Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Календарь на священный месяц Мухаррам 1445 года хиджры. (2023 г. Июль-август).». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Условия для развода и расторжения никаха
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Как Происходит Развод в Исламе по Инициативе Жены
Талак (развод) — чрезвычайно деликатный вопрос. В Исламе он описывается каксамое ненавистное из всего дозволенного. Посланник Аллаха (мир ему и Божье благословение) сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». (Абу Дауд)
Однако несмотря на всю гнусность развода Шариат его разрешает. В некоторых случаях, когда брак оказывается непоправимо разрушен без какой бы то ни было надежды на примирение, лучшим выходом является развод, чтобы обе стороны могли с достоинством разойтись и пойти каждый своей дорогой, начав все заново.
До того, как брак достигнет данной точки, нужно постараться сделать все, чтобыпроконсультироваться с алимами и разрешить проблемы и трудности, которые могут привести к разводу. В любом браке жизненно важными факторами для сохранения спокойствия, гармонии и любви являются следование Нормам Шариата и претворение Сунны в жизнь.
Талак — исключительная прерогатива мужа. Женщина не может дать талак. Если она его выдаст, он в силу не вступит. Как только муж выдает талак, развод получает обязательную силу, и у жены не остается выбора. Развод в этом случае несомненно вступает в силу. Однако у женщины есть возможность воспользоваться процедурой хул , если она пожелает выйти из брака.
Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой» или «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).
Возможные причины развода
Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:
- Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
- Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
- Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
- Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
- Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
- Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Развод по мусульманским обычаям
Веселая песенка гайдаевской троицы из «Кавказской пленницы», калым и многоженство – сложившиеся атрибуты для среднестатистического россиянина неисламской культуры, дополненные с недавних пор сомнительной информацией из уст египетских и турецких гидов. Восполнить некоторые пробелы в тонкостях брачной жизни исламских сограждан мы и попробуем на примере некоторых историй, по-своему весьма характерных и определяющих. На первый взгляд подобное положение вещей может показаться весьма жестоким и несовременным, однако сговор родителей – не аксиома, а, скорее, дань старой традиции, которая вовсе не требует обязательного исполнения.
— Родители могут объявить очень дорогой выкуп, если не хотят этого брака – поясняет Гуля, — но чаще всего идут навстречу молодым, и делают его посильным.
За мою маму давали, к примеру, телевизор и годовой запас сена для коровы. — С ним всегда можно договориться – лукаво поясняет Гульнара — как с гаишником. Но все эти брачные пасторали не всегда предполагают создание долговечной ячейки общества.
И в тот момент, когда супругам не остается ничего, кроме развода, отчетливо проявляется лояльность и полное отсутствие формализма Ислама в вопросах брака. Однако, как и в большинстве, подобных случаев, простота процедуры со стороны религиозной, всецело компенсируется сложностью народных традиций. Наталья, вопреки ожиданиям и мрачным прогнозам подруг стала вполне полноправным членом уважаемого семейства, а единственным поводом для разногласий остался привитый ей прежней жизнью дух материализма.
Однако, и с книгой Пророка она познакомилась очень скоро.
Именно тогда, когда подувядший за время совместной жизни красавец-брюнет вознамерился завезти вторую супругу. Нельзя сказать, чтобы Наталья не была готова к такому повороту событий.
За годы, прожитые в чужой стране, она смирилась с обычаем полигамной семьи, но реальная перспектива делить мужа с другой женщиной стала причиной глубокой депрессии. -Я не могла готовить, не могла разговаривать – я все время осознавала, что меня использовали, как вещь, что я больше никому не нужна.
На счастье Натальи, супруг предпочел сохранить отношения. Не согласись он на это – условия были бы теми же, что и в татарской деревне в России – махр, как средство к существованию и дети – как безраздельная собственность мужа.
Перспектива не самая радужная для людей европейской культуры, но закономерная в русле исламской традиции.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.
Что говорится о разводе в исламе?
Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.
Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.
Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.
В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: я дал тебе развод, ты разведена.
Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.
Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.
Важно! При получении развода со стороны мужа для чего жене нужно услышать от мужа ты разведена, я развелся с тобою женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла).
За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.
Существуют и исключения:
- При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
- Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
- При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
Когда многоженство нежелательно по Исламу
Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.
Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.
Бракоразводные процедуры в Исламе
Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в форс-мажорных ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.
Если у женщины произошла ранняя смерть плода, то дальнейшие действия зависят от ряда обстоятельств:
- В случае, если выкидыш произошёл в срок до 120 дней беременности, то ребёнка желательно завернуть в кусок материи и похоронить без совершения погребальной молитвы.
- Если срок беременности был больше 120 дней, но ребёнок не подавал никаких признаков жизни (крик, движения), то в таком случае его нужно омыть, завернуть в саван и похоронить без джаназа-намаза.
- Если же срок беременности был больше 120 дней и ребёнок подал какие-либо признаки жизни, то над ним совершаются все действия, как и над взрослым человеком. В одном из хадисов сказано: «Над ребёнком не совершается погребальная молитва, пока он не подаст признаков жизни» (Тирмизи).
Роды протекают у каждой женщины по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать. Кроме того, у рожениц появляется кровь, которая считается нифасом. С этого момента женщина начинает пребывать в состоянии ритуального осквернения, а значит, совершение намаза запрещено. С соблюдением поста ситуация аналогичная.
Во время родов женщине следует по возможности совершать дуа и просить у Аллаха облегчения и появления на свет здорового малыша.
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).