая на них, субъект подрывает эти отношения, причиняет вред государству, обществу, отдельным гражданам. Поэтому государство берет на себя обязанность охранять общественные отношения, основанные на этих принципах, устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них. Предметом преступлений в сфере экономической деятельности может быть имущество (включая деньги и ценные бумаги), товарный знак, официальные документы (Государственный земельный кадастр, проспект эмиссии ценных бумаг, декларация о доходах) и т.д. В ряде составов предмет преступления как определенный материальный субстрат отсутствует. Например, предметом ст.171 УК РФ выступает предпринимательская деятельность, а ст.172 УК – соответственно банковская деятельность.

Объективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности, как правило, выражается в активных действиях. Так, активность субъекта предполагается при совершении незаконного предпринимательства (ст. 171), незаконной банковской деятельности (ст. 172), незаконного получения кредита (ст. 176), принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187), контрабанды (ст. 188) и других деяний.

Путем бездействия совершаются такие преступления в сфере экономической деятельности как злостное уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193); некоторые формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169) и уклонение граждан и юридических лиц от уплаты налогов и страховых взносов (ст. ст.198, 199, 1991, 1992). Обязательным признаком объективной стороны является способ совершения преступления. Чаще всего он представляет собой определенную операцию или сделку.

Такая законодательная конструкция обусловлена тем, что сделка в условиях рынка выступает основной формой регулирования имущественных отношений между субъектами экономической деятельности. Посредством сделки могут совершатся такие преступления как контрабанда (188) и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст.174), незаконная предпринимательская (ст.171) и банковская деятельность (ст.172), уклонение от уплаты налогов и страховых взносов (ст.199) или таможенных платежей (194), преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195, 196, 197) и иные деяния. Особенностью таких преступлений является то, что они представляют собой внешне законную экономическую деятельность. И в этом заключается основная трудность их обнаружения и раскрытия. Законодательные конструкции признаков объективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности представлены также формальными и материальными составами. Формальными составами являются: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), контрабанда (ст. 188), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191) и другие. Они считаются оконченными с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы закона.

Другая часть преступлений в сфере экономической деятельности представлена материальными составами. К ним относятся: лжепредпринимательство (ст. 173), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), преднамеренное и фиктивное банкротство (ст. 196 и ст. 197) и другие. При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о таких преступлениях требуется установить не только само деяние, но и наступившие последствия в виде, как правило, крупного ущерба, а также причинную связь между деянием и последствиями.

Сложности в отграничении сферы действия гражданского и уголовного законодательства. В некоторых случаях в связи с погра- ничностью гражданско-правовых и уголовных отношений происходит подмена гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав уголовно-правовыми, или наоборот [1, с. 43].

Путаница и бессистемность в изложении норм гражданского и уголовного законодательства, регламентирующих различные экономические процессы и явления. К сожалению, сотрудники правоохранительных органов не имеют достаточных знаний в указанных областях; а изучение необходимых в таких случаях документов требует значительных затрат времени.

Высокая теоретическая и практическая подготовленность лиц, совершающих экономические преступления в сфере, в которой функционирует предприятие-жертва (в отличие от следователей и других сотрудников правоохранительных органов), так как указанные лица, как правило, имеют большой опыт работы в данной сфере и соответственно в реализации преступных схем.

Умышленное нарушение правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии, уничтожение, фальсификация бухгалтерских документов.

Необходимость получения сотрудниками правоохранительных органов консультаций у различных специалистов, обладающим опытом работы в сфере, что и предприятие-жертва, предприятие, руководство (рабочий персонал) которого совершили преступление, для тщательного уяснения всех экономических, технологических, производственных механизмом работы предприятия. Это необходимо для понимания, было ли данное предприятие рентабельно, экономически- эффективно на момент совершения криминальных действий в отношении него (каким образом, за счет чего, получало прибыль, реализовывало продукты труда, какие имело кредитные обязательства, были ли они изначально обеспечены и т.д.). Такими лицами могут быть также наиболее опытные сотрудники предприятия-банкрота или других предприятий, функционирующих в интересующей сфере.

Во многих субъектах Российской Федерации, как показывает статистика, ежегодно число выявленных фактов незаконного предпринимательства и соответственно, число возбужденных уголовных дел по факту незаконного предпринимательства идет на убыль. В рамках исследования во второй главе попытаемся решить следующие задачи:

  • — выявить особенности возбуждения уголовного дела по факту незаконного предпринимательства;
  • — рассмотреть тактические особенности проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе;
  • — рассмотреть особенности проведения последующих следственных действий.

В результате технологических инноваций, расследование такого незаконного деяния сопровождается с серьезными трудностями, одной из проблем является заковыристость случаев в уголовно-правовой квалификации, к тому же следует добавить, что формы совершения незаконного предпринимательства не только не уменьшились, но ежегодно набирают темп. При этом незаконное предпринимательство — это явление, которое присуще любому типу экономики, частный случай более общего явления, а именно теневой экономики.

Современная экономическая преступность в России.

