Ответственность за использование жилого помещения не по назначению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за использование жилого помещения не по назначению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.

Последствия нецелевого использования недвижимости

Наказание для собственника. Если проверка выявит, что помещение используется не по назначению, собственнику придётся уплатить штраф. По закону он составляет от 0,5% до 1% от кадастровой стоимости участка, на котором находится имущество, и не может быть меньше десяти тысяч рублей. Москве на минимальный порог рассчитывать не приходится: платить точно придётся больше ста тысяч. Ещё хуже дела обстоят, если менялась планировка или структура объекта — в этом случае владелец должен будет вернуть всё в исходное состояние за свой счёт. Проверяющие органы также выдадут предписание на устранение нарушений — если не выполнить его требования, будут дальнейшие разбирательства и крупные штрафы.

Наказание для арендатора. Съёмщику грозят проблемы не с законом, а с арендодателем. В зависимости от конкретных положений договора аренды владелец недвижимости может принять следующие меры:

  • Взыскать неустойку — если её размер и условия выплаты прописаны в договоре.
  • Потребовать возмещение убытков по статье 615 Гражданского кодекса РФ.
  • Потребовать досрочно расторгнуть договор по всё той же статье 615 ГК РФ. Сначала арендодатель направляет съёмщику предупреждение и предложение расторгнуть договор — если тот не соглашается, дело переходит в суд.
  • Отказаться от договора в одностороннем порядке — если это действие прописано в документе и не противоречит статье 310 ГК РФ. Если договор бессрочный, арендодатель должен уведомить арендатора о расторжении сотрудничества за три месяца.

Почему запрещено использовать жилое помещения не по назначению

Закон не дает точного определения, какие виды деятельности разрешены в жилом помещении. На основании анализа практики можно сделать вывод, что запрещается деятельность, которая нарушает права жильцов.

Инфраструктура многоквартирного дома или соседних частных домов не должна получать ущерб от действий предпринимателя. К проблемам можно отнести перебои с водоснабжением, перегрузки электрической сети.

Квартира или жилой дом предназначены для проживания граждан. Его нельзя считать подходящим для любых видов деятельности.

В жилом помещении нельзя использовать предметы, являющиеся источником повышенного шума, принимать инфекционных больных. Закон запрещает организовывать офисы предприятий в квартирах. Для этого потребуется нежилое помещение.

Санкции за нецелевое использование помещения

Закон устанавливает ответственность за нарушение правил использования жилых помещений. Под нецелевым понимается использование нежилого помещения для проживания людей, а жилого – для коммерческой, предпринимательской или производственной деятельности.

Предусмотрены следующие санкции за нарушение целевого использования:

  • административная ответственность;
  • имущественная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Какие виды предпринимательской деятельности разрешены

Ярким примером служит деятельность адвокатов, которым в жилых помещениях разрешается организовывать свои кабинеты. Они принимают граждан, консультируют их, составляют документы. Их деятельность имеет интеллектуальную форму.

Аналогично можно сказать о бухгалтерах, разработчиках компьютерных программ и других специалистах.

Если говорить о специалистах ручного труда: швеи, ювелиры, им также не запрещено работать в жилых помещениях.

Фактически речь идет о том, будет ли страдать инфраструктура дома от деятельности предпринимателя, например, создание чрезмерного напряжения в электросети, чрезмерная нагрузка на систему водоотведения.

Некоторые виды деятельности могут создавать опасность для окружающих. Например, врач-реабилитолог вполне может оказывать некоторые услуги на дому, врач-вирусолог, уже вряд ли. Материалы, с которыми он работает, имеют высокую степень опасности. Нельзя забывать, что жилое помещение – это здание, построенное и оборудованное под специальные цели, его нельзя назвать универсальным.

Так что имеет ли предприниматель право использовать помещение в качестве офиса, определяется конкретными обстоятельствами, а не видами его деятельности.

Ответственность за нецелевое использование помещения нежилого типа.

Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.

Читайте также:  Способы эмиграции в США в 2022 году

Так, например, предназначенные площади для складирования или розничной торговли не могут быть использованы для организации на них точек общественного питания (баров, ресторанов и т.д.)

Если правила использования нежилого помещения не соблюдаются, то виновного могут наказать следующим образом:

  • Если нарушены требования санитарии, то привлечение к ответственности осуществляется по статься КоАП № 6. 3, 4.
  • Досрочное расторжение договора аренды, если в наличии факт нарушения его условий арендатором. Что оговаривается статьями Гражданского Кодекса.
  • Возмещение причиненного ущерба собственности, а также морального вреда физическим и юридическим лицам.

Использование нежилого помещения не по назначению

Однако акта прямого действия, устанавливающего порядок, процедуру согласования изменения целевого назначения нежилого помещения, пока нет. Применяя по аналогии Распоряжение Мэра Москвы от 11 ноября 1994 г.

№ 560-РМ “Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформлению документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах”, лица, решившие изменить целевое назначение объекта нежилого фонда, подают в окружные комиссии:

Согласно Закону г. Москвы от 3 июля 2002 г.

№ 38 “О государственном контроле за учётом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы”, под порядком изменения целевого назначения объекта нежилого фонда, занимаемого на правах аренды (субаренды), следует понимать получение пользователем (арендатором, субарендатором) решения полномочного органа об изменении целевого назначения нежилого помещения (части его) с соблюдением процедуры согласования, предусмотренной соответствующим правовым актом города Москвы.

Большинство нежилых помещений на рынке недвижимости г. Москвы, находящиеся как в частной, так и в городской собственности имеют целевое назначение нежилого помещения — свободное.

Помещение свободного назначения – это помещение, предполагающее различные варианты использования, к примеру, офисное, торговое, складское или для общественного питания.

Но на деле, безусловно, не всякий такой объект можно использовать как угодно.

Для открытия продуктового магазина, косметологического салона, стоматологии и т.д. требуется изменение целевого назначения нежилого помещения. А для этого потребуется собрать весомый пакет документов и получить заключения и согласования необходимых служб и инстанций г.Москвы.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение нежилого объекта. Тем не менее, существует ряд признаков, в соответствии с которыми можно идентифицировать такую недвижимость.

Признаки нежилого объекта:

    Имеет такие функциональные характеристики:

  • не предназначен для проживания;
  • используется в производственных и общественных целях;
  • Принадлежность к недвижимому имуществу.
  • Является составной частью здания (данная отличительная особенность разграничивает нежилые помещения и сооружения, в то же время указывает на их пространственную взаимосвязь).
  • Изолированность: так же, как и жилье, нежилое помещение должно быть изолировано; материальность: наличие определенных границ.
  • Взаимосвязь с земельным участком: недвижимость регистрируется по конкретному адресу.
  • Отнесен к нежилому фонду, при этом может быть расположен как в жилом, так и в нежилом здании.
  • Подробнее о различиях между жилым и нежилым помещением читайте здесь.

Штpaф зa нeцeлeвoe иcпoльзoвaниe жилoгo пoмeщeния.

Haибoлee чacтыe cлучaи нapушeния цeли экcплуaтaции жилoгo oбъeктa вcтpeчaютcя в мнoгoквapтиpных coopужeниях. Koмнaты и квapтиpы в них oпpeдeлeны иcключитeльнo для пpoживaния людeй. Oднaкo, в pядe cитуaций влaдeльцы иcпoльзуют плoщaди в кaчecтвe кoммepчecких пoмeщeний. Haпpимep, нa пepвых этaжaх дoмoв oткpывaютcя мaгaзины, кaфe, caлoны кpacoты или жe пpocтo квapтиpы oтвoдятcя пoд cклaдcкиe пoмeщeния.

Жилищный кoдeкc Poccии дoпуcкaeт пoдoбнoe иcпoльзoвaниe квapтиp, нo тoлькo пocлe пpoцeдуpы пepeвoдa oбъeктa в cтaтуc нeжилoгo пoмeщeния. Пpи этoм дoлжны быть coблюдeны cлeдующиe уcлoвия:

  • Koмнaтa или квapтиpa pacпoлaгaeтcя тoлькo нa пepвoм этaжe здaния или вce пoмeщeния пoд ним являютcя нeжилыми;
  • Дoлжeн oтcутcтвoвaть дocтуп из пepeвoдимoгo пoмeщeния к жилым;
  • Cтpoeниe нe дoлжнo вхoдить в cocтaв coциaльнo иcпoльзуeмых;
  • Coблюдeниe нopм caнитapии;
  • Пoлучeнo paзpeшeниe oт мecтнoй aдминиcтpaции и coбcтвeнникoв дoмa;
  • Цeлью пepeвoдa в нeжилoй фoнд нe дoлжнa быть peлигиoзнaя дeятeльнocть;
  • He дoпуcкaeтcя кaпитaльнoe измeнeниe кoнcтpукции пoмeщeния, влияющee нa уcтoйчивocть caмoгo здaния.

Ecли зaкoннoгo пepeвoдa в cтaтуc нeжилoгo oбъeктa нe былo пpoизвeдeнo, a квapтиpa иcпoльзуeтcя для цeлeй иcключaющих пpoживaниe гpaждaн, тo влaдeлeц пoнeceт aдминиcтpaтивную oтвeтcтвeннocть.

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Читайте также:  Особенности налогообложения казенного учреждения

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

Итак, в Гражданском кодексе появились две новые главы: 141 — «Недвижимые вещи» и 287 — «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места». Первая из них содержит определение помещений и регламентирует варианты их юридического образования. А вот режим «санкций» за нецелевое использование содержится в статье 287.

Основополагающая цитата такова (ст. 287.4, п. 1): «Собственник помещения, машино-места владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему помещением, машино-местом в соответствии с их назначением. Собственник помещения, машино-места не вправе использовать их способами, которые нарушают права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест, находящихся в тех же здании, сооружении».

В этой же статье (п. 3) еще раз подтверждается, что в жилом помещении (частном доме, квартире) не допускается делать ничего, кроме собственно «проживания граждан», без перевода этого помещения в разряд нежилых.

Читайте также:  Обязательно ли присутствие обоих супругов при разводе на беседе

Санкции наступают (ст. 287.7), если «собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение». Тогда государственный или муниципальный орган — проще говоря, местная власть — может «предупредить собственника о необходимости устранить нарушения» (если речь о ремонте «развалин» — дадут соразмерный срок на его проведение).

Для тех, кто не внял предупреждению и продолжает нецелевое использование (либо нарушение прав и интересов соседей) или не делает ремонт без уважительных причин, запускается судебная процедура, инициируемая опять же местными властями. Суд не обязан, но «может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения». Особо подчеркнуто, что все эти правила применяются и к машино-местам.

Как видим, закон вполне в русле российской юридической традиции, «рамочный»: что такое использование не по назначению и в чем может состоять нарушение прав и интересов соседей, определять будут уже подзаконные акты. Кроме того, оставлена свобода маневра для местных властей (могут бороться с подобными явлениями, но не обязаны) и судов (могут принять решение о продаже с торгов, а могут и не принять).

Как избежать ответственности за использование жилого помещения не по назначению

Немного об использовании помещений

Можно ли использовать жилую площадь квартиры для ведения бизнеса

Какие виды предпринимательской деятельности разрешены

Почему запрещено использовать жилое помещения не по назначению

Правила использования жилых помещений

Санкции за нецелевое использование помещения

Как доказать целевое использование

Закон разграничивает виды использования объектов недвижимости с целью защиты прав владельцев и других лиц, проживающих в помещениях. Рассмотрим, какие меры полагаются нарушителю за использование жилого помещения не по назначению.

Как доказать целевое использование

При использовании жилого помещения для предпринимательской деятельности, собственнику, вероятно, придется столкнуться с необходимостью предоставления доказательств о ее целевом использовании в контролирующие и судебные органы. На практике сделать это несложно. Показателями, наглядно иллюстрирующими проживание собственника или квартиросъемщика, являются:

  • присутствие спального места (диван, кровать, матрас на полу);
  • наличие запаса продуктов и возможности их приготовления;
  • минимальный набор средств повседневного назначения, свидетельствующих о постоянном проживании (туалетные принадлежности, одежда и пр.).

В качестве объекта посягательства выступают общественные отношения, касающиеся обеспечения права, установленного статьей 25 Конституции. Объективную часть рассматриваемого преступления формирует действие — незаконное проникновение. В примечании к статье разъясняется ключевое понятие — предмет посягательства. Это может быть частный (индивидуальный) дом, комната в гостинице, квартира, дача, садовый домик и пр. Противоправными будут действия, направленные и на конструктивные части указанных объектов, если они используются для хранения имущества, отдыха либо удовлетворения иных хозяйственных или личных нужд. В частности, имеются в виду балконы, кладовые, веранды и пр. Жилищем считается и комната в общежитии. В постановлении пленума ВС устанавливаются исключения. В частности, жилищем не признаются помещения, которые не приспособлены и не предназначены для временного либо постоянного проживания. К примеру, таковыми являются обособленные амбары, погреба, гаражи и прочие хозяйственные площади.

Пределы и основания ограничения конституционного права лиц устанавливаются ст. 11 п. 18 и 24 Закона «О милиции» (принятом в период РСФСР) с внесенными в него поправками ФЗ от 1993 г., а также ст. 6, 7 и 9 ФЗ, регламентирующими оперативно-розыскные мероприятия, УПК, п. «е» ФЗ, регулирующим деятельность федеральных органов госбезопасности с дополнениями и изменениями, введенными в него Законом от 1 июля 1993 г. Последний нормативный документ утратил действие в силу принятия ФЗ № 40.

Согласно постановлению пленума ВС, в котором разъясняются некоторые вопросы, касающиеся применения ст. 23 и 25 Конституции, судам надлежит рассматривать материалы, доказывающие необходимость проникновения в жилое помещение, и принимать соответствующее решение. В ст. 165 УПК предусматривается право следователя осуществить обыск незамедлительно в случае, если такая необходимость вызвана обстоятельствами дела. При этом он обязан известить судью после проведения таких действий. Проведенный в таких ситуациях обыск не может квалифицироваться как незаконный. Это обуславливается в первую очередь тем, что УПК выступает как федеральный нормативный документ. Во-вторых, обыск, осуществленный в крайних обстоятельствах, не согласованный предварительно с судьей, но подтвержденный им впоследствии, не может считаться неправомерным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *