Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС не стал отменять торги, проведенные не по специальным правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда появилось банкротство физлиц, судебной практики по этому направлению ещё не было. Ни должники, ни кредиторы не понимали, как должно работать банкротство физлиц. Но люди начали банкротиться, «обкатывая» тем самым процедуру банкротства. Многие вопросы, возникающие в процессе, решались в пользу должников.
Ряд организаций Ленобласти смогут получить инвестиционный налоговый вычет
У банков есть штат юристов, они умеют искать имущество, знают, какие аргументы убедят суд в вашей недобросовестности, знают, как выставить ваши действия в дурном свете. Тягаться с ними непросто.
Но до борьбы с кредиторами ещё дойти надо. Собрать документы, правильно составить заявление и подать его в суд. А потом ходить на заседания. Вы уверены, что сможете убедительно противостоять в суде юристу банка, который годами занимается делами о банкротстве?
Юристы БОЛЬШОГО ДЕЛА сами ходят во все заседания суда. Хотя мы так хорошо готовим документы, что судьи, бывает, сами говорят нам, что можно даже не приходить — дело и без нашего присутствия пойдёт как по маслу.
Очевидно, что кредиторы сильнее должника — юридически, финансово и т. д. Однако это не значит, что они все делают правильно, не совершают ошибок и не способны схитрить. На то и нужен юрист по банкротству, который владеет ситуацией, предугадывает действия кредиторов и будет готов к любой их «выходке».
Своё банкротство лучше доверить юристам, которые специализируются в этой области. То есть регулярно помогают гражданам банкротиться, владеют актуальной судебной практикой и в курсе всех изменений в законодательстве.
Мы в «БОЛЬШОМ ДЕЛЕ» одни из первых в России стали помогать гражданам списать их долги (с 2015 года). Наши юристы активно практикуются и знают, как помочь клиенту, даже его ситуация — нестандартная.
Не стоит «вестись» на рекламные заголовки «Спишем долги! Гарантия — 100%». Посудите сами, как юрист может дать гарантию, если он вас в глаза не видел, а тем более не знает все обстоятельства вашего дела? Да и решение принимает судья, а не юрист. Добросовестные юристы не дают таких обещаний.
Мы в БОЛЬШОМ ДЕЛЕ работаем совершенно иначе. Сначала мы изучаем ситуацию и понимаем, спишет суд долг или не спишет.
Не спешите радоваться, когда увидите объявление с очень низкими ценами на услуги юристов по банкротству. Обычно выясняется, что эти юристы, например, только документы собирают, а в суд не ходят. Или не выполняют какую-то еще необходимую часть работы.
Банкротство под ключ с грамотными юристами не может стоить дешево. Зато позволит сохранить ваше имущество и списать долги.
Заметим, что весь процесс банкротства состоит из пяти стадий:
– наблюдение;
– финансовое оздоровление (введена Законом № 127-ФЗ);
– внешнее управление;
– конкурсное производство;
– мировое соглашение.
Рассмотрим, что же представляет собой каждая из этих стадий и какие особенности они имеют применительно к сельхозпредприятиям и фермерам.
на условиях софинансирования: средства федерального и областного бюджетов
областные мероприятия: средства областного бюджета.
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:
Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
2. Организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организации потребительской кооперации.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса.
Анализ финансового состояния предприятия-банкрота
Ключевые особенности банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с самой спецификой деятельности в отрасли. Любые меры, такие как наблюдение, внешнее управление и т. д., вводятся только с учетом климатических особенностей региона и сезонного режима работы должника. Так, по действующему законодательству, финансовое оздоровление может проводиться только до момента завершения сельскохозяйственных работ с учетом времени, которое отводится для продажи продукции. Иногда срок увеличивается еще на год.
Внешне финансовое управление также вводится до завершения работ и реализации продукции с возможностью продления срока. Однако общая его продолжительность не должна превышать 2 лет 3 месяцев. Проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с тем, что далеко не всегда в невыплате долгов виноват руководитель предприятия. Если в процессе внешнего управления предприятие потеряло доход из-за эпизоотии, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств, его срок может быть увеличен еще на год.
Процедура реализации имущества организации также имеет особенности. Она проводится в три этапа:
- На торги выставляется все предприятие. Этим занимается арбитражный управляющий.
- Если покупателя не нашлось, то на торги выставляется полный комплект имущества предприятия.
- Если и в этом случае покупателя нет, только тогда имущество распродается по частям.
Преимущественное право на приобретение имущества должника получают его соседи, то есть лица, владеющие соседствующими земельными участками и занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Если же таких нет, то преимущественное право получают организации того же муниципального образования или той же местности. Эта норма была введена, чтобы сохранять сельскохозяйственное назначение земли, что способствует укреплению сельского хозяйства.
Для проведения торгов арбитражный управляющий в обязательном порядке оповещает ближайшие сельхозкомпании, а также публикует информацию о продаже в местных СМИ, при этом указывается стартовая цена. В итоге все предприятие целиком ли имущество должника перепродается на торгах по цене, назначенной аукционом. Если претендентов оказалось несколько, то аукцион выигрывает тот, кто подал заявку первым.
Фактическое |
Предсказанные значения |
Процент совпадения, |
|
Банкрот |
Не банкрот |
||
Банкрот |
25 (24) |
3 (4) |
89,29 (85,71) |
Не банкрот |
2 (2) |
26 (26) |
92,86 (92,86) |
Итого… |
27 (26) |
29 (30) |
91,07 (89,29) |
Законодатель, наделяя субъектов правоотношений определенными правами и юридическими обязанностями, в том числе складывающимися в процедурах несостоятельности (банкротства), осуществляет правовое регулирование той или иной сферы общественных отношений, в частности, конкурсных отношений [24, c. 16].
Положения закона не содержат предписаний об уведомлении учредителей (участников) должника по важным вопросам, что свидетельствует о законодательном игнорировании факта возможного расхождения интереса учредителей (участников) хозяйственного общества и самого юридического лица. В этой связи можно предположить, что они в Законе о банкротстве отождествляются. Анализ ст. 42, 48 и 68 Закона о банкротстве иллюстрирует непоследовательность законодательного подхода, в том числе отсутствие единства в понимании сущности юридического лица. Нормы Закона о банкротстве, если попытаться схематически классифицировать их по дуалистическому принципу, склоняются то в сторону теории фикции, то в сторону теории реальности юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников) в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных законом, — к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Сложившаяся ситуация вновь иллюстрирует некий дуализм правового положения учредителей (участников), так как они могут реализовать две возможности: во-первых, объединившись и согласовав свою волю, принять решение, которое будет решением должника, а во-вторых, выступить самостоятельным объединением, отстранившись от порожденного ими юридического лица-должника. В первом случае они ассоциируют себя с должником, а, следовательно, законодатель в данном случае стоит на позиции теории реальности; во втором случае существует самостоятельный интерес учредителей (участников), здесь законодатель стоит на позиции теории фикции.
В силу п. 3 ст. 77 Закона о банкротстве голосовавшие за принятие решения о введении финансового оздоровления учредители (участники) имеют право предоставить обеспечение. Кроме того, закон указывает на возможность не только самостоятельного предоставления обеспечения, но и с помощью третьих лиц. В данном случае интерес будет реализован организационным и коммуникативным потенциалом учредителей (участников). Правом предоставить обеспечение закон наделяет лишь тех учредителей (участников) должника, которые голосовали «за введение финансового оздоровления» (п. 3 ст. 77). Голосование «против» не должно лишать учредителей (участников) должника права предоставить обеспечение, и если они, несмотря на результаты предшествующего голосования, тем не менее, хотели бы предоставить обеспечение, то такую возможность им нужно предоставить. Данное предложение объясняется возможным изменением существующего интереса учредителей (участников) должника.
Внешнее управление — это реабилитационная процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд осуществляет информирование представителей учредителей (участников) должника. Значит, правоприменительная практика восполняет пробелы существующие в нормах Закона о несостоятельности (банкротстве) в части учета интереса учредителей (участников) должника.
При признании должника банкротом его учредитель (участник), являющийся стороной в недействительной сделке, связанной с выплатой ему доли в имуществе должника, может быть признан кредитором третьей очереди (п. 4 ст. 103 Закона о банкротстве). Данная норма предоставляет участнику, заключившему сделку, признанную впоследствии недействительной, преимущество перед другими, тогда как добросовестные участники юридического лица, воздержавшиеся от неправомерных действий, имеют право лишь на ликвидационную квоту, что нарушает их права и законные интересы.
Таким образом, на стадии конкурсного производства реализация правового интереса учредителей (участников) должника может происходить непосредственно при предоставлении учредителем (участником) финансовой помощи должнику и опосредованно через участие в органах юридического лица, частично сохранившего свою компетенцию [22, c. 17-18].
Итак, наряду со специальными нормами права и обязанности арбитражного управляющего регулируются также общими нормами (ст. ст. 20. — 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Правовой статус должника не так четко закреплен в процедуре банкротства.
Переход к рыночным отношениям привел к кризисному положению многих, в том числе и агропромышленных предприятий. Глубина, продолжительность и распространенность кризисных явлений, проявляющихся в устойчивом спаде производства, неплатежеспособности и влекущих за собой необратимые изменения демографической и социальной сфер, обуславливают необходимость поиска новых направлений государственного регулирования этих явлений.
Таким, образом, ситуация банкротства (или ухода экономического субъекта с рынка) корректируется государственными органами таким образом, что бы каким способом не распределялись объекты собственности между экономическими агентами, их совокупная величина после банкротства у всех агентов была бы не меньше, чем до процедуры банкротства.
Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве
Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.
На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:
- образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
- срок ее превышает 3 месяца.
С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:
- сама организация;
- ее контрагенты, кредиторы;
- органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.
Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):
- Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
- Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
- Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.
Сезонность условий финансового оздоровления
Естественно, что в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Об этом сказано в п. 1 ст. 178 Федерального закона N 127-ФЗ. Допускается некоторая отсрочка удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
В каждом случае предполагаемого банкротства к должнику применяется процедура финансового оздоровления, чтобы максимально учесть одновременно его интересы и интересы кредиторов. Под этой процедурой понимаются восстановление его платежеспособности и погашение задолженности согласно графику погашения задолженности.
Для сельскохозяйственной организации в ходе финансового оздоровления принимается во внимание срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Но за этот период у сельскохозяйственной организации могут возникнуть характерные для отрасли обстоятельства чрезвычайного характера: стихийные бедствия, эпизоотия и т.п. Конечно, они могут только ухудшить ее финансовое состояние. Тогда учредители (участники) должника, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона N 127-ФЗ.
При достижении согласия об этих изменениях возможно продление на год срока финансового оздоровления сельскохозяйственной организации.
Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации
ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
- провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
- рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета
— с 2023 — 150 тыс. тонн;
— с 2025 — 50 тыс. тонн.
Точность прогнозирования, %
Год, |
Общая |
Вероятность |
Вероятность |
1 |
91,07 (89,29) |
89,29 (85,71) |
92,86 (92,86) |
2 |
76,79 (76,79) |
92,86 (82,14) |
60,71 (71,43) |
Отличительной особенностью созданной модели является ее разработка в российских условиях с учетом отраслевой принадлежности и уровня специализации организаций. Полученная модель способна с точностью до 89,3% информировать о наступлении процедуры банкротства сельскохозяйственного товаропроизводителя в течение ближайшего года и с точностью до 92,7% — в течение двухлетнего периода. При этом представленная модель характеризуется высокой общей прогнозной точностью, составляющей 91,1% при прогнозе состояния предприятия на ближайший год, и 76,8% — в течение двух ближайших лет. Тестирование функции на различных выборках организаций позволит говорить о степени достоверности осуществления прогноза несостоятельности не только для сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края, но и в целом по России.
Особенности проведения банкротства сельскохозяйственных организаций
Введение
Тема является актуальной, потому что проводимая в последнее десятилетие государственная финансовая политика в России не устранила в полном объеме ни ранее накопившиеся проблемы в финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций, ни новые, возникшие в современный период. Значительная часть сельскохозяйственных организаций находится в кризисном финансовом состоянии, которое усугубляется отраслевой спецификой. Наблюдается тенденция возрастания количества финансово несостоятельных сельскохозяйственных организаций.
Целью курсовой работы является банкротство сельскохозяйственных организаций.
Задачами работы являются:
рассмотрение правовой природы сельскохозяйственной организации;
определение правового статуса лиц, участвующих в банкротстве сельскохозяйственных организаций;
анализ взаимосвязи ФЗ «О несостоятельности» с нормами гражданского права;
изучение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления сельскохозяйственной организацией;
анализ особенностей продажи имущества и имущественных права.
Предметом работы правовые нормы, а также теоретический материал, посвященный банкротству сельскохозяйственных организаций.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в результате банкротства сельскохозяйственных организаций.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили следующие методы: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, системный методы.
1. Теоретические аспекты правового регулирования банкротства сельскохозяйственных организаций
.1 Правовая природа сельскохозяйственных организаций
Согласно ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»: сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год [2, c. 27].
Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация и индивидуальный предприниматель при их соответствии в совокупности следующим трем признакам: осуществление ими производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и реализации этой продукции; указанная продукция соответствует перечню, утвержденному Правительством РФ; доля дохода от реализации этой продукции в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее чем 70% за календарный год.
