Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.
Уполномоченные по охране труда
Ключевые задачи уполномоченных:
- оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
- проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
- представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
- оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.
Обязанности работодателя
Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:
- получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
- иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативным и справочным материалам);
- беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
- иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
- проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
- иметь социальные гарантии.
Какими полномочиями наделены профсоюзы
Профсоюз – добровольная организация, создаваемая с целью представлять или защищать интересы прав трудящихся. Деятельность регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон №10-ФЗ;
- Трудовой кодекс: статьи 370, 22, 20 и 29.
Основная функция профсоюза предупредить нарушение или восстановить права работников. Специалисты могут провести проверку у любого работодателя, где работает член профсоюза. Основные полномочия:
- Добиться справедливого уровня оплаты труда, пособия, стипендии, пенсии и других выплат, положенных гражданину.
- Проверка соблюдения норм охраны труда в подразделениях, расследование несчастных случаев и т. д.
- Вести коллективные переговоры на разных уровнях власти, заключать договоры и соглашения.
- При выявлении факторов, угрожающих здоровью или жизни, инспектор вправе потребовать приостановить работу.
- При решении конфликтов, связанными с трудовыми вопросами, специалисты могут принимать участие в разбирательствах.
Профессиональные союзы взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти и другими организациями, которые ведут общественный контроль за охраной труда.
Кто проводит общественный контроль за охраной труда
В марте 2022 года Министерство труда утвердило новое Положение о проведении общероссийского мониторинга приказом № 101, а действовавшие ранее документы объявлены утратившими силу. Это сделано в рамках обеспечения полноценной работы существующих нормативных актов и федеральных законов в области безопасности и охраны труда (ОТ) на предприятиях и в организациях:
- Трудовой кодекс РФ определяет заботу о создании безопасных условий как полномочие федеральных органов, но в постановлении правительства № 843 указано, что действенным инструментом контроля соблюдения нормативов по ОТ может быть создание специальных комиссий (подразделений, ответственных лиц) для анализа условий, выяснения причин появления травм и профессиональных заболеваний, их расследования и пр.
- Цель введения законодательных актов, в том числе подтверждающих полномочия представителей общественности — обеспечение безопасности на производстве в техническом, санитарно-гигиеническом, эпидемиологическом, организационном и экологическом аспектах.
- Статья 210 ТК определяет всяческое содействие и развитие надзора общественности приоритетным направлением госполитики, считает общественный контроль одним из самых действенных инструментов обеспечения законных прав на безопасность трудящихся в их сфере деятельности.
- Законодательные основания и требования к общественному контролю за охраной труда содержатся в Трудовом кодексе (ст. 370, об уполномоченных по ОТ) и Постановлении Минтруда № 30 (обязанность по общественному надзору изложена в виде рекомендаций). Несколько позднее этого постановления был принят ФЗ № 10 (о профсоюзах), в статьях которого закреплялись права профсоюзных инспекторов, уполномоченных и доверенных лиц от этих организаций или от трудового коллектива.
Общественный контроль за охраной труда
Важную роль в общественном контроле за охраной труда играют профессиональные союзы. Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов, которые наделяются полномочиями в соответствии с положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда и т.д.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее 2 лет. При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные, как правило, входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
· контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда;
· проверять выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организаций о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаев;
· предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда состоит из следующих этапов, это:
- Возложение обязанностей по охране труда на определенных лиц либо создание отдельного органа. Как уже было сказано выше, таким органом может являться профсоюз. Помимо этого, обязанности по проведению мероприятий в сфере охраны труда могут быть выборочно возложены и на отдельных сотрудников.
- Составление планов и инструкций относительно дальнейших действий. В таких документах разрабатываются нормы по работе созданного органа, прописываются все действия, необходимые для обеспечения надлежащей охраны прав сотрудников и т.д.
- Выполнение поставленных задач на практике. Все мероприятия в сфере охраны труда, которые проводятся внутри конкретной организации, должны фиксироваться в письменной форме. Для этого работодателем должны вестись специальные журналы, а также иные необходимые документы.
По каким направлениям может работать уполномоченный?
Задачи заключаются:
- в помощи в организации безопасных условий работы;
- наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
- защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
- надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
- организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
- участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
- участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
- предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.
Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.
Кто осуществляет контроль?
Нормативные акты устанавливают право граждан на охрану труда и устанавливают условия для осуществления общественного контроля за охраной труда.
Общественный контроль организован в целях проверки соблюдения работодателями требований по охране труда и проводится на местах. Какие организации и лица осуществляют данный контроль?
- Профсоюзные организации имеют право проводить проверку условий труда и охраны труда на предприятиях и в организациях;
- Комиссии по охране труда, в состав которых входят представители работников и работодателя, контролируют выполнение требований по охране труда;
- Государственные органы, специализирующиеся на контроле и надзоре в области охраны труда, проверяют соблюдение требований по охране труда на различных предприятиях и в организациях.
Таким образом, общественный контроль за охраной труда осуществляется различными независимыми от работодателя организациями и лицами. Они проводят проверки условий труда, выявляют нарушения и в случае необходимости требуют исправления ситуации в интересах рабочих.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Права общественных контролеров
Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:
- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
- самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
- ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
- требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
- требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.
Общественный контроль за охраной труда
Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.
***
Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
- Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).
Общественный контроль осуществляется:
- профессиональными союзами;
- иными представительными органами (представителями).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).
Права членов комитета (комиссии) по охране труда:
- получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
- и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
- вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.
Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Организация общественного контроля
Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:
- правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
- уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
- представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
- уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.
Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.
На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:
- На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
- В отделах, участках и цехах.
- В целом по предприятию.
Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.