Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена обязательного ТО для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
При ДТП диагностическая карта не понадобится, если авария произошла не из-за неисправности ТС, а по другим причинам. Опираясь на правовую практику, мы пришли к выводу, что если экспертиза докажет то, что в происшествии виноват водитель автомобиля без техосмотра, а к аварии привела какая-либо неисправность транспорта, то у страховщика появляются законные основания предъявить регрессное требование.
Подобный спор рассматривал мировой суд Когалыма. Страховая компания «Югория» обратилась с иском о взыскании с гр-на Актишева ущерба в порядке регресса.
Отдельной особенностью рассматриваемой ситуации явилось то, что ДТП оформлено без вызова полиции, европротоколом, но ответчик извещение своему страховщику не отправлял. Пострадавшая сторона обратилась в страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков. Ему была выплачена компенсация.
Ответчик не признал требования, на судебное заседание не явился, и вообще, не имеет постоянной регистрации в регионе.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей. Штраф будут получать те, для которых техосмотр останется обязательным. Это, например, такси, автобусы, грузовики и т.д. Также ежегодный техосмотр будут обязаны проходить личные автомобили старше 10 лет, используемые в служебных целях.
Автомобилистам и мотоциклистам, использующим авто- или мототехнику в личных целях, нужно проходить техосмотр только при регистрации ТС в ГИБДД, при смене владельца или при внесении конструктивных изменений в конструкцию ТС. Правило касается автомобилей и мотоциклов старше 4х лет.
Несмотря на то, что обычным автомобилистам необязательно проходить техосмотр перед покупкой ОСАГО, эксперты все же советуют проходить его хотя бы раз в несколько лет. Во-первых, вы сможете убедиться, что с машиной все в порядке. Во-вторых, при наличии диагностической карты, сотрудники ГИБДД не смогут устроить вам “техосмотр на обочине” просто так – только если заметят неисправность, угрожающую безопасности на дороге.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
С 1 сентября 2022 года техосмотр станет проще – правда или нет?
Правительство РФ уже утвердило постановление.306 от 09. 03. 2022 г. Новые правила технического контроля. Основное нововведение — сокращение контрольных справочников техосмотра автомобилей. Если на станции контроля имеется 82 таких проверки, то после внесения поправки их количество сократится до 55 пунктов.
Например, управление «забором воздуха» в обход выхлопной системы — одно из главных изменений. Поиск коррозии в тормозных трубках и проверка очистителя стеклоочистителя исключены из обязательных проверок. Также не будут проверяться аптечки первой помощи, огнетушители и предупреждающие треугольники.
Предполагается, что это изменение вступит в силу 1 сентября 2022 года, к этому времени проверки будут проводиться по-старому.
Отмена регресса за ДТП без техосмотра
12 апреля 2022 года Федеральный закон 81-ФЗ от 01. 04. 2022 года отменяет апелляцию в случаях, когда ДТП произошло без управления транспортным средством.
Обратный поток — это ситуация, когда владелец транспортного средства нарушил условия ОСАГО, в результате чего страховщик имеет право потребовать сумму ущерба, выплаченную пострадавшему в ДТП.
В прошлом страховщикам удавалось взыскать полную сумму ущерба, выплаченную при обжаловании, когда водитель, не управляющий транспортным средством, стал причиной ДТП, в соответствии со статьей 14 «I» Закона об ОСАГО. Травмы. В случае с такси, автобусами и грузовиками, оборудованными для перевозки пассажиров или опасных грузов, аттракцион срабатывал из-за отсутствия технического контроля, независимо от причины аварии.
В случае с водителями других транспортных средств компенсация за ненаблюдение активируется только в том случае, если причиной аварии стала техническая ошибка.
1 апреля 2022 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон.81 Вторая часть редакции статьи 14(i) Закона об обязательном страховании: «подпункт» и «статья 14(1), слова», или диагностическая карта была «удалена» из-за неисправности транспортного средства на момент страхового случая. Данная поправка вступила в силу 12 апреля 2022 года.
Таким образом, согласно статье 14 закона об обязательном ТО транспортных средств, жалобы на отсутствие технического контроля касаются только такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки опасных грузов или пассажиров. Для автомобилей этих категорий, как и раньше, в случае аварии без действующей диагностической карты апелляция подается автоматически, независимо от причины аварии.
Однако для автомобилей всех остальных категорий в случае дорожно-транспортного происшествия из-за отсутствия диагностической карты обжалование не предусмотрено. Это означает, что если вы совершите ДТП без технического контроля, страховая компания не сможет взыскать с вас сумму ущерба в пользу пациента.
Перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину. Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО. Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно.
Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.
Перед техосмотром машину лучше помыть. С сентября 2022 года наличие в салоне автомобиля аптечки, огнетушителя и знака «Аварийная остановка» проверять во время техосмотра не будут, но они всё равно обязательны по правилам дорожного движения. За их отсутствие сотрудники ГИБДД могут оштрафовать на 500 рублей.
Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.
Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность.
Нужен ли будет техосмотр для покупки полиса в 2023 году?
Нет. После вступления в силу поправок в соответствующие законы, диагностическая карта будет отменена для обязательного предоставления перед оформлением страховки ОСАГО. То есть мартовские изменения касательно необязательности предъявления техосмотра будут неактуальны, так как последнее будет отменено навсегда.
Как это работает сегодня?
- Вы приезжаете в офис страховой компании, к брокеру или оформляете полис ОСАГО онлайн.
- Предоставляете необходимый набор документов, в числе которых диагностическая карта. Однако, чего греха таить, по факту многие страховщики и, особенно, брокеры и агенты делали фиктивный техосмотр сразу же при оформлении вам страховки ОСАГО.
- Как итог, у вас на руках действующий договор страхования плюс диагностическая карта (она, как и страховка, может быть электронной).
Как это будет работать после поправок?
- Вы также обращаетесь к страховщику в целях заключения договора оффлайн или онлайн.
- Теперь в числе документов, помимо паспорта, документа о собственности автомобиля, свидетельства о регистрации, не должно быть подтверждения о том, что вы прошли техосмотр.
- Вам оформляют полис ОСАГО без диагностической карты.
Таким образом, от страховщиков отвязали по сути ответственность за прохождение техосмотра водителями. То есть теперь пройденный ТО не является обязательным условием для заключения договора «автогражданки», и страховку ОСАГО можно оформить без техосмотра.
Куда обратиться если страховая отказывает в выплате, ссылаясь на отсутствие ТО?
Представьте ситуацию: произошло ДТП, причиной которого стало несоблюдение очередности проезда. В результате аварии не было пострадавших, однако, требуется ремонт двух ТС. У участников есть полис ОСАГО, но у одного из них, просрочена диагностическая карта. Страховая компания отказывается выплачивать страховку при действующем полисе ОСАГО, ссылаясь на просроченный ТО. В таком случае водитель может защитить свои права и обратиться с жалобой в следующие инстанции:
- РСА (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Роспотребнадзор. В данной ситуации страхователь является потребителем услуг страховой компании, соответственно, роспотребнадзор может помочь в решении данного вопроса (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Прокуратура.
- Исковое заявление в суд (составить жалобу лучше с помощью профессиональных юристов).
Действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.
Регресс при отсутствии техосмотра у транспортного средства
Регрессом принято называть явление, при котором страховая компания платит компенсации потерпевшему, а после требует данные денежные средства от виновной стороны.
Существуют некоторые причины, представляющие собой основание для регресса:
- водитель, виновный в ДТП, находился в алкогольном опьянении;
- виновник не имел прав на транспортное средство;
- инициатор аварии скрылся после дорожного транспортного происшествия;
- не был оформлен полис ОСАГО;
- авария случилась в не предусматривающий эксплуатацию ТС период;
- у автомобиля, который используется как такси, или у автобуса или грузовика нет техосмотра;
- в ДТП виноват водитель на частном авто, а столкновение с другим транспортным средством произошло по причине неисправности автомобиля виновника. Диагностическая карта на машину отсутствует;
- при оформлении страхового полиса собственник авто указал неверные данные, для того, чтобы цена на ОСАГО была ниже;
- виноват в аварии водитель на автомобиле с прицепом, которого нет в страховке (прицепы для легкового транспорта не принимаются во внимание);
- умышленное причинение вреда здоровью.
Осаго без техосмотра, действие и законность езды без то
Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси.
В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис. В остальных ситуациях технический осмотр обязателен.
Хотя иногда есть возможность обойтись без него.
Многие водители не знают, действует ли ОСАГО, если нет ТО. С точки зрения законодательства, выдать страховку без диагностической карты нельзя. Но некоторые страховые компании обходят это ограничение.
Они дают своим клиентам заполненную карточку, где не хватает только подписи аккредитованного оператора. После этого водителю сообщается, куда он должен проехать для прохождения технического осмотра.
Если владелец автомобиля забывал об этом, то страховая компания могла отказать в выплатах при ДТП. Хотя здесь можно было воспользоваться пробелом в законодательстве. В выплатах по факту ДТП нельзя отказать, если отсутствует диагностическая карта.
Будет ли выплата, если нет техосмотра или он просрочен
Получить полис можно легко даже без карты диагностики. Но при этом неизвестно выплатят ли страховку. В случае ДТП застрахованное лицо лишает себя шансов доказать, что его авто было технически исправным. Поэтому рискует, что его признают виновником аварии.
Страховая компания получает возможность не платить компенсацию, аргументируя это тем, что полис ОСАГО оформлен не по правилам.
Собственник авто имеет шансы добиться выплаты компенсации через суд. Но радость может оказаться недолгой. Ведь страховщик может предъявить регрессные к автовладельцу, если будет установлена вина последнего в дорожно-транспортном происшествии.
Суд может решить вопрос, не в пользу владельца авто. Договор автострахования признается ничтожным, и водитель в этом случае несет ответственность за ДТП. Поэтому ситуация, если нет техосмотра, но при этом есть страховка, может оказаться неприятной для водителя.
Некоторые водители решают вопрос, могу ли я ездить без техосмотра, своеобразным способом – покупают фальшивый полис ОСАГО.
Для справки! Покупая бумажку «за копейки», человек наживает себе проблемы. Использование поддельных документов является преступлением.
Повышение акцизов на топливо и автомобили с 1 января 2023
Согласно поправкам в Налоговый кодекс (Федеральный закон № 321-ФЗ от 15 октября 2020 года), с 1 января 2023 года утверждена корректировка ставки акциза на топливо и автотранспортные средства — увеличение на 4%.
Это плановое увеличение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ. В последний раз акциз был повышен год назад, 1 января 2022 года, когда он также был увеличен на 4 %.
С 1 января 2023 года акциз на бензин Евро-5 увеличится с 13 793 рублей до 14 345 рублей за тонну, а акциз на дизельное топливо — с 9 556 рублей до 9 938 рублей за тонну.
В то же время с 1 января 2023 года вступил в силу скорректированный механизм амортизации топлива; в 2023 году, по данным бюджета, это решение позволит сократить расходы на 2,12 млрд рублей. Корректировка амортизации производится путем введения новых норм, применяемых с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года, которые одинаково применяются как к бензину, так и к дизельному топливу.
Министерство энергетики заявило, что планируемые изменения акциза и амортизации, вносимые изменениями в налоговое законодательство, учитываются покупателями и производителями моторных топлив. Министерство энергетики заверило, что повышение розничных цен на бензин и дизельное топливо, как всегда, будет в пределах инфляции.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.
А именно:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
Отмена техосмотра для частников
30 декабря 2021 года был подписан закон об отмене обязательного техосмотра для частников (Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ). Cогласно поправкам, обязательный техосмотр отменен для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц, которые используются только для личных нужд.
Согласно подписанному документу, для остальных категорий транспорта техосмотр по-прежнему остаётся обязательным. Помимо этого, диагностическая карта техосмотра потребуется для всех без исключения транспортных средств при совершении регистрационных действий в ГИБДД:
- постановке на учет ТС старше 4 лет;
- смене владельца ТС старше 4 лет;
- изменении конструкции или замене основного компонента ТС.
- Постановление Правительства Российской Федерации N1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» от 5 декабря 2011 года;
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N587 «О реестре операторов технического осмотра» от 21 октября 2011 года;
- Постановление Правительства Российской Федерации N1115 «О единой автоматизированной информационной системе» от 23 декабря 2011 года.
Также ещё одна ситуация, в которой техосмотр всё-таки будет нужен — при выезде за границу на автомобиле. Если в стране, куда выезжает автовладелец, техосмотр является обязательным, то на границе нужно будет иметь при себе действующую диагностическую карту техосмотра.
Чем грозит просроченный техосмотр при ДТП
Если у водителя, спровоцировавшего аварию, просрочен техосмотр, страховая компания имеет право на предъявление виновнику регрессного требования (в виде иска), размер которого эквивалентен выплаченным страховщиком суммам. Подобная практика применяется только к владельцам такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров и опасных грузов, и редко затрагивает рядовых участников дорожного движения.
Страховая компания имеет возможность воспользоваться правом регресса в отношении оператора техосмотра, если выданный им документ содержит сведения об отсутствии технических неполадок в транспортном средстве. При этом причиной произошедшего ДТП становится именно неисправность автомобиля, которая была выявлена в ходе ТО, но данные о ней не были отражены в бланке. Запрашиваемая сумма в иске, как и в предыдущем случае, будет равна выплаченным страховщиком денежным средствам.
Что закреплено в законодательстве
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый владелец автомобиля обязан проходить технический осмотр транспортного средства. Но не многие знают, нужен ли он при дорожном транспортном правонарушении.
Федеральный Закон Российской Федерации N 170 «О техническом осмотре транспортных средств» от 1 июля 2011 года – это основной нормативно-правовой акт, который регулирует правоотношения в сфере регулярного прохождения осмотра автомобилей и других ТС. На основании него все граждане, имеющие машины, обязаны систематически обращаться в сервисный центр.
Кроме основного закона существуют другие нормативно-правовые акты, способные повлиять на правоотношения в сфере прохождения технического осмотра.
Внимание! К таковым относятся:
Все правила прохождения технического осмотра отражены в Приказе Министерства Транспорта Российской Федерации N274 от 21 августа 2013 года.
Основной Закон ФЗ-170 РФ обязывает проходить технический осмотр всех владельцев транспортных средств. Проводить обследование могут только лица, имеющие лицензию. Разрешение выдает специально организованная комиссия при Правительстве РФ.