Рассмотрим первую группу из 3-х признаков отнесения лиц к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые должны осуществлять: производство сельскохозяйственной продукции; ее первичную переработку; последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах); реализацию этой продукции.
Таким образом, в определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя названы организации и индивидуальные предприниматели, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, причем производящие и перерабатывающие такую продукцию не для собственного потребления, а на продажу.
Таким образом, указанным Постановлением установлен критерий, позволяющий однозначно определить наименование сельскохозяйственной продукции, производство или переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.
Третьим признаком, является количественный признак, согласно которому непременным условием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей является наличие в их доходе от реализации товаров, работ и услуг доли дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляющей не менее 70% за календарный год.
Для того чтобы определить, относятся ли граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, к сельскохозяйственному товаропроизводителю, необходимо установить, подпадают ли они под критерии, установленные для них Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ. Так, понятие личного подсобного хозяйства дано в ст. 2 указанного Закона: личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства [3, cт. 2881].
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Важным является тот факт, что реализация гражданами, вед��щими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные) снабженческие, заготовительные), признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями только при условии, если они созданы в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ.
Если обратиться к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то в нем содержится понятие не сельскохозяйственного товаропроизводителя, а сельскохозяйственной организации как юридического лица. Этот Закон разделяет процедуру признания несостоятельным (банкротом) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 177 упомянутого Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами, деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Выручка рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки [5, cт. 4190].
Закон о банкротстве распространяется и на сельскохозяйственные организации индустриального типа, к которым относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.): не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства; у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов, но при условии что такие организации отвечают признакам, указанным в Законе о банкротстве.
Поэтому Закон достаточно сужает круг тех сельскохозяйственных организаций, которые могут быть признаны банкротами.
Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России
В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.
Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).
Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.
Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами. Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей
Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.
В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.
Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст.
177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода.
Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.
Реализация имущества должника
В случае неэффективности проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению потенциального банкрота арбитражному управляющему необходимо реализовать имущество КФХ или другого сельскохозяйственного предприятия. В отношении предприятий сельского хозяйства при продаже его активов существуют определенные нюансы.
Во-первых, на торги выставляется организация в целом. Если при проведении торгов не нашлось желающих купить такой лот, то следующим этапом является объявление о реализации производственных активов, то есть основных средств, участвующих в процессе производства, сбора, хранения и продажи сельхозпродукции.
В первую очередь предпочтение в продаже имущества КФХ или сельхоз предприятия, объявленного банкротом, отдается сельскохозяйственным организациям, находящимся по близости. Если по соседству с банкротом нет таковых, то преимущество в покупке получают сельхозпредприятия региона. Перечисленные организации должны быть осведомлены о запланированных торгах в первую очередь.
Особенности проведения процедуры
Ключевые особенности банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с самой спецификой деятельности в отрасли. Любые меры, такие как наблюдение, внешнее управление и т. д., вводятся только с учетом климатических особенностей региона и сезонного режима работы должника. Так, по действующему законодательству, финансовое оздоровление может проводиться только до момента завершения сельскохозяйственных работ с учетом времени, которое отводится для продажи продукции. Иногда срок увеличивается еще на год.
Внешне финансовое управление также вводится до завершения работ и реализации продукции с возможностью продления срока. Однако общая его продолжительность не должна превышать 2 лет 3 месяцев. Проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с тем, что далеко не всегда в невыплате долгов виноват руководитель предприятия. Если в процессе внешнего управления предприятие потеряло доход из-за эпизоотии, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств, его срок может быть увеличен еще на год.
Сельхозпредприятиям дают время на банкротство
Но при этом необходимо обратить внимание на то, что в сельскохозяйственных вопросах вообще не должно быть механического подхода по любым проблемам», — заметил эксперт.
По словам Андрея Даниленко, надо понимать, что земля — это тоже природный ресурс, поэтому основная задача — не отобрать, наказать и передать другому, а добиться того, чтобы она постоянно и хорошо работала. «Главное, не останавливать природный цикл, который важен для сельскохозяйственных активов, — уверен эксперт. Кроме того, у субъектов РФ должна быть более серьезная ответственность за судьбу тех предприятий, которые у них находятся».Как заметил Сергей Хаванский, к.ю.н., юрист-аналитик юридического бюро «Падва и Эпштейн», оценивая основания для подобной новации, следует признать, что на первый взгляд специфика сельского хозяйства, состоящая