Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление прав на земельные участки на период строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Росреестра от 30.07.2021 N 14-5897-ГЕ/21
Закон установил, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного Приоритетного объекта допускается временная эксплуатация такого объекта в целях осуществления перевозки грузов/пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации.[14]
Техническая готовность такого объекта к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой включаются:[15]
- представители лица, осуществляющего строительство;
- представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда);
- представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства.
Порядок формирования и функционирования указанной комиссии, требования к техническому состоянию линейного Приоритетного объекта, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта должны быть дополнительно урегулированы Правительством РФ.[16]
Закон установил, что для отнесения публичного земельного участка, необходимого для строительства Приоритетного объекта, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения не требуется принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель.[17]
Сведения об изменении/отнесении к указанной категории земель вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в заявительном порядке на основании утвержденной документации по планировке территории.[18]
Данное правило не распространяется на земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов, а также обремененные правами третьих лиц (кроме сервитута и публичного сервитута).[19]
Кроме того, согласно Закону, для строительства/реконструкции Приоритетных объектов введены следующие новые виды публичных сервитутов, которые могут устанавливаться до 31 декабря 2024 г. наряду с публичными сервитутами, перечисленными в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а именно:[20]
- сервитут для строительства/реконструкции линейных Приоритетных объектов;[21]
- сервитут для обеспечения строительства/реконструкции Приоритетных объектов, в том числе для:
Кадастровый учет линейных объектов 2021
В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты (далее – земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений).
По решению Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации может приниматься одно Описание в отношении земельных участков, находящихся в одном муниципальном образовании (населенном пункте) при условии соблюдения сроков проведения государственного кадастрового учета.
Итак, о недостатках законодательства сказано не мало. Это подтверждается практикой: по данным Росрегистрации, на 1 июня 2005 года зарегистрировано менее тысячи сервитутов (на 40 млн. земельных участков и общей протяженности всех линейных объектов примерно в 1 млн. км). Данные цифры кричат о необходимости срочных изменений. Такие изменения предусматриваются законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования сервитутов», в том числе:
- возможность установления сервитута для строительства линейных объектов, при этом оговаривается обязательная оплата собственнику за временное занятие земельного участка;
- установление сервитутов только как незначительных обременений земельных участков;
- превращение сервитутов, необходимых для эксплуатации линейных объектов в личные сервитуты, то есть устанавливаемые в пользу определенного лица;
- возможность установления сервитутов на основании планировочной документации;
- возложение ответственности за причиняемые сервитутом неудобства на обладателя сервитута;
- сохранение сервитута при изменении границ земельного участка.
Данные меры позволят решить очень многие вопросы оформления прав на землю, занимаемую линейными объектами, и строительства новых.
Совершенствование правового регулирования охранных зон линейных объектов и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Не менее важным является вопрос совершенствования правового регулирования охранных зон линейных объектов.
Обеспечение безопасной эксплуатации линейных объектов, а также предотвращение нарушений режима охранных зон и ликвидация совершенных нарушений — проблемы, решать которые необходимо на законодательном уровне. Особенностью правового режима таких зон является ограничение прав собственников, арендаторов земельных участков, расположенных в границах этих зон.
Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления охранных зон, разрозненно, отсутствует единый орган, уполномоченный осуществлять соответствующее нормативное правовое регулирование, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений в зависимости от видов линейных объектов, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров, в том числе разрешаемых в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Как Оформить Землю Под Линейный Объект 2022
и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны могут быть установлены публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности в соответствии со статьей 68 ЗК РФ относится к территориальному землеустройству.
Федеральный закон от 23 июня 2022 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2022 года N 136-ФЗ.
Границы земельного участка
Как правильно и юридически обозначаются границы земельного участка на публичной карте или на специальном кадастровом документе. Как известно именно по границам земельного участка определяется юридический статус владения. Точные координатные точки участка позволяют абстрагировать земельный надел на бумаге и закрепить документально владение земельным наделом. Точные физические данные расположения объекта права, в виде границ и координатных точек, может быть использовано в дальнейшем. Их можно увидеть на кадастровой выписке из ЕГРН. В документе линии обведены черными горизонталями и вертикалями. Кроме этого, на публичной кадастровой карте границы земельного участка обведены красными линиями.
Самым проблемным в плане официального оформления является участок с изломанными границами. Такие территории могут иметь единый кадастровый номер, но не иметь реальной территориальной соприкасаемости. Для таких территорий используется индивидуальный учет и определение.
Обязательно ли оформлять земельные участки под строительство линейных объектов
— документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а в случае, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
Оформление земельных участков под линейными объектами
Таким образом, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.
Статья 19. Прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог
1. Прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 — 3 настоящей статьи.
2. Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
2.1 При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
3. Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
4. В случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций.
5. В случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления городского поселения в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 21 настоящей части);
21) органом местного самоуправления сельского поселения в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах сельского поселения, если законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями закреплен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения;
3) органом местного самоуправления городского округа в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского округа.
6. В случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
61. Условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. При этом положения пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» применяются, если указанными договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
62. Существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, опред��ляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
7. Владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 — 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Статья 23. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог
1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется владельцами автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения готовности автомобильных дорог для использования в военное время.
2. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки осуществляются в отношении:
1) автомобильных дорог федерального значения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
2) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) автомобильных дорог местного значения органами местного самоуправления.
Внесение законопроектов в Государственную Думу
Процесс составления технического плана не допускает никаких погрешностей, требует внимательного подхода и обладания определенной базой знаний. Без участия квалифицированного специалиста здесь не обойтись.
До начала 2021 года оформлением технических планов занимались, в основном, государственные органы, ведущие учет недвижимости. Сейчас эта функция возложена на кадастровых инженеров. Остается только выбирать приемлемые цены и оптимальные условия обслуживания.
Если же, газопровод проходит по землям, правообладателями которых являются физические лица, то необходимо заключить договора аренды с каждым из них, на части земельных участков, по которым проходит линейный объект.
Если, земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, то следует опираться на Постановление Правительства РФ от 03.12.2021 г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для.
При необходимости поставить на кадастровый учет недвижимость с большими трудностями сталкиваются владельцы линейных объектов, таких как линии электропередач, линии газификации и т.п. Межевые планы, представленные для кадастрового учета земельных участков под такими объектами, в объеме порой достигают тысячи страниц. Это большой труд и для изготовителя такого межевого плана, и для специалистов, которые впоследствии будут осуществлять процедуру кадастрового учета. А если учет с первого раза не удалось осуществить, то есть были обнаружены причины для отказа в проведении учета, то документы возвращаются на доработку заявителю. А при следующем обращении данные вносятся в базу по новой — и снова тысячи страниц информации вбиваются терпеливыми руками сотрудников отдела ввода данных, проверяются и анализируются в отделе кадастрового учета — и так каждый раз, пока не будет принято положительное решение. Так что самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
В случае, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или акт приемки законченного строительством объекта существуют, однако он не стоит на государственном кадастровом учете, то застройщик в праве самостоятельно обратиться в органы Росреестра, но уже с заявлением об одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации права одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Обязательным условием является наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, пересекаемые объектом. Сведения о этих земельных участках должны содержаться в составе технического плана.
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Какие документы должны присутствовать в проектной документации
Грамотно составленный проект должен в полной мере представлять заказчику не только весь перечень предстоящих работ, но также прогнозируемых результаты их проведения. Поэтому в нем должны присутствовать большое количество разных документов, которые разделяются на три основные части документации: проектная, рабочая и сметная.
В проектных материалах должны быть изложены основные технические и инженерные аспекты строительных работ, в частности:
- общая информация о строительном проекте;
- схематическая информация и планировке площадки;
- подробный план проведения работ и их объем;
- архитектурные решения;
- виды и характеристики инженерного оборудования;
- данные о пожарной безопасности;
- сведения о коммуникационном оснащении: отопление, водоснабжение и водоотвод, энергоснабжение, вентиляция и другие системы;
- план демонтажа;
- решения, направленные на повышение энергоэффективности здания;
- решения по созданию специальных условий на объекте для людей с ограниченными возможностями.
В рабочих документах должны содержаться сведения, направленные на воплощение в реальности всех проектных решений.
Проектно-сметная документация объекта должна четко представлять застройщику все предстоящие в ходе строительства финансовые расходы. Расчеты проводятся на основании рабочих документов. В проекте должны присутствовать следующие сметы:
- локальные – включают первичные документы, которые для каждого вида работ составляются отдельно;
- сводные – объединяют в себе расчеты из отдельно взятых локальных смет и определяют общую стоимость работ по реконструкции или возведению объекта;
- на конкретные операции – необходимы для установления денежного лимита на определенный тип работ.
Наряду с наличием общеустановленных смет к ним могут дополнительно составляться прогнозы на специальные затраты, сводки расходов и другие финансовые операции.
В зависимости от количества разделов и объемности входящей в них информации согласовываются сроки проектной документации, необходимые для выполнения чертежей, расчетов и сбора других материалов.
Иная документация в составе проекта
В перечне разделов проектной документации присутствует «иная документация», предусмотренная законодательством. Какая именно документация должна входить в состав проекта зависит от категории объекта.
Если планируется строительство рядом с памятником культурного наследия, то здесь принимаются ко вниманию требования Федерального закона № 73-Ф3, обосновывающие потребность в разработке мероприятий, направленных на полную сохранность такого объекта.
Согласно Свода Правил 132.13330.2011 предусмотрено внесение в проект раздела «Мероприятия по борьбе с терроризмом».
Особую актуальность приобрел также раздел «Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства». При составлении проектов на жилые дома наличие его обязательно.
Какую почву считать плодородной?
Если плодородный слой почвы не соответствует требованиям ГОСТ 17.5.3.06-85, то его снятие нецелесообразно.
Не устанавливают также норму снятия плодородного слоя почвы на почвах в сильной степени щебнистых, сильно- и очень сильно каменистых, слабо-, средне- и сильноcмытых дерново-подзолистых, бурых лесных, серых и светло-серых лесных; средне- и сильносмытых темно-серых лесных, темно-каштановых, дерново-карбонатных, желтоземах, красноземах, сероземах.
Основными положениями (пункт 8) при проектировании также устанавливались нормы снятия потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и другие) в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом отсутствуют требования к характеристикам и свойствам потенциально плодородного слоя почвы, а в ряде документов (например, ГОСТ 17.5.3.05-84) его приравнивают к потенциально плодородным породам.
В отличие от Основных положений, в Правилах отсутствует понятие «потенциально плодородный слой почвы», а технические мероприятия по рекультивации земель включают снятие и нанесение плодородного слоя почвы.
Снятие и нанесение потенциально плодородного слоя почвы в проекте рекультивации земель Правилами не предусматриваются. Даже в самом понятии «рекультивация земель» предусмотрено восстановление только плодородного слоя почвы.
Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя почвы должны выполняться в соответствии с СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Ширина полосы снятия плодородного слоя по трассе трубопроводов (выкидных, промысловых, магистральных) должна определяться на основе технологической схемы производства строительных работ. При этом нет необходимости снимать плодородный слой почвы на всю ширину полосы отвода. В этом случае пришлось бы разместить бурты снятого плодородного слоя почвы за полосой земельного отвода, то есть на «чужом» земельном участке, что не допустимо. На ширину полосы снятия влияют такие факторы, как диаметр трубопровода, профиль и размеры траншеи, типы применяемых машин и механизмов, их расстановка, объем и способы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта после засыпки трубопровода.
Согласно СП 45.13330.2012, допускается не снимать плодородный слой:
- при толщине плодородного слоя менее 10 см;
- на болотах, заболоченных и обводненных участках;
- при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.