Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Был ли налог на тунеядство в СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец» возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.
С 1941 мужчины и женщины в СССР вынуждены были платить налог на бездетность. Причем мужчины в детородном возрасте от 20 до 50 лет были в более невыгодном положении. Они облагались налогом при отсутствии у них детей, независимо от того, находились ли они в браке или нет. Женщины же в возрасте от 20 до 45 лет платили только в том случае, если были в бездетном браке.
Отчисления государству составляли 6% от заработной платы. Меньшую сумму нужно было платить тем, кто получал менее 91 руб. ежемесячно. Не облагался налогом на бездетность заработок в сумме менее 70 руб.
Начиная с 1949 года, годовая выплата государству составляла:
- для бездетных жителей сельской местности – 150 руб.;
- для семей с одним ребенком – 50 руб.;
- для родителей, воспитывающих двоих детей -25 руб. в год
Освобождались от налога:
- те, кто по состоянию здоровья не могли выносить/родить ребенка;
- родители, чьи дети погибли, пропали без вести на фронте.
Налогом также не облагались семьи, усыновившие или удочерившие ребенка.
Налог на бездетность был отменен с момента распада СССР. В России пытались его вернуть, но тщетно.
Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармоед.
Резко критическое отношение к социальному паразитизму характерно для социалистов начиная с XIX в. Французский текст гимна социалистов «Интернационал» (1875) содержит эту идею, заострённую в русском переводе Аркадия Коца (в 1917—1944 — советский гимн):
- Лишь мы, работники всемирной
- Великой армии труда,
- Владеть землёй имеем право,
- Но паразиты — никогда!
(В оригинале Эжена Потье: Ouvriers, paysans, nous sommes // Le grand parti des travailleurs: // La terre n’appartient qu’aux hommes // L’oisif ira loger ailleurs «Мы, рабочие, крестьяне — великая партия трудящихся. Земля принадлежит только людям, бездельник пойдёт жить в другое место»).
Слово «тунеядец» употреблялось в некоторых законодательных актах Российской империи, но не составляло особого состава преступления. Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.
Что такое тунеядство: определение
Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».
Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.
Администрирование такого налога в первую очередь обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем ни к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.
«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», — сказал он «Ридусу».
С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них — как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, и тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?
«Найти „тунеядцев“ можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, „работая“ родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» — говорит Гудков.
Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может не состоять с ним в официальном браке, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.
«В конце концов, на российских просторах можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством. Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон. В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч — больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», — указывает эксперт.
Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения «налога на тунеядство» вызвали массовые протеста в Минске. В России тем более подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.
Сам себе работодатель
В мае Минюст России разработал законопроект о самозанятых гражданах в РФ (неблагозвучный советский термин «тунеядство» в документе, конечно, не применяется).
Самозанятость как понятие появилась в России (в последние годы существования СССР) почти одновременно с ликвидацией статьи УК «Тунеядство».
Самозанятыми является большое количество граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, репетиторы, сиделки, няни).
Разница между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми лицами на сегодня сугубо номинальная, и критерий отличий между ними всего один, говорит бывшая сотрудница Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Тодэ.
«Этот критерий заключается в том, что и ИП, и самозанятое лицо делают одну и ту же работу, оказывают одну и ту же услугу, с той лишь разницей, что первый это делает с уплатой налогов, а второй — теневым образом. И власти уже далеко не первый раз предпринимают попытки вывести вторую категорию из тени, но каждый раз талантливые экономически активные россияне находят способы, как оставаться в теневом секторе», — сказала она «Ридусу».
В попытке провести черту между индивидуальным предпринимательством и самозанятостью государство сейчас тоже балансирует в очень зыбком правовом поле, соглашается Тодэ с Гудковым.
«Возьмите для наглядности разницу между самозанятостью и, извините, попрошайничеством. Вот стоит человек на тротуаре с шапкой в руке и клянчит подаяние. Формально он подпадает под действующую статью УК „Попрошайничество“. Но если он будет делать то же самое, но при этом читать вслух стихи, то формального состава преступления в его действиях уже не будет: он ведь оказывает вам услугу! Другое дело, что вам эта „услуга“ совершенно не нужна, но чисто юридически разница огромная», — поясняет она.
Санкция за попрошайничество перекочевала в УК РФ из УК РСФСР, а вот понятия «самозанятость» не было ни в советском КЗоТ, ни в нынешнем российском Трудовом кодексе.
Польза и вред наказаний за тунеядство
В 50-х годах, при Иосифе Сталине, борьба с тунеядством была в какой-то мере оправданной — в стране после войны образовалось множество бездельников, промышлявших воровством, мошенничеством, проституцией, да и просто нахлебников. А разрушенную за годы жестокой войны страну нужно было восстанавливать, на вес золота была каждая пара рабочих рук. Однако не обошлось без перекосов — например, за тунеядство нередко привлекали инвалидов, потерявших здоровье на войне, которые не в силах были трудиться наравне с другими.
