Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение в связи с утратой доверия государственного служащего основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.
Увольнение по утрате доверия: порядок действий
Для проведения такого расследования создается специальная комиссия, а основанием для его проведения может служить, например, служебная записка непосредственного начальника провинившегося работника.
Отметим, что если в процессе проведения расследования необходимо провести инвентаризацию (например, чтобы подтвердить факт недостачи/хищения), то перед ее проведением обязательно возьмите с работника расписку о том, что все доверенные ему денежные и материальные ценности оприходованы, а те, которые выбыли, — списаны.
Нужно ли соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий?
Пунктом 47 Постановления Пленума ВС РФ N 2 установлено, что если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий.
Статьей 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Увольнение за утрату доверия государственного служащего предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. Получается, что увольнение по данному основанию не является дисциплинарным наказанием и соблюдать порядок применения такого наказания не нужно. Однако это не так, и вот почему.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, поэтому согласно рекомендациям, указанным в Постановлении Пленума ВС РФ N 2, соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий необходимо.
Обратите внимание! Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены гражданским служащим не по месту службы и не в связи с исполнением им должностных обязанностей, увольнение не будет мерой дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).
Особенности увольнения служащего
У каждого типа служащих есть свои особенности, которые требуется учитывать при увольнении. Нюансы гражданской службы:
- широкий ряд полномочий имеет дополнительные ограничения, которые не используются для обычных категорий сотрудников;
- требуется соблюдение личных и государственных интересов в виде баланса. Если личные интересы перевешивают при совершении должностях обязанностей, то создается основание для утраты доверия;
- проверка достоверности нарушения и увольнения предусматривается Указом Президента №1065;
- как и для остальных категорий граждан также предусмотрена полная процедура проверки с подключением специальной комиссии.
У работника муниципалитета больше возможностей для утраты доверия. Если у госслужащих основной статьей является нарушение коррупционных правил, то у муниципального служащего есть ряд оснований для процедуры увольнения по утрате доверия. Сюда входит как конфликт интересов, так и неисполнение должностных обязанностей.
Увольнение служащих гражданского или муниципального типа по утрате доверия возможно только при наличии всех доказательств. Процедура увольнения включает в себя несколько этапов и учитывает все трудовые права работника. Весь процесс сбора доказательной базы и дальнейшие действия являются стандартными для всех категорий сотрудников.
Основания для увольнения работника в связи с утратой доверия
Вы не можете расторгнуть договор с сотрудником только потому, что перестали ему доверять по личным причинам. Увольнение в связи с утратой доверия – это дисциплинарное взыскание, которое применяется, если действия работника непосредственно связаны с выполняемыми им обязанностями, которые закреплены в договоре или соглашении.
Увольнение по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ возможно в следующих случаях:
- За хищение имущества или денег, обсчет покупателей, обмеривание и обвешивание, нарушение правил продажи, реализация товара по намеренно завышенным ценам.
- Халатность: оставление ключей от сейфа или материальных ценностей без присмотра, выдача денег без надлежащего оформления документов.
- Подделка документов или подписей.
- Взяточничество, коррупция.
- Иные виновные действия кассира, продавца, экспедитора, бухгалтера: кража товара или денег,
Основные категории служащих для увольнения
Российская практика расторжения трудовых отношений богата случаями утраты доверия работодателя к сотруднику. В перечень основных категорий служащих для увольнения входят:
- Служащие, подписавшие договор о материальной ответственности. Если работник на основании своих служебных обязанностей постоянно контактирует с деньгами организации или товарными составляющими, он входит в группу риска. К таковым относятся продавцы, кассиры, бухгалтерские работники, складские служащие, директора торговых и производственных предприятий и т.д.
- Госслужащие. Сотрудники полиции, прокуратуры и лица, состоящие на государственной гражданской службе, могут быть уволены по причине утраты доверия на основании федеральных законов, относящихся к конкретной профессии, ведомству. Причем практика расторжения трудовых отношений показывает, что чаще всего причиной этого становятся участие в получении или дачи взятки, а также сокрытие или предоставление недостоверных сведений о личных доходах.
- Военнослужащие. Основным документом, регулирующим порядок увольнения военнообязанных граждан, является Положение о прохождении военной службы. Согласно этому документу утрата доверия может быть основана на выявлении факта хищения материальных ценностей, ведения предпринимательской деятельности, сокрытия доходов военного или членов его семьи и т.д.
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
Если работодатель не намерен «выносить сор из избы» привлекая полицию, алгоритм действий для увольнения сотрудника по утрате доверия должен выглядеть следующим образом:
- Выявление факта нарушения. Обычно подтверждением этого является составление докладной записки от работника, обнаружившего нарушение.
- Подтверждение вины конкретного служащего. Просто так обвинить и уволить человека нельзя. Должна быть создана специальная комиссия и проведены определенные действия по расследованию ситуации, подтверждающие связь между преднамеренными или непреднамеренными действиями сотрудника и имеющимися последствиями. Например, проведение внеплановой инвентаризации, результаты которой фиксируются в акте.
- Уведомление сотрудника о результатах проверки и получение объяснений. Обвиняемый в нарушении трудовой дисциплины имеет право оправдаться, но и отказ не является основанием для приостановления действий по его увольнению.
- Составление приказа об увольнении сотрудника по причине утраты доверия.
- Расчет и выдача трудовой книжки.
Кроме того, важно соблюдать законодательно установленные сроки, отведенные для расторжения трудового договора по причине утраты доверия. В противном случае увольнение будет считаться незаконным, и работник сможет потребовать финансовую компенсацию и изменение причины увольнения на статью «по собственному желанию».
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
- Лекционный материал на тему:
- «Коррупция (понятие, ответственность,
- противодействие коррупции)»
- Понятие коррупции.
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
- Формы коррупции.
- Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
- -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
- Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
- К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
- -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
- -получение взятки (статья 290 УК РФ)
- -дача взятки (статья 291 УК РФ);
- -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
- -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
- Коммерческий подкуп
- Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
- Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
- Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
- Ответственность за коррупцию.
- За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.
То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.
В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.
Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.
Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.
Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
- Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
- Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
- а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
- б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
- в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
- Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
- Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
- — получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- — вымогательство взятки;
- — получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
- — получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).
- Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
- Противодействие коррупции.
- Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
- Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
- В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
- При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
- Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
- Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
- -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
- -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- -обеспечение независимости средств массовой информации;
- -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
- -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
- -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
- -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Анатолий Выборный: Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции»
Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный провел пресс-конференцию на тему: «Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции». Ее организовали в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В конференции также приняли участие представители Генеральной прокуратуры и Минтруда РФ. Журналистам рассказали о механизмах контроля в сфере противодействия коррупции, применении санкций в отношении нарушителей и об общественной значимости института увольнения в связи с утратой доверия.
Основаниями для этого служат такие грубые коррупционные правонарушения, как сокрытие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, осуществление предпринимательской деятельности в нарушение антикоррупционных запретов.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2018 году 1303 российских чиновника были уличены в коррупционных нарушениях и уволены с такой формулировкой (в 2015 г. – 121, в 2016 г. – 353, в 2017 г. – 1251).
«Институт увольнения в связи с утратой доверия, как показывает правоприменительная практика, является эффективном инструментом противодействия коррупции. С 2018 года в России ведется реестр коррупционеров.
В него сроком на 5 лет вносятся сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Включение в реестр, исключение из него определяется Правительством РФ. На начало апреля 2019 г. в него внесено чуть более 1100 лиц.
Таким образом, реестр коррупционеров – это своего рода дополнительный стимул для чиновников к соблюдению законов.
Кроме того, на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий дифференцированные меры, которые могут применяться, если увольнение является слишком суровым наказанием.
Бывают ситуации, когда должностное лицо допустило нарушение, но не настолько серьезное, чтобы его уволить в связи с утратой доверия с последующим внесением в соответствующий реестр.
В этих целях законопроектом предусмотрены дополнительные виды взысканий – выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.
Данные меры позволят обеспечить неотвратимость наказания за любые коррупционные правонарушения, не влекущие уголовно-правовых последствий и недостаточно серьезные для увольнения», — отметил Выборный.
Источник: http://guardinfo.online/2019/04/09/anatolij-vybornyj-institut-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoj-doveriya-effektivnyj-instrument-protivodejstviya-korrupcii/
Государственная служба имеет массу особенностей и некоторые дополнительные обязательства со стороны работника. Поэтому у человека вполне закономерно может появиться вопрос, возможно ли увольнение с госслужбы по собственному желанию, и если да, то на каких условиях? Действительно, заставить сотрудника работать невозможно, пусть даже он и трудится на госслужбе. В этом случае действуют все те же правила, что применяются к обычным работникам. Они закреплены в ТК РФ.
Дополнительно, принимая решение уволиться по своей инициативе, работник должен ознакомиться с Законом о госслужбе, а именно:
- статья 36 – регулирует порядок увольнения госслужащих по их собственному желанию, здесь говорится о необходимости уведомления и отработки;
- статья 39 – описывает ситуации, когда работник освобождается от занимаемой должности по причинам, не зависящим от его желания (приведены отличия между увольнением и освобождением).