Современная экономическая преступность в России обладает определенным отличительными чертами и тенденциями. Выделим наиболее яркие ее характеристики:

  • Высокая латентность (скрытый характер). Данный показатель растет, однако правоохранители не раскрывают и не выявляют нарушения чаще. Более того, раскрывать экономические преступления становится все сложнее. На первых позициях в общем списке нарушений по-прежнему остаются должностные хищения, взяточничество и вымогательство.
  • Усовершенствование преступности. В данный момент нарушения становятся более интеллектуальными и сложными. Преступники активно осваивают новые технологии и средства связи, применяет особые навыки и знания в сфере экономики и финансов. Очень часто в преступлениях данной направленности фигурируют поддельные банковские документы, сфабрикованные ценные бумаги. Кроме того, нарушители незаконно используют электронные инструменты доступа к банковским счетам.
  • Совершение экономических нарушений организованными преступными группами. В данном случае подготовка к преступлению осуществляется более тщательно и эффективно. Преступные группы постоянно ищут новые каналы получения и сбыта похищенных вещей, предметов, информации. Деятельность в этом направлении постоянно расширяется.
  • Переплетение экономических и уголовных преступлений. Нередки случаи, когда преступники, стремясь к получению больших денег, совершают убийства (самостоятельно или нанимают киллеров), криминальные взрывы, поджоги, кражи, разбойные нападения.
  • Усиливается интернациональный и межрегиональный характер преступности. Нарушители налаживают экономические отношения с пособниками в других странах, чтобы без проблем получать и легально выводить средства. Здесь речь идет об офшорах, а также о мошеннических интернет-операциях, получающих в последние годы все большее распространение.
  • Формирование продуманной системы легализации средств, нажитых преступным путем. Незаконно полученные средства вводят в оборот, вкладывают в легальный бизнес, неправомерно вывозят за рубеж.
Читайте также:  Какие выплаты положены за третьего ребенка в 2023 году в Тюменской области

Организованная преступность

Она возникла в стране задолго до распада СССР. Однако активное ее изучение началось только в постсоветское время.

В настоящее время организованная преступность представляет собой относительно самостоятельное направление. При этом она оказывает существенное влияние на другие виды противоправной деятельности.

Развитие организованной преступности сопровождалось ростом числа вооруженных посягательств, а также деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. Особую опасность представлял тот факт, что оружие распространялось нелегально среди граждан. В результате стал увеличиваться удельный вес насильственных преступлений, сопряженных с причинением тяжкого вреда и убийствами.

В настоящее время законодательство устанавливает достаточно жесткие требования к лицам, желающим иметь оружие. Нормами предусмотрены довольно строгие наказания для субъектов, не исполняющих их. Кроме того, ужесточены правила применения оружия сотрудниками правоохранительных структур, частных охранных агентств.

Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июль 2022 года

«В январе-июле текущего года отмечается снижение общего числа зарегистрированных преступлений на 1,8%, в том числе тяжких и особо тяжких составов – на 6,3%.

Зафиксировано на 4,7% меньше фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 6,3% – изнасилований и покушений на изнасилование, на 12,9% – разбоев, на 5,2% – грабежей, на 4,3% – уголовно наказуемых хулиганств, на 0,9% – мошенничеств.

Число угонов транспортных средств снизилось на 9%, краж – на 2,7%, в том числе квартирных – на 2,1%, краж автомобилей – на 28,4%. Количество преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, сократилось на 8%.

Безопаснее становится на улицах, площадях, в парках и скверах, где количество криминальных деяний уменьшилось на 2,3% по сравнению с прошлым годом.

На 4,2% сократилось количество преступных посягательств, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также на 1% – преступлений, жертвами которых стали дети.

Предпринимаемые МВД России совместно с другими субъектами профилактики меры способствуют сохранению тенденции к снижению числа деяний, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения: за семь месяцев 2022 года их зарегистрировано меньше на 12,7% и 19,6% соответственно.

Органами внутренних дел значительное внимание уделялось пресечению деятельности лидеров и активных участников организованных групп или преступных сообществ. Выявлено 7,9 тыс. лиц, совершивших преступления в организованных формах соучастия (+10,6%).

МВД России в рамках компетенции противодействует коррупции как одной из угроз национальной безопасности государства. 76,8% криминальных деяний коррупционной направленности в январе-июле 2022 года выявлено сотрудниками органов внутренних дел – этот показатель на 2,2% выше, чем год назад.

Сотрудниками полиции пресечено 63,4 тыс. преступлений, связанных со сбытом наркотиков. На 6,8% возросло количество установленных лиц, их совершивших (12,9 тыс. человек). Всего из незаконного оборота изъято 20,3 тонны наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ, из них 17,7 тонны – сотрудниками органов внутренних дел.

Растет результативность раскрытия преступлений. За семь месяцев этого года правоохранительными органами раскрыто 625,1 тыс. преступлений. По 80,1% из них уголовные дела расследованы сотрудниками органов внутренних дел.

Благодаря консолидированным действиям органов предварительного расследования и оперативных подразделений органов внутренних дел, а также использованию всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, современных методик и средств, сохраняется высокий уровень раскрытия убийств (98,5%), фактов причинений тяжкого вреда здоровью (99%), изнасилований (99,6%), разбоев (94,7%), грабежей (84,3%). Раскрываемость краж составила 43,6%, в том числе квартирных 63% – эти показатели превысили прошлогодние.