При Никите Хрущеве, а потом при Леониде Брежневе и Юрии Андропове, наказание за тунеядство приобрело скорее политическую окраску — все обязаны были строить коммунизм, никто не имел права уклоняться. Надо сказать, несмотря на все перегибы, от закона была и польза — большинство тунеядцев после беседы в отделении милиции или после товарищеского суда раскаивались и принимались честно работать. В то время нигде не работать, жить за счет своих близких было стыдно. Ведущих асоциальный образ жизни «прорабатывали» на собраниях, всячески исправляли и перевоспитывали, и довольно часто из этой затеи выходил толк.
Тунеядство и преступность
Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий :
- Наличие значительного количества свободного времени.
- Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
- Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).
Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:
- Воровство : Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».
- Ограбление : Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
- Мошенничество : Добывание средств путём обмана (например, так называемое «целительство»).
- Хулиганство : Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
- Попрошайничество : Как источник средств к существованию и обогащению.
- Вымогательство : Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :
- Гейсмар, Фёдор Клементьевич
- Море Сомова
💡 Кто такие тунеядцы и существует ли это понятие в современном российском законодательстве
Тунеядство – понятие родом из СССР. В 1961 году Президиум ВС РСФСР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Таким образом, тунеядцы – это трудоспособные граждане, которые вели соответствующий образ жизни и получали нетрудовые доходы (например, от сдачи в аренду земельных участков, жилья, автомобиля и пр.).
Таким гражданам грозило выселение в специально отведенные местности на период 2-5 лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем. Естественно, тунеядцев стремились исправить через упорный труд и находили им общественно полезную работу.
Наказание за тунеядство отменили вместе с распадом СССР, и современное законодательство РФ не содержит упоминания о данном социальном явлении и наказании за нежелание работать.
Но разговоры о том, что в России нужна ответственность за тунеядство, ведутся регулярно. Разработанные законопроекты предлагают как возобновление уголовного преследования необоснованно безработных, так и их ограниченный доступ к набору социальных благ.
Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.
Налоговая система СССР 20-х гг.
Год | Налог |
1920–1921 | Промысловый (спиртосодержащая продукция, табачные изделия, гильзы). |
1921–1922 | Поимущественный (плательщиками являлись богатые граждане). |
1922–1923 | Подоходный (размер — 11, а потом 20 процентов от прибыли фирм). |
1941 | Военный налог (упразднен после войны) |
1945–1946 | Налог на холостяков |
Согласно Указу, гражданин, не работавший 4 месяца в году, подлежал уже не административному, как ранее, а уголовному преследованию. Исключения делались для инвалидов, тяжелобольных (с соответствующими документами от врача), для рожающих женщин (56 дней до родов и 56 после) и еще на 90 дней, если мать оформила дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. И это еще прекрасные условия – с 1938 до 1956 года декретные отпуска давали лишь на несколько дней, в лучшем случае недель.
Замужние женщины с детьми имели право быть домохозяйками. Незамужние (в том числе разведенные) – нет. Замужние без детей – тоже нет.
Граждане «свободных профессий» (писатели, музыканты, архитекторы и т.д.), которые заведомо не могли каждый день выдавать определенный объем работы, обязаны были состоять в профессиональном союзе. Тем, кого по каким-то причинам туда не приняли или, не дай бог, выгнали, было запрещено ограничиваться одним лишь творчеством, даже если оно приносило доказанный доход. Именно так схлопотал свою ссылку самый знаменитый тунеядец Советского Союза Иосиф Бродский – сильный, трудолюбивый молодой человек, который как раз с ранней юности зарабатывал деньги самостоятельно. Но формально Бродский на момент суда уже давно нигде официально не числился, в Союз писателей его не принимали по молодости и безвестности (хотя переводы Бродского публиковались, а гонорары в те годы были очень хорошими и позволяли жить безбедно – по советским, конечно, меркам). Суд проходил с огромным количеством нарушений, выпады против Бродского зачем-то сделали чрезвычайно политизированными – в результате из жертвы бюрократического недомыслия Иосиф Александрович превратился в мученика.
Аплодисменты рабочих рук
Указ об усилении борьбы с тунеядством и введение в Уголовный кодекс РСФСР соответствующей статьи 209 стали для властей надёжным рычагом давления на представителей современного искусства. Официально не работать могли только члены творческих союзов, куда принимали самых благонадёжных. Самодеятельным артистам, не прошедшим тарификацию и не имеющим концертной ставки, приходилось трудоустраиваться на стороне, чтобы не вступить в конфликт с законом. К примеру, в 1970-х годах уже получившие всесоюзную известность рок-исполнители официально работали отнюдь не по любимой специальности. Виктор Цой был кочегаром, Михаил (Майк) Науменко — сторожем, Александр Башлачёв — оператором котельной, Юрий Шевчук — дворником, Константин Кинчев — грузчиком, Пётр Мамонов — лифтёром и т.д. Главным тунеядцем своего времени стал будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. 23-летний поэт не занимался политической деятельностью и до поры был известен лишь узкому кругу литераторов. На его судьбу повлиял нестандартный поступок: он помогал своему другу переправить рукопись последнего на Запад, о чём стало известно сотрудникам КГБ. С Бродским расправились с помощью указа об усилении борьбы с тунеядцами. 29 ноября 1963 года газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень», подписанную Я. Лернером (отставным капитаном КГБ), М. Медведевым и А. Иониным. Авторы клеймили Бродского за «паразитический образ жизни» — поскольку поэт не был официально трудоустроен, не состоял в Союзе писателей и жил на нерегулярные литературные гонорары. Через несколько месяцев та же газета напечатала подборку писем читателей с настоятельными просьбами покарать тунеядца. В январе 1964 года Бродского арестовали и приговорили к максимально возможному наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. В советских газетах писали: «Постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». Бродского сослали в деревню Норинская Архангельской области, где он трудился в местном совхозе. Благодаря заступничеству ряда известных писателей срок его ссылки сократили до полутора лет. После возвращения в Ленинград поэт по рекомендации Корнея Чуковского был принят в комитет переводчиков при Союзе писателей, это позволило избежать дальнейших обвинений в тунеядстве.
