Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание задолженности по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.
В каких случаях инспекция вправе списать переплату
Естественно, лучше вообще не допускать ошибок в расчетах и перечислении налогов, чем потом их исправлять. Но как вовремя обнаружить, что перечислили в бюджет больше, чем требовалось?
Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами аналогичного периода, в которых в том числе содержатся сведения о расчетах с бюджетом.
Установить факт переплаты может как сама компания, так и инспекторы – они должны сообщить об этом организации в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Компания может сама инициировать совместную сверку расчетов с бюджетом – и налоговики обязаны пойти навстречу. Зато, если свериться предложили сотрудники ИФНС, участвовать в этой процедуре – право компании, а не обязанность. Конечно, разумнее не игнорировать предложение инспекторов.
Порядок проведения сверки расчетов установлен в разделе 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Если расхождения между данными фирмы и налоговой отсутствуют, то в течение десяти рабочих дней оформляется акт. В случае выявления несоответствий все вопросы должны быть урегулированы не позднее, чем через 15 рабочих дней.
ИФНС вправе списать переплату, если будут соблюдены следующие условия:
- Компания подала заявление с соблюдением установленных сроков.
- Вступило в силу решение суда, по которому компании отказали в восстановлении срока давности для возврата переплаченной суммы.
- Компания не ведет финансово-хозяйственную деятельность и не сдает отчетность. Т.е. переплату нельзя зачесть в счет предстоящих платежей. В этом случае необходимо соблюсти еще несколько условий:
- У компании нет недоимки по другим налогам и сборам, на погашение которых можно направить переплату.
- Компания не подавала заявление о возврате или зачете переплаты.
Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства
Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.
Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.
ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.
Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.
ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)
Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.
Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).
* * *
Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.
Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.
Особенности списания задолженности по налоговой амнистии
Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.
В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:
- по налоговым платежам за транспорт;
- по налоговым платежам за имущество;
- по налоговым платежам за землю.
В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.
Исковое заявление о списании налоговой задолженности
Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:
- название суда, который будет рассматривать иск
- сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
- сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
- название документа – административное исковое заявление
- в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
- в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
- в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
- в конце иска должна стоять подпись истца
Как использовать просроченную налоговую переплату
К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты — 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г., как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке. Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налог а п. 7 ст. 78 НК РФ . А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.
Обратите внимание => Куда обращаться за льготами в осмд
Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Для правомерного отражения списанной дебиторки в составе расходов следует правильно определить дату ее образования. Оформлением списания задолженности по истечении срока исковой давности занимается бухгалтерия. Эта процедура проводится в целях:
- актуализации состояния расчетов с покупателями и другими контрагентами;
- уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму убытков, возникших по причине непогашенного долга.
Срок исковой давности установлен в размере 3-х лет с даты, когда обязательство признано неисполненным (п. 1 ст. 196, ст. 200 ГК РФ).
Пример. ООО «Чайка» заключило контракт с ООО «Беркут» на поставку товаров на сумму 600 000 руб. По условиям договора поставщик (ООО «Беркут») обязуется отгрузить товары в срок до 31.03.2021 или вернуть сумму в размере 600 000 руб., полученную в качестве предоплаты. По состоянию на 01.04.2021 это обязательство не было исполнено. Следовательно, срок исковой давности, после которого можно списывать задолженность, отсчитывается с 01.04.2021.
В п. 2 ст. 266 НК приводится определение безнадежного долга. Долги, нереальные ко взысканию, — это не только дебиторка с истекшим сроком исковой давности, но и долги компаний, исключенных из ЕГРЮЛ. Кроме того, предприятие вправе списывать не только долги покупателей и заказчиков, но и кредиторскую задолженность.
Например, списание задолженности по выплате дохода учредителям в связи с истечением срока исковой давности производится на основании распорядительного документа, подписанного руководителем. Наряду с этим сумма невостребованных дивидендов восстанавливается. На финансовый результат такая операция не повлияет, но увеличит чистую прибыль.
При возникновении форс-мажора допускается прерывание периода исковой давности, если такая ситуация возникла в последние полгода течения этого срока (ст. 202, 203 ГК РФ). Тогда отсчет начинается заново, но он не превышает 10 лет с даты образования долга (п. 2 ст. 196 ГК РФ).
Сотрудник бухгалтерии производит списание долга по истечении срока исковой давности после инвентаризации, которую следует проводить ежегодно. Примерный механизм этой процедуры такой:
- Формирование оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета расчетов с покупателями, поставщиками и другими контрагентами.
- Двустороннее подписание актов сверки и проверка соответствия текущей дебиторки и кредиторки датам погашения обязательств по договорам.
- Составление акта по форме ИНВ17.
- Определение сомнительных сумм.
- Формирование резерва.
Таким образом, к документам, подтверждающим образование долга, относятся:
- договор поставки;
- товарная накладная, ТТН, акт выполненных работ;
- акт сверки.
Этот комплект следует представить в суд при возникновении разногласий с контрагентом. Дополнительно прикладываются копии платежных поручений или приходных кассовых ордеров, подтверждающих частичное погашение задолженности.
Шаг 1. Приказ о проведении инвентаризации подписывается руководителем организации. После этого создается специальная комиссия, куда входят руководитель, бухгалтер и другие сотрудники, отвечающие за документооборот с контрагентами. Например, менеджер отдела продаж, на которого возложена обязанность по предоставлению актов сверки от покупателей, или специалист по контролю дебиторской задолженности.
Шаг 2. Комиссия определяет, какая задолженность относится к сомнительной. Если приказом об учетной политике предусмотрено формирование резервов по сомнительным долгам — эти суммы включаются в резерв.
- в момент составления декларации по налогу прибыль за текущий налоговый период;
- по результатам проведения налоговой проверки;
- по итогам проведения аудиторской проверки (рекомендуем проводить аудит ежегодно по итогам сдачи годовой отчетности);
- в ходе внутренней проверки бухгалтерской базы и счетов бухгалтерского учета по взаиморасчетам с бюджетом;
- из информационного письма налоговых органов;
- по результатам проведения сверки с налоговым органом (рекомендуем проводить данную процедуру не реже, чем один раз в год — сразу после составления годовой отчетности).
Списание задолженности по налогам и сборам
Согласно статье 78 НК РФ , обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:
- лично;
- по почте ценным письмом с описью;
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.
Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, если в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает базу по налогу на прибыль организаций. В качестве аргумента чиновники приводят норму, изложенную в п. 4 ст. 270 НК РФ, согласно которой расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении облагаемой базы.
А вот арбитры с таким подходом не согласны. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А78-5404/2011. Суть дела заключалась в следующем.
Организацией в состав внереализационных расходов за проверяемый период была включена сумма переплаты, образовавшаяся в отношении налога на прибыль, которая не возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Инспекция посчитала, что данная сумма не может быть поставлена в расходы на основании прямого указания закона, а именно п. 4 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога.
Однако суд не согласился с таким подходом и привел следующие аргументы. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно нормам п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.
При таких обстоятельствах довод налогового органа, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, так как при такой позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.
Обратите внимание
С учетом изложенного судьи посчитали, что в целях гл. 25 НК РФ переплата в отношении налога также может быть признана безнадежным долгом при истечении установленного срока исковой давности.
К сожалению, официальных разъяснений Минфина и ФНС автору обнаружить не удалось. Зато нашелся пример в арбитражной практике.
Организация не воспользовалась льготой по налогу на имуществе и исчислила указанный налог в большем объеме, чем следовало. Таким образом у организации образовалась переплата по налогу на имущество, которая обнаружилась через несколько лет. Переплата не была возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Организация отразила указанную задолженность в составе внереализационных расходов, однако при налоговой проверке инспекторы эту сумму из расходов исключили.
Такой вывод суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике. На это указано в Определении ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2849/14 . В нем также отмечено, что ссылка налоговой инспекции на судебные акты по иным арбитражным делам не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств налогового спора, установленных при рассмотрении настоящего дела.
- Полагаем, что данные выводы применимы не только к налогам, учитываемым в расходах. Суммы переплаты НДС и акцизов, по которым истек срок исковой давности, также могут быть учтены как безнадежные долги для целей исчисления налога на прибыль.
- Данным документом отказано в передаче в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013.
Как возникает переплата?
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Подведем итоги. Исходя из официальной позиции компетентных органов суммы переплаты по налогам, в отношении которых истек установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок для возврата, нельзя считать безнадежным долгом и отнести в состав внереализационных расходов. Суды, напротив, полагают, что в случае, если налогоплательщик не смог вернуть сумму переплаты по налогу вследствие пропуска срока давности, он вправе признать данную сумму безнадежным долгом и учесть ее в целях налогообложения прибыли.
Ситуация с суммой «входного» НДС, не возвращенной налоговым органом из-за пропуска организацией трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, иная. Арбитры при рассмотрении споров о возможности включения в расходы указанных сумм отмечают: отказ налоговиков в возмещении суммы налога в связи с пропуском трехлетнего срока для заявления вычетов не меняет установленного порядка учета предъявленного НДС и не трансформирует налог, в возмещении которого отказано, в задолженность перед налогоплательщиком. По правилам ст. 170 НК РФ принять «входной» налог в состав расходов по налогу на прибыль можно только в случае его учета в стоимости поименованных в названной статье товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Повторное включение НДС в состав расходов по налогу на прибыль на основании ст. 252 НК РФ в качестве затрат, понесенных при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, неправомерно.
Что делать при выявлении факта переплаты налога
Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.
Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.
В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.
Как заполнить такой документ
Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2018 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет, чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.
Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.
О переплате налога на прибыль
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, если в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает базу по налогу на прибыль организаций. В качестве аргумента чиновники приводят норму, изложенную в п. 4 ст. 270 НК РФ, согласно которой расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении облагаемой базы.
А вот арбитры с таким подходом не согласны. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А78-5404/2011. Суть дела заключалась в следующем.
Организацией в состав внереализационных расходов за проверяемый период была включена сумма переплаты, образовавшаяся в отношении налога на прибыль, которая не возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Инспекция посчитала, что данная сумма не может быть поставлена в расходы на основании прямого указания закона, а именно п. 4 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога.
Однако суд не согласился с таким подходом и привел следующие аргументы. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно нормам п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.
При таких обстоятельствах довод налогового органа, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, так как при такой позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.
Обратите внимание
С учетом изложенного судьи посчитали, что в целях гл. 25 НК РФ переплата в отношении налога также может быть признана безнадежным долгом при истечении установленного срока исковой давности.
Переплата по налогу с истекшим сроком давности – безнадежный долг
Порядок возврата (зачета) налоговыми органами налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов установлен ст.
78 НК РФ. В соответствии с п. 7 указанной нормы заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Нередко организации узнают о переплате того или иного налога по истечение трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления на его возврат или зачет.
Причины могут быть самые разные.
Например, это может произойти из-за того, что организация слишком поздно узнала о существовавшей льготе. В любом случае у организации возникает вопрос, можно ли квалифицировать образовавшуюся задолженность как безнадежную и уменьшить на ее сумму облагаемую базу по налогу на прибыль.
Разобраться в этом вопросе поможет данная статья.
Начнем с переплаты по налогу на прибыль. Предположим, она числится в карточке лицевого счета организации, ее размер подтвержден актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Срок обращения за возвратом переплаты истек, в связи с чем организация планирует ее списать.
Можно ли отнести списываемую переплату по налогу на прибыль с истекшим сроком давности к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль? По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, если в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п.
Компании же пытаются доказать, что переплату по налогу, которая образовалась более трех лет назад, можно включить в расходы. В том числе это относится к излишне уплаченному налогу на прибыль. Несмотря на то, что сумму налога на прибыль учитывать в составе затрат нельзя (п. 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Но переплата, по сути, налогом не является. Ведь получается, что компания перечислила эту сумму в бюджет, хотя не была обязана это делать. В то же время на внереализационные расходы компания вправе относить долги, по которым истек срок давности. Поэтому на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 кодекса в качестве безнадежного долга возможно списание переплаты по налогам. При условии, что прошло три года после уплаты лишней суммы в бюджет.
Как использовать просроченную налоговую переплату
“ Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный суд указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям ” .
Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истекл и абз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ ). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок — 10 рабочих дней с момент а Постановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009 :