Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если родил в 2023 году какие года берются для расчета ежемесячного платежа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ вводит в действие с 1 января 2023 года универсальное детское пособие, которое смогут получать все нуждающиеся семьи с детьми, независимо от их возраста, но не старше 17 лет. В указанных целях закон вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Кто сможет получать универсальное пособие в 2023 году
Ежемесячное пособие с 2023 года будут получать беременные женщины и родители (усыновители, опекуны) детей в возрасте до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину регионального прожиточного минимума.
Среднедушевой доход семьи будут рассчитывать, исходя из суммы доходов всех членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия. Доход определяется путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за указанный период на число членов семьи.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, входит сам заявитель, его супруг (супруга), их несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под их опекой (попечительством), а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения.
В состав семьи для определения права на получение универсального пособия не включают (новая редакция ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):
- лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах в отношении ребенка, о назначении пособия на которого подается заявление;
- лиц, находящихся на полном государственном обеспечении;
- военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда;
- лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
- лиц, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими;
- лиц, находящихся в розыске;
- детей, состоящих в браке.
Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.
— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.
Ольга Баталина:
Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.
- Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
- Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
- И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.
[…]
Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.
- Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
- А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.
— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.
Ольга Баталина:
Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?
В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.
Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.
— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.
Ольга Баталина:
Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.
От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.
Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.
— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.
Ольга Баталина:
И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.
— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 ��нваря 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.
Ольга Баталина:
Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.
Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].
То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.
— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.
Ольга Баталина:
- Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
- Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.
То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.
Как изменится пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2023 года
— Даже если ребенок родится в 2023 году, работающие мамы смогут получать и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из средств страховых взносов, и единое пособие, если она пройдет по его критериям нуждаемости.
Ольга Баталина:
Первая типовая жизненная ситуация — мама во время беременности работала официально, оформила отпуск по беременности и родам (декретный, как говорят, отпуск). И, собственно, эта мама относится к категории застрахованных — за нее работодатель все это время платил страховые взносы. Поэтому после рождения ребенка такая мама, которая у нас оформила декретный отпуск с работы, будет получать пособие по уходу за детьми до полутора лет из средств страховых взносов — из средств Фонда, который сегодня называется социального страхования, а завтра будет называться Социальный фонд. И это пособие будет в размере 40% заработка, который у нее был, но не выше максимальной величины. Она сейчас будет составлять порядка 30 000 рублей. Это одна жизненная ситуация.
[…]
Если мама работающая (напоминаю, она у нас получает пособие из средств страховых взносов), и она, оформив это пособие (оно оформляется работодателем, собственно, и фондом), подаст заявление на единое пособие, если она пройдет по критериям единого пособия, то такая работающая мама будет получать одновременно, естественно, оба пособия — они разные. И пособие до полутора лет за счет средств страховых взносов и, собственно, единое пособие, если она будет соответствовать его условиям.
— Неработающие родители смогут получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет только в том случае, если ребенок родился до 1 января 2023 года. Исключение — если мама обучается по очной форме (в этом случае правила не меняются, и можно будет оформить или пособие по уходу за ребенком, или единое пособие).
Ольга Баталина:
Вторая жизненная ситуация — на момент беременности, рождения ребенка, мама в силу разных причин не работала. У нее не было никакого работодателя, кто платил бы за нее страховые взносы, и поэтому у нее пособие до полутора лет из средств, собственно, страховых взносов не положено. Ей такое пособие будет выплачиваться из средств бюджета.
И вот здесь уже у такого пособия, во-первых, фиксированный размер. Сейчас оно составляет в месяц 7677 рублей. С 1 февраля следующего года оно будет увеличено на размер фактической инфляции за 2022 год. Мы его пока, понятно, знать не можем, но предположительно, по прогнозам Министерства экономического развития, это 12,4%. Соответственно, мы можем предполагать, что с 1 февраля размер этого пособия составит порядка 8600 рублей.
Для вот таких не застрахованных, неработающих мам, оно [пособие до полутора лет] тоже с 1 января объединяется в единое пособие, но сейчас такое пособие есть. Поэтому:
- Если ребенок родился в 2022-м году (до 31 декабря текущего года включительно), то мама имеет право оформить пособие до полутора лет, если ей это удобно и выгодно. Там нет никаких требований сегодня с точки зрения уровня дохода или имущественной обеспеченности. Но и размер, как вы видите, фиксированный. Подать такое заявление она сможет в следующем году, вплоть даже до достижения этим ребенком возраста двух лет. То есть там такой достаточно длительный дан период для подачи заявления на это пособие.
