Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) Розыск лиц;
5) Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) Обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) Обеспечение безопасности дорожного движения;
8) Утратил силу;
9) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ.
10) Утратил силу;
11) Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 7. Беспристрастность.
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.
Права и свободы правоохранительных органов
В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:
- Требовать от граждан и должностных лиц прекратить осуществлять противоправную деятельность.
- Просить и изучать документы, удостоверяющие личность гражданина при наличии подозрений о том, что он может быть замешан в преступлении или находиться в розыске. Также проверять паспорт можно после задержания лица за совершение административного правонарушения.
- Требовать гражданина или организацию предъявить лицензию, разрешающую осуществлять определенную деятельность, контроль за которой возложен на полицию в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Связываться с гражданскими лицами с просьбой или требованием посетить отделение полиции для дачи показаний о преступлениях, административных правонарушениях, инцидентах, чрезвычайных ситуациях и т.д. Если гражданин отказывается прибыть в отдел без уважительной причины, полицейские имеют право заставить его насильно выполнить данное действие, руководствуясь российскими законами.
- Запрашивать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую для следствия информацию в государственных и муниципальных органах. Запрашиваемые данные обязаны быть предоставлены в рамках расследования уголовного дела или административного правонарушения за исключением случаев, когда это противоречит федеральному законодательству. Иногда определенная информация может быть засекречена, и для ее получения необходимо выполнить определенный порядок действий. Например, невозможно получить полные сведения по гражданину из медицинского учреждения по стандартному запросу.
- Посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами после предъявления удостоверения в рамках расследования преступления, административного правонарушения или обращения определенного лица с заявлением в полицию.
- Находиться в определенных населенных пунктах или общественных местах с целью патрулирования, устанавливать посты и контрольно-пропускные пункты для обеспечения охраны правопорядка в случае возникновения опасных ситуаций.
- Требовать от гражданских лиц покинуть определенный объект или территорию, если она является местом преступления, административного правонарушения или представляет в конкретный момент потенциальную опасность для них. Обычно подобные действия предпринимаются в рамках расследования, когда посторонние могут мешать в проведении следственных процедур, сборе улик, протоколировании и т.д.
- Просить группу граждан покинуть определенное место, если их месторасположение создает определенные трудности пешеходам и транспорту, риски или угрозу для жизни других жителей, а также мешает работе определенных учреждений и организаций. Сотрудники полиции имеют право потребовать от гражданских лиц разойтись или переместиться.
- Протоколировать совершение любых неправомерных действий, собирать доказательство, осуществлять производство, а также другие меры, предусмотренные законодательством.
- Вести оперативно-розыскные работы. В этот пункт включается как объявление в розыск подозреваемых лиц, так и поиск украденного имущества, принадлежащего другим людям. В рамках проведения подобных мероприятий полицейские имеют право изымать документы, предметы и материалы, если это разрешает закон.
- Наблюдать за лицами, которые больше не содержаться в местах лишений свободы, но отбывали в них наказание на протяжении определенного периода времени. Данные процедуры могут проводиться в рамках социальной реабилитации человека.
- Доставлять граждан в отделение полиции для решения вопроса о задержании, установлении личности, ареста или оказания помощи. В этом случае лицо может быть принудительно привезено в служебное помещение территориального органа по разным причинам: подозрение в совершении преступления, розыск, неспособность о себе самостоятельно позаботиться.
- Принудительно или по желанию привозить граждан в медицинские учреждения, если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не могут самостоятельно ориентироваться на местности, не способны передвигаться без сторонней помощи. Подобные меры также применяются, если есть вероятность, что задержанное лицо нанесет вред собственному здоровью или окружающим людям и имуществу.
- Проводить досмотр транспортных средств, граждан, а также их вещей, если рассматривается вероятность, что у них могут быть при себе запрещенные предметы или вещества. Сюда включены наркотические, радиоактивные, ядовитые и психотропные вещества, вооружение (если на него отсутствует разрешение), и чужое имущество.
- Проводить досмотр граждан при организации массовых общественных мероприятий с целью обеспечения безопасности. Ограничивать перемещение людей по защищенной территории, если они отказываются показать документы или вещи, которые при них имеются.
- Регистрировать, фотографировать, записывать аудио, дактилоскопировать жителей, подозреваемых или совершивших преступление, административное правонарушение или другое противоправное действие, а также неустановленных лиц с целью определения личности перед заключением под стражу.
- Останавливать транспортные средства и проводить их осмотр, проверять документы водителя и перевозимое имущество. Сотрудники полиции имеют право задержать машину и находящих в ней людей, если при досмотре были обнаружены запрещенные предметы или же зафиксированы определенные нарушения. Обеспечивать необходимые условия для безопасного дорожного движения.
- Проверять места, на территории которых осуществляется производство, хранение и торговля оружием. Сюда же включены учреждения, занимающиеся размещением патронов и боеприпасов, а также утилизацией различных взрывчатых предметов.
- Принимать меры, направленные охрану и защиту потерпевших и пострадавших в результате преступлений, а также свидетелей и служебных лиц, которые имеют отношение к судопроизводству и следствию по определенным делам.
- Получать, изучать, хранить и уничтожать любые данные и информацию, связанную со следствием по различным делам.
- Сотрудничать с гражданами внештатным образом с их согласия. В данном случае учитывается, что гражданские лица могут безвозмездно или за вознаграждение оказывать помощь в раскрытии преступлений.
- Беспрепятственно пользоваться средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не требующей отлагательств. Предполагается, что подобные меры могут применяться только в служебных целях.
- Беспрепятственно пользоваться любыми транспортными средствами в случае чрезвычайной ситуации за исключением тех, которые принадлежат дипломатическим лицам, а также другим представителям иностранных или международных организаций. Чужие автомобили могут временно изыматься в рамках пресечения преступной деятельности, для оказания медицинской помощи или буксировки неисправных транспортных средств, мешающих безопасному дорожному движению.
Каковы права и обязанности полиции
Полностью права и обязанности полиции зафиксированы в соответствующем федеральном законе (закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ). Всего закон фиксирует более 40 видов обязанностей, которые можно разделить на несколько категорий:
- Раскрытие совершенных преступлений и правонарушений в пределах своей компетенции. В рамках исполнения этого вида обязанностей полиция принимает от граждан заявления и сообщения о нарушении закона, занимается дознанием, административным производством и т. д.
- Охрана правопорядка и поддержание безопасности. Сюда входит как пресечение совершающихся преступлений и правонарушений, так и обеспечение безопасного проведения митингов, охрана имущества и т. д. Кроме того, совместно с другими органами власти полиция обеспечивает проведение спасательных мероприятий и карантинных мер при эпидемиях и эпизоотиях.
- Оперативная деятельность и розыск. Этим полиция занимается как по делам, дознание по которым ведется ее сотрудниками, так и по поручению других следственных органов.
- Контроль за безопасностью дорожного движения, соблюдением ПДД и технических стандартов на транспортные средства. В основном эти функции возложены на ГИБДД.
- Контроль за оборотом оружия. Сюда входит как выдача лицензий, так и проверка условий хранения и т. п.
- Предотвращение экстремистской и террористической деятельности.
Для осуществления возложенных на нее обязанностей полиция наделена и очень широким кругом прав. Полный их перечень, установленный федеральным законом, включает более 30 пунктов. В частности, полиция вправе:
- требовать от отдельных людей и организаций прекращения действий, нарушающих закон;
- проверять документы у граждан, если есть основания подозревать их в совершении правонарушений или преступлений;
- вызывать для дачи объяснений и показаний любых лиц, если ведется расследование преступлений, административное производство или проверка по заявлениям о нарушении закона;
- запрашивать и бесплатно получать информацию (справки, копии документов и т. д.).
Каковы обязанности участкового полиции
Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:
- Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
- Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
- Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
- Пресекать противоправные действия.
- Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
- Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
- Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.
Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).
Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:
- При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
- Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
- При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.
Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка
Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.
В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.
(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)
Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».
(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)
В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.
Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.
Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.
Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.
Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.
В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.
Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.
Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.
Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.
Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.
Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
Должностные обязанности сотрудника полиции
Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:
- Знать и соблюдать действующее законодательство.
- Исполнять функции, возложенные на них.
- Выполнять законные распоряжения руководства.
- Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
- Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
- Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
- Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
- Бережно относиться к государственному имуществу.
- Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
- Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
- Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
- Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.
Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:
- На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
- Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
- Выходные, отпуска, отдых.
- Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
- Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
- Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
- Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
- Защиту персональных данных.
- Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
- Судебную защиту.
Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.
внутренний полиция преступность правонарушение
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. вступил в силу с 1 марта 2011 г. Данный закон направлен на создание нового типа взаимоотношений общества и силовой структуры — полиции. Закон четко устанавливает права и обязанности полицейских, правовой статус полиции, а также устраняет несвойственные полиции функции.
Закон о полиции корректирует деятельность полиции с учетом современных требований общества.
Во главу угла ставится защита государства, общества и личности от противоправных посягательств; пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и выявление преступлений, производство дознания по уголовным делам; осуществления розыска лиц; производство по делам об административных правонарушениях; а также исполнение административных наказаний. Полиция будет отвечать за правопорядок в общественных местах, безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; государственную защиту участников уголовного процесса. Полиция продолжит работу по охране объектов и осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Закон о полиции исключает из перечня полномочий полиции функции, дублирующие компетенцию Федеральной Миграционной Службы РФ.
Закон о полиции ограничивает права полиции в сфере проведения проверок деятельности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Вправе ли полицейский задержать без причины?
Основания и причины задержания перечислены в 14 статье закона «О полиции». Задерживать разрешено только лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Основания для такого задержания:
- Человека поймали в момент совершения преступления или сразу после этого.
- На него указали свидетели преступления.
- Одежда, жильё или иные вещи этого человека содержат следы преступления.
Кроме этих причин, есть ещё несколько, по которым полицейские также вправе задержать гражданина:
- Он пытался скрыться.
- Его личность не установлена.
- У него нет постоянного места жительства.
- Нахождение в месте, где по данным полицейских скрывается преступник или ориентировка на данного гражданина.
Есть ли у полиции право заходить в квартиру?
Конституция РФ в 25 статье утверждает неприкосновенность жилища. Без согласия его собственника, входить в дом разрешено только в некоторых случаях, указанных в законе. Суд вправе принять постановление, разрешающее обыск в квартире без согласия её владельца.
Российское законодательство разрешает участковому входить в квартиру, если в ней совершается преступление или кому-то нужна неотложная помощь. В таких ситуациях дополнительное разрешение на проникновение в жилище не требуется, а действия полицейского не будут нарушением.
Статья 15 ФЗ «О полиции» содержит следующие основания для проникновения в жилище или на земельные участки без согласия их собственников:
- С целью обеспечения безопасности или спасения людей.
- Для задержания подозреваемых в преступлении.
- С целью пресечь преступление.
- Чтобы выяснить обстоятельства несчастного случая.
В данных ситуациях полицейскому разрешено взломать замки. Но предварительно он должен уведомить жильцов о том, что это сделает. Не уведомлять можно только, когда промедление создаёт угрозу для жизни других людей или влечёт какие-либо тяжкие последствия.
Что касается вопроса о праве не открывать полицейскому, то закон разрешает следующие действия:
- Попросить представиться и предъявить удостоверение (через глазок или защитную цепочку).
- Переписать данные сотрудника полиции и сообщить их родным, прежде, чем открывать дверь.
- Потребовать указать причину визита.
Если полицейский не представляется, то граждане вправе ему не открывать. В этом случае лучше сразу же звонить по номеру 112 или в дежурную часть и объяснить ситуацию.
Глава 9. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ.
Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
2. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество — в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Нормы иных видов материально-технического обеспечения полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ.
6. Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 201-ФЗ)
7. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Каковы права и обязанности полиции
Полностью права и обязанности полиции зафиксированы в соответствующем федеральном законе (закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ). Всего закон фиксирует более 40 видов обязанностей, которые можно разделить на несколько категорий:
- Раскрытие совершенных преступлений и правонарушений в пределах своей компетенции. В рамках исполнения этого вида обязанностей полиция принимает от граждан заявления и сообщения о нарушении закона, занимается дознанием, административным производством и т. д.
- Охрана правопорядка и поддержание безопасности. Сюда входит как пресечение совершающихся преступлений и правонарушений, так и обеспечение безопасного проведения митингов, охрана имущества и т. д. Кроме того, совместно с другими органами власти полиция обеспечивает проведение спасательных мероприятий и карантинных мер при эпидемиях и эпизоотиях.
- Оперативная деятельность и розыск. Этим полиция занимается как по делам, дознание по которым ведется ее сотрудниками, так и по поручению других следственных органов.
- Контроль за безопасностью дорожного движения, соблюдением ПДД и технических стандартов на транспортные средства. В основном эти функции возложены на ГИБДД.
- Контроль за оборотом оружия. Сюда входит как выдача лицензий, так и проверка условий хранения и т. п.
- Предотвращение экстремистской и террористической деятельности.
Для осуществления возложенных на нее обязанностей полиция наделена и очень широким кругом прав. Полный их перечень, установленный федеральным законом, включает более 30 пунктов. В частности, полиция вправе:
- требовать от отдельных людей и организаций прекращения действий, нарушающих закон;
- проверять документы у граждан, если есть основания подозревать их в совершении правонарушений или преступлений;
- вызывать для дачи объяснений и показаний любых лиц, если ведется расследование преступлений, административное производство или проверка по заявлениям о нарушении закона;
- запрашивать и бесплатно получать информацию (справки, копии документов и т. д.).