Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В уходящем году ЕНП можно применять по желанию в периоде с 01.06.22 по 31.12.22, а уже с 01.01.23 и далее в 2023 году все налоги для ИП будут оплачивать исключительно на ЕНС, который будет открыт для каждого юридического лица, ИП или предприятия.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
В 2023 году не только изменится сам принцип перечисления налоговых платежей для ИП, а и будут установлены новые сроки уплаты налогов:
Налог | Сроки до 01.01.23 (старые) | Сроки с 01.01.23 (новые) |
НДС | 25 числа | 28 числа |
На прибыль (за год и авансы) | 28 марта | 28 марта |
Упрощенка для ИП | 30 апреля | 28 апреля |
Упрощенка (авансы) | 25 апреля
25 июля 25 октября |
28 апреля
28 июля 28 октября |
НДФЛ | в зависимости от дохода | 28 числа |
Взносы ИП (фиксированные) | 31 декабря | 31 декабря |
Взносы ИП (с доходов более 300 000 руб.) | 1 июля | 1 июля |
Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?
Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.
Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:
- Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
- ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
- ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.
Как было и как стало?
До 2022 года в Беларуси существовали три основные системы налогообложения для ИП. Упрощенная система с налогом 5% со всей выручки от деятельности, единый налог с уплатой фиксированной суммы, а также общая система налогообложения с налогом 16% от разницы между выручкой и расходами. У каждой из этих систем есть свои особенности, а помимо налогов ИП во многих случаях также несут затраты по уплате ФСЗН, обслуживанию кассовых аппаратов, терминалов и счетов в ЕРИП. Вдаваться в подробности не имеет смысла, но в целом, пусть с некоторыми трудностями, наладить работу ИП без «серых» схем было можно.
По информации Министерства по налогам и сборам, на 1 января 2021 года в Беларуси осуществлял деятельность 269.501 предприниматель, на 1 октября – 275.089. Рост откровенно небольшой, в общей массе занятого в экономике населения ИП не сильно влияют на картину в целом. Практика многих стран – стимулирование малого предпринимательства и помощь малому бизнесу. У нас же ИП с 2022 года стимулируют по-своему – увеличенными налогами.
В частности, с нового года популярную «упрощенку», но теперь уже с 6% налога от выручки, не вправе применять предприниматели, оказывающие услуги. Среди исключений – туристическая деятельность, программирование, общепит, здравоохранение и сухопутный транспорт. Не входите в исключения – переходите на иные формы налогообложения.
Переход на подоходный налог подразумевает уплату уже 16% с разницы между выручкой и доходами. И это автоматически добавляет трудностей, поскольку вести учет и документацию становится сложнее, а при отсутствии расходов суммы налогов заметно вырастают.
Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.
С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:
- патент;
- УСН.
Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.
Упрощенный режим налогообложения: особенности
УСН предполагает два типа ставок:
- 6% – если налог уплачивается с доходов;
- 15% – если налог рассчитывается с объекта «доходы минус расходы».
ИП, выбравший эту форму налогообложения, в течение года сменить его не может. По закону №243 от 03.07.2016 этой системой могут воспользоваться ИП, чья деятельность удовлетворяет следующим условиям:
- численность – не более 100 человек;
- совокупный объем выручки за отчетный период – до 120 млн рублей;
- предел объема выручки – 90 млн рублей.
Эта система налогообложения рекомендуется только предпринимателям, не работающим с клиентами с обязательствами по НДС. Преимущества, которые предоставляет упрощенная система:
- Два вида налоговой ставки, из которых можно выбрать оптимальный вариант для конкретного бизнеса. Налоговую ставку, если она окажется невыгодной для ИП, можно сменить после окончания текущего налогового периода.
- Небольшое количество учетной документации, обязательной к ведению.
- Возможность снизить налог, если будут уплачены установленные отчисления в ПФР.
Отдельный плюс выбора уплаты ставки от дохода – возможность не вести обязательную документацию по расходам.
Как и все системы налогообложения, УСН имеет минусы:
- ограничения по штату;
- верхний предел по выручке;
- возможность перейти на другой вид налогообложения существует только после окончания текущего налогового периода.
В каких случаях выгоден налог на вмененный доход?
Эта форма налогообложения популярна среди предпринимателей, оказывающих услуги по грузоперевозкам. Однако режим ЕНВД (вмененного дохода), действующий в 2018 году для ИП, занимающихся грузоперевозками, в ближайшие годы планируется отменить. Это связано с тем, что ряд чиновников и экономистов считают его неэффективным, поскольку ИП с очень разными доходами платят одинаковые суммы.
Возможность использования вмененного дохода ограничена достаточно жесткими рамками:
- Количество техники не должно превышать 20 машин. В их число входят и автомобили, взятые во временное пользование (ст. 346.26 п. 2.5).
- Количество наемных работников – до 100 человек.
- Доля прочих юридических лиц – до 25%.
Если в наличии имеется несколько видов ОКВЭД, то по каждому из них по показателям работ ведется отдельный учет.
Плюсы выбора этого режима:
- Учитывается только один показатель – количество единиц техники. Учитывать количество топлива, затраты на покупку запчастей, проведение ремонтов и прочие расходы для отчета в налоговой службе не требуется.
- Возможность совмещать ЕНВД и УСН. Это совмещение целесообразно с упрощенной системой при уплате доходов по ставке, учитывающей только доходы (без учета расходов). Сочетание этих двух режимов позволяет создать условия для снижения ставки налога.
Недостатки этого вида налогообложения:
- ограничение по количеству транспортных средств – не более 20 штук;
- необходимость оплачивать налог, независимо от того, были оказаны услуги или нет.
Какую систему налогообложения выбрать ИП в 2022 году
Несмотря на отмену права применения УСН для основной массы услуг, у ИП по-прежнему остается возможность выбора системы налогообложения.
Рассмотрим правила расчета на примере сдачи имущества в аренду. С точки зрения НК для целей УСН сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг)) имущества признается услугой (п. 5 ст. 326 НК). Это касается сдачи в аренду и недвижимого имущества, и прочего имущества, в том числе техники, строительных машин и оборудования. Сдача в аренду имущества не поименована в качестве исключения для применения УСН в 2022 году. С 2022 года по сдаче имущества в аренду ИП вправе применять следующие системы налогообложения:
- ОСН с уплатой подоходного налога, в том числе с НДС по желанию или по достижению стоимостного критерия в 500 000 руб.;
- уплату единого налога при сдаче в аренду (субаренду), внаем жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (п. 1.1.9 ст. 337) физическим лицам.
То есть, если происходит сдача в аренду жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) для потребления физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве самозанятых (не ИП), то можно уплачивать единый налог. Ставка налога составляет в Минске за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу, за каждое машино-место — 148 бел. рублей.
Человек оформился второй раз, может ли он рассчитывать на льготы
Иногда встречаются ситуации, когда бизнесмен прекратил работу и официально снялся с учета, а потом вновь зарегистрировался, но уже после того, как вступило в силу постановление региональной власти о введении снижения финансовой нагрузки. Действуют ли налоговые каникулы (освобождение от налогов) для предпринимателей (ИП) на патенте и УСН в таком случае?
В юридической сфере до недавнего времени по этому поводу велись активные споры. Так Министерство Финансов четко дало понять, что льготы полагаются исключительно тем гражданам, которые впервые в жизни решили зарегистрировать предпринимательскую деятельность. Это автоматически «отсеивало» снявшихся с учета и повторно оформившихся налогоплательщиков (после принятия закона о 0-й ставке).
Однако часть бизнесменов при помощи судебных инстанций попытались обыграть позицию Минфина. Финальную точку в разногласиях поставил Верховный Суд РФ. Суть закона о налоговых каникулах для ИП заключается в том, что все физлица, которые раньше находились в данном статусе и завершившие свой бизнес, а затем вновь возобновившие его, но уже после вступления в силу поправок в законодательную базу, устанавливающих отпуск от налогообложения, имеют право на беспроцентную ставку.
Дополнительные ограничения
Чтобы ИП смог воспользоваться льготами, его прибыль обязана составлять не менее 70 процентов, иначе претендовать на отмену взносов невозможно. В различных регионах условия разнятся. Иногда зависят от количества сотрудников. К примеру, на УСН должно быть зарегистрировано не более 100 человек, на ПСН — только 15 (ситуация меняется в зависимости от области страны). Есть ограничения по количеству дохода либо отдельным кодам ОКВЭД. Со всеми данными по территории, где зарегистрировано Ваше предприятие можно ознакомиться подробнее, изучив соответствующие таблицы. Если всего один из пунктов нарушен — вы сразу теряете право на скидку. Причем это означает, что вы обязаны будете заплатить за все время, когда ставка в 0% была аннулирована.
Что там с самозанятыми и налогом 10%
Применение упрощёнки для ИП, оказывающих услуги, запретили ещё с 2022 года, однако деятельность в области компьютерного программирования (подкласс 62010 ОКЭД) тогда на год внесли в список исключений. И вот пролонгированная для айтишников возможность платить налог по ставке 6% доживает последние недели. Что же дальше?На самом деле — непонятно.
Год назад Минфин продвигал новую форму работы для самозанятых — с уплатой налога на профессиональный доход. В Налоговый кодекс была добавлена новая, 40-я, глава — «Налог на профессиональный доход» — которая вступает в силу с 1 января 2023 года.
Согласно ей, профессиональный доход облагается ставкой 10%; доход свыше 60 000 BYN в год, полученный от белорусских организаций и (или) белорусских ИП, облагается по ставке 20%. Если же доход получен от физлиц и иностранных юрлиц, вне зависимости от его размера применяется ставка 10%. Сбор ФСЗН уже включён в эту ставку.
Последняя, 10-процентная, опция в теории идеально подходила для айтишников-ИП, работающих на иностранных заказчиков.
Но какие виды деятельности подпадают под налог на профессиональный доход? Перечень должен определить Совмин. Пока такого перечня нет.
Поэтому и уверенности, что разработчики ПО смогут воспользоваться режимом самозанятости с уплатой налога на профдоход, нет.
Более того, в среде юристов и налоговых консультантов поговаривают, что налог на профессиональный доход могут разрешить только для тех, кто работает с физлицами. Представить айтишников, разрабатывающих ПО для физлиц, довольно сложно.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса
Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:
- Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
- Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
- При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Патент для грузоперевозок: сколько стоит и как оформить
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
- ИП без работников на своей машине осуществляет грузоперевозки по всей стране. Сколько патентов необходимо получить при оказании услуг по перевозкам грузов в разные регионы?
- В региональном законодательстве для получения патента есть понятие базовая доходность по грузоперевозкам на 1 автомобиль, для патента есть ограничение 60 млн руб. Как эти данные совместить, если сумма базовой доходности значительно меньше?
- ИП на ПСН (грузоперевозки) может оказывать услуги юридическим лицам?
- Может ли ИП применять ПСН с 01.01.2021, если вид деятельности грузоперевозки при среднесписочной численности 16 человек и количество автомобилей 12?
- У ИП с работниками есть 2 патента: грузоперевозки и розничная торговля. Наемные сотрудники есть только на грузоперевозках. Как можно уменьшить патент на страховые взносы?
- Как считать грузоподъемность на патенте (Томская область)?
- Если машина в аренде, можно быть самозанятым?
Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:
- не более 15 сотрудников
- доход не более 60 млн рублей в год.
Организации не могут применять патент.
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
- лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
- работать можно строго без сотрудников;
- нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.