Если работник принял твердое решение уволиться, то ознакомиться с порядком необходимых действий он может, изучив Памятку госслужащему при увольнении. Она была разработана Правительством РФ в 2010 году (постановление № 700). Также там даны пояснения относительно того, что человек может и не должен делать в случае завершения службы. Например, предусмотрено, что сотрудник не может разглашать служебную или иную конфиденциальную информацию даже после собственного увольнения.
Что подразумевается под утратой доверия
Как уже отмечено, доверие — весомый аргумент в любых отношениях, поэтому его утрата в итоге приводит к прекращению взаимодействия, а в представленном случае — рабочего.
Для работодателя поводы усомниться в безукоризненном выполнении непосредственных обязанностей сотрудника могут быть различными. Несмотря на то что в Трудовом законодательстве РФ для увольнения работника по утрате доверия закреплен четкий порядок действий, в нем не прописаны конкретные причины инициации такого процесса. Поэтому наниматель сам вправе решать, какие именно обстоятельства послужили предпосылками для утраты доверия к персоналу. Хотя, если взять выписки из судебных практик, зачастую главными поводами к увольнению считаются:
- заведомо ложное предоставление руководителю отчетной информации о реальной прибыли организации;
- передаваемая отчетность о расходах не соответствует действительности;
- незаконное хранение финансов в зарубежных банковских учреждениях;
- воровство или преднамеренная порча имущества организации;
- взяточничество.
Последствия увольнения, вызванного потерей доверия
Факт правонарушения, совершенного трудящимся, влечет за собой последствия, поэтому работодатель вправе проявить инициативу о применении соответствующих мер, к примеру:
- сделать замечание;
- вынести выговор;
- взыскать денежные средства украденного/испорченного имущества;
- расторгнуть трудовой договор.
Но стоит отметить, что данные меры также должны быть оформлены надлежащим образом, чтобы в последующем процессуальные действия могли подтвердить законность их произведения. Например, замечание и выговор рекомендуется делать в письменном виде, так как они будут иметь большую значимость, и что немаловажно, в этом случае факт правонарушения считается установленным, а при увольнении послужит правомерным основанием. Кроме этого, такая мера ответственности для работника может пресечь попытки совершения нарушений его в будущем.
При увольнении трудящегося по статье об утрате доверия возникают и другие отрицательные последствия:
- Прерывание трудового стажа.
- При оформлении в ЦЗ с наличием такой записи в трудовой книжке на протяжении трех месяцев не будет производиться выплата пособия по безработице, а в последующем она может быть существенно снижена.
- Также это влечет за собой вероятность временного или постоянного запрета на занятие конкретным видом деятельности.
Кто не может быть уволен в связи с утратой доверия
Увольнение по утрате доверия– не такой простой процесс в действительности. Даже крупные работодатели могут применять эту процедуру к провинившемуся сотруднику, с постоянной оглядкой на все нюансы действующего законодательства. В противном случае есть риск вызвать ответный иск со стороны увольняемого лица. Вот один из случаев, где у руководства могут быть «связаны руки»: вина есть, а приказа на увольнение вынести нельзя.
Если в результате определенных действий виноватой стала сотрудница, работающая с материальными или денежными ценностями, но она является беременной на момент совершения таких нарушений, то работодатель не может расторгнуть с ней трудовые отношения. Об этом подробно написано в статье 261 Трудового кодекса РФ.
Более того, когда работник находится на больничном или использует предоставленный ему отпуск, увольнение по причине утраты доверия в этот период не совершается. Статья 81 ТК РФ повествует, что увольнение можно произвести только при выходе сотрудника на работу.
Обстоятельства, возникающие в семьях, могут вынудить пойти на работу несовершеннолетних членов семьи. При этом закон разрешает им быть трудоустроенными, но рабочий день и допуск или отсутствие такового на работы с вредными факторами обязательно оговариваются соответствующими статьями. И вопрос нашей темы, увольнение по недоверию несовершеннолетних, не обошли в Министерстве труда. Наложен запрет на увольнение тех сотрудников, которые считаются несовершеннолетними, если работодатель, обратившись в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, и трудовую инспекцию, не получил от них разрешения. Об этом более подробно читать в ст. 269 ТК РФ.
Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия
- непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
- непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
- открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
- владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми
Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.
Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности
Увольнение генерального директора отличается от увольнения сотрудника низшего ранга. Обычно это обуславливается спецификой трудовой деятельности, то есть реализацией обязанностей и прав собственника. Генеральный директор может быть уволен на основании решения одного из членов специального собрания по факту дисциплинарного нарушения.
