Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли баня капитальным строением в РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Капитальному строению необходима государственная регистрация. Владелец дома или сооружения получает документы, подтверждающие его право собственности на объект. В них прописывают основные характеристики, адрес, площадь, цель использования, соответствие нормативам СНиП и другое. В капитальном объекте уже есть необходимые коммуникации (вода, газ, тепло- и электроснабжение).
Где можно вести капитальное строительство
Подбор территории под строительство зависит от вида и целевого назначения земельного участка. Так, земли распределяются под сельское хозяйство, транспортную инфраструктуру, бизнес, промышленное производство, жилую постройку, возведение общественных и культурных объектов.
На одном участке разрешается несколько видов деятельности. Допускается строить капитальное строение на любой площади согласно его цели, но при условии, что нет ограничений по проценту застройки, сохранению зелёных насаждений. Исключением являются земли заповедников, лесов, выполняющие средообразующие функции. На них капитальное строительство запрещено либо разрешено при строгом соблюдении установленных правил.
Определение капитального строения содержится в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Таковым является любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Критерии, при наличии которых объект является капитальным строением, установлены п. 4 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу от 25.03.2015 №11.
К ним относятся:
— здание, сооружение возводятся, реконструируются, реставрируются, проводится капитальный ремонт здания, сооружения на основе разработанной проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, переустройство, перепланировку (далее — проектная документация), если иное не установлено законодательством;
— здание, сооружение прочно связаны с землей путем устройства фундамента, для отдельных видов сооружений — основания сооружения или являются подземными;
— здание, сооружение не являются временными согласно проектной документации, решению о разрешении строительства или решению об изъятии и предоставлении земельного участка государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией;
— здание, сооружение невозможно переместить без несоразмерного ущерба их назначению, то есть если при демонтаже здания или сооружения есть необходимость полной или частичной разборки здания, сооружения в целом или их разрушения.
Учитывая изложенное, при наличии признаков, установленных указанными выше нормативными правовыми актами, объект будет являться капитальным строением и, соответственно, подлежать технической инвентаризации и государственной регистрации.
Работы по технической инвентаризации элементов благоустройства территории проводятся по волеизъявлению заинтересованного лица в порядке, предусмотренном п. 21, п. 34, пп. 104.3 п. 104, пп. 115.15 п. 115 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11.
Веренич Н.И. |
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
К хозяйственным постройкам относятся одноэтажные строения и сооружения нежилого назначения (например, сарай, гараж, баня), предназначенные для обслуживания домовладения и земельного участка.[∗] подпункт 3.41 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Самовольное строительство хозяйственных и других построек запрещено и влечет наложение штрафа.
Если хозяйственная капитальная постройка Любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
(статья 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним») не была предусмотрена проектом на строительство жилого дома, то для ее строительства требуется получить разрешительную документацию.[∗] статья 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
Такая разрешительная документация включает в себя следующий перечень документов:[∗] подпункт 4.6 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
- решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых капитальных построек на придомовой территории;
- градостроительный паспорт либо архитектурно-планировочное задание и технические условия.
Для получения разрешительной документации необходимо обратиться в исполком Сельисполком, Горисполком, Райисполком, Администрация района с заявлением, в котором нужно указать:[∗] – пункт 30 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
– подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- местонахождение земельного участка и объектов недвижимости на нем;
- планируемые параметры и технические характеристики хозпостройки, а также параметры инженерно-технического оборудования (если такое планируется);
- состав разрешительной документации на строительство.
Также нужно будет представить согласие остальных собственников земельного участка (если земельный участок находится в совместной собственности).[∗]подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
Исполком самостоятельно по системе «Одно окно» запрашивает в организации по госрегистрации недвижимостиБТИ документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также о государственной регистрации объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (если таковые имеются). Указанные документы гражданин может представить и сам.
После подачи гражданином заявления, исполком самостоятельно осуществляет всю необходимую работу, связанную с получением разрешений и согласований, необходимых для выдачи разрешительной документации. Последняя должна быть выдана гражданину в течении 1 месяца.[∗]пункт 33 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
По общему правилу возведение объекта строительства должно осуществляться на основе утвержденной проектной документации.[∗] пункт 6 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» Однако вполне возможно, что в определенных случаях проектировать хозпостройку не потребуется. То, необходимо ли делать проект на конкретную хозяйственную постройку должно быть указано в решении исполкома о разрешении строительства нежилой капитальной постройки, которое входит в состав разрешительной документации.
Если проектная документация необходима, то ее нужно разработать в проектной организации, а после этого согласовать в территориальном органе архитектуры и градостроительства, для чего представить заявление и саму проектную документацию.[∗] подпункт 9.3.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 Проектная организация за дополнительную плату может сама согласовать разработанную ею проектную документацию.
Хозпостройку можно возводить собственными силами или с привлечением подрядчика. В любом случае после завершения строительства хозпостройка должна быть принята в эксплуатацию.[∗] пункт 1 статьи 591 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
Для получения акта приемки необходимо обратиться в исполком и представить следующие документы:[∗] подпункт 9.3.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- заявление;
- утвержденную проектную документацию;
- разрешительную документацию.
После того как документы будут поданы созданная исполкомом приемочная комиссия осуществит приемку хозпостройки в эксплуатацию.
Исполком обязан выдать гражданину утвержденный акт приемки хозпостройки в эксплуатацию не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в течение 1 месяца со дня подачи заявления.
Капитальное строение (здание, сооружение)
В Солигорском райисполкоме разрешение на строительство и реконструкцию бесплатно. Гражданам нужно просто обратиться, подать пакет документов. И потом приступить к работам.
Когда разрешения нет – не всегда можно узаконить постройку: граждане начинают строить, не соблюдают строительные, пожарные нормы. Потом начинаются вопросы. И оказывается, что узаконить не получается. И приходится сносить.
Для выдачи разрешительной документации на возведение одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке (п. 9.3.1. Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200) требуется:
— заявление;
— письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности.
*Другие документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, по запросу государственного органа (иной организации), в который обратился гражданин, в установленном порядке предоставляются государственными органами, иными организациями, к компетенции которых относится их выдача, а также могут быть предоставлены гражданином самостоятельно.
Пакет документов и образец заявления можно посмотреть на сайте райисполкома в службе «Одно окно».
Максимальный срок осуществления административной процедуры: 1 месяц со дня подачи заявления.
Несогласованное сооружение на земельном участке может обернуться штрафом:
— физическое лицо: 20-50 базовых величин;
— индивидуальный предприниматель: 20-100 базовых величин;
— юридическое лицо: до 500 базовых величин.
При этом, лицо, которое реализовало самовольное строительство, не имеет прав на его собственность и не может участвовать в сделках купли-продажи, дарения, аренды и т. п.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
В законодательстве не существует отдельной формулировки понятия “площадь капитального объекта”, однако ее можно вывести из определения площади здания. Из этого следует, что общая площадь объекта капитального строительства — это сумма площадей всех помещений, которые расположены в пределах объекта. При расчетах учитывается этажность постройки, а также площадь чердачных, подвальных и подсобных помещений.
При вводе в эксплуатацию капитальное строение в обязательном порядке проходит государственную регистрацию, в документах на объект указывают его основные характеристики, адрес, площадь, назначение соответствие нормам СНиП, пожарной безопасности и другим требованиям. К дополнительным критериям оценки капитального сооружения относят:
- тип конструкции и технические решения;
- использованные стройматериалы;
- размер и расположение объекта;
- уровень благоустройства.
Разрешение на проектирование
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения проектировочных и строительных работ.
Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее — Положение № 223).
Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).
При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.5 пункта 4 Положения № 223):
– решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома, нежилых построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций;
– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Для получения разрешительной документации на строительство гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при наличии таких объектов), а также планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства (этажность, площадь и другое) и инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта).
Образец и форма заявления должна находиться на информационном стенде соответствующего местного исполнительного комитета.
Дополнительно к заявлению необходимо представить письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Положение № 200).
Данная процедура осуществляется в течение одного месяца по заявительному принципу «одно окно» и является бесплатной (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 Положения № 200).
Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также документы о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при наличии такого объекта). Гражданин может представить такие документы самостоятельно.
Исполком в срок до 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии документов, указанных выше, определяет перечень организаций, которые выдают заключения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовку проекта решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также сбор заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Территориальное подразделение архитектуры и градо��троительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома при необходимости запрашивает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, которые представляются организациями в срок до 7 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин вправе самостоятельно получать заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта по перечню, определенному исполкомом.
В срок до 3 рабочих дней после получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготавливает и передает в исполком архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города, района, и проект решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также прилагает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. После получения этих документов исполком в срок до 7 рабочих дней, но не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и направляет гражданину:
– выписку из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории;
– архитектурно-планировочное задание;
– заключения согласующих организаций;
– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
Далее на основании полученного разрешения вы приступаете к проектированию дома и согласованию этой проектной документации.
О ВОПРОСАХ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ
Нередки такие случаи, когда родители настроили всего и сразу, а дети потом не знают, как это всё узаконить.
Стать обладателем самовольной постройки можно в нескольких случаях:
1. Дом с «самостроем» был передан в наследство.
В этом случае компетентный орган начнёт расследование касательно того, кто возводил строение. Если будет доказана вина предыдущего хозяина, то никаких взысканий и наказаний не последует.
В Солигорском райисполкоме разрешение на строительство и реконструкцию бесплатно. Гражданам нужно просто обратиться, подать пакет документов. И потом приступить к работам.
Когда разрешения нет – не всегда можно узаконить постройку: граждане начинают строить, не соблюдают строительные, пожарные нормы. Потом начинаются вопросы. И оказывается, что узаконить не получается. И приходится сносить.
Администрация Московского района г.Минска
Если же вы всё же столкнулись с такой неприятной ситуацией, то необходимо начать процесс по «узакониванию» самовольной постройки. Чтобы ввести сооружение в эксплуатацию, необходимо следовать следующим правилам:
Получить право собственности
Для того, чтобы стать официальным собственником «самостроя» необходимо обратиться с заявлением в суд. При вынесении положительного решения суда, у исполкома появиться веское основание, чтобы ввести объект самовольного строительства в эксплуатацию и зарегистрировать его согласно всем принятым нормам.
Предоставить документы исполнительному органу
После вынесения положительного вердикта суда, необходимо направить в исполком заявление о принятии в эксплуатацию и регистрации постройки.
К заявлению также необходимо приложить следующие документы:
- Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок
- Копию судебного постановления о признании права собственности самовольного строительства
- Разрешительную документацию на постройку
- Сведения о положительной оценке надёжности и устойчивости сооружения
- Снос объекта самовольного строительства осуществляет гражданин, который занимался его возведением или стал законным обладателем в ходе дарения, наследства или заключения договора купли-продажи.
- Если «самострой» был куплен, гражданин имеет право обратиться к прежнему хозяину за возмещением понесённых затрат на его снос.
- В случае отказа или невыполнения в срок гражданином постановления исполкома, осуществляется снос «самостроя» или его возвращение в прежнее состояние.
- Взыскание затрат на снос самовольной постройки осуществляется в судебном порядке.
Чтобы самовольное строительство и его нежелательные последствия не затронули вас, следует придерживаться требований и норм, определённых законодательством республики. Подобная незаконная деятельность может повлечь не только наложение штрафов, но и неприятное судебное разбирательство.
Гражданский кодекс РБ (далее ГК и ГК РБ) определяет самовольное строительство как изменение недвижимого имущества путем строительства или реконструкции капитального строения без разрешения. Ни один дом, гараж, сарай, дача или даже пристройка к существующему зданию не могут быть возведены, если у вас нет на это согласия исполкома или сельсовета.
Запомните! Сколько денег вы ни вложили бы в строительство, сколько сил и времени ни потратили бы на заливку фундамента, укладку кирпича или кровлю крыши… Если постройка подпадает под определение «самовольное строительство», она не принадлежит вам. Она принадлежит государству.
С самовольной постройкой нельзя делать ничего:
- Дарить
- Продавать
- Сдавать в аренду
- Оборудовать в ней офис
- Проводить в постройке электричество, канализацию и газ
В конце концов жить в ней тоже нельзя. Здание, построенное без разрешения, по вашему желанию можно только снести. Но об этом позже.
Сооружение (за исключением некапитального) — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; (пункт 23 части 2 статьи 2 Технического регламента).
Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.
Сооружение может быть и некапитальным, т.е. не иметь прочной связи с землей. Конструктивные характеристики некапитального сооружения позволяют переместить их и (или) демонтировать, впоследствии собрать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных сооружений (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Такие сооружения не должны признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия всех признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.
