Способы и меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы и меры принудительного взыскания налоговой задолженности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

Комментарий к ст. 47 НК РФ

1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Правилами статьи 47 настоящего Кодекса следует руководствоваться в отношении налогоплательщиков-организаций и налоговых агентов — организаций.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится следующим образом:

1) руководителем (его заместителем) налогового органа выносится решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации). Такое решение должно содержать сведения, указанные в статье 101 НК РФ (см. также комментарий к ней);

2) в течение трех дней с момента вынесения указанного выше решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав-исполнитель);

3) судебный пристав-исполнитель исполняет полученное постановление налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать следующие реквизиты:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица (при указании на его должность) и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (им может быть руководитель (его заместитель) налогового органа, уполномоченный подписывать указанный документ);

2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), на чье имущество обращается взыскание.

При этом указывается как юридический, так и почтовый адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы налогового органа, указание на срок и порядок обжалования такого решения;

5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Из настоящей статьи можно сделать вывод, что указанное решение вступает в силу не позднее трех дней после его вынесения, поскольку именно в течение этого срока должно быть направлено соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. В любом случае конкретный срок вступления в силу указанного решения налогового органа настоящей статьей не установлен;

6) дату выдачи указанного постановления.

В соответствии с настоящей статьей оно должно быть направлено судебному приставу-исполнителю не позднее трех дней с момента вынесения решения налогового органа о взыскании;

7) подпись руководителя (его заместителя) налогового органа, заверенная гербовой печатью налогового органа.

В случае отсутствия любого из указанных реквизитов в постановлении налогового органа о взыскании судебный пристав-исполнитель не вправе принимать к исполнению данный документ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия акта органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть акта органа;

6) дата вступления в силу акта органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании акта органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 указанного Федерального закона.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Читайте также:  Как сделать корректирующий отчет по страховым взносам

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в орган, выдавший исполнительный документ.

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Организации, к которым применяется только судебный порядок

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Через суд взыскивается и недоимка, числящаяся более трех месяцев за организациями, являющимися (в соответствии с ГК РФ):

  • зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
  • основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий).

Кроме того, в судебном порядке налоги взыскиваются с организации, если ее обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Организации, в отношении которых судебный порядок применяется при невозможности использования досудебного

В отношении остальных организаций (помимо перечисленных выше) налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании причитающейся суммы налога только в том случае, если он не может взыскать эту сумму самостоятельно во внесудебном порядке. В какой момент подается иск в суд? На основании п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках. Такое взыскание производится по решению налогового органа. Решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока. Решение о взыскании, принятое после двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Порядок рассмотрения иска в суде и вынесение решения

Иски о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются арбитражными судами в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. В этот же срок включается время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. О времени и месте судебного разбирательства арбитражный суд обязан известить организацию и налоговый орган. При этом неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела о взыскании налоговых платежей, если суд не признал их явку обязательной.

Примечание. Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о том, что адресатом получена копия определения о принятии искового заявления к производству, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе (п. 1 ст. 123 АПК РФ).

По итогам рассмотрения дела суд принимает соответствующее решение. При удовлетворении требования налогового органа о взыскании платежей в решении указывается общая сумма, подлежащая взысканию, а также сумма основной задолженности и санкций. Копия решения направляется налоговому органу и организации в пятидневный срок со дня принятия документа заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку.

Решение арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Взыскание налогов за счет имущества

Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.

Читайте также:  Прием на работу гражданина Украины с видом на жительство в 2023 году

Установление требований кредиторов в деле о банкротстве

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 Обзора Президиума ВС РФ, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

Данные разъяснения справедливы как в отношении текущих платежей, так и в отношении реестровой задолженности. В каждом случае суду надлежит в полной мере исследовать доказательства, подтверждающие наличие и размер задолженности по налогам.

Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, которые отражены в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки (п. 10 Обзора Президиума ВС РФ).

Таким образом, доказательствами, подтверждающими наличие и размер задолженности по налогам, в первую очередь служат налоговые декларации (расчеты), представленные в налоговый орган. Кроме того, доказательствами могут являться следующие документы:

  • карточки расчетов с бюджетом;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно понимать, что взыскание налоговой задолженности — четко регламентированная процедура, разделенная на определенные этапы. Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (п. 11 Обзора Президиума ВС РФ). В связи с этим порядок соблюдения налоговым органом процедуры взыскания должен обязательно исследоваться судом.

В случае возникновения споров по вопросу учета текущей задолженности налоговый орган также обязан подтвердить, что он принял предусмотренные законом меры к ее взысканию.

Данный вывод нашел отражение в судебной практике по вопросам включения требований налогового органа в реестр требований кредиторов. Приведем несколько примеров.

  • Суд установил, что уполномоченным органом приняты не все предусмотренные законом меры по взысканию суммы недоимки и пени. Право на включение указанной суммы недоимки и пени в реестр требований кредиторов не подтверждено (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2020 г. №17АП-4056/20 по делу №А60-66861/2018).
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о надлежащем соблюдении заявителем предусмотренного НК РФ досудебного порядка взыскания (Постановление от 21 ноября 2019 г. №13АП-19580/19 по делу №А21-5116/2018-2, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2020 г. №Ф07-254/20 оставлено без изменения).
  • Суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не соблюден порядок и сроки досудебного взыскания задолженности, а также не представлены доказательства обоснованности начисления пени (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2018 г. №17АП-7041/18 по делу №А60-30492/2017).
  • Суд указал, что установление требований налогового органа в деле о банкротстве осуществляется на основании документов, подтверждающих размер налоговых обязательств. При этом суд проверяет соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности с целью соблюдения сроков на принудительное исполнение налоговой обязанности (ст. 46, 47 НК РФ) в случае принятия решения задолго до введения первой процедуры в деле о банкротстве (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 г. №13АП-8914/18 по делу №А21-6816/2016).

Из всего вышеизложенного следует, что налоговый орган должен документально доказать соблюдение следующих этапов взыскания недоимки.

Взыскание в судебном порядке при пропуске сроков на внесудебное (бесспорное) взыскание недоимки

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговые органы обязаны соблюдать определенные сроки (п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только в судебном порядке.

При пропуске срока на вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика заявление может быть подано в суд не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решения о взыскании налога за счет иного имущества должника – не позднее двух лет после истечения срока его исполнения.

Срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть судом восстановлен. Для этого налоговый орган должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ст. 117 АПК РФ). Если ходатайство не подано либо в его удовлетворении отказано, то требования налогового органа о взыскании налога удовлетворены не будут (п. 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. №57).

Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки (постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2014 г. №Ф06-3042/13 по делу №А65-12941/2013).

Таким образом, реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать сроки:

  • выставления требований об уплате налога,
  • взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках,
  • взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика.

Для подтверждения наличия у должника задолженности по обязательным платежам, а также соблюдения процедуры и сроков принудительного досудебного взыскания налоговый орган должен представить в суд следующие документы:

  • все требования, направленные в адрес должника;
  • все решения о привлечении должника к налоговой ответственности;
  • решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства);
  • выставленные и направленные в банки инкассовые поручения (с подтверждением их отправки в банки);
  • решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства, по текущим – вынесенные до даты введения конкурсного производства);
  • доказательства обращения налогового органа в суд в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика и (или) пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика до введения первой процедуры банкротства;
  • доказательства предъявления судебным приставам-исполнителям к исполнению постановлений налогового органа о взыскании, которые были вынесены на основании решений о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика;
  • все декларации (расчеты), на основании которых налоговым органом был определен размер недоимки;
  • карточки расчетов с бюджетом;
  • расчет пеней по налогам и страховым взносам;
  • подтверждение направления (вручения) налогоплательщику требований и решений.

***
К сожалению, ввиду того, что разрешение вопроса, рассмотренного в настоящей статье, затрагивает интересы бюджета РФ, процесс доказывания несоблюдения налоговым органом процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам является довольно затруднительным. Суды зачастую поверхностно подходят к исследованию доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания налоговой задолженности с юридических лиц. В частности, они принимают в качестве доказательств подтверждения выгрузки документов, не подписанные руководством налогового органа, игнорируют нарушение налоговиками установленных НК РФ сроков, отсутствие подтверждения отправки документов должнику и т.п.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Читайте также:  Возврат 13 процентов с покупки квартиры в 2023 году через налоговую какие документы

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Какие лица считаются взаимозависимыми

Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Как погашают задолженность через ФССП

Федеральная служба судебных приставов не вправе действовать, если исполнительный лист не передан приставам, а постановление о возбуждении исполнительного процесса еще не вынесено. После его вынесения копию обязаны отправить заемщику письмом — он должен знать, что происходит с его делом. У физического лица есть пять дней, и в этот срок он вправе договориться о графике выплаты задолженности. Более того, еще во время судебного разбирательства можно подать заявление об отсрочке или рассрочке. В первом случае взыскание можно отсрочить на несколько месяцев, но для того должны быть основания: декретный отпуск, болезнь и прочие обстоятельства. Во втором заемщик вправе предложить индивидуальный график выплат, удобный ему. Судья примет заявление о рассрочке, если график реалистичен. Если же о выплатах договориться не удалось, взысканием начинают заниматься приставы, но такого развития событий можно не допустить.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *