Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объезд препятствия через сплошную линию разметки по ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещен (при отсутствии разрешающих дорожных знаков). За нарушение правил, в т.ч. без перемещения на встречную полосу автовладельцу грозят санкции в виде штрафа от 500 руб.
Можно ли объехать остановившийся автобус или троллейбус?
Здесь всё зависит от причины такой остановки. Если речь идёт о неисправном или припарковавшемся общественном транспорте, то актуально всё описанное ранее в этой статье.
Но всё резко меняется, если мы говорим об остановившемся на остановке автобусе или троллейбусе в целях посадки/высадки пассажиров, согласно маршрутному движению. В этом случае единственно правильное действие с вашей стороны – ждать, пока автобус поедет дальше (и да, верно, также ждать его на всех следующих остановках, если вы будете продолжать ехать за ним, а не свернёте на другую дорогу или не обгоните его). Такова практика правоприменения в 2022 году.
Объезжаем по правилам
Во избежание разногласий с сотрудниками ГИБДД, и чтобы не лишиться водительских прав, следуйте данному регламенту:
- Убедитесь в серьезности положения, а именно в том, что перед вами не временный затор. Определите местонахождение и значение установленных знаков.
В приоритет ставится заход справа, если не грозит езда по пешеходной дорожке и иным запрещающим знакам. - При возникновении помех на автотрассе, необходимо осмотреть обочину, позволяет ли она объехать преграду. Данный маневр можно расценивать, как попытку предотвращения аварии при выезде навстречку. Советуем заблаговременно сделать видеозапись или фотографии для защиты собственных прав.
- Вынужденный объезд через сплошную необходимо зафиксировать на свое электронное устройство. Наезд на двойную сплошную линию также является серьезным правонарушением. Только доказанное безвыходное положение может смягчить решение судьи или полностью оправдать.
- Не стоит торопиться с объездом рейсового автобуса, совершающего высадку пассажиров. Данная оплошность с выездом навстречку не облагается штрафом. Нарушитель рискует лишиться прав на вождение от 4 месяцев до полугода.
В ситуации, когда на трассе возникает серьезная помеха (не пробка), самым правильным действием станет вызов инспектора ГАИ. Но случаи из жизни доказывают нецелесообразность такого поведения. В действительности ожидание выезда госслужащих может затянуться. Постоянная нехватка штатных сотрудников замедляет разрешение таких вопросов.
Иногда автомобилисты сталкиваются с тем, что тяжелый неподвижный груз находится в центре дороги на непрерывной черте, разделяющей противоположные направления. Всем известно, что переезд сплошной разметки является нарушением правил ДД, так и заезд на путь, предназначенный для встречного движения сурово наказуем. Обязательно фиксируйте возникшие обстоятельства, чтобы не расплачиваться за чужие ошибки.
Действия водителя при составлении протокола
При нарушении ПДД сотрудник ГАИ оформляет протокол для дальнейшего направления документов в суд. В документе стоит обозначить, что водитель просит рассматривать дело по месту проживания. Если факт нарушения не подтвержден фото или видеоматериалами, то протокол должен составляться с привлечением двух свидетелей.
Пока сотрудник будет оформлять бумаги, водителю стоит осмотреться и зафиксировать обстановку на дороге.
Вполне достаточно фото с регистратора или сделанного на телефон. На снимке должны присутствовать: знаки, разметка, участок дороги, автомобиль и прочие важные объекты, отражающие ситуацию. При несогласии с нарушением, стоит отразить его в протоколе. Необязательно указывать факт заезда на разметку и время перемещения по встречной, можно ограничиться отражением снятых замеров и приложить к протоколу фото.
Объезд через сплошную НЕ препятствия
Иногда, кажется, что мы объезжаем препятствие, а на самом деле нет. И тогда нам грозит не штраф, а вполне себе реальное лишение водительского удостоверения. А что у нас не считается препятствием?
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
То есть если Вы объезжаете пробку через сплошную, то это не объезд препятствия и наказание там совсем другое – штраф 5000 или лишение от 4 до 6 месяцев.
Если Вы объезжаете автомобиль, который запарковался по всем правилам, но по какой то причине вылетели за сплошную, наказание то же.
