Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты УТС по новой методике в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2022 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Порядок получения УТС
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2022 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
Калькулятор утс автомобиля онлайн
Бумага передается в канцелярию суда, который будет заниматься разбирательством. Представители учреждения проверят иск на правильность заполнения. Если бумага составлена с соблюдением норм, ее примут. В случае наличия ошибок документ отправляется на доработку.
- Система авторизации гарантирует покупателю, что платежные реквизиты его платежной карты (номер, срок действия, CVV2/CVC2) не попадут в руки мошенников, так как эти данные не хранятся на сервере авторизации и не могут быть похищены.
- Покупатель вводит свои платежные данные непосредственно в системе авторизации CloudPayments, а не на сайте интернет-магазина, следовательно, платежные реквизиты карточки покупателя не будут доступны третьим лицам.
Если Вас все устроит, заключается договор. В соглашении фиксируют права и обязанности сторон, определяют особенности услуги, ответственность сторон. Когда договор подписан, Вы собираете запрошенную документацию и предоставляет её нам.
Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
УТС по КАСКОЧтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы: Бесплатный расчет утраты товарной стоимости автомобиля производится по методу Хальбгевакса. 7.2. Договор исчерпывающим образом оговаривает и содержит все существенные и иные условия, которых должны придерживаться Стороны при исполнении Договора. Все, что не урегулировано настоящим Договором, регулируется нормами гражданского законодательства Республики Казахстан.
Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
- проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
- анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.
Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.
При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.
Как получить выплату УТС по ОСАГО
Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.
Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:
- Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
- Составить заявление установленного образца.
- Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
- Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
- Предоставить машину для осмотра экспертов.
- После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
- После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
- Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
- На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
N | Наименование элемента | Замена | р. N 2 | р. N 3 — 4 |
Передняя часть | ||||
1 | Капот | — | 0.3 | 0.7 |
2 | Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) | 0.5 | 0.2 | 0.4 |
2.1 | Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
2.2 | Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя | 0.3 | 0.1 | 0.2 |
3 | Брызговик облицовки радиатора съемный | — | 0.1 | 0.2 |
4 | Брызговик облицовки радиатора несъемный | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
5 | Крыло съемное | — | 0.1 | 0.3 |
6 | Крыло не съемное | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
7 | Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) | 1.7 | 0.7 | 1 |
8 | Лонжерон передний без брызговика крыла | 0.7 | 0.3 | 0.8 |
9 | Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) | 0.7 | 0.4 | 0.7 |
9.1 | Надставка щита передка | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
10 | Короб воздухопритока | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
11 | Панель рамы ветрового окна | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
11.1 | Нижняя часть панели рамы ветрового окна | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Средняя часть | ||||
12 | Дверь боковая | — | 0.2 | 0.4 |
13 | Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) | 1.5 | 0.7 | 1.7 |
14 | Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
15 | Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) | 2 | — | — |
15.1 | Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) | 1.5 | — | — |
15.2 | Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) | 0.5 | 0.5 | 1 |
15.3 | Стойка боковины передняя (от крыши до порога) | 0.7 | 0.3 | 0.4 |
15.4 | Стойка боковины задняя (от крыши до порога) | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.5 | Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
15.6 | Стойка боковины центральная | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.7 | Нижняя часть боковины (порог) | 0.5 | 0.5 | 1 |
16 | Пол салона | 3 | 0.7 | 1.4 |
17 | Лонжерон, поперечина пола салона | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
Задняя часть | ||||
18 | Дверь задка, крышка багажника | — | 0.3 | 0.7 |
19 | Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) | 0.4 | 0.3 | 0.5 |
20 | Крыло (конструктивно — отдельный элемент) | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
21 | Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) | 0.6 | 0.4 | 0.7 |
22 | Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.4 | 0.3 | 0.4 |
22.1 | Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
22.2 | Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
23 | Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) | 0.6 | 0.4 | 0.6 |
23.1 | Надставка пола багажного отделения боковая или задняя | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
24 | Лонжерон задний | 0.7 | 1 | 1.5 |
25 | Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
26 | Панель рамы окна задка | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
26.1 | Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Окраска | ||||
27 | Полная или наружная окраска кузова | 5 | ||
28 | Окраска одного наружного элемента кузова: | |||
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) | 0.5 | |||
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) | 0.35 | |||
Разборка, устранение перекосов | ||||
29 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 1 | ||
29.1 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.4 | ||
29.2 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.3 | ||
29.3 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.15 | ||
30 | Перекосы: | |||
несложный | 1 | |||
средний | 2 | |||
сложный | 3 | |||
особо сложный | 5 |
Какие методики применяются
Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.
Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:
- повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
- оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
- возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
- износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
- пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).
Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:
- данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
- размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
- для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
- по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.
Расчет УТС может быть произведен тремя способами:
- по методике Минюста;
- по методу Хальбгевакса;
- по методу Руководящего документа.
Разберемся с каждой методикой более подробно.
Что такое УТС и кому платят?
Само это понятие в законодательстве не содержится, но методика его расчёта есть.
Верховный суд даёт такую трактовку утере товарной стоимости:
Уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 (далее – ППВС РФ №58 по ОСАГО), пункт 37).
Простым языком УТС — это разница между стоимостью целого, но не битого и не крашеного автомобиля, и стоимостью такого же целого, но битого, а потом восстановленного и крашеного автомобиля после ДТП.
Поскольку утрата стоимости относится к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, то владелец поврежденного транспортного средства (потерпевший) имеет право на получение данной выплаты.
Расчет утраты товарной стоимость автомобиля
Утрата товарной стоимости авто — это уменьшение стоимости транспортного средства, произошедшее из-за преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида авто и его эксплуатационных качеств из-за снижения прочности и долговечности его отдельных комплектующих (узлов, агрегатов, деталей), покрытий или соединений в результате ДТП и последующего восстановления. Чаще всего под возмещение по УТС попадают элементы кузова (решетка радиатора, бампер), а также повреждение ЛКП. Обратите внимание, под УТС не попадают элементы, не влияющие на внешний вид (замена двигателя) и не требующие покраски (фары).
Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу ТС и подлежит возмещению по страховому полису наряду со стоимостью ремонта.
Важно: УТС выплачивается даже при возмещении страхового случая путём организации восстановительных работ в автосервисе. УТС компенсируется и в рамках ОСАГО (при ДТП), и в рамках КАСКО (остальные случае, кроме ДТП, например, падение льда с крыши), однако рассчитывается только для легковых авто, соответствующих следующим критериям:
Как показывает практика, страховые компании обычно отказываются в добровольной выплате УТС, поскольку такие выплаты прямо не оговорены правилами страхования КАСКО и ОСАГО. Поэтому для полной компенсации ущерба авто в ДТП зачастую требуется проведение независимой автотехнической экспертизы.
Независимая оценка ущерба автомобиля гарантирует владельцу транспортного средства получение выплат по страховому полису в полной мере. АвтоПроф гарантирует профессиональную защиту интересов клиента в том числе и в суде.
Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).
До появления МР2018 была актуальна другая методика данного ведомства, известная как МР2013 в редакции 2015 года. Как сказано в преамбуле МР2018 с момента ее выхода все прежние методические рекомендации утрачивают свою силу.
Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).
Пример расчета утс по методу хальбгевакса
В Минюсте РФ разработана своя таблица для определения УТС импортных и отечественных автомобилей. Это транспорт возрастом меньше пяти лет (износ — до 35 %) .
Показатели A и B нужны для определения величины коэффициента K с помощью специальной таблицы значений.
Первым и основным способом является метод, разработанный Минюстом РФ. Именно он используется судебными экспертами; метод определяет утрату товарной стоимости в процентном соотношении к первоначальной стоимости автомобиля. Использование данного расчета может применяться только для ТС:
- не старше 5 лет (3 года – для продукции отечественного автопрома);
- амортизация которых не превышает 35%.