-
Если же ребенок родится после 1 января следующего года, то пособие сохраняется, но условия этого пособия меняются:
- Если мама, о которой идет речь, обучается по очной форме (в научной организации, в системе высшего образования, среднего профессионального образования), то условия пособия до полутора лет для нее не изменятся. Они будут такими же, как и в этом году. То есть без каких-то особенных критериев и требований. Она сможет такое пособие оформить.
- Если же мама не относится к категории обучающихся по очной форме обучения, то тогда условия получения этого пособия — они будут, по сути, аналогичными условиям единого пособия. То есть точно так же среднедушевой доход не выше одного прожиточного минимума, имущественная нуждаемость (обеспеченность) и, собственно, правило нулевого дохода. Соответственно, такой маме, как мне представляется, целесообразно попробовать и подать все-таки заявление на единое пособие, потому что размер единого пособия, очевидно, выше (он в максимальном размере — это 100% прожиточного минимума на детей).
Одновременно получать и пособие по уходу за ребенком (опять мы говорим только о неработающих мамах), и единое пособие не получится, пособие будет какое-то одно. То есть если сначала будет оформлено, например, пособие по уходу, а потом мама подаст заявление на единое пособие, то с момента назначения единого пособия другое пособие, пособие до полутора лет, оно прекратится. Поэтому здесь, собственно, семья и мама принимает решение сама.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.
Согласно закону РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», все семьи, имеющие рождённых, усыновлённых (удочерённых), а также взятых под опеку (попечительство) детей, имеют право на получение пособия на рождение.
Пособие на рождение выплачивается как работающим, так и неработающим женщинам, при этом размер пособия составляет:
- на рождение первого, второго и третьего ребенка 38 МРП или в 2022 году 120 840 тенге, с 1 января 2023 года – 131 100 тенге;
- на четвёртого и более ребенка 63 МРП или в 2022 году 200 340 тенге, с 1 января 2023 года – 217 350 тенге.
С 1 января 2023 года в России вводится универсальное пособие
С 1 января 2023 года в России водится универсальное пособие для беременных женщин и граждан, имеющих детей до 17 лет. Новое пособие будет носить официальное название – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ).
Право на его получение предоставлено нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, являющимся гражданами РФ и постоянно проживающими на территории России.
Величина пособия будет зависеть от дефицита дохода семьи.
По общему правилу, пособие будут назначать в размере 50 %, 75 % или 100 % регионального прожиточного минимума:
- если пособие выплачивается по факту беременности, в расчет будут брать региональный прожиточный минимум трудоспособного населения,
- если пособие выплачивается на ребенка, то региональный прожиточный минимум на детей.
Какие выплаты на детей заменит новое пособие
Универсальное пособие – это не новая мера поддержки, она заменит и объединит действующие сегодня пособия и выплаты.
Назначение универсального пособия позволит родителям непрерывно получать дополнительные меры поддержки от государства, начиная с беременности, заканчивая достижением ребенком 17 лет. Универсальное пособие объединит:
- Ежемесячное пособие для беременных женщин, которые встали на учет в женской консультации до 12 недели беременности.
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей. Для тех, кто работает, пособие будут платить в прежнем размере.
- Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет (первого и третьего). На второго ребенка выплачивать пособие продолжат из маткапитала.
- Ежемесячное пособие на детей от 3 до 7 лет.
- Ежемесячное пособие на детей от 8 до 17 лет.
Для некоторых семей новое пособие станет более выгодным, другие, напротив, проиграют из-за введения нового порядка.
В таблице представлен актуальный размер пособий в 2022 году и особенности их назначения на текущий момент.
Таблица Размер пособий для беременных и детей в 2022 году
Пособие | В каком размере платят | Размер пособия, р. (среднее значение по России) | С каким доходом семьи платят |
Ежемесячное пособие для беременных женщин | 50% от ПМ для трудоспособного населения | 7586 | Менее 1 ПМ на 1 члена семьи (до 13919 р.) |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей. | В фиксированном размере | 7677,81 *районный коэффициент | Независимо от доходов |
Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет (на первого и третьего) | 100% ПМ на ребенка | 13 501 | Менее 2 ПМ на человека (до 27 838 р.)
Выплаты на третьего ребенка есть не во всех регионах |
Ежемесячное пособие от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет | 50,75,100% ПМ на ребенка | 6750,5
10125,75 13 501 |
Менее 1 ПМ на 1 члена семьи (до 13919 р.) |
Существующая система по начислению и возможные изменения
Пенсия в РФ может выплачиваться гражданам, характеристики которых соответствуют условиям ее назначения, в формате страховой, накопительной и добровольной. Первый вариант относится к категории выплат в фиксированном размере по обязательной страховке, взносы в фонд которой производились работодателем гражданина на протяжении периода официального трудоустройства. На них можно рассчитывать при достижении определенного возрастного предела, выслуги лет, а также при потере возможности работать ввиду состояния здоровья, что подтверждается фактом назначения медицинской комиссией инвалидности. Страховые выплаты полагаются иждивенцам застрахованного кормильца в случае его тяжелой болезни или смерти, которые стали причиной невозможности их обеспечения.
Накопительная пенсия формируется за счет выплат работодателем и полученного дохода от инвестированных взносов государством. На нее могут рассчитывать рожденные после 1967 года граждане в случае, если до конца 2015 года они сделали свой выбор в пользу такого формата выплат.
Добровольная пенсия относится к категории негосударственного пенсионного обеспечения. Участие в этой программе позволит увеличить размер выплаты за счет регулярно производимых в допенсионном периоде взносов человека, к чему также может привлечься его работодатель.
В перспективе новой пенсионной реформы планируется повышение пенсии гражданам за счет задействования средств из нескольких фондов. Однако, при этом будут увеличены требования к страхователю.
Размеры выплат за 3 ребенка в 2023 году
Ниже представлена таблица с данными о том, что положено за третьего ребенка в 2023 году в России и размеры денежных пособий. Чтобы получать все пособия, необходимо вовремя их оформить.
Для каждого собирается отдельный пакет документов. В некоторых случаях потребуется участие отца, если он записан в свидетельство о рождении
Выплата | Размер, руб |
Становление на учет по беременности до 12 акушерских недель | 708,23 |
За рождение или усыновление малыша | 18886,32 |
Пособие по беременности при нормальных родах | До 340795 |
Пособие по беременности при осложненных родах | До 379743 |
Пособие при многоплодной беременности | До 472244,5 |
Выплаты по беременности и родам женам военнослужащих срочников | 29908,46 |
Материнский капитал (при учете, что он не был получен ранее) | 639431,83 |
По уходу за ребенком до полутора лет | Минимум – 7082,85
Максимум – 29600,48 |
Выплаты на новорожденного военнослужащего срочника | 12817,9 |
При проживании ребенка в чернобыльской зоне до 1,5 лет | 3652,44 |
Стоит учесть, что все денежные выплаты ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции.
Какие года можно брать для расчета декретных в 2022 году
Максимум – 24 536,57 руб. Составляет 40% от среднего заработка одного из родителей за два года. Пособие может получить и другой родственник, ухаживающий за ребенком (например, бабушка) В законодательстве нет понятия «декретный отпуск». Некоторые под таким отпуском подразумевают два оплачиваемых отпуска мамам — отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.
На руки она будет получать деньги по одному из них. Минимальный и максимальный размер пособия Минимальная сумма пособия по беременности и родам имеет привязку к МРОТ. Суммы выплат выглядят так: МРОТ, сумма Количество дней отпуска Сумма выплаты (рубли) 9489 140 43615 156 48600 194 60438 Максимальный размер выплат рассчитывается по страховым взносам за предыдущие годы.
Изменения в декретных выплатах в 2022 году
Как было видно в предыдущих параграфах, в некоторых случаях для расчета декретных выплат работодатель прибегает к действующей величине МРОТ (минимальному размеру оплаты труда). Поэтому те женщины, которые получают пособие исходя из МРОТ, крайне заинтересованы в его повышении.
С 1 января 2022 года МРОТ составляет 11 280 рублей. Это значит, что за целиком отработанный месяц работник не может получать зарплату меньше, чем 11 280 рублей. В случае если местный МРОТ субъекта РФ ниже этой величины, компании должны ориентироваться на федеральный показатель. Если выше – могут руководствоваться местной величиной.
Еще одно немаловажное законодательное изменение вступило в силу с 01 января 2022 года. Оно касается поддержки семей, в которых появляются «на свет» первый и второй малыш. Согласно закону семьи, в которых доход на одного члена ниже 1,5 кратного размера, установленного в регионе прожиточного минимума, могут получить дополнительное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Также с 01 января 2018 года начал действовать закон №444-ФЗ от 19.12.2016г., касающейся индексации ежемесячных и единовременных пособий. Согласно этому закону индексация пособий теперь будет осуществляться ежегодно 1 февраля к величине инфляции предыдущего года, за исключением материнского капитала. Его размер решено оставить без изменений до 01 января 2023 года.
Декретные пособия-2022: к каким изменениям стоит подготовиться будущим мамам
Государством предусмотрено несколько видов финансовой помощи, которая оказывается будущим матерям как до рождения ребенка, так и в первые годы его жизни:
- выплата при при постановке на учет в женскую консультацию на сроке беременности до 12 недель (613,14 руб. в месяц);
- единовременная компенсация на рождение малыша (в январе 2018 г. — 16350 руб., а с февраля — 16873 руб.);
- единовременное пособие по беременности и родам;
- ежемесячные выплаты по уходу ребенком в возрасте до 1,5 и 3-х лет.
Первые две суммы являются фиксированными, а остальные рассчитываются по специальным формулам.
Размер пособия по беременности и родам определяется исходя из суммы среднего заработка будущей мамы за двухлетний период, предшествующий году ухода в декрет, либо на основании МРОТ.
Размер пособия рассчитывается по следующей формуле:
Сумма отпускных по БиР = СД х ПО
Продолжительность отпуска по БиР (ПО) — берется из листка нетрудоспособности, который выдает наблюдающий врач. При этом учитывается момент составления заявления беременной сотрудницы на предоставление отпуска.
Среднедневной заработок (СД) — определяется путем деления общего заработка за расчетный период на расчетные дни.
Размер декретных пособий при уходе в отпуск с места работы получается:
- при расчете единовременной выплаты по беременности и родам — СД х число дней декретного отпуска (140, 156 или 194);
- при расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком — СД х 30,4 (среднее количество дней в одном месяце за год), и умноженную на коэффициент 0,4.
Одновременная выплата зарплаты и декретных запрещена.
Чтобы определить сумму СД, нужно начисленную за два предыдущих календарных года зарплату разделить на 730 дней (или на 731, если один год периода был високосным).
В этот расчет не включаются:
- периоды нахождения на больничном, не связанным с декретом (общее заболевание, травма), а также больничный по беременности и родам;
- оплачиваемые дни освобождения от работы по уходу за ребенком-инвалидом, а также отпуск по уходу за ребенком;
- время освобождения от работы с сохранением оклада (полностью или частично).
Если до декрета вы трудились в нескольких компаниях, то можно оформить пособие на каждом месте работы. Однако ежемесячные выплаты после рождения ребенка будет осуществлять только один из ваших работодателей.
Для расчета минимальной суммы пособия по БиР базой для исчисления среднедневного заработка декретницы является МРОТ. Таким образом, в 2017 г. минимальный размер данной выплаты составлял:
- 34520,55 руб. — для обычных родов;
- 38465,75 руб. — при сложных родах;
- 47835,62 руб. — в случае многоплодной беременности.
Так как с 2018 г. МРОТ вырос, размеры минимальных выплат для будущих мам тоже увеличатся — примерно на 3,5 тыс. руб.
В этом году также планируется повышение минимальных ежемесячных пособий по уходу за детьми. С 01.01.2018 г. вырастет МРОТ и произойдет индексация выплат.
Индекс составляет 1,032. Суммы будут примерно следующие:
- 3163,79 руб. — по уходу за первым ребенком;
- 6327,57 руб. — на второго и последующих детей.
В 2018 г. размеры пособий по беременности и родам увеличены.
Максимальные размеры пособий по беременности и родам составляют:
- 282106,70 руб. — за обычные роды;
- 314346,24 руб. — за роды с осложнениями;
- 390917,76 руб. — за двойню, тройню и т.д.
Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 26152,32 руб. для работающих женщин, которые пойдут в декрет в 2019 г., и чья зарплата позволит получить такую сумму.
Размеры пособия могут быть следующими:
- 100 % среднедневного заработка — трудоустроенным женщинам;
- 12 792 руб. в 2021 году — для сотрудниц, чей стаж менее 6 месяцев, пособие не превышает МРОТ;
- 708,23 руб. с 1 февраля 2021 года — безработным по причине ликвидации компании;
- сумма стипендии — студенткам очного отделения;
- денежное довольствие — женщинам-контрактницам на военной службе.
Также с июня 2020 года изменились правила расчета среднего заработка для сотрудников, у которых в течение двух предшествующих лет не было зарплаты или она оказалась ниже МРОТ. Теперь у декретниц, которые работают в местности с районным коэффициентом, при сравнении среднего заработка с МРОТ нужно учитывать установленный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ). Раньше средний заработок рассчитанный по доходу сравнивался с МРОТ × 24 / 730 (без РК) и только в случае если он оказался меньше, и расчёт шёл по МРОТ применялся районный коэффициент к конечной сумме пособия.
Сумма «декретного» пособия зависит от того, какие года принимаются в качестве расчетного периода, от предельной величины выплат, которые можно учесть, и от МРОТ.
Если стаж будущей мамы больше 6 месяцев, пошаговая инструкция по определению «декретных» будет выглядеть так:
Шаг 1. Выбрать расчетный период. В расчет берутся два года, предшествующих «декретному» отпуску. Например, если декрет в 2021 году, значит, расчетные годы — 2019 и 2020.
Закон позволяет «двигать» расчетный период, если женщина не получала в идущих перед отпуском годах доход по причине другого декрета или по уходу за ребенком до 1,5 лет. Отметим, что допустима замена обоих годов.
Шаг 2. Определить сумму выплат за расчетный период. Доход за расчетные годы должен состоять только из выплат, которые облагались страховыми взносами. При этом учитываемые суммы не могут превышать предельных значений. Максимальный размер дохода с 2010 по 2021 год смотрите в таблице:
Год |
Предельная сумма дохода, тыс. руб. |
---|---|
2021 |
966 |
2020 |
912 |
2017 |
755 |
2016 |
718 |
2015 |
670 |
2014 |
624 |
2013 |
568 |
2012 |
512 |
2011 |
463 |
2010 |
415 |
Пособие по беременности и родам в 2021: как рассчитать и получить выплаты
Расчетный период — два года, предшествующих наступлению страхового случая.
При наступлении отпуска в 2021 году расчетный период — 2019 и 2020 годы. В него включается реальное количество календарных дней. При исчислении пособия по беременности и родам в 2020 году в расчет войдет 731 календарный день (365 дней — в 2019 году и 366 дней — в 2020 году).
Периоды, которые следует исключить из расчета:
- периоды временной нетрудоспособности;
- периоды отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком;
- периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы в ФСС РФ.
Если в 2018 и 2019 году работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то при расчете пособия по беременности и родам в 2020 году можно заменить годы расчетного периода непосредственно предшествующими (не любыми!), то есть только 2016–2017 годами.
Обратите внимание: такая замена должна привести к увеличению размера пособия, рассчитываемого в 2020 году. При этом заменить можно только один из годов расчетного периода.
Что будет со старыми пособиями на детей
Введение в России универсального детского пособия не отменяет права семей на получение так называемых путинских выплат — речь идет о помощи от государства, которая оказывается семьям, где воспитываются первые, вторые дети младше трех лет. В отличие от нового единого пособия, соответствующие выплаты смогут получать и российские семьи с нормальным доходом — он может составлять до двух размеров регионального прожиточного минимума (ПМ).
Размер соответствующего пособия, в отличие от единой выплаты, не дифференцируется — помощь оказывается в размере одного «детского» ПМ (прожиточного минимума) по региону. На первого родившегося в семье ребенка средства выделяются из бюджета государства, на второго — из средств, положенных в рамках материнского капитала. В некоторых регионах РФ аналогичное пособие выплачивалось и при рождении третьего ребенка.
Единое пособие не будет включать в себя так называемые декретные выплаты — помощь, которая оказывается женщинам по беременности и родам; по уходу за ребенком от рождения до полутора лет.
Такие выплаты осуществляются за счет уплаченных женщиной страховых взносов, то есть средств, которые вносил ее работодатель.
Как и прежде, российские женщины смогут получать материнский капитал — на него новые единые пособия не повлияют и с ним объединяться в 2023 году не будут.