- Фамилия и инициалы полностью работника, со стороны которого допущены противоправные действия.
- Дата и желательно время, когда замечено нарушение.
- В период проведения каких работ отмечено нанесение ущерба (например, во время проведения инвентаризации).
- Перечень документов, подтверждающих факт нарушения.
Кого можно уволить по данному основанию
Рассматривая субъектный состав, к которому применимо анализируемое основание, для простоты разделим их на 4 группы.
- Работники, трудовая деятельность которых связанна с материальными ценностями.
- Государственные служащие.
- Военнослужащие.
- Сотрудники правоохранительных органов (МВД, СК России) и прокуратуры.
Отличительной характеристикой первой группы является договор о материальной ответственности, то есть это те сотрудники, которые непосредственно связаны с оборотом денежных средств и материальных ценностей. Классическим примером будет служить сотрудник ломбарда. А вот к работнику финансового отдела (бухгалтеру), который, вроде как, связан с материальными ценностями, но лишь «на бумаге», данное основание увольнения не может быть применено.
Трудовое законодательство закрепляет общий запрет на увольнение по данному основанию:
- Лиц, находящихся в отпуске, причем не только в ежегодном оплачиваемом, но и других видов (например, учебном).
- Сотрудников, которые временно нетрудоспособны, то есть находятся на больничном.
- Работников – беременных женщин.
Интересно, что не имеет значения знал ли об этом работодатель. При установлении данного обстоятельства, на него возлагается обязанность восстановить сотрудницу на работе, до рождения ребенка.
В отношении несовершеннолетних, с целью максимальной защиты их прав, предусмотрена дополнительная процедура, которая осложняется получением заключения ГИТ и комиссии по делам несовершеннолетних.
Увольнение госслужащего в 2021 году: пошаговая инструкция
Если договор не расторгнут, сотрудник вправе отозвать свое обращение. Форма такого отзыва законодательно не регламентирована, это делают устно или письменно, особенно если впоследствии придется отказать уже выбранному кандидату.
Сотрудник пишет на исходном документе, что отзывает его, или составляет отдельный документ об отзыве, который регистрирует кадровая служба. Подробнее читайте в статье о том, как уволить по собственному желанию.
Совсем другая ситуация, если сотрудника увольняют по соглашению сторон. Если договоренность о расторжении уже подписана сторонами, отозвать обращение не получится.
Как отметил Верховный Суд РФ в п. 20 постановления пленума от 17.03.2004 № 2, аннулирование договоренности относительно срока и основания расторжения договора по п.
Порядок прекращения контракта установлен главой 13 ТК РФ. Статья 77 называет 11 ситуаций, в которых гражданин уходит с работы.
На практике служащий обращается за увольнением, если:
- освобождает должность по собственному желанию;
- инициирует прекращение контракта по соглашению сторон;
- переводится в другую фирму;
- отказывается от должности в связи переходом фирмы к другому собственнику;
- не согласен с изменением условий договора со стороны нанимателя;
- возражает против перевода на другую должность по медицинским показаниям;
- не согласен на переезд в другой населенный пункт вслед за работодателем;
- возражает против перевода на другую должность при сокращении штата;
- возникла ситуация, не зависящие от воли участников.
Перечень оснований для ухода из компании не исчерпывается названными ситуациями. Федеральным законодательством установлены дополнительные причины.
Пример 1. Закон о государственной гражданской службе содержит специальные нормы, касающиеся порядка прекращения служебного контракта. Государственный служащий пишет заявление об уходе, если вышел из гражданства РФ, нарушил ограничения и запреты, установленные для занимаемой должности.
В ТК РФ нет жестких рамок к порядку составления бумаги. Она заполняется в простой письменной форме.
В документ вносят следующие сведения:
- наименование должности, ФИО руководителя;
- наименование должности, ФИО гражданина;
- наименование бумаги;
- ссылку на статью ТК РФ;
- просьбу освободить от должности по одному из оснований;
- предполагаемую календарную дату ухода (без предлога «с»);
- дату подачи;
- подпись гражданина.
Рассмотрим более подробно особенности заполнения заявления об уходе в различных ситуациях.
В соответствии со статьей 81 ТК РФ увольнение по сокращению штатов производят по инициативе работодателя. Он предупреждает сотрудников за два месяца до даты планируемого прекращения соглашения.
Гражданин вправе уйти досрочно на основании статьи 180 ТК РФ. В этом случае необходимо подать заявление о согласии на досрочное освобождение должности.