На рынке присутствуют организации, предлагающие помочь клиенту получить 100% компенсации по УТС по ОСАГО, даже если случай попадает под вышеуказанный перечень.
Условия получения УТС
Получить УТС можно при соблюдении следующий условий:
- вы являетесь потерпевшим в ДТП, по которому наступил страховой случай по полису ОСАГО;
- страховая выплата без учета УТС не превышает выплату по полису ОСАГО. Следует учитывать требования закона в части оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. В этом случае сумма может быть уменьшена, это прямо следует из закона об ОСАГО;
- УТС рассчитан в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, утвержденных Минюстом;
- были выполнены или необходимо выполнить конкретные ремонтные работы, к которым относятся:
- устранение перекоса кузова или рамы;
- замена кузовных несъемных элементов, которая может быть как полной, так и частичной;
- ремонт элементов кузова (к ним относятся капот, крылья, двери, крышка багажника);
- окраска наружных поверхностей кузова и бамперов;
- полная разборка салона, которая нарушила качество сборки машины.
Учтите, что в соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов, для расчета и выплаты УТС по ОСАГО необходимы некоторые дополнительные условия:
- износ автомобиля был не более 35% (п. 7.1.4);
- возраст транспортного средства в момент ДТП был не больше:
- 5 лет — для легковых автомобилей (п. 7.1.4. 1);
- 1 года — для отечественных грузовых автомашин (п. 7.1.4. 2);
- 2 лет — для иностранных грузовых автомашин, предназначенных для перевозки коммерческих грузов.
Если вам отказали в выплате УТС
Случаи, когда страховая компания отказывает в выплате УТС по ОСАГО, встречаются достаточно часто. Если отказ произошел не по указанным выше причинам, и вы считаете, что страховая компания отказывает в возмещение потери товарной стоимости автомобиля по надуманным основаниям, и такой отказ не соответствуют закону, взыскание компенсации можно произвести по судебному решению.
Отказ страховой компании в выплате УТС может быть обжалован в судебном порядке путем направления искового заявления в суд. Как свидетельствует опубликованная судебная практика, суды зачастую встают на сторону страхователя.
Исковое заявление составляется по общим правилам, оплачивается государственной пошлиной, и к нему прикладываются документы, подтверждающие право вашего требования.
Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году
- паспорт заявителя;
- права на управление транспортным средством;
- страховой полис ОСАГО;
- свидетельство о регистрации (СТС);
- документ, подтверждающий факт оплаты услуг эксперта;
- акт, подтверждающий размер утраченной стоимости машины;
- протокол о ДТП;
- заявление на возмещение УТС автомоибля по ОСАГО.
Большинство исков с требованием о возмещении УТС машины по ОСАГО удовлетворяются. Однако присутствуют и отрицательные результаты. Решение может быть принято, если гражданин неверно составил пакет документации или затребовал слишком большую сумму, пренебрегая обращением к экспертам для проведения расчета. Суд может счесть требования заявителя неправомерными и по ряду других причин.
Чтобы произвести расчёт значения показателя УТС машины в 2022 году, потребуется обратиться к экспертам. Применяемые методы могут различаться. Однако суды считают более достоверным расчёт, произведенный на основании методических рекомендаций. Они утверждены Минюстом РФ. Величина утраты товарной стоимости автомобиля зависит от цены машины на момент происшествия и характеристика повреждений. Во внимание принимается их:
- Выплата утраты товарной стоимости ТС по ОСАГО предоставляется только лицу, которое не является виновником происшествия.
- Размер компенсации не может быть больше 400000 рублей.
- Транспортное средство эксплуатируется меньше установленного срока. Для автомобилей отечественного производства показатель не должен быть выше 3 лет. Если автомобиль является иностранным, значение показателя повышается до 5 лет.
- Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.
- Назначение выплаты по УТС осуществляется на основании решения суда.