И еще одна ситуация с НЕ препятствием, это автобус, который остановился на остановке у правого края проезжей части, но на этой остановке нет заездного кармана.
Можно ли совершить объезд через сплошную линию и когда?
Для ответа на этот вопрос необходимо подробно рассмотреть ситуации когда он возможен и не повлечет за собой никакого наказания, а когда последствием станет серьезный штраф.
В ПДД четко описаны обстоятельства, при которых объезд запрещен:
- если дорога имеет более 4-х полос;
- дорога имеет 3 полосы и при маневре придется выехать на крайнюю левую;
- любые маневры на железнодорожном переезде. Без учета количества полос.
В других дорожных ситуациях объезд возможен. К ним относятся:
- маневр без пересечение разметки и выезда на встречную полосу;
- маневр с выездом, выполняемый на 2-х полосной или 3-х полосной (с движение на центральную полосу) дороге, вне зоны действия железнодорожного переезда.
Для соблюдения закона необходимо следовать рекомендациям:
- Тщательно оценить ситуацию. Вполне возможно, затор носит временный характер и не является препятствием для дальнейшего движения.
- Верный вариант – объезд препятствия справа, при этом необходимо соблюдать другие правила дорожного движения (например, запрет на езду по тротуарам).
- Совершить объезд слева возможно полноправно только в одном варианте. Необходимо обратиться к сотрудникам ГИБДД и вызвать их на место происшествия. Только они вправе решать, как правильно объехать непреодолимое препятствие. Этот пункт скорее утопия, нежели призыв к действию.
- Вынужденность совершения маневра можно доказать впоследствии записью с видеорегистратора.
- Объезжать остановившийся на остановке автобус, с выездом на встречную полосу – запрещено. Необходимо дождаться продолжения движения общественного транспорта.
- Это же правило касается припаркованного автомобиля. Запрещено совершать маневр, если при этом возникает необходимость в пересечении сплошной линии.
Ниже подробно рассмотрены различные варианты препятствий на дороге.
Определение двойной сплошной линии разметки
Представим водителя-новичка, который пропустил все курсы в автошколе, но его допустили на дорогу. Прежде всего он должен выяснить, что собой представляет двойная сплошная линия. Это специальная разметка выглядящая, как две параллельные горизонтальные полосы, которые рисуют на автомагистралях и трассах. Она используется, чтобы обозначить полосы противоположного направления движения автомобилей.
В частности, рассматриваемая полоса используется для многополосных дорог (от четырех полос). Пересекать черту нельзя, поскольку водитель сразу же ощутит последствия в виде аварийной обстановки. Но даже если удалось избежать аварии, последствия все равно настигнут в виде штрафа или более серьезной меры – зависит от обстоятельств нарушения.
Нарушение с несправедливым наказанием
Пересечение сплошной линии считается нарушением Правил дорожного движения независимо от причин. И избежать ответственности за него не удастся. Представители ГИБДД, ссылаясь на статью 4 п.12.15 КоАП, вменяют водителям самое строгое наказание, которое подразумевает лишение водительского удостоверения на срок до полугода.
Неопытные водители, не зная своих прав, принимают факт нарушения и соглашаются понести административную ответственность. Как правило, вопрос решается огромными штрафами, который выписывают им инспекторы ДПС.
Статья 4 п.12.15 КоАП предписывает нарушение ПДД, если водитель пересекает сплошную линию без объективных причин. При этом у него на пути нет никаких препятствий. Такое поведение часто имеет место при обгоне или опережении впереди идущей машины, либо по невнимательности.
К сожалению, действующие правила дорожного движения не расшифровывают понятие объезд, поэтому следует обратиться к статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Таким образом, если транспортное средство выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Обратите внимание на тот факт, что наказание за неправильный обгон более суровое, чем наказание за неправильный объезд.
Что такое объезд в ПДД
Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.
Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …
Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:
Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).
Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.
Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.
Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).
Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.
В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».
В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.
При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:
За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).
Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?
Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).
Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.
В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.
На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:
«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.
Объезд препятствия по встречной полосе
В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) сформулирован запрет на выезд на встречную полосу. Соответственно, объезд препятствия по встречной полосе в перечисленных условиях недопустим.
Объезд препятствия запрещается:
Проезжая часть может быть разной ширины, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, перечисленные выше, то объезд препятствия с левой стороны (по ходу движения) будет считаться нарушением.
После фиксации объезда в этих условиях последуют санкции как за «неправильный» объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП. В перечисленных выше случаях следует объезжать препятствие только справа по ходу движения.
На двухполосной дороге, на которой разметка отсутствует, или на которой имеется прерывистая разметка 1.5 посередине, объезд препятствия по встречной полосе НЕ запрещен, поскольку в данном случае отсутствуют условия, запрещающие выезд на встречную полосу.
Что значит создать помеху движению другим ТС
Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.
Приведем примеры:
- Препятствие обгону.
В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:
- повышения скорости;
- иных действий.
Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.
- Непредоставление преимущества в движении.
Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.
Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.
- Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.
Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.
Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).
Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами ч. 1 ст. 12.13. КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.
Пдд и объезд препятствия: штраф за сплошную при объезде автобуса по встречной
Объезд препятствия по ПДД — неоднозначный маневр, который создает множество проблем на практике.
Из-за пробелов в законодательстве водители ставятся в невыгодное положение, когда объехать препятствие можно только с нарушением.
За несоблюдение правил грозит ответственность — от штрафа 1500 рублей до лишения прав на 1 год. О немногих исключениях, позволяющих выполнять маневр без ответственности, более подробно рассказано далее.
В статье рассмотрены ситуации, когда объезд препятствия запрещен, а также когда нарушение правил не повлечет наступление ответственности. Разобрана судебная практика по теме, приведены базовые правила поведения при составлении протокола, которые повысят шансы избежать наказания.
Обязанности пешеходов
Администратор
6 Январь 2016 Просмотров:
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.
Как правильно совершать объезд
Сколько бы ни было стажа у водителя, рано или поздно ему придётся столкнуться с ситуацией, когда необходимо нарушить ПДД и совершить объезд какого-либо препятствия с выездом на встречную полосу.
Массовые аварии, неожиданные поломки посреди активного движения, посторонний предмет, что вдруг оказался на дороге, – всё это обыденно для водителей. Для избегания ДТП либо наказания, подразумевающего лишение водительского удостоверения, следуйте закону:
- трезво оценивая положение, выяснить, что на дороге расположено препятствие, а не очередной затор, или же автобус решил временно остановиться;
- рекомендуется объезжать с правой стороны при наличии необходимого места для этого и без наезда на тротуар, иначе придётся отвечать ещё и за это;
- дорожные госавтоинспекторы говорят, что необходимо обратиться к ним и описать сложившуюся ситуацию, чтобы они приехали и на легальных основаниях разобрались. Они подскажут, как лучше поступить, чтобы не нарваться на штраф или долгосрочное лишение прав;
- зафиксировав видеосъёмкой препятствие, можно доказать, что по-другому нельзя было поступить, кроме как объехать, совершив выезд на встречную полосу дороги при объезде препятствия;
- запрещено объезжать автобус,остановившийся на дороге для высадки и посадки граждан, если для этого не выделено определённое место.
Если автолюбитель объехал ТС, что припарковано неправильно, его ожидает лишение прав/штраф в определённом размере. Кроме того, при дорожной видеофиксации или нахождении на посту сотрудников ДПС нарушитель сразу будет зафиксирован.
К сожалению, действующие правила дорожного движения не расшифровывают понятие объезд, поэтому следует обратиться к статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях.
На основе части 3 статьи 12.15 КоАП, а также на основе пунктов 9.2 и 15.3 правил дорожного движения можно сделать вывод, что объезд — это некий маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, если дальнейшее движение по первоначальной полосе невозможно:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
15.3. Запрещается выезжать на переезд: .
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
Таким образом, если транспортное средство выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Объезд без пересечения сплошной линии
Такой вид объезда встречается чаще и редко, когда вызывает сложности у автомобилистов. Наиболее распространенным вариантов является выезд на полосу встречного движения, отделённую прерывистой линией разметки. В таком случае законом не установлены специальные правила, поэтому необходимо руководствоваться общими положениями.
Также подобный объезд возможен и в пределах своего направления движения – приоритетным является движение по правой стороне, если это возможно.
Стоит отметить, что ни при каких обстоятельства не может быть признан препятствием транспорт, осуществляющий погрузку или выгрузку пассажиров в специально предназначенному для этого месте.