Улучшается дорожная обстановка в стране. На 6,5% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 2,6% – погибших и на 6,6% – раненых в них граждан.

В целом оперативная обстановка в Российской Федерации остается стабильной и контролируемой», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА им. О.Е. Кутафина Елена Антонян отметила роль органов внутренних дел в снижении уровня преступности: «Представленная картина криминальной ситуации в России позволяет констатировать, что у нас сохраняется положительная тенденция по снижению преступности в целом и отдельных ее видов. К примеру, раскрываемость убийств в современной России приблизилась по результативности к советскому времени и составляет более 98%. Это очень хороший результат. И какие бы меры ни предопределяли такое снижение на уровне законодательства, на уровне улучшения работы различных ведомств – это прежде всего результат деятельности органов внутренних дел, которые являются ведущим субъектом в системе профилактики преступлений и правонарушений».

Необходимость дальнейшего наращивания усилий в борьбе с телефонным мошенничеством и киберпреступлениями подчеркнул генеральный директор Фонда ВЦИОМ, член Общественного совета при МВД России Константин Абрамов: «Последняя статистика о криминогенной ситуации в России, раскрываемости преступлений, об их количестве свидетельствует о стабильности оперативной обстановки. Более того, высокая раскрываемость тяжких преступлений говорит о том, что органы внутренних дел работают профессионально, системно».

Комментируя снижение числа преступлений, совершаемых с использованием IT-технологий, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладного права РТУ МИРЭА, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Татьяна Щукина отметила: «Подобное снижение связано с проведением правоохранительными органами профилактической работы в этой сфере. Своевременное предупреждение преступлений, совершаемых с использованием новых информационных технологий, подразумевает прежде всего полноценное информирование населения о тактике действий преступников и необходимом поведении граждан в целях защиты своих прав и свобод. Создание четкой установки со стороны правоохранительных органов, Роскомнадзора, банковских учреждений и иных публичных организаций по вопросам финансовой, а также публичной безопасности — залог поэтапного устойчивого снижения показателей преступности».

Статистические данные

Статистическая выборка преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционной направленности для проведения анализа уровня финансово-бюджетной преступности объясняется тем, что преступления коррупционной направленности, помимо того, что во многом отражают мотивацию финансово-бюджетной преступности, входят в гл. 30 УК РФ (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) наряду с целым рядом норм, которые чаще всего встречаются в уголовных делах, связанных с посягательствами на бюджетную систему государства (ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 286).

Приведенные выше данные говорят о поступательном снижении количества зарегистрированных преступлений, однако это не может быть однозначно истолковано как следствие активизации противодействия коррупции, привлечения внимания к преступным схемам, используемым в сфере финансово-бюджетных правоотношений, либо общего усиления борьбы с преступностью.

Достаточно вспомнить три волны декриминализации уголовных деяний различного спектра и в первую очередь экономических и налоговых. В 2010 — 2011 гг. уголовная ответственность за совершение большинства экономических преступлений была существенно смягчена: изменены имеющие значение для квалификации преступлений размеры причиненного ущерба , а также установлены специальные основания освобождения от уголовной ответственности , что являлось фактической амнистией в данной сфере. Кроме того, в силу высокой латентности преступлений рассматриваемой группы очевидно, что большинство из них не были отражены в официальной статистике.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ [принят Гос. Думой 26.03.2010] (по сост. на 06.12.2011) // Российская газета. 2010. 9 апр.
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ [принят Гос. Думой 17.11.2011] // Российская газета. 2011. 9 дек.

При анализе статистических данных ГИАЦ МВД России о количестве зарегистрированных преступлений экономической направленности отметим следующее. Во-первых, ведется суммарный учет не только преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, но и преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК), преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (гл. 23 УК). Во-вторых, ведется раздельный учет посягательств по следующим параметрам: связанным с потребительским рынком, финансово-кредитной системой, внешнеэкономической деятельностью, операциями с недвижимостью. Однако и общие данные, приведенные нами, и параметры раздельного учета не дают объективного представления о том, какое именно количество указанных преступлений совершено в финансово-бюджетной сфере, вследствие чего приведенная статистика представляется не полностью отражающей степень криминализации указанной сферы.

Личное обращение с заявлением

Чтобы проверить себя или другого человека, вы можете написать заявление:

  • в отделении МВД: судимость, нахождение в розыске, действительность паспорта.

Каждый гражданин РФ имеет право обратиться в отделение полиции с заявлением. Понадобится указать ваши паспортные данные и причину, по которой вы делаете запрос. Срок рассмотрения письменных обращений — до 30 дней (ст. 12 №59-ФЗ от 02.05.2006).

  • в офисе МФЦ («Мои документы»): справка о судимости.

Эта услуга есть не во всех отделениях. Поэтому уточните о возможности получения документа заранее. Ответ вы получите также в течение 30 дней.

  • в судебной канцелярии: постановление по делу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *