Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого момента наступает административная ответственность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.
Комментарий к ст. 2.3 КоАП
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.
В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.
Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми
Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.
Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.
Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.
Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.
Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.
***
Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Виды административных взысканий
Административное правонарушение подразумевает взыскания. И к ним относятся:
- Обычное предупреждение. Это порицание, оно имеет официальный характер и реализуется в письменной форме, предусмотренной законодательством;
- Штраф. Назначается сумма, она определяется мерой ответственности за административное правонарушение;
- Изъятие возмещаемое. Подразумевается изъятие предмета, орудия, фигурирующего в административном правонарушении. Вещь реализуется, а ее бывший владелец получает деньги;
- Изъятие, не предусматривающее компенсации при административном правонарушении.
- Лишение права (например, на охоту, управление транспортом);
- Кратковременный арест при административном правонарушении. На 15 дней, а при чрезвычайном положении до 30.
- Принудительное выдворение из страны за административное правонарушение;
- Лишение квалификации. Лицо остается без права руководить компанией, продолжать деятельность в качестве предпринимателя или осуществлять прочую деятельность после административного правонарушения;
- Временное приостановление деятельности.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Признаки административного наказания:
• фактическим основанием выступает административное правонарушение;
• применяется специально уполномоченными субъектами;
• реализуется в установленном процессуальном порядке;
• применяется посредством соответствующих мер;
• вызывает наступление определенных правоограничений;
• применяется для достижения определенных целей. Цели административного наказания:
1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:
• характер совершенного административного правонарушения;
• личность виновного;
• имущественное положение виновного;
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:
• характер совершенного административного правонарушения;
• имущественное и финансовое положение юридического лица;
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
• добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
• повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
• совершение административного правонарушения группой лиц;
• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Давность привлечения к административной ответственности:
• не позднее двух месяцев со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения;
• не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий;
• не позднее одного года со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения, влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации.
Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:
• со дня совершения административного правонарушения;
• со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
• со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).
Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.
Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:
• при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;
• при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены двумя и более статья��и КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается с учетом следующих правил: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;
• при определении административного наказания в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Комментарий к статье 2.3 КоАП РФ
Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.
В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:
- административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, а это означает, что она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, или же их нормами об административных правонарушениях, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
- назначается только за административные проступки;
- субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;также субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
- за административные проступки предусмотрены административные взыскания;
- административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, например: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и другими;
- административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;
- если применяется административное взыскание, то это не влечет за собой судимости и последующего увольнения с места работы;
- меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних
Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).
В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.
Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.
За что могут привлечь?
Административное наказание используется для лиц, совершивших определенное правовое нарушение, ответственность за которое накладывается на основании КоАП.
По большей мере данная ответственность накладывается за игнорирование ПДД или действия хулиганского характера в общественных местах.
К примеру, если гражданин 16-летнего возраста имеет права на использование мопеда и во время своей поездки нарушит правила дорожного движения, то инспектор ГИБДД вполне может привлечь подростка к АО.
Обратите внимание! Данное правило применимо и к курению и распитию спиртных напитков в общественных местах.
Специфика установления возрастных критериев
Законы на сегодняшний день регулируют различные возрастные рамки, при которых подросток будет отвечать за свои проступки. Возраст наступления юридической ответственности контролируется Налоговым кодексом аналогично КоАП. Исходя из второго пункта статьи 107 названного кодекса, физлицо привлекается к налоговой ответственности с возраста 16 лет.
КоАП регулирует ситуации, при которых может наступить АО, и на гражданина наложат санкции: момент совершения проступка, день совершения адм. нарушения или, если проступок длительный – дата его выявления.
Когда выявляется факт совершения административного правового нарушения, требуется найти признаки оконченного проступка. Если нарушение имеет завершенный состав, то существует его состав. Момент совершения правового нарушения связан со временными рамками, на основании которых выявляется сам факт проступка. Отметим, что существует тождество терминов «время совершения противоправного действия (бездействия)» и «момент совершения административного правонарушения». Время осуществления длительного административного правового нарушения – проступка, проходящего на постоянной основе уже достаточно долго, – касается его выявления вне зависимости от того, когда началось совершения конкретного проступка (или бездействия).
Нюансы разбирательства административных дел подростков
При рассмотрении дела, уполномоченный на это орган должен проделать следующие действия:
- изначально устанавливается, имело ли место само правонарушение, а также его характер;
- устанавливается личность правонарушителя;
- выясняется его личностная характеристика, имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут выступать как отягчением, так и облегчением ответственности;
- внимание уделяется тому, насколько о нем заботятся родители, как они обеспечивают его образование и медицинское обслуживание: получен ли СНИЛС (что это такое, можно узнать здесь) и страховой полис, совершаются ли визиты к врачам и т.д.;
- для дел с несовершеннолетними, особенно рассматриваемыми комиссиями по их делам, почти всегда привлекают родителей или других законных представителей ребенка.