При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Что относится к объектам капитального строительства
Объект капитального строительства — это сооружение, строительство которого ещё не завершено. Перед его постройкой проводятся земляные, фундаментные работы. К ОКС относятся:
Здания
Здание состоит из помещений, инженерных сетей, каналов для технического обслуживания. Каждая постройка в обязательном порядке включает надземные и подземные участки. В зданиях располагаются промышленные, культурные, социальные учреждения, торговые точки, развлекательные объекты. Объекты классифицируются по признакам:
— целевое назначение — жилые и нежилые постройки;
— многоквартирные дома— галерейные, коридорные, секционные;
— жилые здания, принадлежащие государству;
— жилые территории, не входящие в жилой фонд, служебное жильё;
— эксплуатационные — предназначены для долгосрочного или временного пребывания граждан;
— производственное или складское назначение.
Сооружения
Сооружение — это строительная конструкция, которая включает надземную и подземную части. Они состоят из несущих и ограждающих систем.
Предназначение — производство, хранение товара, временное пребывание людей, их передвижение, перемещение грузов. Сюда относятся:
— автомобильные и железнодорожные пути сообщения;
— линии электропередач;
— транспортные и коммунальные трубопроводы;
— системы связи и иные объекты;
— дополнительные постройки, площадки, дороги, заборы, оборудование, коммуникации.
Строения
Строение — это объект строительства, в том числе самовольного, прочно связанного с землёй. Состоит из части здания или сооружения, подвергается нагрузкам от иных конструкций и внешних воздействий. Выполняет ограждающие и эстетические функции. Объекты капитального строительства ставят на учёт в кадастровом органе исключительно в качестве здания, сооружения или объекта незавершённого строительства. Кадастровая регистрация строений законодательством не предусмотрена.
Объекты незавершённого строительства
Объект незавершённого строительства — это объект, получивший положительное решение на проведение строительных мероприятий. Различают следующие конструкции:
— продолжающееся строительство;
— «замороженные» объекты или с прекращёнными работами, не оформленные должным образом;
— объект в эксплуатации, но без подписанных актов приёма-передачи.
В отличие от объектов недвижимости и капитального строительства, незавершённые строительные объекты не используются по назначению до завершения работ и передачи их на обслуживание.
Линейные объекты
Линейные объекты — это линии электроснабжения, связи, специализированные объекты инженерной инфраструктуры, магистрали, автомобильные дороги, ж/д пути и другие сооружения. Линейные объекты неразрывно связаны с земельным участком. Одни и те же конструкции можно регистрировать как недвижимое имущество, например, линейно-кабельные сооружения для линий связи, так и движимое — линии электропередач, цепи.
Какими характеристиками обладают некапитальные постройки?
Раннее мы писали, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации нет ясного определения, позволяющего отнести объект или сооружение к некапитальным.
Действуя от обратного, мы выделили главные черты объектов капитального строительства и можем резюмировать, что капитальное сооружение — это объект недвижимости, значит некапитальное — это движимый объект. Следовательно, у него есть следующие характеристики:
- Его возможно перемещать целиком, либо разобрав.
- Перемещение и демонтаж не наносят объекту никакого вреда, не портят его конструктивных особенностей.
Также в Градостроительном кодексе особое внимание уделено связи с землей, которая обеспечивает долгий срок службы и использования объекта, который закладывается при строительстве. Объект некапитального строительства не обладает связью с землей, а значит его срок пребывания на месте установки крайне ограничен.
Отсутствие ряда работ, которые исключены при некапитальном строительстве, приводит нас к следующему умозаключению: чтобы построить объект некапитального строительства, потребуется значительно меньше денег.
Подводя итог, выделим основные характеристики, которые присущи объектам некапитального строительства:
- Короткий срок службы: здание используется ограниченное количество времени.
- Движимость: объект возможно перемещать без нанесения ему значительного ущерба.
- Отсутствие фундамента: работы по его возведению могут быть произведены только при строительстве объектов капитального строительства.
- К объекту чаще всего не проводятся коммуникации: это правило, у которого есть много исключений, но сбрасывать его со счетов все же не стоит.
- Скорость: при некапитальном строительстве отсутствует ряд работ, которые есть при капитальном. Вследствие чего достигается большая скорость возведения.
- Объект некапитального строительства невозможно зарегистрировать в ЕГРН, потому что туда заносится информация о недвижимом имуществе. Некапитальные объекты к ним не относятся.
ВНИМАНИЕ: Существуют риски неправильной идентификации строения!
Например, даже если здание является объектом вспомогательного использования, но отвечает признакам капитального объекта недвижимости, необходим государственный кадастровый учет.
Как пример, каркасные дома, которые планируются для постоянного проживания.