«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» — так звучала одна из статей Конституции, изданной в шестидесятых годах. В 1961 г., согласно Постановлению Совнаркома СССР, был принят так называемый закон о тунеядстве – «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни». Исследователи отмечают, что после хрущёвской оттепели, в рамках которой в Советский Союз всё же пришла хоть относительная, но свобода, принятие подобных, довольно жёстких мер выглядело парадоксально: какой смысл сначала объявлять либерализацию, а потом своими же руками уничтожать её?
О том, что надо бы вернуть налог на тунеядство в России, говорят уже давно. Основным аргументом в пользу таких перемен является то, что государство вынуждено на средства налогоплательщиков содержать целую армию тех, кто по каким-то причинам не желает платить эти самые налоги. С одной стороны, подобная инициатива имеет рациональное зерно, но с другой – где взять деньги тем, кто официально их не зарабатывает? Кроме того, проблемы могут возникнуть и с разделением работающих официально, но за «серую» зарплату, то есть уклоняющихся от уплаты налогов, и действительно безработных, которые не платят налоги вообще. Декрет о тунеядстве в Беларуси, принятый в 2015 году, показал, что даже на первый взгляд неплохая задумка может обернуться едва ли не государственным переворотом, так что при введении подобных мер необходимо тщательно прорабатывать их законопроекты.
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Государство не пыталось исправить тунеядцев до 1917 года. Дореволюционные социальные нахлебники подвергались остракизму, осуждались обществом и были презираемы трудовым людом. Дармоедов не любили, но пассивно – никаких административных мер к ним не применяли. Молодое советское государство сразу объявило войну паразитам и разработало действенные способы борьбы с этим общественным злом. В. И. Ленин в статье «Как организовать соревнование?» призывал выработать тысячи способов контроля «за богатыми, жуликами и тунеядцами». В частности, отлынивающих от труда предлагалось сажать в тюрьму, в карцер и расстреливать неподдающихся перевоспитанию. В следующем, 1918 году, эксплуатируемый народ принял Декларацию о лишении живущих на нетрудовые доходы политических прав. Что после этого сделали с кулаками и подкулачниками напоминать не нужно.
Один из основополагающих принципов социализма «От каждого по способности, каждому по труду» повторял извечную и справедливую установку «Кто не работает, тот не ест». Конституции 1936 года узаконила обязанность граждан трудиться. Правда, в современном Основном Законе записано что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду»…
Сенаторы решили вплотную заняться проблемой нехватки социальных отчислений. Законопроект о введении так называемого налога на тунеядство в 2019 году не только масштабно обсуждается, но и вовсю готовится к публичному представлению.
Совет Федерации планирует за 2-3 года пересчитать всех неработающих граждан, выявить тех из них, кто не оплачивает соцвзносы, но пользуется медицинской помощью и другими социальными привилегиями, и заставить «тунеядцев» заплатить.
Предполагается, что со вступлением в силу закона, граждане будут обязаны выбрать для себя один из вариантов:
- устроиться на работу;
- зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оплачивать взносы в пенсионный и медицинский фонды;
- приобрести патент;
- купить полис на медобслуживание самостоятельно.
Решать, кто освобождается от налога на тунеядство 2019, будут также на основании закона. Если, допустим, официально зарегистрированный безработный гражданин не может трудоустроиться по объективным причинам (нет вакантных мест по его специальности, чрезмерно низкий уровень оплаты труда и пр.), то его, вероятно, от уплаты налога освободят. Не платить смогут и граждане, которые по закону имеют право не работать: пенсионеры, инвалиды и пр.
Введение данного закона позволит добирать в год порядка 45 млрд. рублей – именно столько регионы тратят за оказание медицинской помощи неработающим гражданам. Чиновники убеждены, что спешка в данном вопросе неуместна. Важно выявить именно тех граждан, которые способны оплачивать соцвзносы, но в силу различных причин этого не делают. Это сложную задачу планируют получить Федеральной налоговой службе.
В Совете Федерации считают, что речь не идет об ущемлении прав граждан. Скорее – о социальной справедливости. Почему одни должны работать и платить за медицинское обслуживание, а другие – нет?