На первый взгляд, они не требуют тяжёлого капитального фундамента, возводятся на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, и после возведения сохраняют способность к перемещению на другое место, но они отличаются высокой прочностью и долговечностью, еще и оснащаются стационарными коммуникациями.
Вывод: такие быстровозводимые каркасные дома могут считаться объектом недвижимости, а значит — являются капитальными! То есть технология постройки сооружения не является определяющим фактором в вопросе: отнести его к движимому или недвижимому имуществу, а отсутствие капитального фундамента проверяющая комиссия будут рассматривать в совокупности с другими характеристиками постройки.
Чтобы доказать, что у вас на участке НЕ КАПИТАЛЬНОЕ строение, необходимо иметь ВСЕ признаки не капитального строения — они должны быть: временные, вспомогательные, быстро-разборные!
Например, ангары арочного типа, ангары, представляющие собой сооружение каркасно-обшивного типа, быстровозводимые модульные здания (мобильные здания) из стандартных блок-контейнеров, мобильные здания сборно-разборного типа будут иметь статус «временные» только если их использование имеет вспомогательное значение при существующем на земельном участке ОСНОВНОГО объекта капитального строительства, такие как например:
- здание гостиницы;
- здания магазина;
- здания АЗС т. д.
Что такое капитальное строение?
Капитальное строение – это отдельно стоящее здание или комплекс зданий и сооружений, которые предназначены для длительной эксплуатации. Это всегда объект недвижимости, который располагается на капитальном фундаментном основании, имеет конкретно определенную площадь и размер, что зафиксировано документально. У него всегда есть владелец, а также пакет сметно-проектных документов.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 года с изменениями, вступившими в силу в 28.06.2018 году, а также другим муниципальным и федеральным законам, данное построение должно соответствовать следующим требованиям:
- Быть неразрывно связанным с поверхностью земли.
- Перемещение постройки не возможно без ее разрушения или нанесения серьезного вреда.
- Здание должно быть возведенным согласно Государственным строительным нормам и правилам.
- Сооружение, в обязательном порядке должно быть занесённым в Росреестр и иметь конкретного собственника, что подтверждено документально.
- Здание обязано быть оборудовано всеми коммуникационно-инженерными системами.
При строительстве здания, сооружения возникает много проблем, связанных с его легализацией, например, с государственной экспертизой проектной документации, с получением разрешения на строительство и.т.п. Но если возводить объект некапитального строительства, то ни разрешение, ни экспертиза проектной документации не требуются (подп. 2 п. 17 ст. 51, п. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса).
В п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса приведено понятие объектов капитального строительства — это здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из указанной нормы можно сделать вывод, что перечень объектов некапитального строительства является открытым. При этом четкого определения таких объектов в действующем законодательстве нет.
Проанализировав судебную практику, мы выявили ряд критериев, при наличии которых судьи признают здание или сооружение объектом некапитального строительства. Прежде всего необходимо отметить, что большинство судов отождествляют понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимости». Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Соответственно, если здание, сооружение не подпадает под признаки, установленные п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса, то оно не признается объектом капитального строительства.
Для квалификации объекта судьи, в первую очередь, обращают внимание на фундамент, на котором он размещен: насколько прочно здание, сооружение связано с землей. Затем суды рассматривают конструктивные характеристики объекта: из чего он состоит, возможно ли его разобрать и переместить без несоразмерного ущерба. Как правило, объекты некапитального строительства легко демонтируются, перемещаются и устанавливаются на другое место, сохраняя при этом свои эксплуатационные качества. Однако, судьи отмечают, что по смыслу п. 1 ст. 130 ГК РФ «прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием».
И, действительно, анализируя судебную практику, мы установили, что кроме фундамента и конструктивных характеристик объекта, большое внимание суды обращают и на другие нюансы объекта, разобраться в которых непрофессионалу, порой, не так и просто. Но, если за дело берется квалифицированный юрист, то удается доказать некапитальность объекта в даже очень сложных случаях.
Так, например, в одном из муниципальных образований краевым Управлением государственного строительного надзора был установлен факт возведения трехэтажного здания размером 30 м на 12 м, площадью застройки 360 кв. м. без получения разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы. Администрация города предъявила владельцу сооружения иск с требованием снести объект. В обоснование заявленных требований администрация ссылалась на то, что владелец сооружения нарушил ст. 51 Градостроительного кодекса, осуществляя капитальное строительство без получения соответствующего разрешения. По мнению администрации этот объект являлся самовольной постройкой и подлежал сносу за счет его владельца.